Налоговые вычеты и порядок их применения (ст. 171 – 172 НК РФ). 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговые вычеты и порядок их применения (ст. 171 – 172 НК РФ).



Налоговый вычет – это уменьшение общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченные налогоплательщиками по иным основаниям (например, с авансов, штрафов и т.п.).

Вычетам подлежат суммы НДС (ст. 171 НК РФ):

– предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в отношении товаров (работ, услуг), признаваемых объектами налогообложения и приобретаемых для перепродажи;

– уплаченные покупателями – налоговыми агентами;

– предъявленные продавцами налогоплательщику – иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах РФ;

– предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них;

– уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

– с авансов в счет предстоящих поставок;

– у налогоплательщика, получившего в качестве вклада в уставный капитал имущество, нематериальные активы и имущественные права, которые были восстановлены акционером.

Операции, по которым суммы НДС подлежат отнесению на издержки производства и обращения или на увеличение стоимости, указаны в ст. 170 НК РФ.

Во всех остальных случаях суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, покрываются за счет собственных средств налогоплательщика.

Общие условия принятия сумм налога к вычету:

1) приобретение товаров (работ, услуг) для использования при осуществлении деятельности, подлежащей обложению НДС;

2) наличие счетов-фактур;

3) принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет.

С 01.01.2001 г. принятие НДС к вычету возможно только при фактическом наличии счетов-фактур. Следовательно, принятие сумм налога к вычету при наличии других условий станет возможным толь­ко в тот период, в котором указанные счета-фактуры будут получены налогоплательщиком.

Порядок применения налоговых вычетов закреплен в ст. 172 НК РФ.

Порядок и формы возмещения НДС (ст. 176 НК РФ).

Возмещение НДС – это специальная процедура, осуще­ствляемая налоговыми органами, которая заключается в воз­врате НДС, уплаченного налогоплательщиком своим постав­щикам по товарам (работам, услугам), либо НДС, уплаченного в соответствии с установленным порядком в бюджет.

Возмещение осуществляется только по отношении двух категорий НДС:

– в отношении налога, уплаченного налогоплательщиком своим поставщикам по товарам (работам, услугам), принимае­мого к вычету, в случае возникновения отрицательной разни­цы между суммами налога, начисленными исходя из налоговой базы, и суммами налога, принимаемыми к вычету;

– в отношении налога, уплаченного в бюджет в связи с осуществлением операций, облагаемых по нулевой ставке.

Возмещение осуществляется в двух видах:

а) путем зачета. Зачет как разновидность возмещения – это учетная налоговая операция, совершаемая налоговым органом, в результате которой погашается задолженность налогоплательщика по уплате недоимки, пени, присужденных налоговых санкций,

б) путем возврата. Возврат как разновидность возмещения – это финансовая операция, осуществляемая органами федерального казначейства, на основе документов, направляемых налоговыми органа­ми, по возврату денежных средств налогоплательщику.

При этом основание для применения того или иного вида возмещения строго урегулирован ст. 176 НК РФ. Возмещение осуществляется в отношении НДС, законно уплаченного поставщику или в бюджет. Зачет (возврат) осуществляется в отношении неправомерно уплаченного или взысканного в бюджет НДС.

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет (ст. 174 НК РФ).

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг, в том числе для собственных нужд) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

Пример

Организация за 2 квартал текущего года имеет следующие показатели:

– выручка от реализации товаров (работ, услуг) – 24000 р. (с НДС);

– сумма, полученная от покупателя в порядке предоплаты - 5000 р. (с НДС);

– отгружена продукция на сумму 4800 р., при этом указанная сумма была внесена в качестве предоплаты в предыдущем налоговом периоде;

– приобретены материальные ресурсы для производственных нужд на сумму 12000 р. (с НДС);

– закуплено оборудование на сумму 9600 р. (с НДС), которое оплачено полностью и поставлено на учет.

Определить сумму НДС за 2 квартал.

1) 24000 р. * 18 / 118 = 3661 р. – сумма НДС к уплате с полученной выручки,

2) 5000 р. * 18 / 118 = 763 р. – сумма НДС к уплате с полученной предоплаты,

3) поскольку была внесена предоплата в предыдущем налоговом периоде за отгруженный в текущем налоговом периоде товар, то НДС уже был учтен в предыдущем периоде,

4) 12000 р. * 18 / 118 = 1831 р. – сумма НДС к возмещению по приобретенным материальным ресурсам для производственных нужд,

5) 9600 р. * 18 /118 = 1464 р.. – сумма НДС к возмещению по закупленному оборудованию,

6) 3661 + 763 – 1831 – 1464 = 1129 р. – сумма НДС в бюджет к перечислению.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Какова экономическая роль НДС?

2 Перечислите категории налогоплательщиков НДС.

3 Какие условия необходимо выполнить лицам, претендующим на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС?

4 Как определяется налоговая база для исчисления НДС?

5 Что является объектом обложения налогом на добавленную стоимость?

6 Какие операции не подлежат обложению НДС?

7 Какие существуют ставки НДС?

8 Как определить дату и момент реализации товаров, работ или услуг?

9 Как определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет?

10 Для чего предназначены счета-фактуры? Какие требования предъявляются к оформлению счетов-фактур.

11 Каковы сроки уплаты НДС в бюджет?

12 Что такое налоговые вычеты и каков порядок их применения по НДС?

13 В каких случаях осуществляется возмещение из бюджета сумм НДС? Каков порядок возмещения НДС?

 

 

Тема 2.2 Акцизы

 

2.2.1 Экономическое содержание и назначение акцизов, их место и роль в налоговой системе РФ

Aкциз является разновидностью косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления, включается в цену продукта и перекладывается на конечного потребителя. Термин «акциз», по мнению ряда исследователей, происходит от голландского exijs (от старофранцузского accise), означавшего «оценка для налогообложения». Также существует мнение о том, что слово «акциз» могло произойти от латинского accidere («вырезать», «отрезать»), что означало «засечки на специальной палке», использовавшейся для измерения количества напитка в сосуде в целях налогообложения.

Акциз наряду с пошлинами явился одной из наиболее ранних форм косвенного налогообложения. Так, акциз на соль и некоторые предметы массового потребления существовал еще в Древнем Риме. В Древнем Китае акциз взимался с чая, напитков, рыбы, тростника, использовавшегося в качестве топлива и для покрытия крыш. В России индивидуальный акциз всегда играл важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию, в том числе «хмельные напитки» – квас, пиво, питной мед.

В современной налоговой системе РФ акцизы были введены в 1992 г. Законом РСФСР «Об акцизах» от 6.12.1991 г. № 1993-1 в связи с началом новой налоговой реформы. Вместе с НДС они заменили налог с оборота на отдельные виды товаров. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главным критерием для отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным были сравнительно более высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы. Поэтому к числу подакцизных, помимо традиционных товаров, были отнесены ковры и хрусталь, икра и рыбные деликатесы, шоколад и автомобильные шины, меховые изделия, одежда из натуральной кожи. Достаточно быстро такой подход показал свою нецелесообразность, и в последующие годы список подакцизных товаров менялся только в сторону сокращения. В 2001 году с введением гл. 22 НК РФ «Акцизы» был значительно пересмотрен механизм взимания акцизов.

Акцизы выступают эффективным фискальным инструментом (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Показатели поступлений акцизов в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2006 – 2008 гг.

 

  Наименование доходов 2006 г. 2007 г. 2008 г.
млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, % млрд р. уд. вес, %
Всего доходов 10642,8   13250,7      
акцизы 270,6 2,5 314,4 2,4 350,1 2,2
Источник: Информация о фактическом исполнении консолидированного бюджета РФ за 2006 – 2008 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.roskazna.ru

 

Акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции, имеющей устойчивый потребительский спрос. Качественное отличие акциза от НДС состоит, во-первых, в том, что объектом обложения акцизами являются обороты только по реализации товаров весьма ограниченного перечня, называемых «подакцизными». Во-вторых, акциз является одноступенчатым косвенным налогом, что означает его уплату только один раз и только на одной стадии цепочки движения подакцизного товара от производителя до конечного потребителя. Как правило, акциз уплачивается производителем подакцизного товара.

Акциз, являясь налогом, который включается в цену товара и тем самым оказывает воздействие на спрос, поскольку фактически его уплата перекладывается на покупателя. Ограничивая спрос, акциз способствует сокращению производства подакцизных товаров, а также регулирует рентабельность производства подакцизных товаров. Облагая акцизами товары, наносящие вред здоровью человека (алкогольная продукция, пиво, табачные изделия), государство стремится ограничить их потребление.

Таким образом, акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они – один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это – средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления социально – вредных товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.004 с.)