Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоговыми агентами, имеющими подразделенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Министерством финансов Республики Беларусь ежегодно утверждается Инструкция о порядке уплаты (зачисления), распределения, возврата налогов, сборов (пошлин) и других доходов, в которой устанавливается порядок перечисления подоходного налога налоговыми агентами, имеющими филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. При утверждении вышеуказанного нормативного акта в пособии по подоходному налогу будут рассмотрены особенности перечисления подоходного налога вышеуказанными налоговыми агентами.
1.9.7. Ответственность налоговых агентов
Налоговые агенты за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательными актами (п. 4 ст. 23 НК).
Примечание. Подробнее об обязанностях налогового агента вы можете узнать в разд. 1.9.2.
В нижеследующей таблице представлена информация об ответственности налоговых агентов и предусмотренных КоАП санкциях за допущенные правонарушения.
-------------------------------- <24> Не являются административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 - 3 ст. 13.7 КоАП, невыполнение или выполнение не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, если им: - своевременно направлено без последующего отзыва поручение банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на перечисление причитающейся суммы налога, не исполненное банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией по причине отсутствия на счете налогового агента средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме; - до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены неудержание и (или) неперечисление в установленный срок суммы налога (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, - до составления акта проверки), удержаны и перечислены причитающиеся суммы налога (ч. 1 примечания к ст. 13.7 КоАП). <25> Для целей применения ч. 1 и 2 ст. 13.7 КоАП во внимание принимается сумма всех налогов, исчисляемых налоговым агентом, определенная по итогам проверки (ч. 2 примечания к ст. 13.7 КоАП). <26> Административные взыскания, предусмотренные ч. 2 ст. 13.7 КоАП, в случае перечисления части ранее не перечисленной суммы налога налагаются по правилам, установленным ст. 7.9 КоАП, в части перечисленной суммы налога. В случае, если в соответствии с ч. 2 ст. 13.7 КоАП штраф подлежит применению в минимальном размере, в два раза уменьшается величина, исчисленная пропорционально уплаченной сумме налога (ч. 3 примечания к ст. 13.7 КоАП). <27> Не является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 13.8 КоАП, непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, если установленный срок превышает 2 рабочих или календарных дня, а просрочка представления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня (примечание к ст. 13.8 КоАП).
ГЛАВА 1.10 НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством (п. 1 ст. 62 НК). Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 2 ст. 62 НК).
1.10.1. Кто обязан вести налоговый учет
Организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы физическим лицам и исчисляющие и удерживающие согласно налоговому законодательству из выплачиваемых ими сумм подоходный налог, признаются налоговыми агентами.
Примечание. Подробнее о том, кто является налоговым агентом, можно узнать в разд. 1.9.1.
Подпункт 3.2 ст. 23 НК возлагает на налоговых агентов (т.е. лиц, являющихся источником выплаты доходов плательщику, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов и пошлин) обязанность по каждому плательщику вести учет: - начисленных и выплаченных доходов; - удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих обязательных платежей. Такой учет ведется налоговыми агентами по каждому физическому лицу. При этом учитываются все выплаченные доходы независимо от их формы и вида (исключение составляют те доходы, которые не являются объектом налогообложения, их перечень определен п. 2 ст. 153 НК). Кроме того, п. 13 ст. 175 НК установлено, что организаторы азартных игр - юридические лица Республики Беларусь обязаны вести учет доходов, выплаченных в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), и удержанного подоходного налога по каждому плательщику. Учет перечисленного в бюджет подоходного налога с таких доходов ведется в целом по всем плательщикам за месяц. Наряду с выполнением функций налоговых агентов индивидуальные предприниматели, нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальном бюро (далее - нотариусы), адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально (далее - адвокаты), являются плательщиками подоходного налога с доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской, нотариальной, адвокатской деятельности. На них распространяется обязанность исчисления и уплаты в бюджет соответствующих сумм налога, а также ведения учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения (подп. 1.1 и 1.3 ст. 22 НК).
1.10.2. Кто не обязан вести налоговый учет
При выплате доходов физическим лицам бывают случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели не являются налоговыми агентами и не должны исчислять, удерживать и перечислять в бюджет подоходный налог. Это происходит при выплате доходов белорусским индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам, которые самостоятельно ведут учет доходов и расходов, исчисляют и уплачивают подоходный налог по доходам, полученным от осуществления своей деятельности. В таком случае организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся источником выплаты доходов этим лицам, вести учет выплаченных им доходов не обязаны.
Пример. Организация, оплатившая индивидуальному предпринимателю приобретенный у него товар или оказанные им услуги, не признается налоговым агентом и не несет обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога при выплате ему дохода. При этом физическое лицо должно предъявить свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и документ о постановке на учет в налоговых органах.
Примечание. Подробнее о том, когда организация не выступает налоговым агентом, можно узнать в разд. 1.9.3.
1.10.3. Форма ведения налогового учета
1.10.3.1. Налоговый учет у налоговых агентов
Налоговый учет по подоходному налогу - это учет объектов налогообложения подоходным налогом и определения налоговой базы подоходного налога. Он ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 62 НК). Поскольку налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, отраженных в первичных учетных документах и формах бухгалтерского учета (п. 2 ст. 62 НК), налоговые агенты могут самостоятельно устанавливать формы ведения налогового учета по подоходному налогу либо применять непосредственно формы бухгалтерского учета, в которых отражаются доходы, выплачиваемые физическим лицам, учитываются налоговые вычеты, производится расчет налоговой базы, указывается сумма исчисленного и удержанного налога.
1.10.3.2. Налоговый учет у индивидуальных предпринимателей (нотариусов, адвокатов)
Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (п. 9 ст. 176 НК). Этот порядок определен Инструкцией по учету доходов и расходов ИП. Для целей налогового учета по подоходному налогу индивидуальными предпринимателями (нотариусами, адвокатами) применяются учетные документы (книги, карточки и др.), установленные п. 7 Инструкции по учету доходов и расходов ИП. Учет должен обеспечивать своевременное и достоверное составление налоговых деклараций (расчетов), а также других документов и сведений, необходимых для исчисления и уплаты подоходного налога, и представление их налоговому органу. При этом учет ведется по простой системе без составления бухгалтерских проводок (п. 3 Инструкции по учету доходов и расходов ИП). Каждая хозяйственная операция, подтвержденная первичным учетным документом, должна быть отражена в соответствующих книгах учета (п. 7 Инструкции по учету доходов и расходов ИП). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они оформлены с учетом требований ч. 2, 3 п. 1 ст. 169 НК (п. 4 Инструкции по учету доходов и расходов ИП).
Примечание. Дополнительно о ведении учета ИП см. консультации.
ГЛАВА 1.11 ЗАЧЕТ (ВОЗВРАТ) ИЗЛИШНЕ УДЕРЖАННОГО И УДЕРЖАНИЕ НЕУДЕРЖАННОГО (НЕ ПОЛНОСТЬЮ УДЕРЖАННОГО) ПОДОХОДНОГО НАЛОГА
1.11.1. Удержание налоговыми агентами неудержанных (не полностью удержанных) сумм подоходного налога
Неудержанные (не полностью удержанные) суммы подоходного налога с доходов плательщиков, полученных в текущем налоговом периоде, удерживаются налоговым агентом до полного погашения образовавшейся у плательщика задолженности по подоходному налогу (ч. 1 п. 2 ст. 181 НК). Если налоговым агентом не удержаны (не полностью удержаны) суммы подоходного налога с доходов плательщиков, полученных в предшествующих налоговых периодах, но не более чем за 3 предшествующих года, эти суммы подоходного налога также подлежат удержанию (п. 4 ст. 181 НК). НК установлен иной порядок удержания подоходного налога с плательщика в случае, если налоговый агент удержать подоходный налог с доходов плательщиков (за исключением физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, - граждан (подданных) иностранного государства и лиц без гражданства (подданства)) не имеет возможности, а именно в следующих случаях: - прекращены выплаты доходов плательщику (в том числе вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине); - доход выплачен в натуральной форме, а удержать исчисленный подоходный налог невозможно по причине отсутствия денежных выплат ему и (или) отказа плательщика внести причитающиеся суммы подоходного налога. В таких случаях налоговый агент обязан в 30-дневный срок со дня выявления им указанных фактов направить в налоговый орган письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу. При этом сообщение направляется в налоговый орган по месту жительства плательщика. В письменном сообщении указываются фамилия, собственное имя, отчество, серия и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства плательщика, размер выплаченного дохода, сумма неудержанного или не полностью удержанного подоходного налога. В свою очередь налоговый орган в 30-дневный срок со дня получения письменного сообщения вручает плательщику извещение на уплату подоходного налога. Уплата подоходного налога плательщиками производится в 30-дневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения. При неуплате плательщиком сумм подоходного налога налоговый орган принимает меры к взысканию сумм в порядке, установленном ст. 59 НК (ч. 2 - 5 п. 2, п. 5, ч. 2 п. 7 ст. 181 НК). Если налоговый агент не имеет возможности удержать исчисленную сумму подоходного налога с доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, - граждан (подданных) иностранного государства и лиц без гражданства (подданства), то эта сумма налога перечисляется в бюджет за счет средств налогового агента. При уплате этими плательщиками подоходного налога ранее уплаченная налоговыми агентами сумма налога подлежит возврату налоговому агенту (п. 6 ст. 181 НК). Если налоговый агент не исполнил (по зависящим от него причинам) в установленный срок обязанность по удержанию у плательщика и (или) перечислению в бюджет исчисленной суммы подоходного налога, то данная сумма налога взыскивается налоговым органом за счет средств налогового агента. Удержание взысканного с налогового агента подоходного налога производится налоговым агентом с доходов плательщика. Если налоговый агент удержать налог не имеет возможности по причине прекращения выплат плательщику, то он направляет налоговому органу по месту жительства плательщика письменное сообщение о задолженности плательщика по подоходному налогу. Налоговый орган в 30-дневный срок со дня получения сообщения вручает плательщику извещение об уплате налога. При уплате плательщиком подоходного налога налоговый орган в течение 30 дней со дня уплаты плательщиком подоходного налога направляет налоговому агенту письменное сообщение о дате и сумме уплаченного налога. Данное сообщение является для налогового агента основанием для самостоятельного возврата подоходного налога за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату (ч. 2 п. 10 ст. 175, ч. 2 - 5 п. 2 ст. 181 НК).
1.11.2. Зачет (возврат) налоговыми агентами излишне удержанного подоходного налога
Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются плательщику (ч. 1 п. 3 ст. 181 НК).
Примечание. Об осуществлении зачета либо возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм подоходного налога см. интервью "Online-конференция "О подоходном налоге".
Возврат подоходного налога осуществляется налоговым агентом при: - прекращении налоговым агентом выплат доходов плательщику (в том числе вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине) (ч. 2 п. 3 ст. 181 НК); - излишнем удержании налоговым агентом сумм подоходного налога с доходов плательщика, полученных в предшествующие налоговые периоды, но не более чем за 3 предшествующих года. При этом проведение перерасчета подоходного налога с доходов, полученных плательщиком в предшествующих налоговых периодах, осуществляется без согласования с налоговым органом (п. 4 ст. 181 НК). Возврат излишне удержанного налога производится за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и перечислению в бюджет, или за счет собственных средств налогового агента с последующим возмещением этих расходов за счет общей суммы подоходного налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет (ч. 2, 3 п. 3 ст. 181 НК). Если налоговый агент не имеет возможности осуществить возврат налога по причине отсутствия выплат доходов физическим лицам (в том числе вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора) либо налоговый агент не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, то возврат подоходного налога производится налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента. Для этого плательщик представляет заявление в этот налоговый орган. Налоговый орган не позднее 5 дней со дня подачи заявления плательщика истребует у налогового агента документы, подтверждающие факт излишнего удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с доходов плательщика. Налоговый агент обязан в 7-дневный срок со дня получения обращения налогового органа представить в налоговый орган вышеуказанные документы. Возврат плательщику излишне удержанного налога производится налоговым органом не позднее 1 месяца со дня подачи заявления плательщиком. Налоговым органом может быть принято решение об отказе в проведении возврата налога, если при рассмотрении заявления плательщика факт излишнего удержания подоходного налога не подтвержден либо налоговым агентом не представлены вышеуказанные документы (ч. 4 - 6 п. 3 ст. 181 НК).
ГЛАВА 1.12 УСТРАНЕНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Доходы, полученные плательщиками - физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от источников за пределами Республики Беларусь, признаются объектом налогообложения (подп. 1.1 ст. 153 НК).
Примечание. Подробнее о плательщиках, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, можно узнать в подразд. 1.1.1.1, о доходах, полученных от источников за пределами Республики Беларусь, - в подразд. 1.2.2.1.
На практике могут возникать ситуации, когда доход плательщика - налогового резидента Республики Беларусь, полученный им за границей, будет облагаться дважды: один раз за границей и второй раз уже в Республике Беларусь. Схожая ситуация и для нерезидентов Республики Беларусь. С доходов, полученных ими от источников в Республике Беларусь, уплачивается подоходный налог с физических лиц. Для того чтобы таких ситуаций не происходило, государства заключают между собой договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства (ст. 8 Конституции Республики Беларусь, п. 1 ст. 5 НК). Если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК).
Примечание. Перечень двусторонних международных соглашений Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения см.: Справочная информация / Международное сотрудничество / Государства, с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры в области налогообложения / Перечень стран, с которыми Республику Беларусь связывают соглашения об избежании двойного налогообложения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.009 с.) |