Налога с сумм социальных выплат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налога с сумм социальных выплат.



 

Работнику организации в январе текущего года был выдана путевка на оздоровление стоимостью 12000000 руб. Стоимость этой путевки освобождается от налогообложения согласно ч. 1 подп. 1.19 ст. 163 НК.

За май текущего года работнику начислены:

- заработная плата в размере 15000000 руб.;

- премия за добросовестный труд и в связи с профессиональным праздником в сумме 5000000 руб.

Организация является для работника местом основной работы.

Работник имеет несовершеннолетнего ребенка.

Срок выплаты заработной платы за май - 10 июня.

Стоимость путевки на оздоровление и выданная премия в совокупности освобождаются от налогообложения в сумме, не превышающей 14940000 руб. (подп. 1.19 ст. 163 НК). Сумма этих доходов превысила указанный предел на 2060000 руб. (12000000 руб. + 5000000 руб. - 14940000 руб.). Это превышение подлежит налогообложению.

Сумма налогооблагаемого дохода за май составит 17060000 руб. (15000000 руб. + 2060000 руб.). Так как облагаемый доход работника превышает сумму 5010000 руб., являющуюся основанием для применения стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.1 ст. 164 НК, то работник не имеет права на получение вычета в размере 830000 руб.

Налоговая база за май с учетом стандартного налогового вычета на ребенка (подп. 1.2 ст. 164 НК) составит 16820000 руб. (17060000 руб. - 240000 руб.), исчисленная сумма подоходного налога - 2186600 руб. (16820000 руб. x 13%).

10 июня подоходный налог в сумме 2186600 руб. удержан и перечислен в бюджет. Доход за май в сумме 17813400 руб. (15000000 руб. + 5000000 руб. - 2186600 руб. (без учета других удержаний)) перечислен на счет работника в банке.

 

2.5.4. Особенности налогообложения займов,

предоставленных работникам

 

Наниматель может предусмотреть в коллективном договоре предоставление работникам беспроцентных займов и кредитов (в том числе целевых: на строительство или приобретение жилья, на оплату обучения, на другие цели).

 

Примечание. О порядке предоставления работникам займов и ссуд см. статью "Алгоритм юридических действий по выдаче организацией ссуды на строительство жилья своему сотруднику".

 

Выдача таких займов и кредитов подлежит налогообложению в соответствии с п. 10 ст. 175 НК. Так, при выдаче нанимателями работникам займов и кредитов (за исключением займов и кредитов, указанных в ч. 4 п. 10 ст. 175 НК) подоходный налог исчисляется за счет средств этих нанимателей по ставке 13% (ч. 3 п. 10 ст. 175, п. 1 ст. 173 НК).

Подоходный налог не исчисляется налоговыми агентами с сумм (абз. 1 - 4, 7, 8 ч. 4 п. 10 ст. 175 НК):

- займов и кредитов, выданных белорусскими нанимателями на строительство, в том числе путем приобретения жилищных облигаций, или приобретение одноквартирных жилых домов или квартир лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных исполнительных и распорядительных органах, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами;

- займов и кредитов, выданных белорусскими нанимателями на оплату стоимости обучения в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования физическим лицам, имеющим право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 ст. 165 НК.

 

Пример. Работнику для оплаты его обучения в университете (учреждение образования Республики Беларусь) организацией выдан заем. Работник получает первое высшее образование. Организация с выданного займа подоходный налог не исчисляет при наличии пакета документов, установленного ч. 1 п. 3 ст. 165 НК.

 

- микрозаймов, предоставляемых микрофинансовыми организациями физическим лицам в порядке, предусмотренном законодательством (Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 N 325 "О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций");

- коммерческих займов (ст. 770 ГК);

- кредитов, выдаваемых банками на общих основаниях (ст. 137 БК).

Исчисленный с сумм займов и кредитов подоходный налог уплачивается в бюджет за счет средств нанимателей не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита (ч. 3 п. 10 ст. 175 НК).

По мере погашения работниками займов, кредитов ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившему налог нанимателю. Возврат осуществляется нанимателями самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов работников, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату (ч. 3 п. 10 ст. 175 НК).

В случае невозврата (неполного возврата) работником займа, кредита в установленный срок возврат суммы налога, уплаченного за счет средств налогового агента, осуществляется налоговым агентом посредством удержания суммы налога у него в порядке, установленном ст. 175 и ч. 1 п. 2 ст. 181 НК, а в случае, указанном в ч. 2 п. 2 ст. 181 НК, такой возврат осуществляется налоговым агентом в соответствии с ч. 5 п. 2 ст. 181 НК (ч. 3 п. 10 ст. 175 НК).

 

Примечание. О налогообложении займов, выдаваемых работникам, см. консультации.


 

Обратите внимание! При погашении работниками предоставленных займов, указанных в абз. 2 и 3 ч. 4 п. 10 ст. 175 НК, им может быть предоставлен соответственно имущественный и социальный налоговый вычет

 

Примечание. Подробнее о порядке предоставления указанных имущественного и социального налоговых вычетов можно узнать в подразд. 1.3.3.1 и в подразд. 1.3.2.1.

 

ГЛАВА 2.6

РАБОТНИК-ИНОСТРАНЕЦ

 

Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь определяют Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 N 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (далее - Закон N 105-З) и иные акты законодательства Республики Беларусь, в том числе международные договоры Республики Беларусь. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе N 105-З, то применяются правила международного договора (ст. 3 Закона N 105-З).

К иностранцам относятся:

- иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства;

- лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства (абз. 10, 11 ст. 1 Закона N 105-З).

 

2.6.1. Статус иностранца в Республике Беларусь

 

Иностранцы могут временно пребывать, временно и постоянно проживать в Республике Беларусь.

Порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания иностранцев в Республике Беларусь устанавливается Законом N 105-З и иными актами законодательства Республики Беларусь (ст. 38 Закона N 105-З).

 

Примечание. Подробнее о правовом статусе иностранцев см. гл. 1 путеводителя по кадровым вопросам "Иностранные работники".

 

2.6.2. Порядок получения специального разрешения на право

занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь,

а также разрешения на привлечение в Республику Беларусь

иностранной рабочей силы

 

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, с учетом следующих ограничений:

- они не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах;

- не вправе занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, определяется специальными законодательными актами Республики Беларусь. Эта категория иностранцев не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, вправе осуществлять разовую реализацию товаров на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах по специальным разрешениям (ст. 11, 19, 20 Закона N 105-З).

Иностранцы, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавшие в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющие такую деятельность в Республике Беларусь, могут осуществлять трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии получения специального разрешения и заключения трудового договора (ч. 2 ст. 23, абз. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З "О внешней трудовой миграции" (далее - Закон N 225-З)).

 

Примечание. О порядке получения иностранцами специального разрешения на занятие трудовой деятельностью в Республике Беларусь см. подразд. 2.1 путеводителя по кадровым вопросам "Иностранные работники".

 

Кроме того, для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем 10 человек, наниматель обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (ч. 1 ст. 26 Закона N 225-З, п. 2 Инструкции N 247).

 

Примечание. О порядке получения нанимателями разрешения на привлечение иностранной рабочей силы см. подразд. 2.1 путеводителя по кадровым вопросам "Иностранные работники".

 

2.6.3. Заключение с иностранцем трудового договора

 

Особенности регулирования труда трудящихся-иммигрантов устанавливаются законодательством и международными договорами Республики Беларусь. Трудящийся-иммигрант - иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь (ст. 323 ТК, абз. 10 ст. 1 Закона N 225-З).

 

Примечание. О заключении трудового договора с иностранцем см. подразд. 2.3 путеводителя по кадровым вопросам "Иностранные работники".

 

2.6.4. Как исчислить, удержать и перечислить

подоходный налог с выплат иностранным работникам

 

Налогообложение доходов иностранных работников осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь (ст. 34 Закона N 225-З). Налоговое законодательство Республики Беларусь - это система принятых нормативных правовых актов, которая в том числе включает Налоговый кодекс Республики Беларусь, принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, международные договоры Республики Беларусь (абз. 1, 2, 4 п. 1 ст. 3 НК).

По общему правилу доходы, полученные иностранными работниками от источников в Республике Беларусь, признаются объектом обложения подоходным налогом (ст. 152, подп. 6.2 ст. 13, подп. 1.1 ст. 153 НК). Отметим, что доходы некоторых категорий граждан иностранных государств согласно ст. 161 НК освобождаются от налогообложения (к ним, в частности, относятся главы, а также персонал дипломатических представительств иностранных государств, имеющих дипломатический ранг).

Налоговые агенты, выплачивающие доходы иностранным работникам, обязаны исчислить, удержать с доходов этих плательщиков и перечислить в бюджет подоходный налог (п. 1 ст. 175 НК). Для доходов, облагаемых по ставкам 13%, 9%, налоговая база определяется за каждый календарный месяц как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со статьями 164 - 166 и 168 НК, с учетом особенностей, предусмотренных гл. 16 НК (п. 3 ст. 156 НК).

При наличии оснований плательщику могут быть предоставлены:

- стандартные налоговые вычеты (п. 3 ст. 164 НК);

- социальные налоговые вычеты (п. 2 ст. 165 НК);

- имущественные налоговые вычеты (п. 2, 3 ст. 166 НК);

- профессиональный налоговый вычет, установленный подп. 1.3 ст. 168 НК (ч. 2 п. 4 ст. 168 НК).

 

Примечание. Подробнее о применении вычетов см. главу 1.3.

 

Если работник-иностранец является резидентом иностранного государства, то при налогообложении его доходов учитываются правила, установленные международными договорами, которые имеют приоритет над национальными законодательными актами. Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК). Согласно общепризнанному принципу международного права международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор (соглашение), имеет приоритет перед национальным законодательством.

 

Примечание. Перечень двусторонних международных соглашений Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения см.: Справочная информация / Международное сотрудничество / Государства, с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры в области налогообложения / Перечень стран, с которыми Республику Беларусь связывают соглашения об избежании двойного налогообложения.

 

Международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения может быть предусмотрено льготное налогообложение, а именно:

- налогообложение по пониженным налоговым ставкам;

- получение налоговых вычетов или налоговых льгот.

В этом случае плательщик обязан представить налоговому агенту и (или) в налоговый орган по месту постановки на учет подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, выданное (заверенное) налоговым или иным компетентным органом иностранного государства (п. 2 ст. 182 НК).

Отметим, что в целях освобождения от уплаты подоходного налога с физических лиц или уплаты подоходного налога с физических лиц по пониженным ставкам налоговый агент обязан представить данное подтверждение в налоговый орган (ч. 8 п. 2 ст. 182 НК).

 

Примечание. О том, что налоговый агент обязан представить подтверждение в налоговый орган, см. интервью "Онлайн-конференция "Налогообложение деятельности иностранных организаций в Беларуси".

 

Пример. В университет сроком на 2 месяца принят на работу по трудовому договору для прочтения курса лекций преподаватель, который представил подтверждение того, что он является резидентом Королевства Бахрейн.

Согласно международному договору, заключенному Республикой Беларусь и Королевством Бахрейн, если преподаватель, являющийся резидентом Королевства Бахрейн, получает вознаграждение при преподавании на территории Республики Беларусь, то данное вознаграждение облагается налогом только в Королевстве Бахрейн. При этом указанное положение применяется к периодам, которые не превышают 24 месяца с даты приезда преподавателя в Республику Беларусь для целей образования (п. 3 Конвенции между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Бахрейн об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество).

Исходя из вышеизложенного в рассматриваемой ситуации налогообложение вознаграждения преподавателя осуществляется в Королевстве Бахрейн, следовательно, при выплате университетом вознаграждения за прочтение курса лекций подоходный налог не удерживается.

 

В отношении налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) государств - членов Евразийского экономического союза необходимо учитывать положения Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС). Согласно ст. 73 Договора о ЕАЭС доходы налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) государств - членов ЕАЭС в связи с работой по найму этих граждан в Республике Беларусь облагаются по ставкам, установленным в отношении таких доходов налоговым резидентам Республики Беларусь. Отметим, что нормы НК не противоречат положениям ст. 73 Договора о ЕАЭС, т.е. согласно ст. 173 НК доходы граждан (налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием)) государств - членов ЕАЭС облагаются подоходным налогом по той же ставке, что и доходы налоговых резидентов Республики Беларусь.

 

Примечание. Перечень государств - участников ЕАЭС см.: СПС "КонсультантПлюс: Беларусь" / Справочная информация / Международное сотрудничество / Интеграционные объединения на постсоветском пространстве / 5. Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

 

Налоговые агенты, выплачивающие на территории Республики Беларусь доходы гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства), обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о таких доходах. Данные сведения представляются не позднее 1 апреля 2017 г. в электронном виде и оформляются в форме справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме согласно приложению 3 к Постановлению N 100 (ч. 3 п. 11 ст. 175 НК, ч. 2 п. 8 Инструкции N 100). Так как 1 апреля 2017 г. приходится на выходной день, сведения за 2016 год представляются не позднее ближайшего следующего за ним рабочего дня, т.е. 3 апреля 2017 г. (ч. 6 ст. 3-1 НК).

 

Примечание. Подробнее о порядке представления сведений см. в разд. 3.1.1.

 

ГЛАВА 2.7

ДОГОВОР ПОДРЯДА

 

2.7.1. Оформление договоров подряда

 

Договоры подряда являются наиболее распространенными гражданско-правовыми договорами, заключаемыми между организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. При их заключении необходимо руководствоваться соответствующими нормами гражданского законодательства и в первую очередь - ГК.

Договор подряда - это договор, при котором одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы) (п. 1 ст. 656 ГК).

В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При этом цена включает в себя компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В этом случае смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (ст. 663 ГК). Типовая форма сметы на выполнение работ по договору подряда законодательством не утверждена. Как правило, смета согласовывается сторонами и включает в себя описание выполняемых работ, их объемы, размер вознаграждения за выполненные работы. Размер вознаграждения по договору подряда также законодательством не регулируется и устанавливается на основании договоренности сторон.

Сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п. 4 ст. 708 ГК).

Следует учитывать, что при заключении с физическими лицами договоров подряда, предметом которых является выполнение работ, обязательным условием является применение норм Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 N 314 "О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам".

 

Примечание. О выполнении физическими лицами работ по гражданско-правовым договорам см. статьи:

- "Поручаем выполнение работ (оказание услуг) физическим лицам по гражданско-правовым договорам (часть 1)";

- "Поручаем выполнение работ (оказание услуг) физическим лицам по гражданско-правовым договорам (часть 2)".

 

2.7.2. Налогообложение вознаграждений по договорам подряда

 

Физические лица, получающие вознаграждение по договорам подряда, являются плательщиками подоходного налога (ст. 152 НК).

Доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь, признаются объектом налогообложения подоходным налогом (п. 1 ст. 153 НК). При этом к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся в том числе вознаграждения за выполненные работы. Такие вознаграждения, получаемые плательщиками от белорусских организаций, белорусских индивидуальных предпринимателей (нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально), иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, признаются доходами, полученными от источников в Республике Беларусь, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 ст. 154 НК).

 

2.7.3. Исчисление, удержание и перечисление в бюджет

подоходного налога с вознаграждений по договорам подряда

 

Организации и индивидуальные предприниматели, которые являются источником выплаты таких доходов плательщикам и на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у плательщиков и перечислению в бюджет налога, признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 23 НК).

 

Примечание. Подробнее о том, кто признается налоговым агентом по подоходному налогу, можно узнать в разд. 1.9.1.

 

Налоговые агенты, являющиеся источниками выплаты дохода, обязаны исчислить подоходный налог, удержать исчисленную сумму налога у плательщика, перечислить в бюджет удержанную у плательщика сумму налога (п. 1, 2 ст. 175 НК). При этом исчисление подоходного налога налоговыми агентами производится без учета доходов, полученных плательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм подоходного налога (ч. 2 п. 7 ст. 175 НК).

 

Примечание. Подробнее об исчислении, удержании и уплате налоговыми агентами подоходного налога можно узнать в разд. 1.9.5.

 

Исходя из норм ст. 173 НК доходы физических лиц по договорам подряда облагаются только по ставке 13%.

По указанным доходам, облагаемым по ставке 13%, налоговая база по подоходному налогу определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст. 164, 165, подп. 1.1 ст. 166 НК. При этом из начисленного дохода производится вычитание стандартных налоговых вычетов в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется подоходный налог (ч. 1 п. 3 ст. 156 НК).

 

Примечание. Подробнее о порядке расчета налоговой базы и о порядке предоставления вычетов можно узнать в гл. 1.4 и 1.3.

 

При получении вознаграждения по договору подряда определение налоговой базы для исчисления подоходного налога производится с учетом особенностей применения налоговых вычетов:

1. Если физическое лицо получает доход по договору подряда от организации, являющейся местом его основной работы (службы, учебы), то оно имеет право на получение по такому месту налоговых вычетов, установленных ст. 164, 165, подп. 1.1 ст. 166 НК (ч. 1 п. 3 ст. 164, ч. 1 п. 2 ст. 165, ч. 1 п. 2 ст. 166 НК).

При этом для целей применения вычетов, в том числе для определения права на стандартный налоговый вычет в размере 830000 руб., суммируются все доходы, полученные физическим лицом по месту основной работы (службы, учебы): и сумма заработной платы, и сумма вознаграждения по договору подряда, и другие доходы, подлежащие налогообложению.

 

Пример. Физическому лицу за апрель текущего года по месту основной работы начислены:

- заработная плата - 5500000 руб.;

- вознаграждение по договору подряда - 2000000 руб.;

- материальная помощь - 1000000 руб. (другие социальные выплаты в текущем календарном году не выплачивались).

Материальная помощь, полученная по месту основной работы, освобождается от налогообложения в пределах 14940000 руб. (ч. 1 подп. 1.19 ст. 163 НК).

На предоставление стандартного налогового вычета в размере 830000 руб. это лицо права не имеет, так как сумма налогооблагаемого дохода составила 5500000 руб. (5500000 руб. + 2000000 руб.), что превышает 5010000 руб. (подп. 1.1 ст. 164 НК).

 

Примечание. Определения мест основной работы, службы, учебы в целях главы 16 НК даны в ч. 2 подп. 2.14 ст. 153 НК.

 

2. Если физическое лицо получает доход по договору подряда от организации, которая не является для него местом основной работы (службы, учебы), и при этом места основной работы (службы, учебы) у него нет, то оно имеет право на стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 164 НК. Однако на другие налоговые вычеты (социальные и имущественный) в организации, не являющейся местом его основной работы (службы, учебы), оно права не имеет (ч. 2 п. 3 ст. 164, ч. 1 п. 2 ст. 165, ч. 1 п. 2 ст. 166 НК).

При отсутствии места основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику налоговым агентом по его письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии трудовой книжки - по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия. Кроме того, плательщик при отсутствии места основной работы (службы, учебы) может получать доходы от нескольких налоговых агентов, выполняя у них работы по договору подряда. В этом случае стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены только одним налоговым агентом по выбору плательщика (ч. 2 п. 3 ст. 164 НК).

 

Пример. Физическое лицо в марте текущего года работало по договорам подряда в организациях ООО "А", УП "В" и УП "С", где ему был начислен доход, подлежащий налогообложению, в размере 1000000 руб., 1500000 руб. и 500000 руб. соответственно. При этом физическое лицо в марте этого же года места основной работы не имело.

В данном случае при исчислении подоходного налога физическое лицо имеет право на получение стандартных налоговых вычетов, установленных п. 1 ст. 164 НК, только у одного из вышеперечисленных налоговых агентов по выбору. При этом вычет предоставляется налоговым агентом на основании письменного заявления этого физического лица при предъявлении им трудовой книжки. Если трудовая книжка отсутствует, то в своем заявлении физическое лицо обязано указать причину отсутствия трудовой книжки.

 

Налоговые агенты, предоставившие плательщику стандартные налоговые вычеты не по месту основной работы (службы, учебы), не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, направляют информацию о предоставлении указанных вычетов в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке, установленном п. 8 Инструкции N 100, в форме справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц, согласно приложению 3 к Постановлению N 100 (ч. 2, 3 п. 11 ст. 175 НК).

 

Примечание. Подробнее о порядке предоставления этих сведений и заполнения указанной справки можно узнать в разд. 3.1.1.

 

3. Если физическое лицо имеет место основной работы (службы, учебы) и при этом получает доход по договору подряда в другой организации, которая не является для него местом основной работы (службы, учебы), то права на налоговые вычеты в организации, не являющейся местом основной работы (службы, учебы), у него нет (они предоставляются по месту основной работы (службы, учебы)) (ч. 1 п. 3 ст. 164, ч. 1 п. 2 ст. 165, ч. 1 п. 2 ст. 166 НК).

При этом социальные налоговые вычеты, установленные ст. 165 НК, и имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 ст. 166 НК, по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы), к которым в том числе относится и вознаграждение по договору подряда, предоставляются плательщикам налоговым органом по окончании календарного года при подаче налоговой декларации (расчета) (ч. 1 п. 2 ст. 165, ч. 1 п. 2 ст. 166 НК). Вычеты по доходам, полученным плательщиком не по месту основной работы (службы, учебы), предоставляются налоговым органом вне зависимости от наличия у него места основной работы (службы, учебы).

Исчисление подоходного налога применительно ко всем доходам, в отношении которых применяются налоговая ставка 13%, производится налоговыми агентами ежемесячно (п. 3 ст. 175 НК). Причем доходы, выплачиваемые по договорам гражданско-правового характера (в частности, по договорам подряда), включаются в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются (абз. 3 п. 1-2 ст. 172 НК).

 

Примечание. Расчет подоходного налога с доходов плательщиков можно произвести с помощью калькулятора.

 

Исчисленный подоходный налог налоговые агенты удерживают непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате (ч. 1 п. 8 ст. 175 НК).

Перечисление сумм исчисленного и удержанного подоходного налога налоговые агенты обязаны произвести не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (ч. 3 п. 9 ст. 175 НК).

 

Пример исчисления, удержания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.078 с.)