И финансовыми инструментами срочных сделок



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И финансовыми инструментами срочных сделок



 

1.4.5.1. Доходы по операциям с ценными бумагами

 

Ценной бумагой являются документ либо совокупность определенных записей, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные и неимущественные права (п. 1 ст. 143 ГК). К ценным бумагам относятся государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг (ч. 1 ст. 144 ГК). Порядок совершения сделок со всеми видами ценных бумаг установлен вступившим в силу с 1 января 2016 г. Законом Республики Беларусь от 05.01.2015 N 231-З "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 231-З), а также Инструкцией о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 N 112.

К доходам, являющимся объектом обложения подоходным налогом, относятся доходы, полученные от отчуждения ценных бумаг:

- акций или иных ценных бумаг белорусских организаций (подп. 1.5.3 ст. 154 НК);

- акций или иных ценных бумаг иностранных организаций на территории Республики Беларусь (подп. 1.5.2 ст. 154 НК);

- акций или иных ценных бумаг иностранных организаций за пределами территории Республики Беларусь (абз. 8 ст. 155 НК).

При этом белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь (п. 1, 2 ст. 14 НК).

Не признаются объектом налогообложения доходы, полученные:

- участником акционерного общества при его ликвидации в размере, не превышающем сумму фактически произведенных им расходов на приобретение акций этого акционерного общества. При этом размер полученного участником акционерного общества дохода и фактически произведенные им расходы на приобретение акций этого акционерного общества подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату фактического получения дохода и на день осуществления расходов на приобретение акций (подп. 2.25-1 ст. 153 НК);

 

Примечание. О применении данной нормы см. консультацию.

 

- участником (акционером) организации в виде увеличения номинальной стоимости акций, произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров) либо изменяют ее менее чем на 0,01% (подп. 2.26 ст. 153 НК);

- плательщиками от операций, связанных с отношениями физических лиц, состоящих в соответствии с законодательством между собой в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного (подп. 2.1 ст. 153 НК) (например, если ценные бумаги реализованы плательщиком близким родственникам, то такой доход не является объектом налогообложения).

Освобождаются от налогообложения доходы, полученные от операций с ценными бумагами, перечисленные в подп. 1.23, 1.24, 1.24-1 ст. 163 НК. В частности, это:

1) доходы плательщиков (подп. 1.23 ст. 163 НК):

- полученные по государственным ценным бумагам бывшего СССР и Республики Беларусь;

- полученные по облигациям Национального банка Республики Беларусь, эмитируемым при осуществлении денежно-кредитного регулирования, в том числе в целях формирования золотовалютных резервов Республики Беларусь;

- полученные от реализации (погашения) облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций выше их текущей стоимости на день продажи;

- полученные от реализации и погашения облигаций банков, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций по цене выше их текущей стоимости на день продажи, определяемой в соответствии с ч. 2 и 3 подп. 2.2 ст. 138 НК;

2) доходы плательщиков, полученные от реализации (погашения) облигаций, эмитированных с 1 апреля 2008 г. юридическими лицами Республики Беларусь, не поименованными в абз. 4 - 7 подп. 1.23 ст. 163 НК, кроме доходов, полученных от:

- реализации таких облигаций свыше их текущей стоимости на день продажи, определяемой в соответствии с ч. 2 и 3 подп. 2.2 ст. 138 НК;

- реализации (погашения) таких облигаций:

физическими лицами - участниками, собственниками имущества юридических лиц, осуществивших эмиссию облигации;

физическими лицами, состоящими в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства с участниками, собственниками имущества юридических лиц, осуществивших эмиссию облигации;

физическими лицами - участниками, собственниками имущества юридических лиц, которые являются участниками, собственниками имущества юридического лица, осуществившего эмиссию облигаций (подп. 1.24 ст. 163 НК).

 

Примечание. О применении данной нормы см. консультации.

 

3) доходы плательщиков, полученные от реализации акций белорусских организаций, отчуждаемых не ранее 3 лет с даты приобретения любому третьему лицу, не являющемуся эмитентом данных акций (подп. 1.24-1 ст. 163 НК);

 

Примечание. О применении данной нормы см. в консультациях.

 

Следует отметить, что в отношении доходов, полученных по операциям с ценными бумагами, можно применить нормы освобождения от налогообложения доходов плательщиков:

- получаемых от физических лиц в виде наследства (подп. 1.17 ст. 163 НК);

- получаемых от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 49470000 руб., в сумме от всех источников в течение календарного года, полученных в результате дарения (подп. 1.18 ст. 163 НК);

- получаемых плательщиками - налоговыми резидентами Республики Беларусь от возмездного отчуждения имущества, полученного по наследству (абз. 5 ч. 1 подп. 1.33 ст. 163 НК).

 

1.4.5.1.1. Налоговая база при получении доходов

по операциям с ценными бумагами

 

При определении налоговой базы подоходного налога по операциям с ценными бумагами учитываются доходы, полученные по таким операциям (ч. 1 п. 1 ст. 160 НК).

Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется как разница между доходами, полученными по операциям с ценными бумагами, и фактически произведенными и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию, погашение и хранение этих ценных бумаг либо налоговым вычетом в размере 10% доходов, полученных по операциям с ценными бумагами, установленным ч. 4 п. 5 ст. 160 НК (ч. 1 п. 5 ст. 160 НК).

При этом расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с применением вычета в размере 10% доходов, полученных по операциям с ценными бумагами (ч. 4 п. 5 ст. 160 НК).

Доходами по операциям с ценными бумагами признаются (ч. 1 п. 2 ст. 160 НК):

- доходы от реализации, погашения ценных бумаг, определяемые исходя из цены их реализации, погашения (оплаты);

- доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные по ценным бумагам, если иное не предусмотрено ст. 160 НК.

Расходами по операциям с ценными бумагами признаются фактически произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы, связанные (ч. 1 п. 4 ст. 160 НК):

- с приобретением, реализацией, погашением и хранением ценных бумаг;

- с исполнением и прекращением обязательств по операциям с ценными бумагами.

К таким расходам относятся (ч. 2 п. 4 ст. 160 НК):

суммы, уплачиваемые эмитенту ценных бумаг в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг;

суммы, уплачиваемые по сделкам с ценными бумагами, в том числе направленные на приобретение таких бумаг;

оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также возмещение понесенных ими расходов, в том числе комиссионное вознаграждение, оплата услуг депозитариев, операций по регистрации покупателя (продавца) на бирже с присвоением ему уникального регистрационного кода, возмещение биржевого сбора;

другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами.

Если ценные бумаги были приобретены плательщиком в собственность на безвозмездной основе или с частичной оплатой, то при налогообложении доходов по операциям по реализации, погашению ценных бумаг в состав документально подтвержденных расходов на приобретение этих ценных бумаг также включаются:

- суммы, с которых был исчислен и уплачен подоходный налог при приобретении таких ценных бумаг;

- суммы, не подлежащие налогообложению и (или) не признаваемые объектами налогообложения в соответствии с действовавшим на момент приобретения этих ценных бумаг законодательством (ч. 4 п. 4 ст. 160 НК).

Если расходы плательщика на приобретение, реализацию, погашение и хранение ценных бумаг не могут быть отнесены непосредственно к расходам на приобретение, реализацию, погашение и хранение конкретных ценных бумаг, то указанные расходы распределяются пропорционально доле стоимостной оценки соответствующих ценных бумаг в общей стоимостной оценке ценных бумаг. При этом стоимостная оценка ценных бумаг определяется исходя из цены приобретения таких ценных бумаг (ч. 5 п. 4 ст. 160 НК).

Документально подтвержденные расходы на приобретение ценных бумаг, произведенные в белорусских рублях, подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день осуществления таких расходов. Определенные в долларах США расходы пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения плательщиком доходов по операциям по реализации, погашению таких ценных бумаг. Если курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком Республики Беларусь на день осуществления расходов на приобретение ценных бумаг, больше курса белорусского рубля по отношению к доллару США, установленного Национальным банком Республики Беларусь на день получения плательщиком доходов по операциям по реализации, погашению таких ценных бумаг, то указанный пересчет не производится (ч. 2, 3 п. 5 ст. 160 НК).

Налоговый вычет по доходам, полученным по операциям с ценными бумагами, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию, погашение и хранение ценных бумаг или в размере 10% доходов, полученных по операциям с ценными бумагами, предоставляется (ч. 5 п. 5 ст. 160 НК):

- в течение налогового периода - налоговым агентом (в том числе профессиональным участником рынка ценных бумаг, совершающим операции по договору комиссии, поручения или иному аналогичному гражданско-правовому договору, эмитентом, приобретающим ценные бумаги собственной эмиссии на неорганизованном рынке);

- по окончании налогового периода - налоговым органом - по доходам по операциям с ценными бумагами, подлежащим налогообложению в соответствии со ст. 178 НК, при подаче им налоговой декларации (расчета).

Налоговая база подоходного налога по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением доверительного управляющего, осуществляющего операции по договорам доверительного управления денежными средствами), определяется отдельно по каждому договору доверительного управления ценными бумагами в порядке, установленном п. 1 - 6 ст. 160 НК, с учетом следующих особенностей (ч. 5 п. 7 ст. 160 НК):

- в расходы плательщика включаются также суммы, уплаченные вверителем и (или) выгодоприобретателем доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов, осуществленных по операциям с ценными бумагами;

- в случае, если при осуществлении доверительного управления осуществляются операции с ценными бумагами, а также возникают иные виды доходов, налоговая база определяется отдельно по каждому виду дохода. При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по операциям с ценными бумагами или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода в общей сумме доходов при доверительном управлении.

Следует отметить, что доверительное управление ценными бумагами предусмотрено ст. 908 ГК. Кроме того, доверительное управление ценными бумагами регламентирует Закон N 231-З. Так, деятельность по доверительному управлению ценными бумагами - деятельность, осуществляемая профессиональным участником рынка ценных бумаг от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока с переданными ему в доверительное управление и принадлежащими другому лицу (вверителю):

- ценными бумагами;

- денежными средствами, предназначенными для приобретения ценных бумаг в целях последующего доверительного управления этими ценными бумагами;

- денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе доверительного управления этими ценными бумагами (ч. 1 ст. 33 Закона N 231-З).

Порядок осуществления деятельности по доверительному управлению ценными бумагами (в том числе права и обязанности доверительного управляющего) установлен Инструкцией о порядке осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 N 112.

Данный вид деятельности лицензируется (подп. 33.4 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 (далее - Положение N 450)).

Доходы (расходы) по операциям с ценными бумагами, полученные (понесенные) в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения доходов (п. 8 ст. 160 НК).

 

1.4.5.1.2. Исчисление, удержание и уплата подоходного

налога при получении доходов по операциям

с ценными бумагами

 

Исчисление подоходного налога по доходам, полученным по операциям с ценными бумагами, производится в соответствии со ст. 174 НК как произведение налоговой базы и налоговой ставки. В отношении этих доходов применяется налоговая ставка в размере 13% (п. 1 ст. 173 НК).

Порядок удержания и уплаты подоходного налога с указанных доходов зависит от источника выплаты таких доходов.

Исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога с доходов по операциям с ценными бумагами осуществляются налоговыми агентами при фактической выплате плательщику доходов в порядке, установленном ст. 175 НК (ч. 2 п. 9 ст. 160 НК). А именно налоговый агент обязан:

- удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате (п. 8 ст. 175 НК);

- перечислить ее в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (п. 9 ст. 175 НК).

При невозможности удержания налоговым агентом подоходного налога по причине отсутствия выплат дохода в денежной форме или недостаточности выплачиваемых плательщику доходов в денежной форме для удержания подоходного налога удержание налога производится в порядке и сроки, установленные п. 2 и 5 ст. 181 НК (ч. 3 п. 9 ст. 160 НК).

 

Примечание. О налогообложении выплачиваемых налоговыми агентами доходов по операциям с ценными бумагами см. консультации.

 

В целях статьи 160 НК налоговым агентом признается лицо (за исключением доверительного управляющего, осуществляющего операции по договорам доверительного управления денежными средствами), от которого плательщик получил доходы по операциям с ценными бумагами по договору комиссии, поручения и иному аналогичному гражданско-правовому договору (ч. 1 п. 9 ст. 160 НК). Налоговым агентом признается в том числе и доверительный управляющий ценными бумагами, который является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которого в силу НК возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет подоходного налога (п. 1 ст. 23 НК). Он исполняет налоговое обязательство, возникающее у вверителя в отношении имущества, переданного в доверительное управление (приобретенного доверительным управляющим за счет средств вверителя в связи с доверительным управлением имуществом), а также по объектам налогообложения, возникающим в связи с доверительным управлением таким имуществом, в случаях, установленных НК (п. 2 ст. 39-1 НК).

 

Примечание. Подробнее о порядке исчисления, удержания и перечисления подоходного налога налоговыми агентами см. разд. 1.9.5.

 

Если доходы по операциям с ценными бумагами получены плательщиком от физических лиц, исчисление и уплата налога осуществляются в порядке, установленном ст. 178 НК: на основании налоговой декларации (расчета), представляемой им в налоговый орган по окончании календарного года, в котором получен доход, при этом декларация должна быть представлена не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, уплата исчисленного налога должна быть осуществлена не позднее 15 мая года, следующего за отчетным календарным годом.

 

Примечание. Подробнее об уплате подоходного налога плательщиками см. разд. 1.8.5.

 

1.4.5.2. Доходы по операциям с финансовыми инструментами

срочных сделок

 

Для целей главы 16 НК финансовым инструментом срочных сделок признается договор, являющийся производным финансовым инструментом, стоимость которого зависит от цены или другого количественного показателя базисного актива договора, предусматривающий реализацию прав и (или) исполнение обязательств по данному договору в будущем. К производным финансовым инструментам относятся опционы, фьючерсы, форварды, свопы и другие производные финансовые инструменты, в том числе представляющие собой комбинацию перечисленных производных финансовых инструментов (ч. 2 п. 1 ст. 160 НК). Понятие базисного актива, фьючерсов и опционов, а также основные правила заключения сделок по ним определены Положением о производных ценных бумагах, утвержденным постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 04.02.2002 N 02/П.

 

1.4.5.2.1. Налоговая база при получении доходов

по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок

 

При определении налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок учитываются доходы, полученные по таким операциям (ч. 1 п. 1 ст. 160 НК).

Налоговая база подоходного налога по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как разница между доходами, полученными по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, и фактически произведенными и документально подтвержденными расходами по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (п. 6 ст. 160 НК).

Доходами по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок признаются доходы от реализации финансовых инструментов срочных сделок и иные доходы по ним, в том числе полученные суммы вариационной маржи и (или) премий (ч. 2 п. 2 ст. 160 НК).

Доходами по операциям с базисным активом финансовых инструментов срочных сделок признаются доходы, полученные от поставки базисного актива при исполнении таких инструментов (ч. 3 п. 2 ст. 160 НК). Доходы по операциям с базисным активом финансовых инструментов срочных сделок включаются (п. 3 ст. 160 НК):

- в доходы по операциям с ценными бумагами, если базисным активом финансовых инструментов срочных сделок являются ценные бумаги;

- в доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, если базисным активом финансовых инструментов срочных сделок являются другие финансовые инструменты срочных сделок;

- в другие доходы плательщика, если базисным активом финансового инструмента срочных сделок не являются ценные бумаги или финансовые инструменты срочных сделок.

Расходами по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок признаются фактически произведенные и документально подтвержденные плательщиком расходы, связанные (ч. 1 п. 4 ст. 160 НК):

- с совершением операций с финансовыми инструментами срочных сделок;

- с исполнением и прекращением обязательств по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

К таким расходам относятся (ч. 2 п. 4 ст. 160 НК):

- периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями финансовых инструментов срочных сделок, в том числе уплаченные суммы вариационной маржи и (или) премий;

- оплата услуг, оказываемых биржевыми брокерами, а также возмещение понесенных ими расходов, в том числе комиссионное вознаграждение, операций по регистрации покупателя (продавца) на бирже с присвоением ему уникального регистрационного кода, услуг по резервированию денежных и (или) иных средств обеспечения исполнения биржевых сделок при приобретении ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, возмещение биржевого сбора;

- другие расходы, непосредственно связанные с операциями с финансовыми инструментами срочных сделок.

Суммы, уплаченные плательщиком за приобретение базисного актива финансовых инструментов срочных сделок, в том числе для его поставки при исполнении такого инструмента, признаются расходами при поставке (последующей реализации) базисного актива (ч. 3 п. 4 ст. 160 НК).

Доходы от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, относимых к сделкам, заключенным в целях снижения рисков изменения цены базисного актива (далее - операции хеджирования), увеличивают налоговую базу подоходного налога по операциям с базисным активом, а убытки ее уменьшают (ч. 1 п. 7 ст. 160 НК). Основанием для отнесения сделок с финансовыми инструментами срочных сделок к операциям хеджирования является расчет, подтверждающий, что их заключение приводит к снижению размера убытков, возможных в результате изменения цены базисного актива (ч. 2 п. 7 ст. 160 НК). Расчет составляется налоговым агентом в произвольной форме отдельно по каждой операции хеджирования и должен содержать следующую информацию (ч. 3 п. 7 ст. 160 НК):

- описание операции хеджирования, включающее наименование базисного актива, планируемые действия относительно базисного актива (покупка, продажа, иные действия), тип финансового инструмента срочных сделок, условия исполнения операции;

- даты начала и окончания операции хеджирования и (или) ее продолжительность, промежуточные условия расчетов;

- объем, дата и цена сделки (сделок) с базисным активом;

- объем, дата и цена сделки (сделок) с финансовыми инструментами срочных сделок;

- информация о расходах на совершение операции хеджирования;

- прогнозируемый размер возможных убытков, которые могли быть получены через определенный срок по сделке с базисным активом, если бы операция хеджирования не проводилась.

Указанные сделки, расчет по которым не содержит указанной информации либо содержит недостоверную информацию, не относятся к операциям хеджирования (ч. 4 п. 7 ст. 160 НК).

Налоговая база подоходного налога по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением доверительного управляющего, осуществляющего операции по договорам доверительного управления денежными средствами), определяется отдельно по каждому договору доверительного управления в порядке, установленном п. 1 - 6 ст. 160 НК, с учетом того что в расходы плательщика включаются также суммы, уплаченные вверителем и (или) выгодоприобретателем доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов, осуществленных по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ч. 5 п. 7 ст. 160 НК).

Доходы (расходы) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, полученные (понесенные) в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения доходов (п. 8 ст. 160 НК).

 

1.4.5.2.2. Исчисление, удержание и уплата подоходного

налога при получении доходов по операциям с финансовыми

инструментами срочных сделок

 

Исчисление подоходного налога по доходам, полученным по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, производится в соответствии со ст. 174 НК как произведение налоговой базы и налоговой ставки. В отношении этих доходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок применяется налоговая ставка в размере 13% (п. 1 ст. 173 НК).

Порядок удержания и уплаты подоходного налога с указанных доходов зависит от источника выплаты такого дохода.

Исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога с доходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок осуществляются налоговыми агентами при фактической выплате плательщику доходов в порядке, установленном ст. 175 НК (ч. 2 п. 9 ст. 160 НК). А именно налоговый агент обязан:

- удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате (п. 8 ст. 175 НК);

- перечислить ее в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (п. 9 ст. 175 НК).

При невозможности удержания налоговым агентом подоходного налога по причине отсутствия выплат дохода в денежной форме или недостаточности выплачиваемых плательщику доходов в денежной форме для удержания подоходного налога удержание налога производится в порядке и сроки, установленные п. 2 и 5 ст. 181 НК (ч. 3 п. 9 ст. 160 НК).

 

Примечание. Подробнее о порядке исчисления, удержания и перечисления подоходного налога налоговыми агентами см. разд. 1.9.5.

 

В целях статьи 160 НК налоговым агентом признается лицо (за исключением доверительного управляющего, осуществляющего операции по договорам доверительного управления денежными средствами), от которого плательщик получил доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок по договору комиссии, поручения и иному аналогичному гражданско-правовому договору (ч. 1 п. 9 ст. 160 НК). Налоговым агентом признается в том числе и доверительный управляющий, который является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которого в силу НК возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет подоходного налога (п. 1 ст. 23 НК). Он исполняет налоговое обязательство, возникающее у вверителя в отношении имущества, переданного в доверительное управление (приобретенного доверительным управляющим за счет средств вверителя в связи с доверительным управлением имуществом), а также по объектам налогообложения, возникающим в связи с доверительным управлением таким имуществом, в случаях, установленных НК (п. 2 ст. 39-1 НК).

Если доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок получены плательщиком от физических лиц, исчисление и уплата налога осуществляются в порядке, установленном ст. 178 НК: на основании налоговой декларации (расчета), представляемой им в налоговый орган по окончании календарного года, в котором получен доход, при этом декларация должна быть представлена не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, уплата исчисленного налога должна быть осуществлена не позднее 15 мая года, следующего за отчетным календарным годом.

 

Примечание. Подробнее об уплате подоходного налога плательщиками см. разд. 1.8.5.

 

1.4.6. Особенности определения налоговой базы, исчисления,

удержания и уплаты подоходного налога при получении доходов

по операциям доверительного управления денежными средствами

 

По договору доверительного управления денежными средствами физическое лицо (вверитель) передает банку или небанковской кредитно-финансовой организации (доверительному управляющему) на определенный срок денежные средства в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление переданными денежными средствами в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя) (ст. 213 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК)). Предметом договора доверительного управления денежными средствами могут являться любые денежные средства, принадлежащие вверителю на праве собственности (ст. 217 БК).

Денежные средства, переданные в доверительное управление, могут быть использованы доверительным управляющим в соответствии с договором доверительного управления денежными средствами для (ст. 218 БК):

- размещения во вклад (депозит) в целях получения дохода;

- приобретения ценных бумаг (за исключением случаев, когда акции открытых акционерных обществ принадлежат Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам) и управления ими;

- предоставления межбанковских кредитов;

- проведения операций с ценными бумагами, производными ценными бумагами, валютными ценностями и драгоценными металлами.

При получении доходов по операциям доверительного управления денежными средствами плательщиком подоходного налога для целей ст. 160-1 НК признается физическое лицо, выступающее в качестве вверителя и (или) выгодоприобретателя по договору доверительного управления денежными средствами и получившее доход в соответствии с таким договором (п. 1 ст. 160-1 НК).

Следует отметить, что согласно подп. 1.23 ст. 163 НК освобождаются от налогообложения доходы, полученные вверителем и (или) выгодоприобретателем после окончания срока действия или расторжения договора доверительного управления денежными средствами, в соответствии с которым денежные средства передаются для инвестирования:

- в государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов Республики Беларусь от имени Республики Беларусь;

- в облигации, эмитируемые Национальным банком Республики Беларусь;

- в векселя, выдаваемые Национальным банком Республики Беларусь, при осуществлении денежно-кредитного регулирования, в том числе в целях формирования золотовалютных резервов Республики Беларусь;

- в облигации местных исполнительных и распорядительных органов;

- в ценные бумаги, эмитируемые юридическими лицами, признаваемыми в соответствии со ст. 14 НК налоговыми резидентами Республики Беларусь.

Обязательным условием для освобождения этих доходов от налогообложения является нахождение денежных средств в таком доверительном управлении не менее 3 лет.

Налоговая база по доходам, полученным плательщиком по операциям доверительного управления денежными средствами, определяется отдельно по каждому договору доверительного управления денежными средствами и представляет собой доход в виде прибыли, полученной по такому договору в сумме, определенной доверительным управляющим на основе данных бухгалтерского учета операций доверительного управления в порядке, установленном законодательством, и выплачиваемой плательщику (ч. 1 п. 2 ст. 160-1 НК). При этом налоговая база по этим доходам уменьшается на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, возмещенных (понесенных) вверителем и (или) выгодоприобретателем и связанных с операциями, совершаемыми доверительным управляющим по договору доверительного управления денежными средствами (ч. 2 п. 2 ст. 160-1 НК). Такие расходы, произведенные в иностранной валюте, подлежат пересчету в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения плательщиком доходов по операциям доверительного управления денежными средствами (ч. 3 п. 2 ст. 160-1 НК).

Документы, подтверждающие фактически произведенные вверителем и (или) выгодоприобретателем указанные расходы, должны содержать информацию о фамилии, собственном имени, отчестве (при его наличии) вверителя и (или) выгодоприобретателя, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае если документы не содержат этих реквизитов, к ним прилагается справка получателя платежа, скрепленная печатью, содержащая недостающую информацию. Налоговому агенту могут быть представлены копии таких документов. В этом случае представленные копии сверяются налоговым агентом с оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов - отметка о сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, учтенных в целях налогообложения (ч. 4, 5 п. 2 ст. 160-1 НК).

Налоговая база подоходного налога определяется на дату фактической выплаты дохода плательщику по операциям доверительного управления денежными средствами (ч. 6 п. 2 ст. 160-1 НК).

Налоговым агентом в целях ст. 160-1 НК признается доверительный управляющий, осуществляющий выплату плательщику доходов по операциям доверительного управления денежными средствами (ч. 1 п. 3 ст. 160-1 НК).

Подоходный налог с доходов по операциям доверительного управления денежными средствами исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом при фактической выплате таких доходов физическому лицу в порядке, установленном ст. 175 НК (ч. 2 п. 3 ст. 160-1 НК). А именно налоговый агент обязан:

- удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате (п. 8 ст. 175 НК);

- перечислить ее в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (п. 9 ст. 175 НК).

При невозможности удержания налоговым агентом исчисленной суммы подоходного налога по причине отсутствия выплат доходов в денежной форме или недостаточности выплачиваемых плательщику доходов в денежной форме для удержания подоходного налога удержание налога производится в порядке и сроки, установленные п. 2 и 5 ст. 181 НК (п. 5 ст. 160-1 НК).

 

Примечание. Подробнее о порядке исчисления, удержания и перечисления подоходного налога налоговыми агентами см. разд. 1.9.5.

 

При передаче доверительным управляющим плательщику ценных бумаг, приобретенных по договору доверительного управления денежными средствами, этот доверительный управляющий обязан выдать письменное подтверждение о передаче плательщику таких ценных бумаг с указанием даты выбытия ценных бумаг, их количества и балансовой стоимости, определенной на дату выбытия. Такое письменное подтверждение является документом, подтверждающим фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, понесенные плательщиком для приобретения таких ценных бумаг (п. 4 ст. 160-1 НК).

 

Примечание. О налогообложении доходов, полученных по операциям доверительного управления денежными средствами, см. консультации.

 

1.4.7. Особенности определения налоговой базы, исчисления,

удержания и уплаты подоходного налога при получении доходов

от участия в фондах банковского управления

 

Развитие фондов банковского управления обусловлено формированием новых эффективных механизмов, позволяющих банкам расширить свои возможности по привлечению и размещению дополнительных источников денежных средств, а физическим и юридическим лицам получить альтернативу иным инструментам финансового рынка.

Условия создания фондов банковского управления и доверительного управления ими определены Инструкцией о регулировании отношений, возникающих при объединении денежных средств и (или) ценных бумаг в фонд банковского управления на основании договора <



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.139.112 (0.01 с.)