К дому (каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, То ведь Аллах не нуждается в мирах»1. (41) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К дому (каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, То ведь Аллах не нуждается в мирах»1. (41)



Слова Всевышнего: «чтобы вы были богобоязненными» - это разъяснение мудрости, которая заложена в посте, мудрости его узаконивания. А это то, что он становится причиной ат-такуа2. Потому что посредством поста человек оставляет свои привычки, страсти и желания, и всё это он делает, чтобы приблизиться к Аллаху Всевышнему, и тем самым он достигает ат-такуа. Также пост усмиряет страсти и вспыльчивость, так как шайтан движется в крови сынов Адама. При совершении страстей шайтан берёт верх над ними, а когда они оставляют страсти, поток крови слабеет и шайтан покидает мусульман. В посте есть достижение ат-такуа и это объединение всех благ.

 

Итак, польза поста в том, что он становится причиной ат-такуа и избегания запретных вещей и страстей. Потому что, если человек оставил дозволенные вещи, подчиняясь Аллаху, то тем более он оставит запретные вещи. Пост обучает человека сторониться запретов, и обучает его способности одерживать верх над плохим. Также пост отгоняет от человека шайтана и смягчает его сердце для поклонения. Поэтому ты можешь заметить, что постящийся человек ближе к благому, чем не постящийся. Ты найдёшь его заботящимся о чтении Курана и заботящимся о молитве, и он уходит в мечеть пораньше.

Пост смягчает его для поклонения и воспитывает. И всё это входит в слова Всевышнего:

«чтобы вы были богобоязненными». И нужное нам место в аяте «Вам предписан пост» - это доказательство на обязательность поста. Растолковал Всевышний эту часть аята в Своих словах «Месяц Рамадан, в который был ниспослан Куран» 3. Так как Его слова «Вам предписан пост» являются общими, и Он растолковал их словами «И тот из вас, кто застал этот месяц, пусть постится» 4.

 

(41) Иудеи заявляли, что они покорившиеся Аллаху и что они на религии Иброхима. И Всевышний Аллах испытал их этим аятом «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах». Если вы являетесь покорившимися, то совершайте хадж, так как Аллах сделал хадж к Дому обязательным для покорившихся5. А если вы не совершаете хадж и отвергаете его, то это доказательство того, что вы не являетесь мусульманами, и что вы не исповедуете религию Иброхима: «Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах».

 

Слова Всевышнего: «перед Аллахом», то есть это право Аллаха Всевышнего и обязанность людей перед Ним. Смысл слова хадж в языковом значении аль-косд6. В Шариате же оно означает – стремление к почётной Ка’бе и священным ритуалам в определённое время, для выполнения определённых видов поклонения, а это обряды хаджа.

 

Слова Всевышнего: «хадж к Дому», то есть к Ка’бе. Всё что вокруг Ка’бы из мест обрядов, всё это входит в неё.

 

 
 

1 Семейство ‘Имрана 97.

2 Примерный перевод слова ат-такуа будет богобоязненность (от переводчика).

3 Бакара 185.

4 Бакара 185.

5 То есть для мусульман.

6 Цель, стремление, намерение.


 

Слова Всевышнего: «если они способны проделать этот путь» - это объяснение условия обязательности, а это физическая и финансовая возможности. Физическая возможность – это, чтобы человек мог идти или ехать верхом, и чтобы мог осуществить переезд из своего дома, где бы он не находился, в Мекку. Сюда не входит слабый человек, слабость которого постоянна, наподобие больного хронической болезнью или дряхлого старика, у таких людей нет физической способности. Если у таких людей есть финансовая возможность, то они назначают вместо себя кого-либо, кто выполняет за них обряды хаджа. А что касается финансовой возможности, то это наличие транспорта, который доставит его. Будь то верховое животное, машина, самолёт или пароход, и для каждого из них рассчитывается определённое время, которое они затратят на дорогу. Также к финансовой возможности относится наличие денег, чтобы человек смог обеспечить себе тот вид транспорта, на котором он поедет совершать хадж. Также у человека должны быть запасы еды и денег на дорогу в оба конца, а также он должен снабдить ими тех, кто остаётся дома из его подопечных, в таком количестве, чтобы им этого хватило до его возвращения. И всё это, после выплаты им долгов, если они у него имелись. Также эти деньги должны быть заработаны дозволенным путём. И если было выполнено всё вышеперечисленное, то есть «запасы и верховое животное» 1, то это и есть «путь», как пришло в хадисе Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими. А тот человек, который не имеет возможности, то есть у него нет запасов и верхового животного, то для него не обязателен хадж, так как он является не имеющим возможности. Условие обязательности хаджа – это наличие возможности2.

 

И так как люди прибывают в хадж издалека, из всех стран и со всех концов земли, то они нуждаются в припасах и в таком путешествии присутствуют затруднения и усталость, и также люди в нём иногда подвергаются опасности. Тот из людей, кого помиловал Аллах, такому Он позволил раз в жизни совершить хадж, а всё что больше этого, то это желательно. Из милости Аллаха то, что он не сделал обязательным для людей совершение хаджа каждый год. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Воистину, Аллах сделал для вас обязанностью совершение хаджа, так совершайте же его!» - сказал аль-Акра’ бин Хабис, да будет доволен им Аллах:

«Каждый год, о, посланник Аллаха?», посланник Аллаха промолчал, спрашивающий повторил вопрос, посланник Аллаха снова промолчал, спрашивающий опять задал тот же вопрос. И тогда сказал пророк, мир ему и благословения Аллаха: «Если я скажу да, то это станет обязательным, но возможно, что вы не сможете. Хадж совершается один раз, а всё что сверх этого это желательно»3. И всё это по милости Аллаха.

Слова Всевышнего: «Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах». В этих словах Всевышнего Аллаха доказательство на то, что тот человек, который отказывается совершить хадж в тот момент, когда у него есть для этого возможность,

 
 

1 Ат-Тирмизи 813, Ибн Маджа 2896 со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Ибн Маджа 2897 со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими.

2 К сожалению существуют люди, которые ездят на дорогих автомобилях, пользуются дорогими мобильниками, более того ездят отдыхать на заграничные курорты, но в то же время не совершившие хадж. Они откладывают его по различным надуманным причинам на следующий год, но на следующий год появляется другая причина. Свят Аллах! Как же они не боятся Аллаха? Так пусть же они поразмышляют над этим аятом «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (от переводчика).

3 Имам Ахмад в аль-Муснаде 4/151 (2304), Абу Дауд 1721, ан-Насаи 5/111 со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими.


 

считается неверным. Так как Всевышний сказал: «Если же кто не уверует», то есть тот, кто отказался совершить хадж тогда, когда у него были для этого возможности, совершил неверие. Если человек оставил выполнение хаджа, отрицая его обязательность, то это считается большим неверием, по единогласному мнению мусульман. А если человек признаёт обязательность хаджа, но оставил его совершение из-за лени, то это считается малым неверием. И если этот человек умрёт и оставит после себя имущество, то этот хадж должен совершить тот, кто остался после него, потому что это долг, лежащий на нём перед Всевышним Аллахом.

 

В этом аяте сообщается об обязательности хаджа, и хадж является столпом Ислама, как это разъяснил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в хадисе о Джибриле, мир ему, а также в хадисе Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Хадж стал обязательным в девятом году по хиджре, по одному из мнений, и пророк, мир ему и благословения Аллаха, в этот год не совершил хадж, а совершил он его только на следующий год, то есть в десятом году. Почему так? Потому что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, послал ‘Али, который взывал к людям в сезон хаджа, что после этого года многобожники не будут совершать хадж, а также никто не сможет делать обход Ка’бы голышом1. После того, как многобожникам и нагим было запрещено совершать хадж, в десятом году пророк совершил прощальный хадж.

 

 
 

1 Аль-Бухари 369, Муслим1347 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.


Вторая степень: аль-Иман.

Определение Имана.

Вторая степень: аль-Иман, а это семьдесят с лишним ответвлений. Наивысшая из них слова «Нет божества кроме Аллаха», а нижайшая из них, это убирание с дороги того, что вредит людям. И стеснительность одно из ответвлений Имана. (42)

(42) Иман более обширен, чем Ислам. Так как каждый верующий является мусульманином, но не каждый мусульманин является верующим. Иман более обширен со стороны своего понятия, но более узок со стороны его обладателей1.

 

Аль-Иман в арабском языке означает подтверждение. Сказал Всевышний Аллах передавая слова братьев Юсуфа: «Ты всё равно не поверишь нам» 2, то есть не подтвердишь наши слова.

 

В Шариате же аль-Иман – это, как его растолковали Ахлю Сунна уа аль-Джама’а, слово языком, убеждение сердцем и дела органами. Иман повышается при подчинении и уменьшается при ослушании. И в соответствии с этим толкованием Иман будет Шариатским понятием. Так как понятий три вида: языковое понятие; Шариатское понятие; традиционное понятие. Толкование Имана подобным толкованием – это Шариатское понятие. И смысл слова Иман переместился из языковой плоскости в Шариатскую плоскость.

 

Аль-Иман – это слово языка, обязательно нужно произнести и признать языком, убеждение сердцем, человек обязательно должен быть убеждён своим сердцем в том, что он произносит своим языком. А если он не будет делать так, то его Иман будет подобен Иману лицемеров, которые: «говорят своими языками то, чего нет в их сердцах» 3. И не будет достаточно произнесения языка и убеждения сердца, напротив, обязательно должны присутствовать деяния органов. То есть должно присутствовать выполнение обязательных дел (фардов) и отстранение от запретных дел. Человек совершает дела подчинения и сторонится запретов, всё это из Имана. Аль-Иман в соответствии с этим определением охватывает всю религию. Однако, этих дел подчинения и Шариатских постановлений много. Из них есть те, которые являются частью сущности Имана4, а также те, которые являются дополнениями Имана. У Имана есть столпы, а также ответвления, и пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, разъяснил их в двух хадисах. Он разъяснил столпы Имана в хадисе Джибриля, мир ему, и разъяснил ответвления Имана в хадисе «Иман – это семьдесят с лишним ответвлений» и всё это ещё придёт, если того пожелает Аллах.

 

Если слова Иман и Ислам упоминаются вместе, то для каждого из них становится свой смысл. А если упоминается только одно из них, то в него входит смысл второго. Когда же они упоминаются вместе, то растолковывается Ислам как внешние дела, а это пять столпов Ислама. А Иман растолковывается как внутренние дела, а это шесть столпов веры

 
 

1 То есть Иман включает в себя Ислам, но со стороны обладателей не каждый мусульманин является верующим (от переводчика).

2 Юсуф 17.

3 Победа 11.

4 То есть без них Иман будет не действительным (о переводчика).


 
 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

и их место в сердце. В мусульманине обязательно должны собраться все эти вещи, он обязательно должен быть мусульманином-верующим, который выполняет столпы Ислама и Имана.

 

Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Иман – это семьдесят с лишним ответвлений» или «шестьдесят с лишним ответвлений»» 1. Слова пророка «бид’ун» (с лишним) – это то, что между тремя и девятью2. Когда говорится

«десять с лишним» - это то, что между тринадцатью и девятнадцатью, а когда говорится только «бид’ун» - это то, что между тремя и девятью. Слова пророка «ответвление» -это часть чего-либо. То есть столпов Имана семьдесят с лишним частей.

 

Слова пророка «наивысшая из них», то есть самая высшая из этих ответвлений – это слова «нет божества кроме Аллаха». Эти слова являются главой Ислама и главой Имана и они первый столп и вход в религию. Слова пророка «а нижайшая из них», то есть последняя и наименьшая из них.

 

Слова пророка «убирание с дороги того, что вредит людям», то есть устранение вреда с дороги, по которой ходят люди. Вред – это всё что вредит людям. Будь то колючка или камень, или мусор, или остатки чего-либо, то есть все, что вредит людям на их пути. Бросать что-либо вредящее на дороге является запретным, так как дорога предназначена для прохожих, а эти вредящие вещи мешают им и подвергают их опасности. Пример вреда на дорогах оставление машины посреди дороги или направление потока воды из своего дома на дорогу, или бросание мусора, и всё равно будет ли эта дорога в населённом пункте или вне его. Также из вреда на дорогах бросание на них камней, деревяшек, железок, а также рытьё ям и канав. И если придёт мусульманин и уберёт эту вредящую вещь и очистит дорогу от неё, то это указывает на его Иман. Поэтому возложение вредящих вещей на дорогу является ответвлением неверия, а их удаление с дороги является ответвлением Имана.

 

Слова пророка «и стеснительность одно из ответвлений Имана».

Стеснительность – это нравственное качество, которое создал Аллах в человеке и которое приводит его к совершению того, что украшает его, и оно удерживает человека от того, что позорит и бесчестит его. Стеснительность, которая приводит своего обладателя к благу и удаляет его от плохого, является похвальной. А что касается стеснительности, которая не даёт человеку совершать благое или требовать знания, или задать вопрос о том, в чём у него есть неясность, такая стеснительность порицаема, так как это робость.

 

Ответвлений Имана много, как вы узнали, их семьдесят с лишним. И написал имам аль-Байхаки большой труд, в котором он разъяснил ответвления Имана и есть также сокращённый вариант книги, который опубликован.

 

Доказательства учёных на то, что Иман – это слово языком, убеждение сердцем и дела органами, слова пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Наивысшая из них слова

«Нет божества кроме Аллаха»» и это указание на слово. Его же слова «нижайшая из них

– это убирание с дороги того, что вредит людям» указывают на то, что дела из Имана. А его слова «стеснительность одно из ответвлений Имана» указывают на то,

 

 
 

1 Аль-Бухари 9 с выражением «шестьдесят», Муслим 35. Оба риуаята со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

2Включительно.


Столпы Имана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.045 с.)