Лидеры типа Е следуют друг за другом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидеры типа Е следуют друг за другом



Никто, включая Уэлча, не утверждает, будто модель 4Е описывает лидерство целиком и полно­стью. К примеру, есть качества, которые являются очевидными предпосылками 4Е. Это — прямота, твердый характер и деловая этика, представляю­щие собой краеугольные камни лидерства,— своеобразные «критерии допуска» на ключевые, лидер­ские позиции.

Не обладая такими качествами, менеджер прак­тически наверняка окажется не на высоте, когда дойдет до дела. Менеджеры, у которых ощущается недостаток прямоты, например, могут обладать всей энергией мира. Но они, скорее всего, не завоюют расположения коллег или не найдут в себе моральных сил для лидерства.

Существуют также качества, которые логично вытекают из 4Е. Для оценки кандидатов от демок­ратической партии в ходе последней президент­ской избирательной кампании Уэлч (в статье, помещенной в приложении к The Wall Street Jour­nal) использовал модель 4Е (следует отметить, что Уэлч — ярый республиканец). Составляя рейтинг кандидатов, он включил в свою формулу лидерства дополнительный компонент:

 

ЭНЕРГИЯ УМЕНИЕ ЗАРЯЖАТЬ ЭНЕРГИЕЙ   ВОЛЯ К ПОБЕДЕ ИСПОЛНИ- ТЕЛЬНОСТЬ
■ напористость ■ восприимчивость к переменам ■ видение ■ способность воодушевлять ■ высокая конкуренто - способность ■ умение принимать трудные решения   ■умение исполнять задуманное ■ последовательная исполнительность

страсть. По убеждеию Уэлча, модель лидерства должна включать именно страсть. Самые лучшие лидеры — те, у кого дело спорится. Качества, описанные четырьмя Е, находятся где-то «между» открытостью и страстью. Они ча­стично перекрывают друг друга, находятся во вза­имодействии и, следовательно, могут быть выст­роены в жесткой последовательности. Тем не менее, как показано на схеме, имеет место их определенное логическое развитие.

Все начинается с энергии. Без нее менеджер столкнется с большими трудностями, «заряжая» других. Лидер, который не в состоянии заряжать работников энергией, не будет обладать реши­мостью, столкнется с трудностями при последо­вательном исполнении решений. Заряжать энер­гией означает не что иное, как способность вдох­новлять других. Ведущие специалисты в области менеджмента сходятся во мнении, что это умение вдохновлять людей является ключевым условием эффективного лидерства. Джон Коттер из Гар­вардской школы бизнеса полагает, что лидерство в большой и сложной организации включает три «подпроцесса».

Помимо определения направления развития компании и организации общих усилий, лидер дол­жен обладать способностью мотивировать и вдох­новлять. Поддерживать «движение людей в пра­вильном направлении, несмотря на основные политические, бюрократические барьеры и огра­ниченные ресурсы, обращаясь к основополагаю­щим и зачастую неистощимым человеческим по­требностям, ценностям и чувствам.

Джек Уэлч 101

Существует мало видов деятельности, сравни­мых по сложности с постом исполнительного ди­ректора крупной организации. Питер Друкер, ле­гендарный исследователь различных областей ме­неджмента, писал, что руководящая работа край­не трудна и напоминает дирижирование оперой. «У вас есть звезды, и вы не можете приказывать им; у вас есть группа поддержки и оркестр; у вас люди находятся за сценой — рабочие; у вас есть пуб­лика. И каждая группа участников разительно от­личается от другой».

И сыграть все правильно по нотам сейчас зна­чительно труднее, чем 50 лет назад. По оценке жур­нала Fortune, только за последние 12 месяцев уво­лились или были уволены главы 500 крупнейших компаний.

Уэлч возглавил GE в 1981 году. Это время со­впало с бурным периодом, когда многие правила корпоративной игры подвергались драматичным и постоянным изменениям. Глобализация, персо­нальные компьютеры, бросовые облигации Май­кла Милкена, корпоративная реструктуризация — все эти силы схлестнулись в начале 1980-х годов и произвели революцию в мировом бизнесе.

Внешние наблюдатели и работники компа­нии отмечают, что в первые годы своего руко­водства GE Уэлч сделал многое для того, чтобы разрушить компанию, а не спасти ее. Он был уверен, что именно масштабы GE в значительной степени сковывают ее развитие. По его мнению, компания стала медленной и бюрокра­тичной. Когда Уэлч занял должность, GE с ее 43 «стратегическими подразделениями» считалась образцовой организацией. Когда компанию обсуждали в школах бизнеса, отмечали, что ее организационным принципом стала ответствен­ность. И хотя старшие руководители GE все еще расхаживали тогда с важным видом, дела в ком­пании катились под гору.

Или вы делаете свое дело лучше всех, или это дело долго не протянет.

Руководствуясь этими соображениями, Уэлч действовал решительно: распродал более 100 ком­паний и уволил более 100 тысяч работников. После трех лет закручивания гаек и реструктуризации на уровне ДНК мало кто мог узнать гордую старую компанию.

Но это было только начало. Уэлч назвал тоталь­ную реструктуризацию аппаратной фазой трансфор­мации компании. Следующий шаг (еще более важ­ный для благополучия компании, но сопряженный с риском) Уэлч назвал программной фазой. На этом втором этапе трансформации основной упор был сделан на моральный фактор и ускорение темпов роста производительности. Эти два фактора, по мнению Уэлча, могли в ближайшие десятилетия как вознести компанию на вершину, так и разру­шить ее до основания.

ЛИЦОМ К РЫНКУ

Лидер 4Е усвоил главный урок (данный Питером Друкером и воплощенный Джеком Уэлчем). Урок заключается в том, что результат существует только вне компании, на рынке, где потребители принима­ют решение. Результаты не могут находиться внутри помещений компании независимо от того, какой тра­дицией успеха они освящены. Уэлч отметил: GE на протяжении более десяти лет была компанией с век­тором «от компании к рынку». Но обратная направ­ленность — великая идея. Он также обещал, что с этого времени его компания никогда не будет производить продукт... который не будет продуман с точки зрения потребителя.

В некоторой степени, конечно, сам Уэлч при­дал особую остроту этической стороне дела, рас­продавал многочисленные производства и уволь­нял сотни работников. Теперь он понимал, что пора придать делу другой оборот. Ему нужно было найти выход на нижние уровни организа­ционной структуры и там провести еще большие изменения. Ему нужно было не только заново создать корпоративную этику, но и заставить сотрудников работать на более высоком уровне. Вернуть прежнее было недостаточно; компания должна была достигнуть беспрецедентных уров­ней производительности.

Ключевой аспект этой глобальной задачи состоял в том, чтобы переориентировать GE с внутренней перспективы на внешнюю, ориентированную на рынок. Уэлч действовал поэтапно, обменивая менед­жеров оптом: стоявших спиной к рынку он менял на тех, кто развернулся к нему лицом и стремился уло­вить движение рынка. Так СЕО своевременно заме­нил почти всех топ-менеджеров компании, лично подобрав им преемников со стороны.

Уэлч не переложил ответственность за реали­зацию изменений на своих менеджеров. Вовсе нет! Во время внедрения коренных и далеко идущих изменений сам Уэлч стоял во главе реформ. Он как должное принимал то, что люди плохо относят­ся к переменам. Он верно рассчитал, что един­ственный способ реализовать новые идеи и стра­тегии в том, чтобы руководить этими изменени­ями лично. Ему пришлось возглавить и лично реализовать все свои ныне известные инициативы: от стратегий № 1, № 2 до программы повышения качества «Шесть сигм».

История о том, как Уэлчу удалось реализовать свои идеи и удержать результат, имея сотни тысяч работников в штате, содержит находки и анализа ситуаций, необходимые для менеджеров органи­зации любого уровня.

Эволюция модели 4Е

Модель лидерства 4Е не явилась Уэлчу как оза­рение. Он перепробовал несколько различных моделей лидерства, причем каждая впоследствии обо­гащала последующую.

В свои первые годы руководства GE Уэлч со­здал предшественницу модели 4Е. Ее составными частями были голова, сердце и характер. «Голова», со всей очевидностью, имеет отношение к знаниям и компетентности человека. Под «сердцем» под­разумевается «мягкий» опыт сочувствия и пони­мания, которые, как считал Уэлч, необходимы для развития открытой, искренней корпоративной культуры, которую он стремился создать. «Харак­тер» означает уровень уверенности в себе, необ­ходимый для принятия жестких решений.

Уэлч полагал, что значительно проще найти лидеров с «головой», чем подготовить лидеров с «характером» и «сердцем». Уэлч видел, что в компании имеется множество сообразительных менеджеров, но было немного таких, которые были бы одновременно достаточно уверены в себе для принятия жестких решений и могли проявить достаточно сочувствия, искренности и открытости.

Такой упор на сочетание «сердечных» и «харак­терных» качеств в концепции Уэлча может вызвать у некоторых удивление. В конце концов, ведь он завоевал репутацию безжалостного, но толково­го руководителя корпорации. (Журнал Fortune назвал его одним из самых жестких американских боссов. Он же не придавал этому ярлыку никакого значения вплоть до дня своей отставки.)

Тем не менее, с точки зрения Уэлча, его лич­ные действия и модель «голова, сердце, характер» были тесно взаимосвязаны. Как он убедился, ре­шение об увольнении неисполнительных работ­ников и распродаже неэффективных линий биз­неса вызрело на почве его приверженности к модели «голова, сердце, характер». Уэлчу как ру­ководителю присуща воля к борьбе, к победе, которой он хотел наделить всю свою компанию. Он предложил правильный план (голова), прини­мал необходимые ~~ пусть жесткие — решения (ха­рактер) и собирал вокруг себя людей (сердце).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.009 с.)