Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненный путь святого апостола Павла; от рождения до начала его миссионерских путешествий.

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

Программа 4-го класса семинарии ставит задачу усвоить как условия и обстоятельства написания посланий апостола Павла, так и их фактическое содержание, затрагиваемые апостолом вопросы вероучения и нравоучения. Это так называемый экзегетический анализ посланий, который крайне необходим для церковно-практического служения пастырей. В программу входит также и ознакомление с Откровением святого апостола Иоанна Богослова.

Нужно отметить, что послания апостола Павла нелегко поддаются толкованию. В них заключена такая глубина богословской мысли, их отличает такое своеобразие языка, формы изложения, что перед истолкованием отдельных мест останавливались даже такие знаменитые экзегеты, как святой Иоанн Златоуст, блаженный Иероним, блаженный Августин. При изучении посланий апостола Павла первоисточником должны быть, кроме самих посланий, также Деяния апостолов.

|в начало|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|

1 БИЛЕТ

Жизненный путь святого апостола Павла; от рождения до начала его миссионерских путешествий.

Апостол Павел происходил из малоазийокого города Тарса Киликийского (Деян. 21,39) и носил еврейское имя Савл, или же Саул. Точно неизвестно, когда усвоил он себе другое имя - Павел (от лат. paulus - малый) - возможно, при рождении, как римский гражданин, но не употреблял его до времени. Из Деяний известно, что после обращения в христианство проконсула о. Крита Сергия Павла далее везде употребляется имя Павел.

Дата рождения апостола точно неизвестна. В Послании к Филимону апостол Павел называет себя «старцем». Так как Послание написано около 63 года, а «старческим» можно назвать возраст около 60 лет, то можно заключить, что родился апостол не позднее 3-5 гг. по Р.Х. По происхождению он был из колена Вениамина, а по воспитанию - фарисей.

Город Тарс славился греческой Академией, образованностью своих жителей. Савл также хорошо был знаком с греческой культурой, систематическое образование, как иудей, получил в местной синагоге. Дальнейшее образование продолжал в раввинской школе в Иерусалиме - он учился у знаменитого Гамалиила (Деян. 22,3). Здесь апостол освоил также профессию плетения палаток, что потом давало ему материальную свободу и избавляло его от нареканий в корыстолюбии.

Савл владел своим родным арамейским языком, а так как официальным языком в Иудее того времени был греческий, на котором Савл изучал Септуагинту, следовательно, владел и греческим языком. За особую ревность Савла к национальным отеческим преданиями своей религии евреи возлагали на него большие надежды на возрождение былой славы своей религии, а Гамалиил хотел видеть в нем своего преемника. Савл отличался не только патриотизмом, но и особой религиозной нетерпимостью, с которой он преследовал христиан. Впоследствии он называл себя за это «извергом» (1Кор.15,8). Он испрашивал поручительные письма от первосвященника и разыскивал христиан даже вне Палестины, в Сирии; он одобрял также убиение архидиакона Стефана.

Но на пути в Дамаск (Деян. 9) Савлу явился Сам Христос, что коренным образом изменило всю его жизнь и мировоззрение. По принятии крещения Савл становится ревностным проповедником гонимого им прежде учения. Это произошло около 34 года.

Проповедь Савла в Дамаске вызвала злобу у иудеев, и ему было опасно оставаться там. Поэтому он удалился в Аравию на три года (34-37гг.) (Гал. 1,17), где в уединении постигал истины христианства.

Возвратившись в Дамаск, Савл ревностно проповедует христианство. Это снова вызвало преследование со стороны иудеев, и он вынужден был спастись бегством - его спустили в корзине по городской стене (Деян. 9,23-25).

Савл вместе с апостолом Варнавой отправляется в Иерусалим, чтобы увидеться с апостолом Петром и aпостолом Иаковом (Гал.1,18-19). Пробыв здесь около 15-ти дней, он возвратился в родной Тарс (Деян.9,30; 11,22-26; Гал.1,21), где и оставался с 37 по 44 год, когда апостол Варнава вновь призвал его в Антиохию для дела проповеди. Здесь, в Антиохии, ученики апостолов впервые стали называться христианами (Деян.11,26).

|в начало|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|

2 БИЛЕТ

Благовестническая деятельность апостола Павла: три великих путешествия Апостола, время их совершения и объем миссионерской деятельности.

Первое путешествие (45-46 годы) (Деян.13:4-14:27)

Когда ученики апостолов в Антиохии были вместе на молитве, Дух Святой повелел отделить Савла и Варнаву на дело проповеди. После поста и молитвы апостолы возложили на них руки и отправили их для благовестия.

Путешествие проходило через Кипр (родина Варнавы) от Саламина до Пафа. Здесь, в Пафе, Савл поразил слепотою Елиму - волхва за противление проповеди. Видя это чудо, к вере обратился сам проконсул острова Сергий Павел. С этого времени имя Савл в книге Деяний уже не встречается, - он именуется Павлом.

Дальнейший путь проходил через Пергию, Антиохию Писидийскую, Иконию и Листру. В Листре апостол Павел исцелил хромого; пораженные чудом местные жители приняли апостолов за богов, сошедших с неба, и хотели принести им в жертву животных. Апостолам стоило немалых трудов убедить их не делать этого. Из Дервии обратно тем же путем апостолы возвратились в Антиохию, продолжая дело проповеди и устройство первохристианских церквей.

Апостольский Собор 51 года (Деян. 15:1-29)

Апостолы открыли свободный вход в Церковь Христову всем, уверовавшим во Христа, независимо от национальной или религиозной принадлежности. Это вызвало противодействие со стороны христиан из иудеев, желавших сохранить в христианстве обрезание и прочие предписания Закона Моисеева. Для решения спора авторитетом главных апостолов антиохийская Церковь направила апостола Павла и Варнаву в Иерусалим. Как известно, собор постановил «не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян.15:19-20). Собор, таким образом, освободил вступающих в Церковь от необходимости придерживаться ветхозаветных обрядов.

Второе путешествие апостола Павла (52-54 гг.) (Деян. 15:36-18:22)

Вскоре после собора апостол Павел и Варнава предприняли и второе путешествие. По причине разногласия относительно участия Марка Варнава и Павел разошлись:

- Варнава, взяв Марка, пошел на Кипр,

- Павел вместе с Силой пошел через Киликию.

ЛИСТРА. В Листре апостол Павел взял с собою Тимофея, ставшего впоследствии его любимым учеником и сотрудником (Деян.16,1-5).

ТРОАДА. Через Фригию и Галатию они дошли в Троаду, где к ним присоединился апостол Лука (Деян.16,9), поэтому с этого момента повествование ведется от первого лица множественного числа.

МАКЕДОНЯ. Из Троады, призванные Духом Святым в видении некоего мужа Македонянина, апостолы переправились в Македонию и остановились в Филиппах. За исцеление одной служанки, одержимой духом прорицания, апостолы были заключены в темницу, а по чудесном освобождении отправились в Фессалонику.

АФИНЫ. Оставив Силу и Тимофея в Верии, апостол Павел прибыл в Афины. Известна его знаменитая речь в Ареопаге (Деян.17,22-31).

КОРИНФ. Полтора года апостол Павел жил в Коринфе у Акилы и Прискиллы. Из Коринфа около 53 апостол написал свои первые два послания к Фессалоникийцам.

ЕФЕС. Оставив Коринф и посетив по пути Ефес, апостол Павел через Иерусалим возвратился в Антиохию.

Первые римские узы святого апостола Павла (61-63 годы) (Деян. 27:1-28:16)

В сентябре 60 года апостол Павел был отправлен под стражей в Рим.

МАЛЬТА. На море у о. Милет (Мальты) произошло кораблекрушение. Бывшие на корабле едва спаслись от гибели.

РИМ. Только весной 61 года апостол Павел достиг Рима. Здесь он был радушно принят христианами и, пользуясь большим снисхождением властей, свободно проповедовал христианство. В это время Филлипийская Церковь, и ранее отличавшаяся делами милосердия, прислала к апостолу Епафродита с денежным пособием. В благодарность Павел пишет Послание к Филиппийцам (ок.63г.). В это время он пишет:

- три христологических послания: к Ефесянам, к Колосянам и к Евреям (ок.64г.),

- частное письмо к Филимону.

Различные увещания

Особо призывает апостол оказывать повиновение священнослужителям: «уважать трудящихся у вас предстоятелей ваших в Господе и вразумляющих вас и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (5,12-13). Необходимость этого увещания объясняется тем, что в первом веке богатство харизматических даров и ожидание парусии давало некоторым повод отрицать иерархию.

Предстоятелей апостол Павел научает разборчиво относиться к пастве: бесчинных вразумлять, малодушных утешать, слабых поддерживать, ко всем относиться с терпением и любовью (5,14).

Апостол предлагает целый ряд трогательных, исполненных пастырской любовью, увещаний: о непрестанной радости о Духе Святом, о молитве и благодарении Богу, а также призывает не угашать духовных дарований (5,16-22) омрачением духовно-душевно-телесного организма (5,23).

В заключении апостол настоятельно повелевает прочитать это послание «всем святым братьям» (5,27), передает приветствие и благословение.

|в начало|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|

6 БИЛЕТ

Второе послание к Фессалоникийцам. Общие сведения о нем. Содержание послания.

Повод к написанию послания

Поводом к написанию Второго послания к Фессалоникийцам послужило то, что они неправильно поняли некоторые места из Первого послания к ним, а также и то, что появилось подложное, под именем Павла, послание (2,2; 3,17).

Число праздных людей, ожидавших скорого второго пришествия Иисуса Христа, умножалось, и это вызвало беспокойство апостола. Некоторые среди солунских христиан, пользуясь щедрой благотворительностью христиан, предпочитали жить за чужой счет вместо того, чтобы самим трудиться.

Второе послание написано в том же году, что и первое, в 53 году; в Коринфе, вскоре после написания Первого.

Содержание послания.

Во Втором послании апостол Павел раскрыл признаки второго Пришествия Христова и дал нужные советы относительно поведения и жизни, направленные, преимущественно против тунеядства, так как Второе послание к Фессалоникийцам, как и первое, является эсхатологическим по главной теме. Оно отличается простотой, задушевностью и является откликом горячо любящего, попечительного сердца апостола на конкретные вопросы жизни его пасомых.

Повод к написанию послания

Вскоре после вторичного посещения Галатии апостол Павел поспешел в Ефес, где прожил три года. Здесь он узнал, что среди галатийцев сеют свои плевелы лжеучители, которые хитростью и обманом совращают их в «иное благовествование» (1,6).

а) Они учили о необходимости для спасения соблюдать обрезание и прочие обряды ветхозаветной религии. Павлово же учение о свободе от закона и спасении благодатью они пытались объяснить его желанием приобрести себе симпатии среди язычников, для которых иудейские обряды были камнем преткновения.

б) Иудействующие оспаривали и авторитет апостольства Павла, и подлинность его благовестия. Они пытались аргументировать тем, что он якобы никогда не видел Иисуса Христа, и, таким образом, не имел существенного качества апостола. Еще не известно, говорили они, по каким мотивам Павел сделался из гонителя христианином. А теперь он разоряет отеческие обряды, отрицает Моисеево богодухновенное законодательство. Даже Христос никогда так не говорил. Напротив, Он говорил, что ни одна черта буквы закона не должна пройти, пока не исполнится все. Даже сам апостол Павел некогда обрезал Тимофея, а теперь вдруг совсем отвергает обрезание.

Не удивительно, что многие из галатов поддались лжеучению, совратились с истинного пути. Обеспокоенный и огорченный всем этим, апостол и пишет галатам свое послание. Это, по выражению Тертуллиана, «ГЛАВНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРОТИВ ИУДЕЙСТВА».

Время и место написания послания. Написано из Ефеса во время третьего миссионерского путешествия, в начале трехлетнего там пребывания, т.е. около 56 года.

|в начало|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|

8 БИЛЕТ

Содержание послания к Галатам. Апостол Павел принял Евангелие от Самого Христа; сравнение Павла с прочими Апостолами (гл. 1-2).

Содержание послания к Галатам.

Разделение и краткое содержание послания. Кроме предисловия (1,1-10) и заключения (6,2-18), послание разделяется на три главных части:

1. Защитительную (1,12-2, 21).

2. Вероучительную (3,1-5, 12).

3. Нравоучительную (5,13-6, 10).

В предисловии (1,1-10), после обычного приветствия, апостол Павел выражает удивление, что галаты так быстро забыли его наставления и поддались «иному благовествованию» (1,6). Апостол объявляет анафему всякому, даже ангелу, кто посмеет благовествовать по-иному о Христе и о пути спасения, чем это возвещено им, Павлом.

Свобода во Христе (гл.3-5).

Закон имел, следовательно, значение воспитательное, а потому временное. Верой во Христа восстанавливается не только первоначальное Богосыновство, но и первоначальное Богообщение и обожение: «Ибо все мы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (3,26-27).

«Облечься» - значит одеться, носить одежду, образ; переносно - пронизаться, воплотиться.

В таинстве крещения верующий онтологически, т.е. по существу, а не образно, не метафорически освящается Божественной благодатью, становясь новым творением по образу Творца, как дикая виноградная ветвь прививается плодородной лозе - Христу. Этому единению с Христом не препятствуют ни национальные различия, ни семейное или общественное положение: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (3, 28).

Заключение

В заключение (6,11-18) апостол хочет расположить всех к принятию вышеизложенных наставлений, оградить от влияния лжеучителей, которые все делают ради корысти, лишь бы «не быть гонимым за крест Христов» (6,12).

В противоположность им апостол говорит, что он верит в силу креста и им одним хвалится: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (6,14).

Самому же обрезанию, как устраняющему крест Христов, апостол выносит суровый приговор: «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (6,15).

Все это апостол подтверждает своей жизнью: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (6,17). В древности рабы получали особые клейма, как знак подвластности своему господину. По аналогии с этим апостол Павел указывает на свои язвы за Христа, как клеймо, подтверждающее верность Христу

|в начало|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|

10 БИЛЕТ

Третье миссионерское путешествие святого апостола Павла. Письменные труды этого периода.

Толкование 1-й главы.

а) Причина разделения в Коринфской Церкви (1,1-17)

Прежде чем обличать коринфян за возникшие разделения и другие их недостатки, апостол Павел свидетельствует о живом и благодатном состоянии коринфской Церкви в целом, потому что основанием её является Христос. В Нем Коринфяне и «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием», так что они «не имеют недостатка ни в каком даровании» (1,5-6), почему и членов Церкви он называет «освященными во Христе Иисусе, призванными святыми» (1,2).

Но они должны памятовать, что находятся еще только на пути к цели и им еще далеко до той полноты святости, которая необходима, чтобы «быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» (1,8).

Главным духовным недугом коринфских христиан было то, что некоторые из них считали себя последователями различных учителей и проповедников: Павла, Аполлоса, Петра и других. По примеру язычников, избиравших себе учителей и философов, и христиане начали отдавать предпочтение отдельным проповедникам, увлекаться внешней их мудростью, ученостью и красноречием. Апостол умоляет прекратить эти разделения и быть в «единстве духа и мысли» (1,10). Это единство достигается верой во Христа, как единого Искупителя, в Которого все мы крещаемся (1,13). Поведение же коринфян настолько нелепо, как сама мысль, будто «разделился Христос» или что проповедники за них распялись (1,13).

Причину разделения коринфских христиан апостол Павел видит в том, что они придают слишком большое значение человеческой мудрости в вопросах веры и богопознания. Указывая на себя, он говорит, что Христос послал его благовествовать «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1,17). Проповедь «креста Христова» должна быть облечена в простые слова, она не нуждается в доводах разума и красноречия, ибо в самой себе несет благодатную силу истины, обращающую сердца людей.

Почему же «премудрость слова» может «упразднить крест Христов»? Потому что, если облечь проповедь о кресте Христовом в высокомудрые термины вычурного красноречия и философии, то затеряется самое главное в ней: не видно будет жертвенной любви Божией, которая, собственно, и обращает к вере в Бога. Простое слово о кресте, как иконописное изображение распятия, ощутимее являет благодатную силу любви Божией. Если же у человека сердце невосприимчиво к этой истине, духовно мертво, красноречие на него не подействует, но еще больше даст повод к возражениям, а для простых, неученых людей совсем затеряется смысл истины, и таким образом будет упразднен крест Христов (1,17).

б) Проповедь креста Христова (1,18-31)

* Стихи 18-24 первой главы читаются как апостольское зачало на праздник Воздвижения Креста Господня

Главной темой всего благовестия апостола Павла был Крест Христов, т.е. Его искупительные страдания и воскресение. Апостол Павел говорит, что по отношению к проповеди Креста люди разделяются на две группы: «погибающих» и «спасаемых».

«Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1,18).

«Юродство» - значит безумие, потому что оно не согласуется с их человеческой мудростью, которую они признают для себя высшим авторитетом.

Для «спасаемых», оно есть не только премудрость, но и «сила Божия». Это слово обладает силой, действует благодатно, оно способно преображать сердца, умудрять духовной мудростью и оправдывать перед Богом. Сама история подтверждает истинность сказанного в этом стихе: многие мудрецы смеялись над крестом Христовым как средством спасения, а принявшие его и до сих пор спасаются им. Так Бог «обратил мудрость мира сего в безумие» (1,20).

Но возникает вопрос: почему Бог избрал средством спасения несообразное с мудростью «века сего», с мудростью мирской? Апостол отвечает на этот вопрос так: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1,21),

Значит, было, время, когда Бог спасал посредством человеческой мудрости, чрез естественное откровение (Рим. 1,19-20) и естественный нравственный закон (Рим.2,14-15). Но по причине греха разум и сердце человека сказались бессильными познать Бога. Поэтому Бог теперь предлагает средство, прямо противоположное этой осуетившейся мудрости, - проповедь креста Христа. Это средство нужно принять только верой, потому что для естественного разума оно кажется «юродством».

Мудрствуя по-человечески, ни иудеи, ни эллины не оказались способными принять спасение через Крест Христов: «Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию славу и Божию премудрость» (1,22-24).

Но разве мало сотворил знамений Христос пред глазами Иудеев? Однако они «соблазняются» крестом Христовым, потому что, по причине окаменения сердца, не могут вместить проповеди о Мессии распятом, как Совершителе спасения и спасающей силе.

Эллинам же казалось «безумием», чтобы через смерть, да ещё такую позорную, можно было совершить спасение.

Между тем, Бог избрал именно такие средства, каких не избрал бы человек, чтобы тем лучше показать, что спасение вполне зависит от Бога и совершается Им Самим. Так и первыми проповедниками избрал Бог людей неученых и незнатных, чтобы дело спасения приписывалось не человекам, но единому Богу, Который умудряет немудрых и неимущих обогащает (1,25-31).

|в начало|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|

12 БИЛЕТ

Главы 2-4: понятие о христианской мудрости, как истинной мудрости обличение в разделения на секты.

Суд у язычников

Запрещение судиться у неверных (6,1-8). Высота нравов христиан, их святое имя и святость жизни запрещают им обращаться в суды к неверным. И действительно, не странно ли для примирения с другом христианином избирать посредником врага, неверного? Язычника избирать судьей христианина? «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир?... Мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? (6,2-3)»

Апостол обличает вообще суды и тяжбы между христианами (6,7-8), потому что они говорят о нехристианском подходе к жизни. Судящиеся виновны оба: и обидевший, - потому что не должен обижать, и обиженный, - потому что полезнее для души стерпеть, чем судиться (6,7).

О браке и безбрачии.

Обличение блуда (6,9-20). Апостол перечисляет целый ряд смертных грехов, свойственных язычникам [1 Кор.6:9] Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Но коринфяне очистились от них, уверовав во Христа и вступив в лоно Церкви. Такой «оправданный» человек живет уже по принципу христианской свободы: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»(6,12).

Преподав назидание о воздержании, апостол Павел теперь учит целомудрию, т.е. непорочности и чистоте не только души, как образа Божия, но и тела, как живого храма живущего в нем Духа Святого и имеющего обетование будущего воскресения и жизни вечной. Поэтому Апостол сурово обличает грех блуда (6,13-18), который был особенно распространен в языческом Коринфе.

Кроме того, что тела наши суть члены Христовы, они еще суть и храмы Духа Святого: «Не знает ли, что тела ваши суть храмы живущего в вас Святого Духа» (6,19).

Христианин уже не властен над своим духом и своим телом, ибо они принадлежат Богу, как Творцу и как Спасителю: «вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою» (6,19-20); куплены бесценной Кровью Сына Божия, Ему и должны принадлежать. Христианин в этом смысле называется «рабом Божиим», Ему он служит и Его прославляет всем своим существом: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (6, 20).

О духовных дарах

Церковь - Тело Христово.

Он уподобляет всех христиан с их различными дарованиями, членам единого Тела Христа (12,12). Это Церковь. Как едино Тело Христово, хотя состоит из многих членов, так и Церковь едина, хотя состоит из множества верующих, своих живых членов:

- «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (12,13).

- «И вы - тело Христово, а порознь члены» (12, 27).

-«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (12,28).

Гимн любви (13 гл.)

Чтобы ещё больше примирить христиан, апостол Павел после того, как указал на равную полезность всех духовных дарований в Церкви, указывает на существование особого дара Духа, превосходнейшего над всеми, - дара любви.

Имеющий дар любви, не имея никакого иного харизматического дара, оказывается выше и совершеннее всех, потому что любовь есть «совокупность совершенств» (Кол. 3,14).

Апостол назвал любовь «путем превосходнейшим» (12,31), потому что это наиудобнейший, открытый для всех путь к совершенству.

Апостол показывает вначале превосходство любви над дарами языков, пророчества, знания, над верой и милосердием, причем берет их в экстремальном значении:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. А если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (13,1-3).

И величайшие подвиги: раздаяние всего имущества, предание всего себя в жертву Богу вплоть до сожжения - без любви не имеют никакой цены перед Богом. Потому что Бог смотрит не только на дело человека, но и на сердце его и по нему оценивает дела его, цена же дел - вся в любви. Златоуст добавляет, что «если мы положим душу свою даже за Бога, и не просто положим, но будем сожжены, то и тогда не будет нам никакой пользы, если мы не любим ближнего».

Далее апостол изображает самые проявления любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (13,4-7).

Превосходство любви так же открывается в том, что она постоянна и вечна: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (13,8).

|в начало|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|

16 БИЛЕТ

Главы 14-16: дар пророчества и дар языков; воскресение Христа - залог воскресения мертвых.

Его характер и подлинность

Подлинность не подвергается сомнению церковной критикой. Лишь есть мнение, что в трех частях послания якобы объединены три письма.

Главный предмет и содержание послания.

Послание можно разделить на четыре части.

В первой части (1-2,11) содержатся предварительные замечания и объяснения причин перемены плана путешествия.

Во второй, теоретической части (2,12-7,16) апостол Павел, радуясь успеху своего Первого послания, говорит о действенности Слова Божия, излагает преимущества Нового Завета и его служителей перед ветхозаветным служением с присоединением увещаний к терпению в страданиях за веру и к чистоте жизни.

В третьей, практической, части (8-9-е главы) содержатся наставления о сборе милостыни.

В четвертой, защитительной, части (10-13-е главы) апостол Павел защищает свое апостольское достоинство против лжеучителей.

Утешения в скорбях (1,1-11)

Послание начинается обычным приветствием и преподанием благодати и мира от Господа. Апостол Павел благодарит Бога за скорби, которые ему приходится переносись, потому что по мере скорби ради Бога, умножаются и утешения духовные (1,5). Апостолы, сами перенося скорби и утешаясь от Бога, своим мужеством и благодатью своих молитв были источником утешения для других (1,6-7). Скорби также удостоверяют истину благовестия и бескорыстия проповедника. Апостол Павел не скрывает, что от этих скорбей «не надеялся остаться в живых» (1,8), но Бог избавил его «от столь близкой смерти, избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит» (1,10-11)*. Но для этого необходимо содействие молитв всей Церкви (1,11).

* О какой постигшей апостола Павла опасности идет речь, точно неизвестно

Причина перемены плана путешествия (1,12-24)

Апостол Павел, желая защитить искренность своего образа действий, приводит в свидетели свою совесть, повелевающую ему поступать прямодушно, по благодати Божией, а не по лукавым расчётам, которые он называет «плотскою мудростью» (1,12).

Апостол объясняет изменение плана своего путешествия. Причиной же перемены плана, задержки прихода в Коринф и избрание более длинного пути к ним было желание апостола дать время Коринфянам исправиться, самим наказать кровоместника, чтобы не огорчать их строгими мерами апостольской власти: «щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» (1,23).

Упование веры (4,16 - 5,10)

Христианство полагает цель человеческой жизни не в земной, кратковременной, а в жизни будущего века, вечной и блажной. «Мы не унываем», что от бесчисленных уничижений, гонений разрушается и «тлеет внешний наш человек», т.е. плоть с ее потребностями, ибо взамен этого «внутренний со дня на день обновляется» (4,16).

Поэтому «мы и смотрим не на видимое (которое, хотя большей частью прискорбно, но временно), но на невидимое (которое сияет вечной славой Божества): ибо видимое временно, а невидимое вечно» (4,18). Апостол неоднократно призывает христиан «радоваться», «не унывать», несмотря на скорби, потому что это «кратковременное наше страдание производит в безмерном преизбытке вечную славу» (4,17).

Проповедники благовестия Христова не только равнодушны к временным страданиям, но к тому же сильно желают вообще оставить «земной свой дом», эту ветхую «хижину», которая все равно разрушается, чтобы переселиться «в дом нерукотворный, вечный», который имеем от Бога на небесах (5,1). Это «небесное жилище», есть будущее тело, нетленное и светоносное, в которое облекутся верующие в будущей жизни. От того-то и тоскует здесь душа христианина и воздыхает по нему и вечности. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (5,2).

Но апостол предостерегает от того, чтобы нам, явившись в то вожделенное отечество, «и одетыми не оказаться нагими» (5,3), т.е. без добрых дел, недостойными стать его наследниками.

Апостол не предпочитает жизни смерть, хотя она и ведет к большему познанию Христа. Забота его - «облечение в небесное», что начинается уже здесь на земле, в процессе духовной жизни: «Не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглошено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа» (5,4-5).

Но пока мы в теле, мы удалены от Господа, духовное видим не непосредственно, как видели его первые люди до грехопадения, но опосредствованно, - очами веры: «ходим верою, а не видением» (5,7). Мы ревнуем о вечности уже сейчас: «желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (5,8). История мучеников подтверждает это ревнование о встрече с Богом. Но так как независимо от времени жизни и смерти нас ожидает суд Христов (5,10), то главное, о чем мы всегда должны заботиться, - это благоутождение Богу: «ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными» (5,9).

Во Христе новая тварь.

Для лучшего успеха проповеди, а также с тем, чтобы заградить уста клеветников, апостол Павел показывает чистоту своей совести и верность свою перед Богом (5,11). Во всех свои поступках он движим любовью ко Христу: и свои откровения и восхищения, и свою скромность и уничижение он приписывает Богу и переносит все ради Бога (5,11-13).

Апостол этим побуждает и других в ответной любви ко Христу и к новой жизни в Боге. В Нем мы «все умерли» (5,14). Умерли в том смысле, что и, живя еще здесь на земле, «уже не для себя живем, но для Умершего за нас и воскресшего» (5,15).

Это отвержение себя, взятие креста своего и следование за Христом, по пути исполнения заповедей Его и есть духовная жизнь, в процессе которой, рождается новый человек. Поэтому апостол говорит, что «отныне никого не знаем по плоти» (5,16). Т.е. понимаем человека не как плоть и кровь, по «анкетным данным», о рождении, жизни и смерти, а как личность, возрожденную Христом, ибо «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (5,17).

«Тварь», т.е. вся земная природа, древне пораженная грехом, стала «новой», потому что в жертвенной любви Христовой получила обновление и примирена с Богом: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступления их, и дал нам слово примирения» (5,19).

Во Христе, по благодати, Бог и оправдал нас: «ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

Для этого Господь учредил Церковь, снабдив ее всем необходимым: избрал апостолов и дал им «служение примирения» (5,18), т.е. таинства, и «слово примирения» (5,19), т.е. учение.

Апостол побуждает коринфян не пренебрегать этой благодатью примирения, чтобы она «не тщетно была принята ими» (6,1), но принесла обильные плоды. Поэтому надо ценить настоящее время, как величайший дар Божий для спасения: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (6,2).

Коринфяне могли недоумевать, каким образом может быть «благоприятным» для спасения настоящее время, полное скорбей и уничижений. Но апостол Павел на примере своего служения показывает, что никакие гонения и страдания не препятствуют возрастанию дела Божия на земле, если служители его покажут свою верность пред Богом: «во всем являем себя как служители Божии - в терпении великом, в скорбях, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах» (6,4).

Апостол Павел предостерегает верующих от общения в грехах с неверущими: они не должны добровольно «преклоняться под чужое ярмо с неверными» (6,14) *.

*Обычное сравнение язычника с рабом, служащим своему греху, здесь заменено образом вола, на которого возложено тяжелое ярмо. Но вол начал носить ярмо не добровольно, а быв приучен к тому. Христианин же освобожден Христом от ярма греха и не должен добровольно делаться подъяремным

Апостол Павел сравнивает верующих и неверующих с самых разных точек зрения и не находит ничего общего между ними (6,14-16):

1) с точки зрения нравственной: «Какое общение праведности с беззаконием?»

2) со стороны духовной: «Что общего у света с тьмой?»

3) со стороны их начальства: «Какое согласие между Христом и Велиаром?»

4) по характеру жизни: «Какое соучастие верного с неверным?»

5) по характеру религии и последней цели её: «Какая совместимость храма Божия с идолами?»

Эти примеры означают не то, что верующие не должны вообще общаться с неверующими, а что должны остерегаться общения с ними во грехах. Верующие - народ Божий, отделенный - от неверных; они дети Божии, «храм Бога живого» (6,16), поэтому должны совершенно «очистить себя от всякой скверны плоти и духа», чтобы успешно «совершать святыню (подвиг святой жизни) в страхе Божием» (7,1).

|в начало|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|

18 БИЛЕТ

Главы 8-13: Македонская церковь - пример радушной щедрости: «доброхотно дающего любит Бог»; подвиги Апостола и его преимущества пред противниками; об откровении Апостолу с восхищением до третьего неба; о болезненности апостола Павла.

Македонская церковь - пример радушной щедрости: «доброхотно дающего любит Бог»;

После наставления коринфян в вере апостол Павел теперь располагает их сердца к «участию в служении святым» (8,4), т. е. к участию в сборе милостыни для бедной Иерусалимской Церкви.

Апостол воодушевляет их примером необыкновенной ревности в этом деле македонских братий. Хотя сами они были в «глубокой нищете», но сами «молили» принять их дар, никем не принуждаемые, - такова должна быть истинная христианская милостыня (8,1-4).

Тимофей начал собирать милостыню среди коринфян, как видно из Первого послания (1Кор.16,10). Затем апостол послал к ним Тита как с целью узнать о действии Первого послания, так и с тем, чтобы продолжить дело сбора вспомоществования (8,6).

Коринфяне изобиловали всем: «верой и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью» (8,7). Теперь апостол, дает им возможность усовершенствоваться в делах милосердия, завершить теоретическое познание христианства самим делом.

Побуждая к милостыни, апостол, кроме живого примера македонян, указывает и на Самого Господа Иисуса Христа, Который «будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (8,9).

Определяя количество подаяния, апостол советует давать по мере возможно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.015 с.)