И о получении Им полноты даров Святого Духа (Ис. 11:1-6) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И о получении Им полноты даров Святого Духа (Ис. 11:1-6)



 

В первом стихе явление в мир Мессии изображается в виде проросшего корня: «И произойдет отрасль от корня Иесеева, и ветвь произойдет от корня его». Иессей, отец Давида, был простым гражданином города Вифлеема в колене Иудином. Поэтому этим пророчеством подчеркивается, что Мессия, хотя и именуется часто сыном Давидовым, однако, к царской славе последнего не имеет отношения. Пророк, говоря о роде Давидовом, специально избегает символа цветущего древа, а удачно использует образ корня, пенька, как жалкого остатка некогда цветущего дерева. Из этого корня и произрастет Отрасль-Мессия.

Пророчество исполнилось в точности. Со времени вавилонского плена прекратились цари из рода Давидова, а перед Рожеством Христовым, согласно древнему пророчеству патриарха Иакова, вообще прекратились правители из колена Иудина; представители рода Давидова – Пресвятая Дева Мария и святой праведный Иосиф Обручник – были людьми простыми и бедными, как некогда и отец Давида Иессей.

Во втором стихе говорится о семи дарах Святого Духа, которые почиют на Мессии, потомке Иессея. «И почиет на Нем Дух Божий, дух премудрости и разума. Дух совета и крепости. Дух ведения благочестия, исполнит Его Дух страха Божия...» (наизусть).

Слово «почиет» обозначает неотлучное, постоянное пребывание на Лице Мессии Святого Духа, в отличие от временного пребывания Его на ветхозаветных избранниках (судиях, первосвященниках, пророках и царях), а самое число 7 обозначает полноту харизматических даров, пребывающих на Мессии.

«Дух Божий» (евр. Руах Ягве = Дух Господень; греч. = Дух Божий) = Святой Дух. Исполнение пророчества на Иисусе Христе засвидетельствовано в Евангелии. Дух Святой пребывал с Мессией с момента воплощения («Дух Святый найдет на тя...»: Лк. 1:35) и зримо был явлен Иоанну Крестителю во время крещения Господа: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, Пребывающего на Нем» (Ин. 1:32; Мф. 3:16).

«Дух Божий» - родовое понятие. Далее конкретно перечнеиются семь даров Святого Духа.

«Дух премудрости и разума». Согласно библейскому словоупотреб-лению, «дар мудрости» (хохма, sapienta) «дар разума» (бина, intellectus) как составной элемент мудрости, обозначающий проницательность, в общем обозначает богатство ума, широту познаний, способность опознавать людей и сущность явлений по их внутренним достоинствам; в более частном смысле эти дары обозначают в библии высшую степень религиозно-нравственного знания целей жизни и средств к их достижению и, вместе с тем, умение пользоваться ими во всех обстоятельствах жизни.

Господь Иисус Христос, действительно, обладал этими дарами в совершенстве: еще двенадцатилетним отроком Он удивил иудейских законоучителей мудрыми вопросами и ответами в Иерусалимском храме (Лк. 2:42-47) и вообще во всей земной жизни неоднократно вызывал в своих современниках удивление своей мудростию (Ин. 7:15; Мф. 7:28).

«Дух совета и крепости». Дух или «дар совета» - обозначает способность руководить другими, безошибочно давать спасительные советы всем людям, независимо от их звания и положения. Спаситель часто давал советы окружающим Его людям (Мк. 10:17-22; Лк. 9:59-62). Совет всем вообще: «Как хочешь, чтобы поступали с тобой, так поступай ты со всеми» (Мф. 7:12).

«Дар крепости» или могущества (чебура,) обозначает силу и власть, при помощи которых Мессия свои намерения и слова приводил в исполнение. Многие чудеса свидетельствуют о той «крепости», о том могуществе, которым обладал Мессия как Бог.

«Дар веления и благочестия» дар ведения или всеведения предполагает, прежде всего, 1) совершеннейшее познание Бога и тайн Божиих, например учение о Святой Троице, о Божественном предопределении, 2) способность прозревать будущее и знать даже мысли людей. Так Христос предсказал о судьбе Иерусалима и всего мира; знал мысли и намерения Нафанаила (1:47-48), книжников и фарисеев (Мф. 9:34), Иуды предателя (Ин. 13:21, 26) и многое др.

«Дар благочестия» заключается в том, что вся жизнь Мессии будет свидетельством любви к Отцу Небесному, миру и людям. Своей жизнью и делами Господь совершеннейшим образом осуществил нравственный закон Божий и показал этим «благой пример людям. Он «не сотворил ни единого греха» говорит о Мессии Евангелие.

«Дар страха Божия» обозначает чувство благоговения к Богу, без Которого не возможна истинно благочестивая жизнь. Величайшее благоговение Мессии пред Богом Отцом выразилось в Его всецелом послушании даже до смерти крестной. Все, что совершал Спаситель на земле, делалось ради славы Небесного Отца (Ин. 5:30).

Семь Даров Святого Духа усвояются Иисусу Христу и в Новом Завете (Откр. 4,5; 5,6).

Далее, с 3 по 5 стих говорится о методах правления потомка Иессея Мессии. Стиль управления Его непосредственно зависит от полноты харизматических даров, почивающих на Нем. «Он будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине». То, что видят глаза, не редко вводит в заблуждение, а то, что слышат уши не всегда правда, поэтому в делах потомок Иессея будет руководствоваться не человеческим опытом, а высшим ведением, основанном на дарах Святого Духа.

Его правление будет мирным. Единственным оружием Его будет «правда и истина» с помощью которых он победит всех врагов. Под «жезлом уст Его» следует понимать проповедь Евангелия, посредством которой мир спасется от греховной скверны. «Поразит землю» земля здесь отождествляется с грехом. Под «нечестивым», которого Мессия «убьет духом уст Своих», разумеется главный виновник зла на земле, диавол, и, в частности, по апостолу Павлу, антихрист, как олицетворение всех сил зла перед вторым пришествием Христовым (2 Фесс. 2:8).

6-9 стихи. Описание духовного царства Мессии как царства всеобщего, ничем неомрачаемого мира и райского блаженства, которое нисходит на все искупленное человечество и вообще на все творение Божие, восстанавливая первозданную гармонию, нарушенную грехопадением человека (ср. Рим. 7:19-22).

Свойства и инстинкты хищных животных настолько изменятся, что они станут мирными, не будут ни на кого нападать и истреблять. Будут мирно пастись с домашними животными и питаться с ними одной пищей под надзором малого отрока.

По объяснению святых отцов (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, блаженного Иеронима и Феодорита) в стихах 6-8 в образной форме предвозвещается нравственное перерождение людей в Церкви Христовой. Своевольные и жестокие нравы всех вступивших в мессианское царство настолько изменяется, что они уподобятся кротким животным. Примером подобной перемены, по мнению блаженного Иеронима, может служить Савл (апостол Павел), который сначала был подобен хищному волку и преследовал христиан, а после своего обращения ко Христу, сам стал подобен кроткому ягненку, жил с последователями Христа, «которые суть овцы».

Под «отроком малым», пасущим вместе диких и домашних животных, по мнению святых отцов, в духовном смысле следует разуметь пастырей Церкви, а под «горою Господней» Церковь Христову.

Пророчество это перекликается с 65-й главой книги Исаии, где говорится о славе будущего мессианского царства. Пророчество это предвозвещает восстановление в мессианскую эпоху первозданной гармонии во всем Божием творении.

Библиологи возвещение этого пророчества относят не позднее 701 г. времени нашествия Сеннахирима на Иудею и Иерусалим.

Пророчество об отрасли из корня Иессеева и о Мессианском царстве является продолжением и завершением пророчеств об Еммануиле, составляющих трилогию Еммануила (7, 9, 11 главы).

Отдел этот (Ис. 11:110) читается как паримии в праздник Рождества Христова, поскольку празднуемое событие является исполнением пророчества Исаии о рождении Христа Спасителя из рода Иессеева.

 

О пустыне жаждущей (35 глава)

Содержание главы: Бесплодная и сухая пустыня под действием появившихся в ней обильных источников вод расцветет и скроется великолепной растительностью Ливана, Кармила и арена. Сам Бог придет и спасет ее обитателей (1-4 стихи): спасение Божие будет сопровождаться исцелением неизлечимых недугов: глаза слепых откроются, глухие станут слышать, не выговорить, а хромые ходить (5-7 стихи). Для избавленных откроется широкая дорога, «святой путь» на Сион, где будет вечная радость и веселие, а печаль и воздыхание навсегда исчезнут (8-10 стихи).

В тексте греко-славянской Библии в 12 стихах имеются исполнения еврейскому тексту: пустыня названа «Иордановой» или людьми Божиими («людие Мои»). По этому тексту выходит, что в пророчестве возвещается о возвращении иудеев ассиро-вавилонского плена и языческого рассеяния в свою умешенную страну и о наступлении мессианского царства. смысл еврейского текста, в котором слова «Иорданова» и «людие Мои» отсутствуют, шире, и он дает основание отнюдь это предсказание к спасению и язычников, которые принимали участие в благах мессианского царства.

По толкованию Церкви «бесплодная пустыня» в духовном юле обозначает языческий мир, не знавший истинного Бога и потому не приносивший плодов духовных добродетелей, представляющий собой духовную пустыню. «Процветшая пустыня» обозначает новозаветную Церковь из язычников и иудеев, украсившуюся цветами христианских добродетелей, как поется в церковном песнопении: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, внейже утвердися мое сердце» (третий ирмос воскресного канона второго гласа).

Под «водой», оживляющей бесплодную пустыню, разумеется благодать Святого Духа, имеющегося излиться на верующих во Христа и духовно возродить их (ср. Ис. 12:4; Иоиля 2:28-29). Соответственно этому и под «недугом» разумеются не только физические, но и духовные недуги. Так, например, в Священном Писании «глухими и слепыми» называются люди, которые не видят спасительных путей Промысла Божия и приходят в отчаяние, а также люди нравственно грубые и преданные страстям (Ис. 6:7; 10:42; 7:18; 66:10; Мф. 15:14). Понятие «хромой» в Библии часто обозначает человека духовно больного, уклоняющегося с истинного пути спасения (ср. Ефр. 12:12-13). Наконец, понятие «немой» в переносном смысле обозначает человека, который неспособен прославлять Бога Творца и Спасителя.

Исполнение. Пророчество об исцелении духовных и физических недугов в людях начало исполняться с пришествием на землю Иисуса Христа, о чем свидетельствуют евангелисты, цитирующие его (Мф. 11:5; 12:22; 15:13; Мк. 7:31). И Сам Господь Иисус засвидетельствовал об исполнении на Нем пророчества (35 глава книги Исаии). Когда Иоанн Креститель, находившийся в темнице, послал двух своих учеников спросить Христа: «Ты ли Тот, Которого ожидали, или нам ждать другого?» Христос ответил посланным словами данного пророчества: «Пойдите и скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» (Мф. 11:45; Лк. 7:22).

Исполнение пророчества о чудесных проявлениях божественной благодати не окончилось временами жизни и служения Иисуса Христа и Его апостолов (о чудесах апостолов повествуется в книге Деяний 3:68; 8:7 и др.). Вся послеапостольская история Церкви Христовой вплоть до наших дней полна бесчисленными примерами проявления чудодейственной силы Святого Духа, возрождающей и освящающей человека. Блаженный Иероним об исцелении в Церкви Христовой духовных недугов пишет:

«Это ежедневно исполняется между народами, когда бывшие прежде слепыми, видят свет истинный, не могущие прежде глухими ушами слышать слова Писаний, теперь радуются о заповедях Божиих, когда бывшие прежде хромыми и не ходившие по правому пути, прыгают как здоровые, подобно своим учителям, и ясен будет язык немых, уста которых... не могли исповедовать единого Господа... потому что пробились в пустыне, которой была некогда Церковь, воды спасительного крещения и в необитаемой стране потоки и ручьи, то есть различные духовные дарования» (Толкование на Исайю, 35).

В пятом стихе под «путем святым» в духовном смысле разумеется путь ко спасению, исполнению заповедей Божиих, а под львом и хищным зверем силы зла во главе с диаволом.

Последний, 10-й стих православные экзегеты относят ко времени Церкви славы, потому что только по отношению к ней может быть употреблено выражение «вечная радость и веселье» при отсутствии печали и воздыхания для избавленных Господом: «отбеже болезнь и печаль и воздыхание» (ср. Откр. 7:17 «отрет Бог всякую слезу от очей их»).

Пророчество 35-й главы о пустыне жаждущей читается в качестве паримии в праздник Крещения Господня, так как по разуму Церкви, сообщение Иисусу Христу полноты даров Святого Духа по человечеству: явленное в крещении, явилось началом исполнения пророчества о чудесных проявлениях божественной благодати в мессианские времена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.013 с.)