Мессианские черты в книге пророка Аввакума. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мессианские черты в книге пророка Аввакума.



О спасительной силе веры

 

Пророк мучительно размышляет над тайной зла и просит Бога указать ему выход из трагических противоречий бытия (страдания невинных). Возвещая о будущем нападении халдеев, Господь отвечает пророку: «Вот душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (2:4). Ответ этот очень важен, и Господь повелевает записать его на скрижалях. «Надменная душа» - халдейский завоеватель («сила его – бог его» указывается на его гордыню и попрание совести и правды). «Праведный» благочестивый остаток народа Божия, который спасется своей верой.

Под спасающей верой разумеется твердая, истинная вера, которая руководит действиями и жизнью человека. Твердо верующий в истинного Бога не растеряется ни при каких обстоятельствах; в вере он находит разрешение всех жизненных вопросов, и этой верой он живет.

Указывая на необходимость веры богоизбранному народу, пророк таинственно предрекал будущее духовного Израиля, мессианские времена, когда вся жизнь христианина будет определяться его верой. Апостол Павел трижды цитирует это выражение в своих посланиях (Рим. 1:17; Гал. 3:2; Евр. 10:37-38), и на нем основывает свое учение об оправдании верой без дел закона (Гал. 3:11). По апостолу Павлу, Аввакум, следовательно, пророчествовал о том, что в духовном царстве Мессии для спасения требуется вера во Христа Спасителя, при наличии которой Господь дарует верующим оправдание и спасение.

 

Богослужебное употребление книги

 

Третья и отчасти вторая главы книги пророка Аввакума служат образцом и основой содержания четвертой песни утренних канонов. В целом ряде ирмосов встречаются мысли и выражения, заимствованные из этих глав («На божественной стражи богоблаголивый Аввакум, да станет с нами...» Выражения «Господи, услышах слух Твой и убояхся...» (3:1), «покрыла есть небеса добродетель Твоя (Христе)...» приводятся в ирмосах почти буквально.

Все места книги пророка Аввакума, заимствованные ирмосы и тропари Церковь изъясняет в мессианском смысле. Например, стих 3:3 «Бог от юга приидет и святый от горы приосененныя чаши… под горой Церковь понимает Деву Марию, родившую Христа Спасителя.

«Жезл из корене Иессеева и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи, пришел еси от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи». («приосененныя чащи» = по-русски – от горы, осененной чащею»).


Книга пророка Софония

 

Сведения о пророке Софонии

 

Пророк Софония (с евр. – тайнозритель), согласно надписанию книги (1:1), проходил свое служение в Иудейском царстве во времена царя Иосии (640-609). Родословие пророка в надписании книги доводится до четвертого колена, что указывает на знатность его происхождения. В книге нет намеков на произведенную царем Иосией «религиозную реформу», а, напротив, содержатся обвинения в идолопоклонстве (1:5-9) и беззаконии (3:13). Следовательно, Софония пророчествовал до того, как Иосия повел борьбу с иноземными культами (628-621 гг.). Два предыдущих царствования – Манассии и Аммона были самой мрачной эпохой в истории Иудеи. Цари не только находились в полной зависимости от Ниневии, но и добровольно ввели в своей стране языческие верования. В ответ на протесты пророков Манассия начал жестокое гонение (4 Цар. 21:1-18). Тогда Иерусалим был залит кровью, и меч «поядал» пророков, «как истребляющий лев» (Иер. 2:30), в результате чего голос свидетелей Божиих умолк почти на сорок лет. Иосия был сделан царем в восьмилетнем возрасте. В первые годы его царствования преследования прекратились, но культ Молоха и небесных светил все еще господствовал в Иерусалиме. Софония первым из пророков нарушил молчание и повел борьбу с этим нечестием. Его проповедь, очевидно, оказала влияние на молодого царя, который решительными мерами покончил с идолопоклонством. В период реформ Иосии проповедовал Иеремия, а о Софонии уже ничего не упоминается. Вероятно, он умер в начале преобразовательной деятельности Иосии (625 г. Предсказание разрушения Ниневии (2:4-13), падение которой датируется 612 г. до Р.Х., также свидетельствует о служении Софонии в более ранний период царствования Иосии. Память пророка Софонии празднуется 16 декабря.

 

2. Состав и содержание книги

 

Книга пророка Осин состоит из трех глав. Главная тема пророчества – день Господень, т.е. суд Божий. Господь через суд над всеми языческими народами и иудеями окончательно уничтожит зло в мире и утвердит Свое блаженное царство. Эта тема раскрывается во всех главах книги.

1 глава. Возвестив суд Божий над всем миром (2-3 стихи), пророк порицает преступления иудеев и говорит об их участи в день суда. Из беззаконий иудеев указаны следующие: увлечение культами Ваала, «воинства небесного», Молоха; злоупотребление властью, излишняя роскошь богачей. В конце первой главы в кратких, но сильных выражениях описываются действия «дня Иеговы» (14-18).

Во второй главе после краткого увещания иудеев обратиться к Господу с покаянием, дабы снискать милость Его до наступления «дня Его гнева», пророк говорит, что день Господень простирается не только на них, но и на весь языческий мир. Далее он предвозвещает бедствия дня Господня соседним языческим народам – ближним (филистимлянам, моавитянам, аммонитянам) и дальним (эфиопам, ассирийцам и др.). Особенно картинно изображается запустение столицы Ассирии – Ниневии, которая превратится в пустыню и будет логовом для диких животных (11-15 стихи).

В третьей главе пророк изображает печальное религиозно-нравственное состояние современного ему Иерусалима, предвозвещает наступление дня Господня (18 стих, но затем говорит о спасении после суда благочестивого остатка и предсказывает обращение к Богу языческих народов.

 

Мессианские черты пророчества Софонии

 

Говоря о спасении благочестивого остатка (в историческом смысле – от вавилонского плена), пророк прозревает блаженные мессианские времена. Характерные черты мессианского времени пророка Софонии следующие:

1) спасение будет простираться на всю вселенную (3:9-10);

2) оно будет состоять в прощении грехов и святости его членов (3:11-13);

3) оно совершится, когда Господь воцарится «посреди народа» (3:15). Дать языческим народам «чистые уста», значит произвести внутреннюю перемену в их настроении, чтобы они свято чтили Бога.

«Из Эфиопии принесут мне дары», т.е. даже самые отдаленные языческие народы, какими во времена пророка были жители Эфиопии, обратятся ко Господу, будут чтить Его и приносить жертвы и дары.

Отличительная черта картины суда Божия у Софонии – та, что «день Господень» в его речах – это не только день обнаружения божественного гнева над грешниками (как у Наума, Аввакума, Иосии), но вместе с тем это начало новой жизни для всего человечества.

Пророчество Софонии о суде Божием (1:14-15) воодушевляло на творчество многих великих композиторов. Оно положено в основу содержания Реквиема (Моцарт, Верди, Керубини, Берлиоз).

 

Богослужебное употребление

 

Из книги пророка Софонии заимствуются две паремии:

1) 3:8-15 – в Великую Субботу. Возвещаемое распространение веры – плод смерти и воскресения Христа Спасителя;

2) 3:14-19 – в Вербное Воскресение. Призыв пророка к радости и веселью соответствует воспоминанию торжественного входа Христа в Иерусалим. «Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца дщерь Иерусалима...» (ст. 14).


Книга пророка Аггея

 

Личность и служение пророка

 

Пророк Аггей (евр. – Хаггай – «праздничный», «торжественный»), по свидетельству его книги (1:1; 2:1-11), пророчествовал во второй год царствования персидского царя Дария Гистаспа, в 520 году до Р.Х., во время построения второго Иерусалимского храма при вожде Заровавеле и первосвященнике Иисусе.

С Аггея начинается последний пророческий период – послепленный. Содержание пророческих речей коренным образом изменяется: если до плена основная тема пророческих писаний была наказание, в плену – утешение, то теперь – восстановление. Возвратившись из плена в 538 г. до Р.Х., евреи сразу принялись за постройку храма, но по проискам самарян строительство дома Божия было прервано на 15-16 лет до времени царствования Дария Гистаспа. Испытав первые невзгоды, многие евреи к этому времени впали в маловерие и уныние. Решив для себя, что благоприятное время для восстановления храма еще не настало, многие занялись благоустройством своих личных домов. Для воодушевления упавших духом иудеев репатриантов и побуждения их к окончанию постройки второго храма и был послан Богом пророк Аггей.

О личности Аггея из Священного Писания почти ничего не известно. По преданию же пророк Аггей происходил из священнического рода и был из числа пленников, возвратившись из Вавилона (ср. 1 Ездр. 5:1; 6:14), по-видимому, уже в преклонном возрасте. Служение его, описанное в книге, продолжалось мене года речи его точно датированы. Возможно, он дожил до освящения второго Иерусалимского храма в 515 г. до Р.Х. Память пророка Аггея празднуется Церковью 29 декабря.

 

2. Состав и содержание книги

 

Книга пророка Аггея состоит из двух глав и содержит четыре точно датированные речи.

В первой речи (1 глава), произнесенной в первый день шестого месяца (второго года царствования Дария Гистаспа) перед Заровавелем и первосвященником Иисусом, пророк обличает иудеев за нерадение о храме и убеждает их возобновить построение дома Божия. Для оправдания своего нерадения иудеи говорили: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень». Пророк обличает их, говоря «А вам самим время жить в домах ваших украшенных?» и от лица Божия угрожает им скудостью в урожае и неуспехом в труде.

Во второй речи (2:19) пророк от лица Божия призывает Заровавеля, первосвященника Иисуса и весь народ ободриться и строить храм, не боясь врагов. «Ибо Я с вами... и дух Мой пребывает среди вас, не бойтесь». Далее пророк утешает иудеев будущей славой второго храма.

В третьей речи (2:10-19) пророк, указывая на жестоковыйность, нерадение иудеев, убеждает строителей храма в необходимости душевного очищения («обратите сердце ваше») и утешает их обещанием Господних милостей в плодородии земли.

В четвертой речи (2:20-23) пророк, называя Заровавеля рабом Господним, утешает его и весь народ надеждой на исполнение обетовании Господа дому Давида в лице Заровавеля, его потомка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.57.9 (0.049 с.)