О помазаннике господнем и его церкви (ис. 61:1-10) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О помазаннике господнем и его церкви (ис. 61:1-10)



Стихи 1-2 содержат пророчество об Иисусе Христе как Помазаннике Господнем, Который должен будет прийти в мир для благовестия людям спасения и для сообщения им благодатных даров Святого Духа. В таком именно смысле объяснено это пророчество Господом Иисусом Христом в Его проповеди в назаретской синагоге (Лк. 4:16-21). Далее, в 3-10 стихах говорится о Церкви Помазанника.

«Помазанник» (по-еврейски – Машиа», по-арамейски – Мешиха, в русской транскрипции – Мессия, по-гречески – Христос. С точки зрения исторической последовательности в служении Мессии данное пророчество возвещает о евагнельских событиях, предшествующих откровению 52-53 глав.

Стихи 1-2. Пророк начинает речь от лица Раба Господня – Мессии, Который говорит о Себе, как о Помазаннике: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня». Правильное понимание «Духа Божия» и Лица, на Котором Он почил, определяется широким контекстом пророчества, то есть сравнением его с предшествующими мессианскими местами книги Исайи (11:2; 42:1; 48:16; 49:1-2), из чего ясно видно что в словах «Дух Господень на Мне» разумеется вся Святая Троица: Бог Отец, ниспосылающий Духа; Сын Божий, воспринимающий Его, и Святой Дух, ниспосылаемый на Сына.

Выражение «помазал» ведет свое происхождение от древнего священного обряда «помазания» ветхозаветных царей, первосвященников и пророков. Возливание елея на их голову служило символом особого божественного освящения лица, избранного на теократическое общественное служение. Но слово «помазание» имело в Ветхом Завете не только буквальное, но и метафорическое значение и употреблялось в смысле избрания на священническое служение. В книге Исайи 45,1 «помазанником» называется Кир – царь персидский, и несомненно потому, что он был избран Господом орудием исполнения божественной воли, хотя священного помазания не получил.

В рассматриваемом пророчестве «помазание» в отношении к Мессии надо понимать в значении обильного излияния Святого Духа на Мессию, что будет служить также знамением божественного избрания или «посвящения» Его Богом Отцом на служение человеческому роду. Буквальное исполнение этого пророчества можно видеть в истории крещения Господа Иисуса Христа во Иордане, когда Святой Дух нисшел на Него в виде голубя (Мф. 3:16; Деян. 10:37-39).

Далее указывается цель служения Мессии Помазанника:

а) «Благовестити нищим посла Мя...» Благовествовать, значит приносить радостные известия. Здесь имеется в виду евангельское благовествование о спасении, прежде всего, «нищих духом», то есть смиренных людей, жаждущих спасения, которым пришедший на землю Мессия-Христос обещал царство небесное (Мф. 5:3).

б) «Исцелить сокрушенных сердцем». Он будет целителем надломленных человеческих сердец, на которые Он прольет целительный бальзам Своего учения (ср. 42:3 – «трости надломленной не переломит и льна курящего не угасит»).

в) «Проповедати плененным отпущение и слепым прозрение» (рус. –

«проповедовать плененным освобождение и узникам открытие темницы»). «Слепые» и «пленники» здесь, также как и в Ис. 42:6 обозначают духовное состояние язычников (и отчасти иудеев), которые до Христа были духовно слепыми, были рабами греху и диаволу (в плену), от чего они будут избавлены с пришествием Помазанника.

г) «Проповедовать лето Господне благоприятное и в день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (стих 2). В Ветхом Завете благоприятным летом» и «годом отпущения» был юбилейный пятидесятый год; год освобождения рабов и прощения долгов (Лев.25). О наступлении этого года объявлялось всенародно; в этом году рабы получали свободу, отпускались долги, проданные за долги земли возвращались прежним владельцам. Юбилейный год имел прообразовательное значение. В данном пророчестве под «благоприятным летом» следует понимать мессианские времена (блаженный Иероним). Явившийся на земле Христос возвестил о начале новой эры всепрощения и свободы для всех ворующих в Него. Слова пророчества отражают идею милосердия Божия, милующую любовь мазанника, с одной стороны, и идею вечной Божественной справедливости, с другой стороны, которые неотделимы друг от друга. Господь Иисус Христос при чтении этого пророчества в назаретской синагоге остановился на фразе «лето Господне благоприятное», так как следующее выражение о дне воздаяния имеет больше отношения к Его второму пришествию.

д) «Утешить всех сетующих», то есть утешить надеждой спасения всех плачущих о своих грехах. Обещая вечное блаженство всем плачущим, Спаситель сказал в Нагорной проповеди: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

е) В следующем, третьем стихе возвещается утешение всем «Сетующим на Сионе» - оплакивающим Сион. К последним следует отно-сить всех скорбящих о поношении Сиона, Иерусалима, Истины. Утешаться они должны плодом Духа Святого, нисшедшего на Сион, и радость их – духовная радость всех членов царства Христова (Рим. 14,17) – «Царство Божие не пища и питие, но правда и мир, и радость о Святом Духе».

Плоды Духа, просиявшие в жизни первых христиан, были лучшей проповедью евангельского благовестия, от которой смягчались сердца самых закоренелых язычников, после чего они обращались ко Христу. Благодать Божия перерождала жизнь людей, и многие из них, следуя за Христом, претерпевали ради Него всезозможные мучения и безбоязненно шли на смерть, украшаясь за этот подвиг мученическими венцами – «славной одеждой».

В 4-9 стихах предвозвещается распространение мессианского духовного царства – Церкви Христовой и ее универсальный характер.

Стих 4. «И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины, и возобновлят города разоренные, оставшиеся в запустении с давних родов». Вечная пустыня и опустевшие города – в духовном смысле –символы языческой неплодящей церкви. В этих образах, известных из более ранних пророчеств Исайи (гл. 35; 44,26; 49,8,19; 58,12; 60,10) содержится мысль о распространении и процветании мессианского духовного царства реди языческих народов.

Стих 5. «И придут иноземцы, и будут пасти стада ваши и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями». Под пастырями, земледельцами и виноградарями в этом стихе следует понимать духовных руководителей христинского общества – пастырей Церкви Христовой, а под «овцами» - верующих во Иисуса Христа, т.е. членов Церкви. Эти пасыри будут из иноплеменников, т.е. из числа язычников, уверовавшихво Христа. Исполнение этого пророчества можно видеть в истории христианской Церкви.

Стих 6. Далее пророк от лица Божия говорит: «А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога...». Эти слова о высоком достоинстве и чести служения Богу, выше которого не может быть никакого другого служения, впервые были сказаны Богом ветхозаветному Израилю при заключении синайского законодательства (Исх. 19,6). Теперь пророк от лица Божия повторяет их в приложении к духовному Израилю последователям Помазанника, Христа. Слова эти в собственном или узком смысле, как пророчество, имеют отношение к пастырям новозаветной Церкви и, прежде всего, к святым апостолам, как первым избранникам Божиим, Самим Иисусом Христом поставленным «к совершению святых в деле служения, в созидание тела Христова» (Еф. 4,12), а тем уже ко всем апостольким преемникам. В более широком смысле эти слова имеют отношение ко всем вообще христианам, которые как члены тела Христова и храмы Святого Духа именуются в Слове Божием царством священников, народом святым (1 Петр. 2,5,9; Откр. 1,6), Новым Израилем, призванным к осуществлению высокого назначения.

В 7-м стихе выражение «...в земле своей вдвое получат» следует понимать как вторичное вступление Израиля в землю обетованную, которое буквально совершилось после вавилонского плена. По толкованию святого Кирилла Александрийского, здесь предсказывается вступление в Церковь Христову и в Новый Завет с Богом нового духовного Израиля, т.е. уверовавших в Иисуса Христа из всех родов.

Стих 10 (наизусть). От лица Церкви (и каждого члена её) пророк говорит: «Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя; яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою».

«Риза спасения», называемая еще «одеждою веселия» и «венцом» здесь, как и в третьем стихе, в переносном смысле обозначает благодатные средства спасения – дары Святого Духа, а все выражение содержит мысль о том, что Господь даровал эти средства в изобилии, как бы окружил ими Церковь (и каждого члена её) со всех сторон, подобно тому, как одежда со всех сторон окружает тело человека.

Стих 10 читается при облачении священнослужителей, поскольку, по разуму Церкви, все это пророчество имеет прямое отношение к ней самой (Церкви), ибо возвращение из плена и языческого рассеяния, о котором возвещает буквальный смысл пророчества (61,1-10), является прообразом спасения от духовного порабощения (греху и диаволу) всего человечества чрез Иисуса Христа, спасения в Его Церкви, о чем здесь и говорит таинственный смысл предсказания, раскрытый отцами и учителями Церкви.

1-9-й стихи 61-й главы составляют паримию в Великую Субботу и церковное новолетие 1/14 сентября.


Книга пророка Иеремии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.19.151 (0.009 с.)