I. Время и место служения пророка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Время и место служения пророка



 

О личности пророка Авдия (евр. – «служитель, раб Иеговы») и времени его служения не сообщается никаких сведений, ни в его книге, ни в других священных книгах, а предания о нем разноречивы и требуют проверки: одни считают его современником Илии и Елисея, т.е. пророком IX века до Р.Х., другие – современником Иеремии (VI в.). Поэтому вопрос о времени пророческого служения Авдия решается на основании его книги.

В 10-14 стихах пророк обличает идумеев за проявление вражды к родственным им иудеям (Исав или Едом – родоначальник идумеев, был братом Иакова) во время взятия Иерусалима врагами. При этом идумеи не только высказывали свое злорадство («расширяли рот в день бедствия»), но и помогали врагам: грабили и убивали своих братьев, устраивали засады, пойманных выдавали неприятелю.

Из исторических книг Ветхого Завета известны четыре случая взятия Иерусалима неприятелем: 1) в первый год Ровоама (930-914) город был взят египетским фараоном Сусакимом (3 Цар. 14:25); 2) при Иораме (849-842) – филистимлянами и арабами (2 Цар. 21:16; ср. 4 Цар. 8:20); 3) при Амасии (797-768) – израильским царем Иоасом (4 Цар. 14:13); 4) при Иоакиме, Иехонии и Седекии город трижды захватывали вавилоняне (605, 597, 587 гг.), причем, в последний раз город был окончательно разрушен Навузарданом, полководцем Навуходоносора. Первые три захвата Иерусалима (при Ровоаме, Иораме и Амасии) должны быть исключены, т.к. об участии в них идумеев ничего не говорится. Что же касается последнего захвата Иерусалима вавилонянами в 587 г., то Библия ясно говорит о враждебности между иудеями и идумеями в этот период. Ясные библейские свидетельства мы находим у пророка Иезекииля (35:5-12), в книге «Плач Иеремии» (4:21); Пс. 136:7: «Помяни, Господи, сыны едомския в день иерусалима глаголющия: истощайте, истощайте (т.е. разрушайте) до оснований его». Кроме того, пророчество Авдия об Едоме в стихах 1-6 почти буквально сходно с пророчеством о них же у Иеремии (4-9; 9-10; 14-16) современника катастрофы 587 г. Все приведенные места говорят о враждебных действиях идумеев против Иерусалима и иудеев в последние годы существования Иудейского царства.

Следовательно, пророк Авдий пророчествовал в Иудее вскоре после событий 587 года. Ранее этой даты книга не могла появиться.

 

2. Состав и содержание книги

 

Книга пророка Авдия является самой малой из всех ветхозаветных книг: она имеет всего 21 стих и содержит описание «видения об Едоме». Едом – небольшой, родственный евреям, народ, гордившийся своей мудростью и надеявшийся на неприступность скал Сеира, на которых он расселился. Едом был одним из самых непримиримых врагов народа Божия. Поэтому Едом, наряду с мировыми языческими монархиями – Ассирией, Вавилоном являлся объектом постоянного внимания пророков (Ис. 21:11-12; 34:56; 63:1; Иер. 49:7-22; Иез. 25:12-14; 35 и др. Мысль о торжестве Царства Мессии всегда соединялась у пророков с мыслью о поражении Едома и суда над ним (Ис. 34:6).

В книге пророка Авдия сущность видения об Едоме раскрывается в трех небольших отделах (стихи 1-9; 10-16; 17-21).

В первом отделе (1-9) содержится изображение бедствий, имеющих постигнуть Едом. Пророк слышит, что уже послан вестник к народам с призывом вставать и выступать против Едома (1-й ст.) Он созерцает, что Едом уже умален и находится в презрении (2), разорен и разграблен (3-6) и даже изгнан до границы. Прежние союзники Едома стали его врагами (7), мудрецы его истреблены (8), храбрые поражены страхом, и весь Едом доведен до погибели (9).

Во втором отделе (10-16) указывается причина суда над Едомом – его вероломное отношение к своим братьям в день их бедствия.

В третьем отделе (17-21), переходя от суда над Едомом, пророк возвещает суд над всем языческим миром и далее, предсказывает наступление «царства Господня», изображая его чертами, приложимыми к вечной Церкви Христовой. Это место книги пророка Авдия – мессианское (стих 21).

В ближайшем историческом смысле пророчество Авдия об Едоме исполнилось в ветхозаветные времена. После событий 587 г. до Р.Х. идумеи постепенно заняли всю южную Палестину до Хеврона включительно, который был отвоеван лишь в 165 году Иудой Макавеем. В конце II века (130 г. до Р.Х. Иоанн Гиркан одержал над идумеями окончательную победу и обратил их в иудейство (принудил к обрезанию и исполнению закона Моисеева). С этого времени началось слияние идумеев с иудеяии.

Ассимиляцию, исчезновение идумеев среди иудеев блаженный Иероним понимает как пророчество о распространении Церкви Христовой по всему миру, объединение всех людей в одну семью, где нет «ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного» (апостол Павел).

«Дом Иакова будет огнем... И дом Исавов соломою» (стих 18). Христианство – огонь, язычество – солома.

Примечательно, что иудейские раввины идумеями и Едомом называют христиан и ждут победы иудейства над христианством.

 


Книга пророка Ионы

Сведения о пророке Ионе

 

В самой книге о пророке Ионе (евр. – «голубь») говорится, что он был сыном Амафии (1:1), происходил из евреев и почитал Господа Бога небес (1:9), сотворившего небо и землю. Эти краткие сведения несколько дополняют свидетельством 4 Цар. 14:25 об Ионе, сыне Амафиине, из Гефхефара (в колене Завулоновом, см. Иисус Навин 19:3) современнике Иеровоама II, царя израильского, предсказавшем царю восстановление древних пределов царства. Из этого следует, что пророк Иона был старшим современником Амоса и Осии, пророчествовавших тоже при Иеровоаме II, но чуть позже, после его побед. Считают, что Иона принадлежал к числу «царских» пророков (ср. 3 Цар. 22:6; Иер. 28).

 

2. Состав и содержание книги

 

Книга пророка Ионы существенно отличается от всех других пророческих писаний, т.к. все 4 главы ее содержат не пророческие речи, а описывают миссию пророка в Ниневию, столицу Ассирии.

Первая глава повествует о том, как Иона, получивший от Бога повеление идти в Ниневию и обличать беззакония жителей этого города, пытался уклониться от этой миссии. Он направляется в Иоппию, портовой город на Средиземном море (нынешняя Яффа), садится на корабль и бежит «от лица Господня» в противоположную от Ассирии сторону – в Фарсис (Тарсис), Финикийскую колонию в Испании, олицетворявшую для древних евреев край света (стихи 1-3). Далее описывается, как на море поднялась великая буря, грозившая потопить корабль, и язычники-моряки, по обычаю того времени, бросили жребий, чтобы узнать, кто из присутствующих на корабле виновен пред Богом и навлек на себя Его гнев; жребий пал на Иону, который исповедал пред всеми свой грех и просил бросить его в море, после чего ветер прекратился (стихи 4-16).

Вторая глава рассказывает о поглощении Ионы «китом великим» (в еврейском тексте – «большой рыбой»), о пребывании его во чреве кита три дня и ночи, и о молитве Ионы с благодарением Богу за сохранение жизни, с прошением о спасении. Господь повелел киту извергнуть Иону на сушу.

В третьей главе говорится о вторичном повелении Божием Ионе идти в Ниневию с проповедью о покаянии и об исполнении этого повеления. На этот раз Иона не осмелился ослушаться, он идет в Ниневию и проповедует о грядущем через 40 дней (в греческой Библии – через три дня по разрушении). Ниневитяне во главе со своим вождем, вразумленные проповедью Ионы, покаялись: наложили на себя пост, «обратились от злого пути своего», и были помилованы Богом.

В четвертой главе описывается, как Иона за городом под палящими лучами знойного солнца ожидает в палатке погибели Ниневии, как обрадовался он, когда «Господь произрастил над ним растение» (по-славянски – «тыква»), защищавшее его от зноя, и до смерти огорчился, когда оно внезапно засохло. Господь вразумляет пророка вопросами: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого ты не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120-ти тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множества скота» (4:10-11).

 

3. Прообразовательное значение книги Ионы

 

Хотя книга пророка Ионы отличается отсутствием в ней собственно пророческих речей, она имеет пророческое (точнее преобразовательное) значение. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует в Евангелии, что трехдневное пребывание Ионы во чреве кита прообразовало Его трехдневное пребывание в сердце земли. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение[9] не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо, как он на был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человечес»кий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его: ибо она проходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12:39-42; ср. Лк. 11:29-32).

Проповедь Ионы язычникам – ниневитянам прообразовала проповедь Христа среди язычников, а раскаяние ниневитян прообразовало раскаяние и обращение язычников к Богу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.011 с.)