Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделение на части и очерк содержания книги пророка исайиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Книга пророка Исайи состоит из 66 глав и по своему содержанию может быть разделена на три части. Каждая же часть состоит из нескольких тематических отделов. 1 часть (Исайя 1-39 главы) содержит пророчества обличительного и утешительного характера, произнесенные и записанные в различное время по поводу различных исторических обстоятельств. Эта часть состоит из 6 отделов: (1-12 гл.; 13-23 гл.; 24-27; 28-33 гл.; 34-35 гл.; 36-39 гл.). 1) 1-12 главы – речи об Иудее и Иерусалиме. 1-6 главы этого отдела представляют собой введение в книгу, в котором содержатся обличительные речи пророка, относящиеся большей частью к начальному периоду служения пророка при Озии и Иоафаме. В них изображается греховность иудейского народа, возвещается угроза наказания за нечестие, спасение «остатка» и призвание Ис. к пророческому служению (6 гл.) 7-12 речи пророка, произнесенные в период нашествия на Иудею и Иерусалим сиро-ефремлян при Ахазе 735-734 гг., в которых предсказывается падение Израиля, Сирии, а также и Ассирии, к помощи которой обратился Ахаз; возвещается безопасность дома Давида, из которого должен родиться Эммануил от Девы (7,14); предъизображается Его духовное царство (9, 16) и обстоятельства рождения: Эммануил родится в скромных условиях, но будет обладать полнотой даров Духа Божия, а Царство Его будет правосудным и мирным (11,1-10). Отдел заканчивается 2 небольшими гимнами избавленных (12 гл.) 2) (13-23 главы) пророчества о судьбах языческих народов и евреев: о Вавилоне (13,1-14,23); Ассирии (14,24-27); о земле Филистимской (14,28-32); Моаве (15-16); Дамаске и Самарин (17); Эфиопии (18); Египте (19-20); о падении Вавилона (21, 1-10); об Едоме (21,11-12); Аравии (21, 13-17); Иерусалиме (22); Тире и Сидоне (23). 3) 24-27 главы – эсхатологические пророчества, или т. наз. «Великий апокалипсис» Исаии. 4) 28-33 главы именуются так называемым «ассирийский цикл»: речи против политики иудейского царя (Езекии), заключающего союз с языч. Египтом против ига Ассирии. Союз этот не угоден Богу, и спасение зависит только от Бога. Возвещается иудеям бедствие, но затем спасение, а Ассирии поражение. 5) 34-35 главы – два эсхатологических пророчества или «малый апокалипсис» Исаии. О наказании Едома и языческих народов и возвращении изгнанников. 6) 36-39 главы – исторический отдел, параллельный 4 Цар.18, 13-20,19 (с добавлением молитвы Езекии 38,9-20), в котором повествуется о нашествии Сеннахирима на Иерусалим и внезапной гибели ассирийцев (36-37), о болезни и исцелении Езекии (38 гл., о посольстве в Иерусалим от вавилонского царя, по поводу которого пророк Исаия предсказал вавилонский плен (39) 39 главу (последнюю) можно рассматривать как введение ко 2 части, которая начинается пророчеством о возвращении евреев из вавилонского плена. Вторая часть (Исайя, 40-55 главы) содержит утешительные пророчества, о спасении от плена, о Мессии, искуплении и мессианском духовном царстве. Здесь два отдела: 40-48 и 49-55 главы. 1. 40-48 главы пророчества об освобождении из вавилонского плена и от рабства греху. Изображается деятельность Мессии, Раба Господня, как кроткого и смиренного проповедника, творящего чудеса. Освободитель пленников царь Кир назван по имени и, даже более – помазанником Божиим (45,1). Возвещая спасение пленников, пророк предсказывает падение Вавилона с его идолами и обращение к Богу язычников. 2. 49-55 главы о Рабе Господнем, совершающем дела искупления через страдания и смерть за грехи людей, о прославлении Его, и о Его духовном царстве. Оба эти отдела, как видно из их содержания, взаимно связаны между собой единством богословских идей. Главная тема пророчества предызображение служения, страданий и последующей славы Мессии, Который в евр. тексте именуется «Рабом или Слугой Господним», а в греч. «Отроком Господним». В четырех местах второй части книги пророчества о «Рабе Господнем» изложены в форме гимнов: 42,19; 49,16; 50,49; 52, 13-53,12. Эти места называются «Посланиями Раба Господня», а пророчества, содержащиеся в них, в Новом Завете отнесены к Иисусу Христу (Лк. 22,19-20; 37; Мк. 10,25 и др.) Общий фон 40-55 глав книги – Вавилон, а не Палестина. Пленение изображается как исторический факт. Иерусалим и храм лежат в развалинах и должны быть восстановлены через освободителя Кира (44,26-28; ср.45,13). Пленники ограблены вавилонянами (42,22-26; 47,6), на земле которых они находятся (48,20); приближается их скорое возвращение (40,1-11;46, 13; 51,3,14), Вавилон же будет наказан и уничтожен (43,14) (об Ассирии в этой части книги не говорится кроме 52,4 – неопределенное прошлое). При чтении второй части (40-55 главы) создается впечатление, что они отражают время между приходом к власти Кира персидского и завоеванием им Вавилона (т.е. между 556-539 гг. до Р.Х), и что они написаны автором-пророком, знакомым с Вавилонией, ее богатствами (45,3), судоходными каналами и пересыхающими реками; наблюдавшим процессии ношения идолов, напрасно молившихся им язычников (45,20); видевшим вавилонских чародеев – обманщиков (47, 9-15), а также хорошо знавшим духовное состояние вавилонских пленников: их страх (41,10-13; 44,2;51, 7,12:54,4), отступничество (46,8,48,1), духовную слепоту и равнодушие (42,18), склонность к идолопоклонству (48,3-11). В связи с этим большинство современных экзегетов полагают, что 40-55 главы написаны в Вавилоне в У1 веке неизвестным по имени пророком, которого условно называют Исаией II (Девтеро Исаией) или Исаией Вавилонским, учеником и последователем школы Исаии Иерусалимского, хорошо знакомым с его богословием. III ч. Исаия 56-66. Основная тема 3й части книги - мессианское духовное царство и распространение его при содействии Святаго Духа среди языческих народов. Общий фон 56-66 гл. - Палестина. а не Вавилон Увязать речи (пророчества) в хронологическую последовательность довольно трудно. а) Согласно отрывку 63, 7-54,11 Иерусалим и храм уже лежат в развалинах, т.е. указывается на время после катастрофы 587 г. б) Но из других отрывков следует, что храм восстановлен (56,5,7, 60,7), хотя городских стен еще нет (60,10), и ожидается их восстановление (62,6), что указывает на время после построения храма в 516 году, но до восстановления стен при Неемии 445 г. в) Обличительный отрывок (57,1-13), скорее всего, надо отнести к допленной эпохе. Из-за отсутствия хронологической последовательности и четко выраженного литературного единства мнения толковников расходятся. Один приписывает авторство этой части так называемому Исайи III (ученику Исаии II), другие – Исайе II. Последнее мнение находит себе подтверждение: а) в сходстве ряда отделов книги (60-62 глл. = 40-55); б) единстве словарного состава всех 27 глав (с 40-66) и отличие их от словарного состава 1-39 глав. Это недавно подтверждено при помощи электронного компьютера. Следовательно, II и III части могли быть написаны одним автором – Исайей II в Вавилоне (вторая часть) и по возвращении из плена в Палестине (третья часть). Важно отметить, что согласно выводам современной критики соединение и окончательная редакция всех пророчеств, вошедших в книгу, были завёршены до перёвода Семидесяти (285 г. до Р.Х.) и до Сираха (180 г. до Р.Х.) (Сир.48, 2425), где все части приписаны великому Исайи. Это же утверждается и в Новом Завете: в свидетельстве Евангелиста, что писание Исайи (Ис. 61,12) прочитанное Спасителем в Назаретской синагоге, исполнилось на Нем (Лк. 4,17-22). В ссылках Христа на «пророчества Исаии» об иудеях (Мф.15, 9 = ср. Ис 29,13; Лук. 22,37 = Ис. 53,12); в цитировании евангелистами пророчеств Исаии (Мф.3,3 = Ис.40,3; Мф. 4,46 = Ис. 9,12; Мф. 9,17 = 53,4; Мф.12,17-21 = Ис.42,14; Ин.1,23 = Ис.40,3; Ин. 12,38-40 = Ис.53,1); в цитировании книги Исаии другими апостолами в новозаветных книгах (Деян. 8,28,32-33 Ис.53,78; Рим. 9,27 Ис. 10,22-23 и др.). Следуя текстам Нового Завета, отцы и учители Церкви в своих толкованиях и многочисленных ссылках также признавали подлинной всю книгу Исаии. Этому воззрению не противоречит некоторое различие языка и стиля (1-39 гл.) и 40-66 глл. что можно объяснить, во-первых, тем, что Исаия в течение полувекового служения мог усовершенствовать свой стиль и, во-вторых, тем, что в главах 1-39 преобладают угрозы, а в главах 40-66 – утешительные пророчества. Кардинальной же разницы в языке этих частей книги Исаии нет; каждая из них написана прекрасным поэтическим языком и стилем, вследствие чего вся книга Исайи (66 глава) считается классическим образцом ветхозаветной пророческой письменности. Наконец, как в 1-39, так и в 40-66 главах многократно употребляется наименование Бога «Святый Израилев» (13 раз в 1-39 и 12 раз 40-66), которое редко встречается в других ветхозаветных книгах и свидетельствует о единстве автора всей книги. Все вышеперечисленные проблемы относятся к области исагогики и совершенно не влияют на каноничность, боговдохновенность всего содержания. Христос и апостолы особенно отличали достоинство книги пророка Исаии за ее мессианские пророчества, находящиеся во всех ее частях. Исполнение этих пророчеств, как нельзя лучше, говорит в пользу самой книги и ее великого автора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.007 с.) |