Подход. Определение суммы оборота розничной торговли, обеспечивающие необходимую сумму средств на плату труда работников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подход. Определение суммы оборота розничной торговли, обеспечивающие необходимую сумму средств на плату труда работников.



1 подход. Метод планирования оборота розничной торговли на основе расчета точки безубыточности. Данный метод особенно актуален в условиях кризисной ситуации.

Данная методика построена на принципе достижения такого объема оборота розничной торговли, который позволит торговому предприятию полученными доходами от реализации возместить все издержки обращения (постоянные и переменные) без получения прибыли, но и без убытков. Этот объем реализации товаров может быть определен по следующей формуле 1:

(1)

где Об - объем реализации товаров, обеспечивающий достижение «точки безубыточности»;

У вд — уровень валового дохода от реализации товаров, %;

И пост — сумма постоянных издержек обращения;

УИ пер — уровень переменных издержек обращения к обороту розничной торговли, %.

Сумма постоянных расходов за относительно непродолжительный период (один год) не зависит от изменения оборота розничной торговли потребительского общества. Сюда относятся: расходы на аренду, содержание зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, амортизацию основных средств, охрану помещений, частично — расходы по оплате труда (повременная форма заработной платы постоянного персонала). Сумма этих расходов в краткосрочном периоде может не увеличиваться и не уменьшаться вне зависимости от изменения суммы реализации товаров. Образно говоря, такие расходы имеют место и при нулевом обороте торгового предприятия (ремонте, инвентаризации ценностей, отсутствия работников). С ростом объема оборота уровень постоянных издержек обращения понижается.

Сумма переменных расходов обычно увеличивается в соответствии с ростом объемов оборота розничной торговли. Это расходы по транспортировке товаров, их хранению, сортировке, доработке, упаковке, расходы на тару, основная часть расходов по оплате труда и др. С ростом оборота уровень переменных издержек обращения обычно мало меняется, условно в экономических расчетах он может быть принят постоянным. Сумма переменных расходов в определенных пропорциях увеличивается при росте масштабов и уменьшается при их снижении.

Особенно важен показатель доли постоянных издержек обращения в общей их сумме. Чем ниже доля постоянных издержек, тем быстрее предприятие достигает " точки безубыточности".

В результате объем оборота розничной торговли в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные расходы. При этом минимально необходимый объем оборота розничной торговли обеспечит только безубыточную работу.

Проведем расчет плана оборота торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» с использованием метода расчёта точки безубыточности (табл. 1).

 

Таблица 1 - Расчет плана оборота розничной торговли торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» на 2016 год, исходя из точки безубыточности

(сумма, тыс. руб.)

Период Фактический оборот розничной торговли 2015г Плановые данные на 2016 год, % План оборота розничной торговли на 2012 год, тыс. руб., (Об)
сумма постоянных издержек обращения, тыс. руб. (И пост) уровень валового дохода от реализации товаров, % (У вд) уровень переменных издержек обращения, % к обороту розничной торговли, (УИ пер)
           
Итого за 2015 год 304459,0 49642,0 30,10 12,71 285463,0

 

В расчетах используются данные финансового плана организации на 2016 год, который составляется в целом по торговой сети на основе данных анализа качественных показателей (доходов, издержек обращения и прибыли), исключая выявленные нерациональные расходы (например, по транспортировке выявлены лишние пробеги), а также с учетом роста тарифов на услуги.

 

Темп роста оборота составит (285463,0/304459)*100 =93,8%.

 

2 подход. Метод основанный на получении необходимой суммы прибыли предполагает проведение плановых расчетов, которые основываются на заранее рассчитанной целевой сумме прибыли и ряде других финансовых показателей.

При расчете её суммы на 2016 год учитываются план развития материально-технической базы, проект социального развития трудовых коллективов, налоговые платежи и другие расходы, осуществляемые за счет его прибыли.

Для получения необходимой суммы прибыли торговая сеть должна за счет своих доходов возместить все издержки обращения (постоянные и переменные). При этом если сумма постоянных расходов непосредственно не зависит от изменения суммы оборота розничной торговли, то сумма переменных расходов и доходов – зависят от суммы реализации товаров.

При расчете плана оборота розничной торговли на 2016 год данным методом использовали данные финансового плана, рассчитанного финансовым отделом на 2016год (плановые доходы, издержки обращения и прибыль) с учетом анализа сложившихся уровней отчетного 2015 года (табл.2).

План оборота розничной торговой сети Окуловского райпо определим по формуле:

(2)

где П — целевая сумма прибыли;

увд — плановый уровень доходов от продажи товаров (от торговых надбавок), % к обороту;

Таблица 2 - Расчет плана оборота розничной торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» на 2016 год, исходя из необходимой суммы прибыли

(сумма, тыс. руб.)

Период Фактический обо- рот розничной торговли торговой сети за 2015 год Плановые данные на 2016 год, % План оборота розничной торговли торговой сети на 2016 год, тыс. руб. Темп роста, %
сумма прибыли, тыс. руб. сумма постоянных издержек обращения уровень валового дохода от реализации уровень переменных издержек обращения к обороту
               
Итого за 2015 год 304459,0   49642,0 30,10 12,71 332904,0 109,3

Плановое задание на 2016 год:

План оборота розничной торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» на 2016 год по результатам произведенных расчетов составит 332904,0 тыс. руб. (темп роста 109,3%).

 

3 подход. Определение оборота розничной торговли с учетом доли рынка:

 

Последствия кризиса и рецессии для потребительского рынка товаров и услуг скажутся в избирательном подходе российских покупателей к необязательным тратам. Простые и эффективные продукты – выбор номер один, а практичность и бережливость – новая мантра российских потребителей на ближайший год.

В условиях сложившейся конкуренции на потребительском рынке Окуловского района торговые предприятия торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» должны ориентироваться в своей деятельности на лояльных покупателей, которых можно привлечь в магазины ассортиментом товаров, высоким уровнем обслуживания, доступными ценами, акциями и т.д. Часть населения Окуловского района неизбежно будет посещать магазины конкурентов торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо».

При планировании оборота розничной торговли следует ориентироваться на численность, динамику денежных доходов, структуру расходов всего населения Окуловского района, так как торговые предприятия филиала Новоблпотребслоюза «Окуловское райпо» расположены в разных поселениях Окуловского района (городских и сельских). Кроме того, следует принимать во внимание и иногородний спрос (на летние и зимние каникулы).

Обязательной задачей планирования оборота розничной торговли должно стать определение своей доли на потребительском рынке Окуловского района. Поэтому планирование оборота розничной торговли целесообразно начинать с определения доли торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» на рынке Окуловского района (табл. 3).

 

Таблица 3 - Расчет доли торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» на рынке Окуловского райпо за 2013 - 2015 гг.

(в тыс. руб.)

Показатели 2013 г 2014 г. 2015г. 2015г. к 2014г.
в сумме темп роста, %
           
1. Оборот розничной торговли Окуловского района, тыс. руб. 1768649,8 1819640,0 1901266,9 81626,9 104,4
2.Оборот розничной торговли торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо», тыс. руб. 293555,0     -15428 95,2
3. Доля торговой сети Окуловского райпо в обороте розничной торговли Окуловского района, % (п.2/ п.1 х 100%) 16,6 17,6 16,0 -1,6 х

 

Торговая сеть филиала Новоблпотребсолюза «Окуловское райпо» снизило значительно свою долю на потребительском рынке Окуловского района. Но, чтобы быть конкурентоспособным необходимо стремиться к завоеванию большей доли рынка. В противном случае конкуренты просто выживут данную торговую сеть филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» с потребительского рынка Окуловского района. Кроме того, привлечение новых покупателей способствуют сохранению имиджа филиала Новоблпотребсоюза, завоеванного на потребительском рынке Окуловского района за многие годы деятельности.

При планировании оборота розничной торговли исходя из доли на рынке следует учесть, что 2016 год придется работать по-прежнему в условиях кризисной экономической обстановке. Покупатели пока не готовы отказаться от привычки экономно тратить, так как рост заработной платы незначителен. Доходы сельского населения растут в основном за счет пенсий и заработной платы бюджетникам.

В процессе анализа оборота розничной торговли выявили, что на потребительском рынке Окуловского района торговая сеть филиала Новоблпотребсоюза занимает 16,0%, что ниже прошлого года на 1,6%. Поэтому целесообразно не только повысить долю в 2016 году, чтобы вернуть своих покупателей и обеспечить конкурентоспособность предприятия.

Проведем расчет прогноза оборота розничной торговли в определенной последовательности:

1) определяем долю торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловскрое райпо» на рынке Окуловского района на 2016 год:. 16,0 + 0,5 = 16,5%

По данным экономического комитета Новгородской области оборот розничной торговли Окуловского района прогнозируется на 2016 год в сумме 2072380,9 тыс. руб.

2) определяем оборот розничной торговли торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» на 2016 год:

ОРТ2016(Окуловское райпо) =2072380,9 тыс. руб. х 0,165 = 341942,8 тыс. руб.

Если торговая сеть сумеет укрепить свои позиции на рынке и сохранить долю 17,0%, оборот розничной торговли торговой сети возрастет на 12,3% (341942,8 тыс. руб./ 304459 *100% - 100%).

Однако в условиях кризисной ситуации часто возникают ситуации, когда важно знать, какое влияние на прибыль окажет изменение объема реализации и какой объем продаж может возместить издержки обращения, так как объем реализации — один из важнейших факторов изменения издержек обращения, прибыли.

4 подход. Определение суммы оборота розничной торговли, обеспечивающей в планируемом периоде необходимую сумму средств на оплату труда работников торговли с учетом индексации в планируемом году.

 

При этом учитываются материальные интересы трудового коллектива – постепенный рост реальной заработной платы с учетом инфляционных процессов, а также результаты анализа уровня расходов на оплату труда работников за предшествующие годы.

В этом случае оборот розничной торговли определяем путем деления суммы средств на оплату труда в планируемом году на планируемый уровень расходов на оплату

труда (табл. 4).

Таблица 4 - Расчет плана оборота розничной торговли торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» на 2016 год, исходя из суммы расходов на оплату труда

(сумма, тыс. руб.)

Период Фактический оборот розничной торговли за 2015 год Расходы на оплату труда по плану на 2016 год План оборота на 2016 год
Сумма, тыс. руб. % к обороту Сумма, тыс. руб. (кол.2/ кол.3) * 100 Темп роста, % (кол.4/ кол.1)
           
Итого     9,57 335389,7 110,2

 

Из данных финансового плана на 2016 год используем расходы на оплату труда, которые рассчитаны исходя из среднесписочной численности работников организации, среднемесячной заработной платы, уровня индексации заработной платы.

По Окуловскому району с учетом расчетов экономического комитета Новгородской области уровень инфляции прогнозируется 105,0%.

Индексация заработной платы предусмотрена в 1,07 раза, что ниже предполагаемой инфляции (108,5%). Предусмотрено штат работников не увеличивать, оставив 250 работников торговли.

 

9999*1,07*250человек*12 месяцев = 32096790 руб. или 32096,8 тыс. руб.

ОРТ план 2012 = 32096,8 тыс. руб. / 9,57% * 100% = 335389,7 тыс. руб.

Предусмотрен темп роста 110,2%.

 

Проведя многовариантные расчеты плана оборота розничной торговли торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» следует их обобщить (табл. 5) и, выбрать для утверждения один из вариантов плана.

 

Таблица 5 - Возможные варианты плана оборота розничной торговли торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» на 2016 год

(сумма, тыс. руб.)

Метод планирования Сумма оборота розничной торговли, тыс. руб. Темп изменения, %
     
1. Увеличение доли оборота розничной торговли торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» на потребительском рынке Окуловского района 341942,8 112,3
2. Метод, основанный на получении необходимой суммы прибыли 332904,0 109,3
3. Формирование средств на оплату труда 335389,7 110,2

 

Данные табл. 5 свидетельствуют, что максимальный оборот розничной торговли в 2012 г. для торговой сети Окуловского райпо может составить 341942,8 тыс. руб., рассчитанный по методу увеличения (сохранения) доли оборота розничной торговли торговой сети на рынке, а минимальный оборот может составить 332904,0 тыс. руб., рассчитанный с использованием метода, основанного на получении необходимой прибыли. Это нижняя граница плана оборота розничной торговли.

Считаем целесообразным предусмотреть увеличение (сохранение) доли торговой сети филиала Новоблпотребсоюза «Окуловское райпо» на потребительском рынке Окуловского района до 16,5% и для достижения поставленной цели следует запланировать оборот розничной торговли в сумме 341942,8 тыс. руб. Темп роста – 112,3 %.

Данный план позволит покрыть все планируемые расходы и получить целевую прибыль, необходимую для развития организации.

Тема «Планирование оборота розничной торговли по группам товаров»

 

Планирование объемов оборота по реализации отдельных групп товаров имеет очень большое значение для торговой организации. Этот план непосредственно связан с задачей удовлетворения спроса населения на конкретные товары (группы товаров). План оборота в разрезе товарных групп служит основой для определения потребности в товарах, для расчета необходимых товарных запасов, для планирования расходов, доходов и прибыли, развития материально-технической базы.

Задачами планирования оборота по группам товаров являются:

1) удовлетворение спроса населения на конкретные товары;

2) сохранение или повышение доли торговой организации в продаже отдельных групп товаров на местном рынке;

3) определение наиболее экономически выгодной структуры оборота, результатом чего будет максимизация прибыли от продаж.

Расчеты плановых объемов продажи отдельных групп товаров осуществляют разными методами. Выбор метода зависит от особенностей торговли отдельными группами товаров, от имеющейся информации.

По группам товаров, малоэластичных по цене (соль, хлеб, некоторые виды круп, макаронные изделия, растительное масло, товары первой необходимости), можно использовать данные о фактических объемах продаж в предплановом периоде в расчете на одного жителя.

По товарам длительного пользования учитывают степень обеспеченности населения этими товарами, сроки службы отдельных изделий, прогнозируемый спрос на замену товаров в связи с износом, спрос, возникающий в связи с появлением новых марок и видов изделий.

При планировании продажи отдельных групп товаров в сельской местности следует иметь в виду, что сельские жители частично обеспечивают себя продуктами питания за счет приусадебных хозяйств (картофель, овощи, молоко, яйца, мясо и др.).

По многим группами товаров при планировании объемов оборота используют коэффициенты эластичности продажи от доходов населения.

Крупные торговые организации, районные потребительские общества ориентируются при планировании на емкость местных товарных рынков и сложившуюся долю рынка. С развитием конкуренции эта доля может изменяться.

Вырабатывая определенную товарную политику и структуру оборота, торговые организации могут фокусировать внимание на определенных сегментах рынка — группах покупателей. Например, организации потребительской кооперации обслуживают в основном сельское население, и в структуре их оборота определенную долю занимают товары для развития приусадебного хозяйства — корма для животных, хозяйственный инвентарь, удобрения, строительные материалы.

Планирование оборота по магазинам в организациях потребительской кооперации. В потребительских обществах большое значение имеет планирование деятельности магазинов.

Кооперативные магазины в основном расположены в сельской местности, и представляют собой центры торгового и социально-бытового обслуживания населения. Наряду с функцией розничной торговли магазины выполняют такие функции, как закупка сельскохозяйственных продуктов у населения, прием заказов на производственные и бытовые услуги, информационное обеспечение населения. Магазины являются важным элементом сельской инфраструктуры, культурными центрами. Расширение функций магазинов способствует привлечению покупателей, увеличению объемов оборота розничной торговли.

Для каждого магазина разрабатывают планы оборота на год, квартал, месяц. При планировании учитывают:

- ассортиментные перечни, возможности расширения ассортимента реализуемых товаров на основе изучения спроса обслуживаемого населения;

- возможности увеличения оборота на основе развития торговли по заказам, торговли закупленными у населения сельскохозяйственными продуктами;

- месторасположение магазина, его транспортная, пешеходная доступность;

- режим работы магазина;

- достигнутые объемы оборота розничной торговли, объемы оборота в среднем на одного продавца, на 1 кв. м торговой площади;

- наличие конкурирующих предприятий.

Большое значение имеет анализ работы магазина в предплановом периоде. В ходе анализа выявляются упущенные возможности роста оборота, потери оборота в связи с закрытием магазина по разным причинам, недостатками в товароснабжении, в формировании ассортимента, в организации торговли и др.

Одним из необходимых условий является расчет для каждого магазина минимального объема оборота, обеспечивающего безубыточную работу. Все кооперативные магазины должны получать доход, достаточный для покрытия текущих затрат, включая оплату труда работников. Расчет оборота, обеспечивающего безубыточную работу, проводится следующим образом:

Т6 = Ипост: (уД - уИпер) х 100,

где Ипост — постоянные издержки обращения;

уД — уровень доходов от торговых надбавок, % к обороту;

уИпер — уровень переменных издержек обращения, % к обороту.

Там, где не налажен учет расходов (издержек обращения) по магазинам, можно использовать упрощенные подхо­ды. Например, расходы на оплату труда работников магазина в IV квартале отчетного года составили 36 000 руб. или 3% к обороту. В I квартале планируемого года заработную плату работников намечено повысить на 20%. Сумма расходов на оплату труда составит 43 200 руб. (36 000 х 1,20 = 43 200). Необходимый объем оборота для данного магазина на I квартал составит 1 440 000 руб. (43 200: 3 х 100 = 1 440 000).

Планирование оборота по магазинам является не только важным условиям организации контроля над развитием оборота потребительского общества, но и необходимо для расчета необходимых размеров товарных запасов, планирования товароснабжения магазинов.

Планирование объемов выпуска продукции и оборота предприятий питания

В предприятиях питания существуют некоторые особенности в планировании объемов оборота.

При прогнозировании оборотов предприятий питания необходимо учитывать специфические факторы: увеличение численности городского населения, числа питающихся по месту работы, учебы, развитие зон отдыха, туризма, индустрии развлечений, развитие сети предприятий питания разных типов, конкуренцию в сфере общественного питания.

В предприятиях питания разрабатывают планы по видам оборота — по продукции собственного производства и по продаже покупных товаров.

Оборот по продукции собственного производства подразделяют на оборот по обеденной продукции (готовые блюда) и оборот по прочей продукции (напитки, кондитерские, кулинарные изделия, полуфабрикаты и др.) Объем выпуска продукции собственного производства за определенный период в натуральных показателях представляет собой производственную программу предприятия питания.

При определении объемов оборота и производственной программы предприятий питания по выпуску продукции учитывают производственную мощность, предполагаемый контингент посетителей и спрос на продукцию общественного питания, возможности изменения ассортимента предлагаемых блюд, форм обслуживания, режима работы и др.

Задачами планирования оборота предприятий питания являются:

- обеспечение роста объема оборота по сравнению с предплановым периодом в сопоставимых ценах;

- повышение охвата населения услугами предприятий питания прежде всего по месту работы и учебы;

- повышение доли продукции собственного производства в обороте;

- получение нормальной прибыли.

Для организаций потребительской кооперации актуальной задачей является повышение степени использования производственной мощности предприятий.

Поскольку производственная и торговая деятельность в предприятиях питания связаны, планирование оборота и производственной программы осуществляется параллельно. Наиболее распространенными подходами к планированию выпуска продукции и объемов оборота предприятий питания являются следующие:

- на основе материалов анализа выпуска продукции и оборота предприятия в предплановом периоде и учете факторов развития оборота в планируемом периоде;

- на основе данных о производственной мощности кухни и е использовании;

- на основе данных о контингенте питающихся и средних объемах продажи в расчете на одного посетителя (этот подход используется для предприятий с относительно постоянным контингентом питающихся — столовые при организациях, учреждениях, в других предприятиях возможен расчет оборота на основе данных о вместимости обеденных залов, режиме работы столовых, заполняемости залов в течение дня и средних объемов продажи в расчете на одного посетителя );

- на основе прогнозов спроса на отдельные блюда, виды продукции собственного производства и покупные товары.

Объемы продажи готовых блюд, прочей собственной продукции и покупных товаров юридическим лицам планируют на основе заключенных договоров.

10.4. Товарные запасы и их планирование

Сущность и значение товарных запасов. Процесс реализации товаров требует наличия на предприятиях торговли товарных запасов.

Товарные запасы в предприятиях розничной торговли необходимы для обеспечения устойчивого ассортимента, бесперебойной продажи товаров, что является условием удовлетворения спроса населения, повышения качества обслуживания, повышения конкурентоспособности предприятия.

Масса товарных запасов в торговом предприятии должна находиться в определенном соответствии с объемами оборота.

Большие объемы товарных запасов привлекательны для покупателей, но у предприятий торговли в связи с этим могут возникнуть проблемы. Наличие необоснованно больших товарных запасов ведет к замедлению оборачиваемости вложенных в них средств, росту расходов по их содержанию, может привести к потере качества товаров при хранении, к устареванию товара, к трудностям сбыта, необходимости снижения цен, и, следовательно, — к потерям оборота, доходов и прибыли.

Маленькие товарные запасы также могут привести к опасным для предприятия последствиям, так как сужают ассортимент товаров, ведут к перебоям в торговле отдельными наименованиями товаров в течение дня, и, следовательно, к уменьшению объема продаж, снижению доли рынка, потере доходов и прибыли.

Товарные запасы в предприятиях розничной торговли относятся по назначению к текущим, постоянно обновляемым запасам. Для характеристики товарных запасов используют следующие показатели:

1. Объем запасов в натуральном выражении (тоннах, штуках, литрах и т. п.) по видам товаров на определенную дату.

2. Сумма товарных запасов в денежном выражении в общем объеме и по группам товаров на определенную дату. Суммы товарных запасов в розничных торговых предприятиях отражаются в отчетности в розничных ценах.

3. Размер товарных запасов в днях оборота (рассчитывается путем деления суммы товарного запаса на определенную дату, обычно на начало квартала, на однодневный пла­новый объем оборота в этом квартале). Размер товарного запаса в днях характеризует обеспеченность предприятия товарами для продажи. Например, товарный запас на 1 апре­ля составляет 15 дней, это означает, что предприятие обеспечено товарами на 15 дней торговли, если не будет поступления товаров.

С показателями товарных запасов связаны показатели оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы. Показателями оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, выступают скорость и время обращения. Скорость обращения — количество оборотов оборотных средств, вложенных в товарные запасы, за определенный период (квартал, год). Время обращения — средняя продолжительность одного оборота в днях. В розничной торговле — это среднее время нахождения товара в предприятии с момента оплаты счета поставщика до момента продажи.

Формирование товарных запасов в предприятиях розничной торговли происходит под влиянием множества факторов. Важнейшими из них являются:

- объем и структура оборота розничной торговли;

- соотношение спроса и предложения на товар;

- организация закупок (источник поступления, способ доставки, средний размер поступающей партии, расходы на заказ одной партии, на доставку и др.);

- физико-химические свойства товара;

- уровень цен на товары, их динамика;

- состояние материально-технической базы предприятия;

- обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами.

Следует иметь в виду, что товарные запасы, с одной стороны, элемент товарного предложения, с другой — часть оборотных средств предприятия в материальной форме. Следовательно, управление товарными запасами, их формирование имеет два аспекта — организационно-технический и финансово-экономический.

Величина товарного запаса должна быть оптимальной для каждого предприятия, соответствовать объемам оборота, задаче обеспечения бесперебойной торговли всеми видами товаров и задаче эффективного использования оборотных средств.

Планирование товарных запасов

Задачей планирования товарных запасов является определение такого их размера, который позволит обеспечить широкий ассортимент, бесперебойную продажу всех наименований товаров, выполнение планов оборота при минимальных затратах на формирование и хранение запаса.

Планирование товарных запасов в розничной торговле включает:

- анализ товарных запасов и оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы в предплановом периоде;

- нормирование товарных запасов;

- расчет необходимой суммы товарных запасов и запасов в днях на каждый квартал по каждой группе товаров, каждому магазину и по торговой организации в целом;

- организацию контроля за состоянием товарных запасов, разработку мероприятий по поддержанию запасов на запланированном уровне.

Анализ товарных запасов позволяет выявить уровень обеспеченности предприятия товарными запасами в целом и по каждой товарной группе, факторы, повлиявшие в предплановом периоде на состояние товарных запасов, оборачиваемость средств, вложенных в запасы товаров.

На материалах анализа базируется опытно-статистический метод планирования. Этот метод имеет широкое распространение в хозяйственной практике. Он построен на использовании данных о фактическом состоянии товарных запасов и корректировке размеров товарных запасов в днях с учетом факторов, оказывающих на них наиболее существенное влияние.

Большое значения для управления товарными запасами имеет их нормирование — установление норм товарных запасов в днях по каждой группе товаров для каждого магазина.

Наиболее распространенным методом нормирования товарных запасов является технико-экономический. Этот метод предполагает расчет нормы товарного запаса по элементам:

Н = Р + П/2 + С,

где Н — норма товарного запаса в днях;

Р — рабочий запас;

П/2 — запас текущего пополнения;

С — страховой запас.

Рабочий запас (Р) в розничной торговле включает запас в торговом зале, однодневный запас для работы продавца и запас товаров, проходящий подготовку к продаже. Рабочий запас — это минимальный запас.

Запас текущего пополнения необходим для регулярной торговли в период между очередными поставками товаров. Этот запас зависит от периодичности завоза, комплектности поставок. В приведенной формуле элемент П — условный период полного обновления ассортимента товаров, который определяется следующим образом.

П =Т *(Н / н)

где Т — период между поставками товара в днях;

Н — количество разновидностей товара, которое должно постоянно быть в продаже;

н — количество разновидностей товаров, поступающих в одной партии.

Страховой запас С создается на случай нарушения графика завоза товаров и непредвиденных колебаний спроса по дням, его размер определяется с учетом данных анализа.

Рассчитанные нормы товарных запасов по группам товаров можно использовать в течение года, если не предполагается существенных изменений во внутригрупповом ассортименте, в источниках, периодичности поступления, комплектности поставок. Нормирование товарных запасов в розничных торговых организациях, торгующих широким ассортиментом товаров, — трудоемкая операция. Поэтому на практике методом технико-экономических расчетов устанавливают нормы товарных запасов по группам товаров, занимающим высокую долю в обороте. По остальным группам товаров плановые размеры товарных запасов в днях определяют опытно-статистическим методом.

Для определения плановой суммы товарных запасов нормы запасов в днях по каждой группе товаров умножают на плановые среднедневные объемы оборота в предстоящем квартале.

В современных условиях необходимым элементом плановых расчетов является увязка намечаемой суммы товарных запасов на каждый квартал с наличием собственных оборотных средств для их формирования и возможностями привлечения заемных средств.

Необходимым элементом управления товарными запасами является контроль за их состоянием. Такой контроль направлен на недопущение, во-первых, снижения размера товарных запасов ниже минимального уровня (рабочего запаса), во-вторых, превышения запланированного размера товарных запасов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.101 с.)