Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование оборота предприятий розничной торговли и питания осуществляется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Факторы, связанные со спросом населения: численность и состав обслуживаемого населения, денежные доходы и их дифференциация по группам населения, структура расходов различных социальных групп населения, достигнутый уровень удовлетворения спроса населения на товары и услуги предприятий питания и др. 2. Факторы, связанные с товарным предложением: развитие производства потребительских товаров в регионе, технический уровень производства, качество товаров, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей, оптовой торговли. 3. Факторы, связанные с ценами: уровень цен на товары в оптовой торговле, розничной торговой сети и предприятиях питания, конкуренция на региональных рынках, государственное регулирование цен. 4. Факторы, связанные с организацией торговли: формы и методы продажи, реклама, организация товароснабжения предприятий торговли и питания, услуги, сопровождающие покупки, состояние материально-технической базы, режим работы, квалификация работников предприятий и др. Рассмотрим факторы, ограничивающие деятельность организаций розничной торговли РФ в 2011 - 2014 годы на рисунке 2. Данные рисунка 2 свидетельствуют о том, что факторы, оказывающие влияние на развитие розничных организаций в Российской Федерации за период с IV квартала 2011 года по IV квартал 2014 года имеют определенные изменения, некоторые из них сохранили тенденцию к росту степени своего отрицательного влияния. В IV квартале 2014 года, по мнению респондентов, отметивших тот или иной фактор, ограничивающий деятельность торговой организации, по-прежнему превалирующими негативными факторами оставались: высокая конкуренция со стороны других организаций розничной торговли (71%), высокий уровень налогов (53%), недостаточный платежеспособный спрос (48%), а также ограничения, связанные с недостатком финансовых средств (30%).
Рисунок 2 – Удельный вес респондентов, отметивших тот или иной фактор, ограничивающий деятельность торговой организации Российской Федерации, %
Можно отметить, что в динамике наметились положительные тенденции в розничной торговле, то есть снижение давления следующих ограничений: – воздействие фактора «высокий уровень налогов», о чем сообщили 53% респондентов в IV квартале 2014 года (63% в IV квартале 2011 года); – воздействие фактора «недостаточный платежеспособный спрос», о чем сообщили 48% респондентов в IV квартале 2014 года (51% в IV квартале 2011 года); – воздействие фактора «недостаток финансовых средств», о чем сообщили 30% респондентов в IV квартале 2014 года (36% в IV квартале 2011 года); – воздействие фактора «высокие транспортные расходы», о чем сообщили 25% респондентов в IV квартале 2014 года (26% в IV квартале 2011 года). Анализ факторных ограничений показал, что по силе отрицательного воздействия на розничную торговлю в Российской Федерации следует отметить тенденцию роста фактора «высокая конкуренция со стороны других организаций розничной торговли» – это отметили 71% респондентов в IV квартале 2014 года (62% в IV квартале 2011 года). Фактор «высокая арендная плата» с 2011 года не претерпел изменений, он составил 28% от числа обследованных респондентов. В целом, оценка делового климата в секторе розничной торговли в IV квартале 2014 года зафиксировала как положительные, так и отрицательные тенденций в развитии розничной торговли, которые следует учитывать руководителям торговых организаций для повышения своей доли на потребительском рынке. На рисунке 3 проследим развитие оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации, используя данные Федеральной статистической службы РФ. Данные рисунка 3 свидетельствуют о тенденции роста оборота розничной торговли по Российской Федерации. Так за период 2009 – 2013 годы оборот розничной торговли увеличился на (23 685 913,5 – 14 599 153,1) 9 086 760,4 млн. руб. или на 62,2% ((23685913,5 / 14 599 153,1) *100 - 100).
Рисунок 3 – Оборот розничной торговли по Российской Федерации за 2009 – 2013 годы, млн. руб.
Рисунок 4 – Доля оборота розничной торговли муниципальных районов в обороте розничной торговли Новгородской области, занимающие более 3,0%.
Планирование оборота розничной торговли Организация планирования. Объемы оборота розничной торговли отражаются в перспективных и годовых планах. Годовые планы оборота розничной торговли разрабатываются по общему объему и по группам товаров. В потребительских обществах планы оборота разрабатываются для каждого магазина. Годовые планы разбиваются на квартальные, месячные. Принятию годовых планов оборота розничной торговли предшествует прогнозирование. В настоящее время практикуется среднесрочное и краткосрочное прогнозирование конъюнктуры рынка и объемов оборота розничной торговли. При прогнозировании общего объема оборота розничной торговли и оборота по группам товаров большое значение имеет анализ развития оборота предприятия, потребительского общества, а также прогнозы спроса населения, емкости отдельных рынков, прогнозы деятельности конкурентов. В планировании большое значение имеет учет взаимосвязи показателей оборота с другими важнейшими показателями деятельности предприятия. 1. Внутренняя связь показателей оборота. Эта связь характеризуется балансовой увязкой объема реализации товаров, товарных запасов и объема поступления товаров: 3н + П = Р + В + 3к; Р = 3Н + П – В - 3к, где Р — объем реализации товаров (оборота) в определенном периоде; П — объем поступления товаров в определенном периоде; Зн; Зк —- сумма товарных запасов соответственно на начало и конец периода; В — прочее выбытие товаров (не включаемое в оборот розничной торговли). 2. Связь оборота с показателями ресурсного потенциала предприятия и эффективности его использования. Эта связь должна рассматриваться в разрезе отдельных видов используемых экономических ресурсов. Например, связь оборота с используемыми трудовыми ресурсами выражается следующим образом: Р = Чс х ПТ, где Чс — среднесписочная численность работников в определенном периоде; ПТ — средняя производительность труда работников (оборот в среднем на одного работника). Аналогичным образом может быть выражена связь оборота розничной торговли с другими видами ресурсов торгового предприятия. 3. Связь оборота с важнейшими финансовыми показателями деятельности предприятия. Эта связь также рассматривается в разрезе отдельных показателей — доходы, издержки обращения, прибыль. Например, связь оборота с прибылью от продаж выражается следующим образом: Р = П: уП х 100, где П — прибыль от продаж за определенный период; уП — рентабельность продаж (отношение суммы прибыли от продаж к обороту) в процентах. В процедуре планирования можно выделить следующие стадии: • выбор цели развития оборота; 2) анализ оборота предприятия (потребительского общества) в предплановом периоде; 3) сбор и подготовка данных для плановых расчетов; 4) плановые расчеты; 5) логическая оценка плана; 6) разработка мероприятий по реализации плана. Планируя общий объем оборота и продажу отдельных товаров, любое предприятие ориентируется на удовлетворение спроса покупателей. При этом можно исходить из разных целевых установок. Цели могут быть следующие: увеличение доли предприятия на рынке; максимально эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала; достижение определенной (целевой) суммы прибыли. На практике эти цели взаимосвязаны, однако необходимо выделять из них приоритетные для данного предприятия. Исходя из принятой целевой установки развития оборота, определяются задачи его анализа в предплановом периоде. В процессе анализа изучают: темпы роста оборота в фактически сложившихся и в сопоставимых ценах; изменения в товарной структуре оборота; долю предприятия в обороте розничной торговли на местном рынке (по общему объему и по группам товаров); влияние различных факторов на изменение объема оборота; неиспользованные резервы роста оборота. Сбор данных для плановых расчетов предполагает оценку и прогнозирование конъюнктуры местного рынка. Необходимо изучение спроса, предложения, цен, конкуренции в разрезе товарных рынков. На основе материалов анализа и прогнозов конъюнктуры рынка осуществляются плановые расчеты возможных объемов оборота по организации в целом, по группам товаров. Методы плановых расчетов могут быть разные, они зависят от целевой установки и имеющейся информации. Одновременно с планированием объемов оборота делаются расчеты ресурсного обеспечения. Большое значение имеет логическая оценка планов. План оборота розничной торговли должен отвечать следующим требованиям: 2. объем оборота должен расти по сравнению с предшествующим годом в сопоставимых ценах; 3. доля торговой организации на местном рынке не должна сокращаться; 4. оборот должен обеспечить получение необходимой прибыли; 5. показатели использования ресурсного потенциала должны улучшаться. Заключительным этапом планирования является разработка мероприятий по выполнению плана оборота. Это организационно-технические мероприятия — реклама, внедрение новых форм и методов продажи товаров, расширение круга услуг, сопровождающих покупки, повышение эффективности использования торговых площадей, совершенствование товароснабжения, перепрофилирование магазинов, реконструкция и техническое перевооружение и др., а также финансово-экономические — нормирование товарных запасов, изменение ценовой политики, стимулирование труда работников, формирование необходимых финансовых ресурсов для выполнения планов и осуществления организационно-технических мероприятий и др. Планирование общего объема оборота розничной торговли. Для обоснования плана общего объема оборота розничной торговли используется следующая информация: материалы анализа за ряд лет; прогнозы роста денежных доходов населения региона; прогнозы конъюнктуры рынка; сведения о ресурсном потенциале, которым располагает предприятие и эффективности его использования. Подходы к экономическому обоснованию планов оборота розничной торговли зависят от целевой установки развития оборота в организации. 1. Определение оборота на основе прогнозов емкости рынка, темпов роста денежных доходов населения в зоне деятельности торговой организации. Такой подход может быть использован организациями, ведущими торговую деятельность на рынках с растущим спросом или занимающим существенную долю рынка. Расчеты проводятся в следующем порядке: Сначала определяется коэффициент эластичности объема оборота розничной торговли данной торговой организации от денежных доходов обслуживаемого населения. Кэл = Тр: Тд, где Кэл —коэффициент эластичности объема оборота от денежных доходов населения; Т — темп прироста объемов оборота организации в предплановом периоде, %; Тд — темп прироста денежных доходов обслуживаемого населения в предплановом периоде, %. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов увеличивался оборот розничной торговли организации при увеличении денежных доходов обслуживаемого населения на 1%. Затем на основе прогнозируемого темпа прироста денежных доходов населения (Т п огноз) определяется возможный темп прироста оборота в планируемом периоде в процентах: Т р.план = К эл хТд. прогноз После этого рассчитывается объем оборота розничной торговли на планируемый период: Рплан = Рбаз + (Рбаз X Тр.план: 100), где Рплан — планируемый объем оборота розничной торговли, тыс. руб.; Рбаз — базисный (фактический) объем оборота в отчетном (предплановом) периоде, тыс. руб.; Т план — планируемый темп прироста оборота в процентах. 2. Определение объема оборота на основе повышения эффективности использования ресурсного потенциала организации. Такой подход часто применяют организации, работающие на неперспективных рынках или снизившие объемы оборота в силу неблагоприятной конъюнктуры рынка или иных причин. В этих организациях обычно снижена эффективность использования торговых площадей, персонала. Однако для любой организации повышение эффективности использования экономических ресурсов — важная задача. Использование этого подхода предполагает анализ эффективности использования отдельных видов ресурсов и выявление возможностей повышения эффективности в планируемом периоде. Расчеты могут проводиться по организации в целом, по ее структурным подразделениям, по отдельным магазинам. Например, определяется приоритетный вид ресурсов, по которому в организации намечается достичь существенного повышения эффективности использования. (Этот выбор проводится с учетом анализа эффективности использования отдельных видов ресурсов и значения для развития организации каждого их них.). Намечается необходимый показатель эффективности использования данного вида ресурсов и рассчитывается плановый объем оборота. Допустим, в отчетном году оборот розничной торговли предприятия составил 48 000 тыс. руб. На предприятии выявлены возможности повышения эффективности использования торговых площадей и намечается увеличить в планируемом году оборот с 1 кв. м торговой площади на 5% в сопоставимых ценах отчетного года. Торговая площадь в предприятии — 800 кв. м. Прогнозируемый индекс цен на товары в предстоящем году — 1,12. Расчет: а) оборот в расчете на 1кв.м торговой площади в отчетном году: 48 000: 800 = 60 (тыс. руб.) б) оборот в расчете на 1кв м торговой площади в планируемом году с учетом повышения розничных цен: 60 х 1,05 х 1,12 = 70,56 (тыс. руб.) в) плановый объем оборота розничной торговли: 70,56 х 800 = 56488 (тыс. руб.) 3. Определение объема оборота, обеспечивающего получение определенной суммы прибыли в планируемом периоде. Такие расчеты очень важны для организаций на ранних стадиях развития, для организаций, отдельных магазинов, имевших в предплановом периоде убытки. Расчет оборота в данном случае осуществляется исходя из того, что доходы в виде торговых надбавок должны покрыть все издержки обращения и обеспечить получение необходимой (целевой) прибыли. Р план =(И пост +П ц):(уД-уИ пер)х100, где Р — планируемый объем оборота розничной торговли; П — целевая сумма прибыли; уД — плановый уровень доходов от продажи товаров (от торговых надбавок), % к обороту; Ипост —сумма постоянных издержек обращения в планируемом периоде; уИпер — уровень переменных издержек обращения в планируемом периоде, % к обороту. Тема: «Многовариантные подходы к экономическому обоснованию оборота предприятия торговли по общему объему и по основным группам товаров на планируемый период» Рассмотрим следующие методические подходы на примере: Подход. Планирование оборота розничной торговли на основе расчета точки безубыточности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.01 с.) |