Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различают общую и специальную информацию.

Поиск

Общая информация дает представление о конъюнктуре потребительского рынка в целом по соответствующему региону, зоне деятельности кооператива. К ней относят:

— численность, состав и денежные доходы обслуживаемого населения;

— развитие производства предметов потребления;

— жилищное строительство;

— наличие и дислокация предприятий торговли и питания различных организационно-правовых форм;

— доля потребительского общества на рынке потребитель­ских товаров и услуг и т. п.

Источники получения этой информации — это материалы органов государственной статистики, выборочные обследования, данные ведомственной статистики и др.

Ценная социально-экономическая информация содержится в материалах обследований бюджетов населения. Они проводятся органами государственной статистики в выборочной сети семей (около 50 тысяч), ведущих детальный учет своих доходов расходов. Материалы бюджетной статистики используются для изучения уровня жизни различных групп населения, рынка потребительских товаров и услуг. При этом население подраз­деляется на экономические, социальные, профессиональные и другие группы.

Номенклатура товарных групп в бюджетных обследованиях шире, чем в статистическом наблюдении оборота розничной торговли по реализации товаров.

Бюджетная статистика является одним из инструментов для выявления степени охвата денежных доходов отдельных групп людей торговым оборотом.

К специальной информации относят данные о конъюнктуре рынка отдельных товаров, в частности:

— спрос и продажа отдельных товаров;

— движение товарных запасов в розничной сети и на складах;

— динамика цен на отдельные товары по сезонам и т. п.

Источники получения этой информации — данные первичного учета и статистического наблюдения, материалы службы изучения спроса, результаты маркетинговых исследований, конъюнктурные обзоры, анкетные опросы покупателей и т. п.

По стадиям образования выделяют первичную и вторичную информацию.

Первичная, исходная информация возникает непосредственно в процессе хозяйственной деятельности (товарно-денежные отчеты, кассовые документы, накладные, расчетно-платежные и Другие ведомости, различные акты и т. п.).

Вторичная информация представляет собой данные статистического наблюдения и бухгалтерской отчетности, разрабатываемые на основе первичной информации.

В процессе управления организациями потребительской кооперации используется информация, получаемая на основе го сударственного и ведомственного статистического наблюдения.

Государственное наблюдение производится по утверждаемым федеральной службой государственной статистики (бывший Госкомстат) формам, которые отражают основные показатели социально-экономического развития РФ и отдельных регионов. В частности, выпуск продукции промышленного и сельскохозяйственного производства, оборот розничной торговли, денежные доходы населения и т. п.

Ведомственное статистическое наблюдение в потреби­тельской кооперации производится по устанавливаемым Центросоюзом РФ формам. Оно отражает особенности социальной и экономической деятельности кооперативных организаций и служит для принятия союзами потребительских обществ управ­ленческих решений. Такой информацией являются:

— численность пайщиков, паевой фонд, организационная структура системы;

— создание новых рабочих мест, привлечение населения на выполнение общественных работ;

— социальная миссия, осуществляемая организациями потребительской кооперации, в частности кооперативные выплаты, привлечение заемных средств от населения и пайщиков, стоимость закупленной сельскохозяйственной продукции у населения, сумма денежных средств, затраченных на социальную поддержку населения.

Для принятия управленческих решений по обеспечению организациями потребительской

кооперации продовольствен­ной безопасности страны большое значение имеет информация об объеме сельскохозяйственной продукции, производимой в сельских подворьях населения. С этой целью в каждом магазине ведется "Книга данных о подворьях зоны обслуживания". В ней содержится следующая информация:

— число сельских подворий и площадь земельных участков;

— поголовье скота и птицы;

— объем производства продукции животноводства и растениеводства с выделением доли для продажи потребительскому обществу (ожидаемые и фактические данные);

— средние закупочные цены.

 

Тема 8. Планирование деятельности предприятия

 

8.1. Сущность, значение, принципы планирования.

8.2. Виды планирования.

8.3. Методы планирования.

8.4. Разработка стратегии развития предприятия.

8.5. Производственная программа и мощность

8.6. Подготовка нового производства

8.7. Бизнес-план предприятия

8.8. Организация планирования в потребительской кооперации.

8.1. Сущность, значение, принципы планирования

 

Важнейший элемент хозяйственного механизма — планирование. В общем виде планирование — это совокупность действий хозяйствующего субъекта по определению целей развития и путей их достижения. В условиях неопределенности и динамичности внешней среды предприятие вынуждено постоянно анализировать угрозы и возможности развития, прогнозировать рыночную ситуацию, выбирать и корректировать цели деятельности и способы их реализации. Планирование позволяет обеспечить пропорциональное, сбалансиро­ванное развитие хозяйственно-финансовой деятельности пред­приятия.

Планирование создает для предприятий следующие преимущества:

• подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;

• делает возможным подготовку к использованию благоприятных условий внешней среды в будущем;

• улучшает координацию действий внутри предприятия;

• улучшает обеспечение предприятия необходимой информацией;

• способствует рациональному распределению ресурсов;

• формирует обязанности и ответственность работников;

• создает предпосылки для повышения квалификации персонала;

• улучшает контроль.

Возможности планирования в организациях в условиях рыночной экономики ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важные из них следующие:

1. Неопределенность рыночной среды. Предприятия не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти в рыночной среде. Планирование является инструментом преодоления неопределенности, осуществления контроля над внешней средой. Однако полностью устранить эту неопределенность невозможно, как невозможно устранить рынок и разнообразие несовпадающих интересов и действий субъектов рынка.

2. Издержки планирования. Предел планирования определяется также величиной издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования, исследование рынка, привлечение специалистов, организацию и содержание подразделений, осуществляющих планирование. Минимальный результат планирования — недопущение грубых ошибок в экономической деятельности, т. е. предвидение неблагоприятных обстоятельств будущего, уход от них или устранение их. Если средства, затраченные на планирование, привели к такому результату, это считается вполне достаточным. Любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект. Таким образом, минимальные затраты на планирование должны обеспечить выживание хозяйствующего субъекта, а любые дополнительные затраты — обеспечить рост, развитие.

3. Масштабы деятельности. Объемы деятельности организаций могут ограничивать или расширять возможности планирования. Крупные организации имеют некоторые преимущества: у них шире финансовые возможности, они могут заниматься научными исследованиями, иметь специальные службы изучения и прогнозирования рынка, они, как правило, располагают квалифицированным персоналом или могут привлекать специалистов со стороны. Небольшим предприятиям сложно проводить широкомасштабную плановую работу. Они в меньшей мере, чем крупные предприятия, могут контролировать внешнюю среду. Однако такие предприятия также должны планировать свою деятельность.

Для практической реализации планирования как процесса важным является соблюдение определенных принципов. Принципы планирования определяют содержание плановой дея­тельности, правила осуществления процесса планирования. Основными принципами планирования являются:

1. Принцип единства (системности). Понятие системы означает существование совокупности элементов, взаимосвязь между ними, наличие единого направления развития эле­ментов системы. Все планы в рамках организации должны представлять собой взаимосвязанную систему, имеющую единую направленность.

2. Принцип непрерывности предполагает скользящий характер планирования, планы должны непрерывно приходить на смену друг другу, долгосрочные планы должны уточняться в ходе реализации текущих планов, планирование должно быть постоянным.

3. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности, и заключается в придании плану и процессу планирования способности меняться, адаптироваться к изменениям внешней среды. Изменяется не только внешняя среда, но и представления организации о своих возможностях и целях. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, поэтому планы должны содержать резервы.

4.Принцип комплексности предполагает отражение направлений хозяйственно-финансовой деятельности организации во взаимосвязи. Этот принцип особенно важен для организаций, осуществляющих разнообразные виды деятельности, таких как современные потребительские об­щества, которые имеют многоотраслевое хозяйство и осуществляют социальные функции.

5. Принцип выделения приоритетных направлений развития, т. е. выделения в планах ведущих звеньев, которые требуют первоочередного выделения средств в целях достижения наибольшей эффективности всей хозяйственно-финансовой деятельности.

6. Принцип многовариантности позволяет выбрать наилучшую из различных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия, исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.

7. Принцип контроля предполагает не только учет выполнения плана, но и своевременное обнаружение и предупреждение возможных диспропорций в развитии, выявление резервов повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности.

8.2. Виды планирования

По содержанию и форме проявления различают следующие виды планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. Вся система социалистического народно-хозяйственного планирования носила исключительно директивный характер. В рыночной экономике директивное планирование может иметь место как средство решения задач, имеющих общенациональное значение (охрана окружающей среды, оборона и др.); Директивное планирование в рыночных условиях может иметь место в организациях при текущем управлении, принятии решений о конкретных действиях.

Индикативное планирование носит направляющий, регулирующий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне. В организациях индикативное планирование применяется при составлении перспективных планов.

Индикативное и директивное планирование дополняют друг друга и должны быть

органически связаны.

2. В зависимости от срока, на который разрабатываются планы и степени детализации плановых расчетов, различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более пяти лет. Такие планы предназначены для определения долгосрочной стратегии организации, включая социальное, эко­номическое, научно-техническое развитие. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование — это предвидение, которое строится на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем. Прогнозирование выступает как один из этапов перспективного планирования, оно позволяет моделировать различные варианты, сценарии развития планируемого процесса. Однако в ряде случаев прогнозирование может выступать как самостоятельная функция управления, например, разработка прогнозов социально-экономического развития регионов. Эти прогнозы учитываются хозяйствующими субъектами при планировании своей деятельности. Одновременно хозяйствующие субъекты при составлении планов могут прогнозировать объемы продаж и долю рынка, основных конкурентов, научно-технические разработки, риск и др.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от одного года до пяти лет.

Текущее планирование охватывает период до одного года, включая квартальное, месячное, недельное планирование.

3. По содержанию плановых решений вы деляют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет цель, основные направления деятельности организации, пути и средства достиже­ния поставленной цели. Следует различать понятия долгосрочного и стратегического планирования. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на определенном периоде, а включает в себя совокупность идей развития организации.

Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей. Тактическое планирование находит свое выражение в разработке среднесрочных и краткосрочных планов социально-экономического развития организации. Объекты тактического планирования самые разнообразные — производство, продажи, маркетинг, бюджеты организаций, затраты, прибыль и др.

Оперативно-календарное планирование — это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке, четко ориентированное во времени. Основная задача оперативно-календарного планирования — конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и всех его структурных подразделений.

Бизнес-планирование используется в тех случаях, когда предполагается развитие новых видов деятельности, выпуск новых товаров, создание новых предприятий. Бизнес-план позволяет оценить целесообразность нововведений, оценить жизнеспособность будущего предприятия. Он конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития, позволяет привлечь внимание и интерес потенциальных инвесторов.

4. По сферам планирования в организациях различают:

• планирование сбыта (в торговле — планирование объемов оборота);

• планирование производства;

• планирование персонала;

• планирование инвестиций;

• планирование финансов;

• планирование материально-технического обеспечения. В теории и практике могут выделяться и другие виды планирования.

8.3. Методы планирования

В планировании деятельности предприятий могут использоваться два подхода: целевой и ресурсный.

Целевой подход основан на определении показателей хозяйственно-финансовой деятельности, исходя из поставленной цели. Например, целью может быть завоевание определенной доли рынка и, исходя из этого, планируется объем продаж. При таком подходе ресурсы, необходимые для достижения цели (численность работников, потребность в основных и оборотных средствах), рассчитываются на втором этапе. После расчета потребности в ресурсах в процессе анализа определяют, можно ли достичь цели с имеющимися ресурсами или надо увеличить величину ресурсов.

Ресурсный подход предполагает планирование объемов и результатов деятельности предприятий, исходя из имеющихся на начало планируемого периода экономических ресурсов и прогнозируемых показателей эффективности их использования.

Целевой подход в основном используется в долгосрочном и среднесрочном планировании, когда есть время для поиска новых ресурсов и источников их финансирования. Ресурсный подход чаще используется в краткосрочном планировании.

Любой подход реализуется через совокупность конкретных приемов, способов расчетов — методов планирования.

Основные методы планирования:

1. Балансовый метод. Это наиболее распространенный метод, который позволяет обеспечить необходимые пропорции между различными взаимосвязанными сторонами хозяй­ственной деятельности.

Различают следующие виды балансов: натуральные, стоимостные, балансы рабочей силы и рабочего времени.

Натуральные балансы составляют в натуральных единицах — тоннах, штуках, литрах и т. п. Например, балансы валовых ресурсов сельскохозяйственных продуктов, увязывающие объемы производства и использования произведенной сельскохозяйственными предприятиями продукции, продуктовые балансы в предприятиях питания.

Стоимостные балансы разрабатываются в денежном выражении. Примерами таких балансов являются баланс показателей оборота в оптовой и розничной торговле, баланс доходов и расходов предприятия.

Балансы рабочей силы и рабочего времени используют для: планирования необходимой численности работников.

2. Нормативный метод. Основан на использовании в планировании норм и технико-экономических нормативов. Различают следующие виды норм и нормативов.

Государственные экономические нормативы, формирующие определенные условия деятельности предприятий — ставки налогов, минимальный размер отплаты труда, нормальная продолжительность рабочего времени и др.

Отраслевые нормы, действующие в пределах определенной отрасли: нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии на производство единицы продукции определенного качества, нормы оснащенности предприятий оборудованием, инвентарем и др.

Нормы и нормативы, разрабатываемые на предприятиях — нормы труда (нормы выработки, нормы времени, нормы численности работников и др.), сдельные расценки оплаты труда, нормы амортизации основных средств, нормы запасов сырья, материалов, запасов готовой продукции и др.

Разработка норм и нормативов — нормирование — важная составная часть экономической работы на предприятиях всех отраслей.

2. Расчетно-аналитический метод. Используется при отсутствии норм и нормативов и основан на анализе экономических процессов, расчете влияния на показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в плановом периоде различных факторов. При этом большое значение имеет прогнозирование факторов влияющих на конкретный показатель. Например, прогнозирование темпов роста денежных доходов населения, под влиянием которых формируется объем оборота розничной торговли, прогнозирование цен на экономические ресурсы, влияющих на затраты предприятий.

3. Экстраполяция — выявление тенденций развития и перенесение выявленных тенденций на будущее. Экстраполяция может использоваться в краткосрочном и среднесрочном планировании при условии, что выявленные тенденции носят устойчивый характер и в плановом периоде не ожида­ется резких изменений в конъюнктуре рынка.

4. Метод экспертных оценок. Этот метод предполагает использование мнений специалистов — экспертов для принятия плановых решений. Используют экспертные оценки обычно на стадии прогнозирования спроса, конъюнктуры рынка, валютного курса и др.

5. Экономико-математические методы. Используют в тех случаях, когда экономические показатели формируются под влиянием множества, часто взаимозависящих факторов, или в условиях неопределенности, Экономико-математические методы представляют постановку экономической задачи в математической форме, с помощью экономико-математичес­ких моделей. В планировании деятельности предприятий наиболее широкое применение нашли методы теории вероятностей и математической статистики (корреляционный и регрессионный анализ, теория массового обслуживания, теория игр), методы математического программирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.103.185 (0.013 с.)