Формирование товарных запасов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование товарных запасов



 

Процесс реализации товаров и товароснабжения своих клиентов в соответствии с договорами требует постоянного наличия на предприятиях оптовой торговли товарных запасов. Формирование определенных размеров товарных запасов позволяет обеспечить устойчивый ассортимент, осуществлять определенную ценовую политику, обеспечивать постоянное расширение круга оптовых покупателей и немедленное исполнение заключенных с ними договоров. Все это в конечном счете способствует достижению целей, стоящих перед предприятием — стабилизации рыночной позиции, поддержанию конкурентоспособности, получению необходимой прибыли.

В оптовой торговле создаются запасы текущего хранения, длительного хранения, в отдельных случаях целевого назначения. Основная часть запасов — это товары текущего хранения, необходимые для обеспечения регулярных продаж со складов. Размеры этих запасов зависят от размещения предприятий-поставщиков, развития транспортной сети, организации товародвижения, размещения розничной сети в ре­гионе, состояния материально-технической базы оптовых предприятий и других факторов.

Товарные запасы в оптовой торговле оцениваются следующими показателями:

Величина товарных запасов на определенную дату в натуральном измерении (тонных, штуках, литрах и т. п.).

Величина товарных запасов на определенную дату в денежном выражении. Эта информация имеется в Отчетах о движении товаров и тары по складу по группам и наименованиям товаров, в целом по складу и оптовой базе в учетных ценах — ценах приобретения товаров без налога на добавленную стоимость. В статистической отчетности, где отражаются продажа и запасы товаров по товарным группам, (форма П-1) оценка запасов дается в средних ценах реализации, действовавших в отчетном месяце. При анализе и планировании для обеспечения сопоставимости с объемами оборота используют показатели товарных запасов в средних ценах реализации.

Размеры товарных запасов в днях на определенную дату. Расчет товарных запасов в днях на предприятиях оптовой торговли производится путем деления фактической суммы товарных запасов на определенную дату на плановый среднедневной объем продажи товаров со склада.

Пример. На складе оптовой базы на 01.01. товарные запасы составили 40 000 тыс. руб. План оптового оборота на I квартал всего: 200 000 тыс. руб., в том числе оптовый складской 179 500 тыс. руб. Кроме того, мелкооптовая продажа товаров населению (оборот розничной торговли) — 500 тыс. руб.

Продажа со склада по плану I квартала: 179 500 + 500 = 180 000 (тыс. руб.)

Однодневная продажа со склада в I квартале:

180 000: 90 = 2000 (тыс. руб.)

Товарные запасы в днях на 01.01.:

40 000: 2000 = 20 (дней)

Управление товарными запасами в оптовой торговле — сложный комплекс мероприятий, в котором тесно переплетаются задачи производственного менеджмента и маркетинга с задачами финансового менеджмента. Это связано с тем, го товарные запасы — это, с одной стороны, элемент товарного предложения, часть товарного обеспечения оборот, с другой — часть оборотных средств предприятия в материальной форме (часть оборотных активов). Эффективное управление товарными запасами в оптовой торговле позволяет: ускорить оборачиваемость средств, вложенных в товары, сократить текущие затраты на формирование и хранение товарных запасов, высвободить из хозяйственного оборота часть финансовых средств и вложить их в другие активы.

На предприятиях оптовой торговли разрабатывается политика управления товарными запасами, которая заключатся в оптимизации общего размера и структуры товарных запасов, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за их движением. Этапы формирования товарных запасов в оптовом торговом предприятии:

• определение задач формирования товарных запасов;

• анализ размера, состава товарных запасов и оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы;

• обоснование размеров товарных запасов по группам товаров в днях;

• определение необходимой суммы товарных запасов по группам товаров и по оптовой базе в целом;

• оценка эффективности плана товарных запасов;

• построение системы контроля за состоянием товарных запасов.

При формировании товарных запасов текущего хранения необходимо: обеспечить безусловное выполнение заключенных договоров и запланированного объема оборота; оптими­зировать расходы по формированию и обслуживанию товарного запаса; увязать объемы товарных запасов с размерами складских помещений, емкостью хранилищ; увязать объемы запасов с суммой собственных оборотных средств, с возможностями использования заемных средств.

Наиболее сложным процессом является обоснование размеров товарных запасов в днях по группам товаров.

В оптовой торговле для обоснования размеров товарных запасов используют опытно-статистический метод, метод технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

Опытно-статистический метод, так же как и в розничной торговле, предполагает использование материалов анализа товарных запасов и выявление факторов, которые могут существенно повлиять на их размеры в планируемом периоде.

Метод технико-экономических расчетов построен на определении по каждой группе товаров (или каждому наименованию товара) размера запаса в днях (нормы товарного запа­са) с использованием формулы

Н = П /2 + С + В + Тп,

где Н — норма товарного запаса в днях;

П/2 — запас текущего пополнения;

С — страховой запас;

В — время на приемку товара, складские операции;

Тп — запасы товаров в пути (оплаченные).

Запас текущего пополнения на предприятиях оптовой торговли определяется с учетом периодичности и комплектности поставок. Товары часто поступают от многих поставщиков, поэтому запас текущего пополнения рассчитывают по отдельным поставщикам, а затем с учетом удельного веса объемов поставок от каждого поставщика в общем объеме поступления определяют среднюю взвешенную величину запаса текущего пополнения.

Страховой запас зависит от запаса текущего пополнения, и может определяться в процентах к его размеру с учетом данных анализа.

Время на приемку, подготовку товаров к продаже устанавливают на основе анализа (обычно 1—2 дня).

Запасы товаров в пути в зависимости от условий доставки планируют с размере 1—3 дней.

В связи с тем, что метод технико-экономических расчетов является трудоемким, расчеты проводят не часто, установленные нормы товарных запасов используют в течение каких-либо параметров.

Экономико-математические методы в оптовой торговле широко используются при обосновании запасов текущего пополнения — главной составной части норматива товарных запасов. Наибольшее распространение получила модель эко­номически обоснованного заказа или, так называемая, модель Уилсона. Она позволяет определить оптимальные размеры закупаемых партий и сроки поставок. Механизм этой модели основан на минимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов товаров. Затраты подразделяются на две группы.

1) затраты по размещению заказов (расходы на оформление заказа, транспортировку, приемку товаров);

2) затраты на хранение единицы товара на складах.

Из приведенных положений можно сделать вывод: с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижаются затраты по размещению заказа и возрастают затраты по хранению. Модель Уилсона позволяет оптимизировать пропорции между двумя группами затрат, чтобы совокупная их сумма была минимальной.

Необходимый плановый размер товарных запасов в денежном выражении определяется на основе размеров товарных запасов в днях и плановых объемов продажи товаров со складов.

В современных условиях большое значение имеет увязка размеров товарных запасов с суммой оборотных средств, которая может быть вложена в их формирование. На практике может возникнуть ситуация, когда собственных оборотных средств недостаточно и необходимо привлекать заемные средства для формирования необходимых размеров товарных запасов. Привлечение заемных средств имеет пределы. Высокая доля заемных средств снижает финансовую устойчивость предприятия. Кроме того, привлечение заемных средств дает положительный эффект, только если рентабельность оборотных активов в товарных запасах будет превышать размер процентов за кредит.

Разработанный план товарных запасов должен быть оценен с позиции повышения эффективности использование оборотных средств. Для этого рекомендуется рассчитывать и сопоставлять с предплановым периодом показатели оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы и рентабельности (отношения прибыли от продажи товаров за пери­од к средней за этот период сумме оборотных средств, вложенных в товарные запасы).

Так же, как и в розничных торговых предприятиях, в предприятиях оптовой торговли большое значение имеет построение системы контроля за состоянием товарных запасов. (Основные системы контроля рассмотрены ранее). Для поддержания запасов каждого наименования товаров в соответствии с запланированным размером разрабатывается комплекс мероприятий:

• недопущение снижения товарных запасов ниже минимального размера, определяемого периодичностью завоза;

• соблюдение сроков хранения товаров;

• совершенствование организации и технологии товародвижения, складских операций;

• своевременное и правильное пополнение запасов;

• недопущение наличия сверхнормативных товарных запасов, принятие мер к их реализации.

11.4. Определение планового объема и источников закупок товаров

 

Условием обеспечения выполнения планов оборота оптовой торговли является определение потребности в товарах, выбор поставщиков, организация поставки товаров.

Поступление товаров на оптовые базы планируют на год и на каждый квартал. План содержит показатели поступления по группам и наименованиям товаров, по отдельным поставщикам, в целом по торговой организации.

Потребность в товарах рассчитывается по каждому наименованию (группе товаров) в натуральных и стоимостных показателях.

П = Р ± DЗ + В,

где П — необходимое поступление товаров на склады в плановом периоде;

Р — плановый объем складской реализации товаров;

D3 — прирост величины товарных запасов в плановом периоде;

В — прочее выбытие товаров в плановом периоде (естественная убыль, возврат поставщикам и др. — определяется по данным анализа).

Показатель поступления (П) служит основой для определения необходимого объема закупок товаров. При этом следует иметь в виду, что объемы реализации, суммы товарных запасов при расчетах поступления берутся в отпускных ценах оптовых торговых организаций, а закупки осуществляются в оптовых ценах производителей (поставщиков). Рассчитанный объем необходимого поступления товаров пересчитывают в цены закупки.

Для оптовых баз большое значение имеет выбор поставщиков. Число поставщиков оптовых предприятий должно быть достаточно большим. Это позволяет расширить ассортимент предлагаемых клиентам товаров, снизить хозяйственный риск (потеря двух-трех поставщиков не ставит оптовую базу в затруднительное положение). Но, с другой стороны, очень большое число поставщиков ведет к уменьшению объемов закупок у каждого их них, а сокращение объемов закупаемых партий не позволяет получать большие скидки. Кроме того, большое число поставщиков ведет к росту расходов.

Критерием выбора конкретных поставщиков является наибольшая степень обеспечения интересов оптового торгового предприятия. Поставщик должен отвечать следующим требованиям:

• надежность (это позволяет поддерживать долговременные связи);

• высокое качество товаров;

• приемлемая закупочная цена и условия расчетов;

• приемлемые сроки и объемы поставок.

Оптовые торговые предприятия не должны попадать в зависимость от поставщика.

Оптовые базы потребительской кооперации должны максимально сотрудничать с производителями своих регионов (областей) и близлежащих территорий. Источниками поступ­ления товаров могут быть не только непосредственные производители, но и другие оптовые торговые организации. Кроме того, организации потребительской кооперации осуществляют закупки товаров на региональных и общероссийских оптовых ярмарках, оптовых продовольственных рынках.

Задачи

Задача 1

Оптовая база заключила договоры на поставку товаров предприятиям розничной торговли и питания в планируемом году на сумму 190 000 тыс. руб.

Коммерческим отделом оптовой базы заключены договоры на закупку товаров у разных поставщиков, обеспечивающие объемы реализации на 160 500 тыс. руб.

Какой объем оборота необходимо планировать для данной оптовой базы? Какие меры надо предпринять для выполнения плана?

Задача 2

Определите объем складского оборота оптовой торговли на планируемый год для межрайонной оптовой базы по товарной группе "Сахар".

Межрайонная оптовая база заключила договоры с покупа­телями сахара:

• потребительские общества — 2960 тыс. руб.;

• предприятия муниципальной торговли — 560 тыс. руб.;

частные предприятия торговли и питания — 2500 тыс. руб.;

частные предприятия пищевой промышленности — 980 тыс. руб.

Весь сахар поступает со складов оптовой базы. На начало года запасы сахара на оптовой базе составляют — 900 тыс. руб. С поставщиками заключены договоры, которые могут обеспечить оптовую продажу сахара на сум­му 5600 тыс. руб., запасы сахара на конец планируемого года на оптовой базе должны быть 1000 тыс. руб.

Может ли оптовая база полностью выполнить договоры с предприятиями розничной торговли и питания?

Задача 3

Определите на планируемый год для оптовой базы следующие показатели.

• сумму складского оборота по товарной группе "Одежда";

• запасы одежды на складе на конец планируемого года;

• сумму поступления по товарной группе "Одежда".

По заключенным договорам оптовая база должна поста­вить розничным предприятиям одежды на 61820 тыс. руб., в том числе 20% транзитом.

Запасы одежды на оптовой базе на начало года — 4560 тыс. руб. На конец года необходимый размер запасов должен составить по расчету 25 дней. Удельный вес IV квартала в годовом складском обороте — 30%.

Задача 4

В соответствии с заключенными договорами во II квартале оптовая база должна отгрузить 200 т муки. Стоимость размещения одного заказа на муку — 2 тыс. руб. Расходы по хранению 1 т муки на складе во II квартале — 240 руб. (0,24 тыс. руб.).

Время на приемку муки и складские операции (В) — 1 день. Страховой запас (С) с учетом материалов анализа должен составить 50% от запаса текущего пополнения. Товары в пути (Тп) — 3 дня.

Определите: оптимальный размер средней партии постав­ки, оптимальный интервал между поставками (П), необходимый размер товарного запаса муки в днях (Н).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.039 с.)