Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственная программа и мощность

Поиск

Производственная программа (план производства) предприятия представляет собой определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса. Она является важнейшим разделом плана предприятия.

Показатели производственной программы характеризуют темп роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием «в том числе продукция на экспорт»), включая показатель качества продукции.

Содержание производственной программы определяется стратегическими целями предприятия в планируемом периоде. Она формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, уже сформированного портфеля заказов, а также существующих ограничений по всем видам ресурсов.

В производственной программе предусматриваются следующие разделы:

• план производства продукции в натуральном выражении;

• план производства продукции в стоимостном выражении.

Основой для определения объема продукции в стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении. Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами могут быть, например, тонны, штуки и т.д. В практике планирования используются натуральные и условно-натуральные единицы измерения. Характер натуральных показателей зависит от специфики продукции. Так, в нефтяной промышленности единицей измерения является тонна, в электроэнергетике — киловатт-час, лесопереработке — кубический метр, ювелирной промышленности — граммы и караты.

Условно-натуральные единицы применяются в тех случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют различную потребительную стоимость или же выпускаемая продукция (например, машины, механизмы) неодинакова по мощности, производительности. Так, уголь бывает различной калорийности, продукция консервной промышленности выпускается в банках различной емкости. Поэтому на практике добыча топлива обычно планируется в условных тоннах, а производство консервов — в тысячах условных банок и др. Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество важнейших видов продукции должно отве­чать по своим технико-технологическим и экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной науки на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технологических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технологических условий и другой документации.

Планирование продукции в натуральном выражении не всегда дает возможность определить общий объем производства, темпы его роста и структуру. Поэтому большое значение играет формирование плана выпуска продукции в стоимостных показателях — это объемы валовой, товарной, чистой и реализованной продукции.

Важными стоимостными показателями, используемыми для определения объема промышленного производства, его структуры, темпов роста, производительности труда, фон­доотдачи и других технико-экономических показателей деятельности предприятия, являются объемы товарной и ва­ловой продукции.

Объем валовой продукции (ВП) включает в себя весь объем работ, намеченных к выполнению в данном периоде, и вычисляется по формуле:

ВП = Тп ± ДНЗП,

где ВП — объем валовой продукции;

Тп — объем товарной продукции;

ДНЗП — разница в остатках незавершенного производства на начало и конец планового периода.

Объем реализуемой и товарной продукции определяется в плане в действующих оптовых ценах предприятия.

Объем товарной продукции (Тп) в плане включает стоимость: готовых изделий, предназначенных для реализации; полуфабрикатов собственной выработки; продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенной к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам или со стороны, или непромышленных подразделений самого предприятия.

Объем чистой продукции равен объему товарной продукции за минусом амортизационных отчислений и материальных затрат. Использование этого показателя позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить вклад коллективов предприятий в достижение конечных показателей.

Объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов соб­ственного производства, работ промышленного характера на сторону и др. Объем реализованной продукции по плану (Рп) можно найти по формуле:

Рп =Тп +Онп1 – Онп2,

где Тп — объем товарной продукции по плану;

Онп1 — остатки нереализованной продукции на начало планового периода;

Онп2— то же на конец планового периода.

Для обоснования производственной программы предприятия необходимо иметь расчеты по производственной мощности.

Производственная мощность предприятия — это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.

Производственная мощность характеризует работу основных фондов в таких условиях, при которых можно полностью использовать потенциальные возможности, заложенные в средствах труда.

Производственные мощности измеряются, как правило, в тех же единицах, в которых планируется производство данной продукции в натуральном выражении.

По продукции, имеющей широкую ассортиментную шкалу, производственные мощности могут выражаться в условно-натуральных единицах. Если предприятие выпускает несколько видов различной продукции, то производственные мощности устанавливаются по каждому виду отдельно.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т.е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, производственный участок, линия, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования.

При разработке производственной программы может оказаться, что отдельные производства (вспомогательные или даже основные) отстают от ведущих. В таких случаях разрабатываются организационно-технические мероприятия по ликвидации «узких мест»: перераспределение работ между исполнителями, увеличение сменности работы, внедрение научной организации труда, перераспределение оборудования между цехами, углубление специализации и кооперирования, улучшение технической оснащенности производства, модернизация и пополнение парка оборудования.

Основными элементами, определяющими величину производственной мощности предприятия, являются:

- состав оборудования и его количество по видам;

- технико-экономические показатели использования машин и оборудования;

- фонд времени работы оборудования;

- производственная площадь предприятия (основных цехов);

- намечаемые номенклатура и ассортимент продукции, непосредственно влияющие на трудоемкость продукции при данном составе оборудования.

Следует учесть, что при расчете величины мощности не принимаются во внимание простои оборудования, которые могут быть вызваны недостатками рабочей силы, сырья, топлива, электроэнергии или организационными неполадками, а также потери времени, связанные с ликвидацией брака продукции.

Производственная мощность предприятия не является постоянной величиной. По мере использования новой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствования структуры производства, повышения квалификации работающих, улучшения организации производства и труда производственные мощности изменяются. Поэтому они подлежат периодическому пересмотру.

При планировании и анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также при составлении баланса производственных мощностей различают входную, выходную и среднегодовую производственную мощность.

Входная (выходная) производственная мощность предприятия — это мощность на начало (конец) соответствующего планового периода. Выходная мощность рассчитывается как алгебраическая сумма входной мощности, новой мощности, введенной в течение- данного периода, и выбывшей в том же периоде мощности.

Для определения соответствия производственной программы имеющейся мощности исчисляется среднегодовая производственная мощность (М г), которой предприятие располагает в среднем за год. Она находится путем прибавления к мощности на начало года среднегодового ввода мощности и вычитания среднегодового ее выбытия. Для расчета используют формулу:

где Мнг — мощность на начало года;

Мввод — ввод мощностей в течение года;

Мвыб — выбытие мощностей в течение года;

п\, п2 — количество полных месяцев с момента ввода мощностей в действие до конца года и соответственно с момента выбытия мощностей до конца года.

В целях увязки планируемых объемов производства продукции с необходимыми производственными мощностями на предприятиях разрабатываются балансы производственных мощностей по производству или переработке продукции.

Баланс производственной мощности может быть выражен следующей формулой:

м2 = м1от + мт±мнв,

где М2 — производственная мощность на конец планируемого периода (выходная мощность);

Mj — то же на начало периода (входная);

М0 т — прирост производственной мощности в плановом периоде за счет проводимых организационно-технических мероприятий;

Мт — прирост мощности за счет расширения, технического перевооружения и реконструкции предприятия;

Мн — прирост (+) или уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции;

Мв — уменьшение производственной мощности, вызванное выбытием основных производственных фондов.

Производственная мощность и баланс производственной мощности предприятия рассчитываются в тех же единицах, в каких планируется и учитывается производство промышленной продукции (работ, услуг).

Для определения, какие резервы имеются на предприятии, существует коэффициент использования производственной мощности.

Коэффициент использования производственной мощности (QM) может быть плановым или фактическим в зависимости от того, применительно к какому объему производства — плановому или фактическому — рассчитывается. Он определяется делением объема произведенной предприятием продукции за данный период на среднюю производственную мощность в данном периоде:

QM = (K - MC)-100%,

где V — объем производства за период;

Мс — средняя мощность за период.

Подготовка нового производства

Подготовка нового производства может быть в момент образования предприятия или при переходе к выпуску новой продукции. Выпуск новой продукции является необходимым условием выживаемости предприятий в условиях конкуренции. Техническая подготовка производства — это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих конструкторскую и технологическую готовность предприятия к выпуску нового изделия заданного уровня качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах.

Жизненный цикл нового продукта может быть представлен следующими этапами:

- научно-исследовательские работы, включая фундаментальные, теоретические, прикладные;

- опытно-конструкторские разработки, представленные конструкторской документацией, опытными образцами и испытательными работами;

- технологическая подготовка, в которую входят проектирование и освоение технологических процессов, проектирование и освоение средств технологического оснащения, организационная подготовка производства, расчет длительности циклов, величины партии, заделов;

- производство изделий, при котором предусматривается экономия материалов и топливно-энергетических ресурсов, снижение трудоемкости, повышение качества продукции, со­вершенствование конструкции изделия и технологии его изготовления;

- эксплуатация изделий с учетом продления срока службы изделия, снижения издержек на эксплуатацию изделия и получения экономического эффекта;

- утилизация изделий, включая снижение затрат на утилизацию изделий и охрану окружающей среды.

На основании приведенных этапов жизненного цикла нового изделия подготовка нового производства может включать следующие операции:

- проведение прикладных исследований, связанных с совершенствованием техники, технологии, составом применяемых материалов, организации производства;

- проектирование новой продукции и разработку нового технологического процесса изготовления продукции;

- материально-техническое обеспечение нового производства, в том числе приобретение специального оборудования;

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

- разработку норм и нормативов, производственной и организационной структуры управления, информационного обеспечения.

Вышеперечисленные элементы подготовки отражают три стадии разработки нового производства: конструкторскую, технологическую и организационно-экономическую подготовку.

Конструкторская подготовка состоит из разработки проектного задания и эскизного проекта; изготовления и испытания опытного образца; разработки технического и рабочего проектов; изготовления и испытания опытных партий; доводки конструкций по результатам испытаний; уточнения рабочего проекта и передачи его службам технологической подготовки.

Технологическая подготовка — это разработка технологического процесса (технологии), который представляет собой последовательное изменение формы, размеров, свойств исходного материала с целью получения изделия в соответствии с заданными техническими требованиями. Технология производства — это методы, технические средства и способы изготовления продукции или выполнения установленного вида работ (например, транспортировка), изготов­ления изделия в конкретных условиях.

Организация технологической подготовки на предприятии возложена на отдел главного технолога (ОГТ) и технологические бюро цехов; их функции меняются в зависимости от степени централизации системы технологической подготовки производства. Так, при централизованной системе ОГТ выполняет все виды работ по технологической подготовке, а технологические бюро осуществляют только внедрение спроектированных технологических процессов. При децентрализованной системе ОГТ выполняет только работы общего методического характера, а технологическое бюро помимо внедрения спроектированных технологических процессов — все виды работ по технологической подготовке производства. При смешанной системе ОГТ кроме общего методического руководства проводит типизацию технологических процессов и унификацию оснастки, а технологическое бюро занимается нормированием трудоемкости операций, материалоемкости деталей, изготовлением специальной оснастки и оборудования, разработкой маршрутных и технологических карт.

Параллельно и в тесной связи с конструкторской и технологической подготовкой ведется организационно-экономическая подготовка нового производства. Она предусматривает разработку проекта организации основного и вспомогательного производства, труда и заработной платы, а также нормативов для планирования конструкторской и технологической подготовки. Здесь же разрабатывается смета затрат на подготовку производства нового изделия.

На каждом предприятии постоянно происходит процесс освоения новой конкурентоспособной продукции, что является необходимым условием выживания предприятия в условиях рыночной экономики. Поэтому подготовке нового производства уделяется много внимания и проводится тщательное экономическое обоснование эффективности предлагаемых решений, которое находит отражение и в бизнес-плане предприятия.

8.7. Бизнес-план предприятия

Бизнес-план — это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, дающий возможность выбрать наиболее перспективное решение и определить средства для его достижения.

Бизнес-план служит документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Бизнес-план является одним из элементов стратегического планирования, он охватывает достаточно длительный период — обычно трех-пяти и более лет. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

- в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенно нового бизнеса;

- стратегический план — это обычно план с растущим горизонтом времени (по мере выполнения очередного годового плана его результаты анализируются, корректируются или пересматриваются). Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные цели и задачи должны быть выполнены;

- в бизнес-плане функциональные элементы имеют гораздо более высокое значение, чем в стратегическом плане, и являются равноправными частями структуры бизнес-плана.

Основная цель разработки бизнес-плана заключается в планировании хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Целями бизнес-плана могут быть:

— привлечение кредитов или инвестиций;

— определение степени реальности достижения намеченных результатов;

— доказательство целесообразности реорганизации работы существующего предприятия или создание нового;

— убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения начальных и конечных показателей намеченных проектов.

Бизнес-план выполняет следующие функции:

1) предоставляет возможность использования для разработки стратегии бизнеса;

2) позволяет оценить перспективы развития нового направления деятельности, а также контролировать процессы внутри фирмы;

3) способствует привлечению дополнительных денежных средств;

4) позволяет привлечь к реализации планов потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал;

5) дает возможность приобщить всех сотрудников к процессу составления бизнес-плана, координировать их усилия и распределить обязанности.

Не существует жестко регламентированной структуры и содержания бизнес-плана, но обычно он включает титульный лист и разделы, приведенные ниже.

Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным. На нем указываются наименование предприятия, его местоположение, название бизнес-плана, дата составления, а также данные адресата, к которому он направляется.

1-й раздел. Резюме — это сжатый обзор информации о намеченном бизнесе. В нем содержатся суть проекта (основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития), цель и задачи бизнес-плана, экономическое обоснование и эффективность проекта (финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя), сведения о предприятии (дата создания, организационно-правовая форма, структура капитала, банк, в котором открыты счета, специализация и история развития предприятия, основные потребители), команда управления (руководство предприятия, квалификация, образование, стаж работы), план действий (долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия), финансирование (потребность в инвестициях, направления их использования, предлагаемые источники, риск финансирования), план возврата заемных средств (срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования), гарантии возврата инвестиций.

2-й раздел. Описание предприятия и отрасли. В описание предприятия включаются его название, адрес, организационно-правовая форма, распределение акций, уставный капитал, краткая история, а также тип бизнеса (основные виды деятельности), местоположение (доступность рабочей силы, близость к сырью, заказчикам, поставщикам) и др. При характеристике отрасли сообщаются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, уровень монополизма, тенденции отраслевого рынка.

3-й раздел. Характеристика продукции (услуг). Здесь приводится описание продукции с позиций потребителя и дается их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения: потребности, удовлетворяемые товаром; показатели качества; экономические показатели (цена потребления); внешнее оформление; сравнение с другими аналогичными товарами; патентная защищенность; основные направления совершенствования продукции и т.п.

4-й раздел. Исследование и анализ рынков сбыта и конкуренции. При анализе рынков сбыта определяется спрос и емкость каждого конкретного рынка по каждому виду товаров, наличие конкурентов на нем, анализируются возможности предприятия для участия в конкурентной борьбе, отбираются целевые сегменты (наиболее привлекательные для предприятия в данный момент), производится позиционирование рынка (выявление позиции продукта на отдельных рыночных сегментах) и прогноз объемов продаж.

5-й раздел. План маркетинга. При разработке плана маркетинга нужно обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активно воздействовать на потребителей с помощью рекламы, ценовой поли­тики, качества. Поэтому раздел может включать следующие составляющие: стратегию маркетинга; товарную политику (ассортиментная политика, создание новой продукции, стратегия в области качества); ценовую политику, определяющую метод ценообразования; коммуникативную политику, инструменты которой (реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, прямой маркетинг, спонсорская деятельность) используются для формирования и поддержа­ния имиджа предприятия.

6-й раздел. Производственный план. В этом разделе определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса с указанием «узких» с технологической и организационной точек зрения мест и путей их преодоления. Важным аспектом данного раздела является точное определение себестоимости производимой продукции. В описании технологического процесса указываются: требуемые производственные мощности, по­требность и условия приобретения технологического и прочего оборудования; потребность в сырье, материалах; требования к источникам энергии и их доступность; подготовка производства; контроль качества продукции; требования к квалификации и наличию необходимого персонала.

7-й раздел. Организационный план. В нем раскрывается организационно-правовая форма, обосновывается организационная структура предприятия и приводятся показатели эффективности последней.

8-й раздел. План по рискам содержит перечень рисков (социальные, финансовые, экономические, технологические, политические), из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам (неустойчивость спроса, появление альтернативного продукта, снижение цен, увеличение объемов производства конкурентов, недостаток оборотных средств и др.).

9-й раздел. Финансовый план. В нем обобщаются все предшествующие материалы. Финансовый план представлен в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей. Раздел объединяет два направления: финансово-экономические результаты деятельности предприятия (финансовая отчетность предприятия, анализ финансово-экономического состояния предприятия) и планирование основных финансовых показателей (подготовка плановых документов, прогноз балансовых активов и пассивов, прогноз прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств, финансовая оценка проекта и прогноз запасов финансовой прочности).

8.8. Организация планирования в потребительской кооперации

В потребительской кооперации планирование охватывает все направления деятельности. Конкретными видами плановых документов в системе потребительской кооперации являются:

1. Концепции экономического и социального развития. Концепции содержат качественную характеристику стратегической цели и задач развития системы потребительской кооперации. Концепции разрабатываются для потребительской кооперации России (системы Центросоюза Российской Федерации) и для отдельных регионов (для системы республиканских, областных союзах потребительских обществ). Концепции разрабатываются на долгосрочный период — 10 лет.

2. Основные направления социально-экономического развития. В них раскрываются наиболее общие количественные параметры развития, которые должны быть достигнуты в перспективе. Основные направления разрабатывают обычно на 5 лет для потребительской кооперации республик, областей, районов. Определение основных направлений социально-экономического развития потребительских обществ относится к компетенции общих собраний пайщиков или уполномоченных. В основных направлениях отражают виды хозяйственной деятельности и темпы роста их объемов, создание новых рабочих мест, развитие материально-технической базы, рост числа пайщиков, подготовку и повышение квалификации кадров и др.

Программы социально-экономического развития. В этих плановых документах находят более конкретное отражение показатели основных направлений развития. Программы раз­рабатывают во всех кооперативных организациях как на перспективу (пять лет), так и на более короткие сроки (три года, один год). Утверждаются программы развития общими собра­ниями пайщиков. Так, в годовой программе социально-экономического развития потребительского общества рекомендуется отражать следующие показатели:

• объемы деятельности по отраслям (объемы оборота розничной торговли, предприятий питания, объемы выпуска продукции в натуральных показателях, объемы закупок сель­скохозяйственной продукции и др.);

• виды новых производств и их объемы;

• перечень всех видов услуг;

• количество вновь организуемых рабочих мест;

• доходы, направляемые на производственное и социальное развитие;

• увеличение суммы паевого фонда;

• увеличение суммы собственных оборотных средств;

• размеры кооперативных выплат в процентах к распределяемому доходу;

• развитие материально-технической базы по направлениям деятельности и суммы капитальных вложений;

• развитие социальной сферы с перечнем конкретных направлений работы.

Наряду с общими программами социально-экономического развития могут разрабатываться целевые программы. Целевые программы обычно охватывают определенную сферу деятельности, например, программы развития оптовой торговли, программы оздоровления финансового состояния организации, программы инвестиционной деятельности, программы повышения квалификации персонала.

3. Годовые планы хозяйственно-финансовой деятельности и бюджеты потребительских обществ. Эти планы и бюджеты утверждаются советами потребительских обществ и имеют большое значение в деле реализации программ социально-экономического развития. Годовые планы содержат большое количество показателей, разрабатываются с разбивкой по кварталам, месяцам, в разрезе структурных подразделений, хозяйственных единиц, конкретных исполнителей.

В потребительских обществах разрабатывают годовые планы по видам деятельности (отраслевые планы) и сводный годовой план. Например, в годовом плане потребительского общества по торговле содержатся следующие показатели: оборот розничной торговли (общий объем и продажа по группам товаров), размеры товарных запасов, среднегодовая численность работников, расходы на оплату труда, издержки обращения, доходы, прибыль.

В сводном плане находят отражение объемные показатели развития всех видов деятельности, а также общая сумма прибыли и направления ее использования, общая сумма капитальных вложений, увеличение суммы собственных средств и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.013 с.)