Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности анализа и прогнозирования оптового товарооборота

Поиск

В отличие от анализа розничного товарооборота методика анализа товарооборота оптовой организации имеет некоторые особенности. В частности, в условиях рыночной экономики особое значение имеет изучение и оценка товарооборота оптовой организации во взаимосвязи с розничным товарооборотом обслуживаемых организаций. Положительная динамика оптового товарооборота должна отражаться и в тенденциях развития розничного товарооборота. Поэтому при анализе товарооборота оптовой организации необходимо сравнивать темпы его роста с темпами роста розничного товарооборота в обслуживаемых торговых организациях и определить долю участия оптовой организации в развитии розничного товарооборота.

Ряд особенностей имеется и в методике анализа структуры товарооборота оптовой организации. Анализ может проводиться по следующим признакам:– по видам деятельности (товарооборот оптовой, розничной торговли, общественного питания, торгового посредничества, прочих видов деятельности);– по товарным группам;– по формам товародвижения (складской, транзитный, посреднический);– по группам оптовых покупателей (розничные торговые организации и предприятия, производственные организации и предприятия, иные оптовые организации и предприятия, индивидуальные предприниматели);– по формам и организации коммерческих связей (поставка по выделенным квотам, сверх квот);– по территориальному признаку (местные покупатели, покупатели из других областей и регионов, экспорт);– по формам оплаты (предоплата, немедленная оплата, последующая оплата, в кредит).

При необходимости следует провести более глубокий анализ по каждому направлению. Анализ структуры товарооборота в разрезе перечисленных признаков позволяет более подробно представить покупателей, условия реализации товаров и соответственно, выработать решения по дальнейшему наращиванию объемов деятельности и улучшению финансовых результатов работы организации.

Наибольшую практическую значимость имеет классификация товарооборота по формам товародвижения. Традиционно в оптовой торговле выделяли складской и транзитный товарооборот, который подразделялся на транзитный с участием в расчетах и без участия в расчетах. В настоящее время в связи с изменением сущности и классификации видов деятельности оптовой организации выделяют складской и транзитный товарооборот, который представляет собой оптовую поставку товаров покупателям без завоза на склад оптовой организации, организованную и выполненную с привлечением средств оптовой организации. Поставка товаров транзитом без участия в расчетах в настоящее время рассматривается как посредническая деятельность и учитывается в составе товарооборота оптовой организации, но не включается в оптовый товарооборот.

С классификацией оптового товарооборота тесно связано понятие «звенности товародвижения». Необходимость изучения ее также является одной из особенностей анализа оптового товарооборота. Звенность товародвижения характеризует количество звеньев, которые проходит товар на пути перемещения в торговую сеть. Она является результатом установленных хозяйственных связей и схем товародвижения. Наличие излишних звеньев в товаропроводящей сети увеличивает стоимость товара, срок доставки, нередко ухудшает качество и увеличивает потери товаров.

Анализ соблюдения схем движения товаров и звенности их продвижения в розничную торговую сеть предусматривает определение коэффициента звенности товародвижения, его изменения по сравнению с планом и предшествующим периодом и воздействия на товарооборот оптовой организации. Коэффициент звенности может быть рассчитан двумя способами: 1. по торговой организации, имеющей многопрофильную деятельность, а оптовое звено которой преимущественно осуществляет поставку товаров в собственную розничную сеть: в кратных единицах путем деления товарооборота оптовой организации на розничный товарооборот (включая товарооборот общественного питания). Он показывает количество звеньев, через которые проходит товар на пути к конечному потребителю. 2. при возможности определения постоянного круга покупателей – розничных организаций: в процентах путем деления оптового товарооборота на розничный товарооборот зоны обслуживания и умножением результата на 100 %. Этот коэффициент характеризует долю товаров, поступающих в розничную сеть через оптовое звено в общем объеме поступления.

В результате роста (снижения) коэффициента звенности товародвижения происходит увеличение (уменьшение) объема оптового товарооборота. Величина этого показателя рассчитывается путем умножения изменения коэффициента звенности на розничный товарооборот зоны обслуживания в отчетном периоде и деления результата на 100 %. Впоследствии результат расчета может быть использован для определения влияния изменения звенности товародвижения на доходность и прибыльность деятельности оптовой организации.

Для оптовых организаций, особенно реализующих продукцию производственно-технического назначения, характерна сезонность работы. Поэтому большое значение имеет исследование товарооборота по периодам года. При этом следует рассчитать удельный вес каждого месяца и квартала в годовом товарообороте на основе данных за 2-3 года и построить сезонную волну. График сезонной волны строится путем графического отображения линий тренда товарооборота за несколько лет одновременно. Впоследствии это дает возможность диверсифицировать деятельность в периоды, когда реализация минимальна, точнее рассчитать потребность в товарных запасах и соответственно в оборотных средствах, необходимых для финансирования. В случае выявления сезонной волны следует рассчитать индекс сезонности товарооборота каждого периода.

При анализе товарооборота по периодам года, как и в розничной торговле, принято рассчитывать коэффициенты равномерности и ритмичности. Но для целей выявления сезонности коэффициент равномерности следует рассчитывать на основе сравнения абсолютных значений товарооборота в каждом отрезке со средним объемом товарооборота за период.

Главной особенностью планирования оптового товарооборота является применение подхода «от частного к обще­му». Его сущность заключается в том, что определению общего объема оптового товарооборота предшествует прогноз объема продаж по отдельным товарным группам. На основании обобщения рас­считанных планов-прогнозов с учетом товарного обеспечения определяется общий плановый объем оптового товарооборота. Использование такого ва­рианта планирования дает возможность оптовым тор­говым организациям оптимизировать звенность товародвижения.

Для определения объема оптового товарооборота по товарной группе могут быть применены несколько методов: 1. на основе определения общей потребности организаций-покупателей (розничных, общественного питания, производственных, оптовых, индивидуальных предпринимателей) зоны обслуживания в товарах конкретной группы и возможностей ее покрытия минуя оптовую организацию. 2. По отдельным товарным группам, по которым проявляется четкая тенденция зависимости развития оптового товарооборота от розничного зоны деятельности оптовой организации, плановую реализацию товаров можно определить с помощью коэффициентов эластичности оптового товарооборота от розничного по соответствующим группам товаров. Коэффициент эластичности будет характеризовать относительное увеличение или снижение оптовой реализации товаров при изменении розничного товарооборота зоны обслуживания на один процент.

Одной из особенностей работы оптовых организаций является значительная сезонность реализации товаров. Поэтому обязательным требованием при планировании оптового товарооборота является расчет его объема по периодам года (кварталам, месяцам). Для этого могут быть применены различные методы прогнозирования доли отдельных периодов в общем годовом товарообороте (аналогично доле отдельных групп товаров), но наиболее достоверным следует признать расчет на основе индексов сезонности.

Планирование товарооборота оптовой организации завершается разработкой перечня мероприятий, обеспечивающих выполнение установленного плана. В зависимости от специфики и масштабов деятельности организации, товарного профиля перечень конкретных мероприятий может быть достаточно широким. Однако обязательным требованием является обеспечение повышения эффективности взаимодействия оптовой организации с обслуживаемыми розничными, прочими оптовыми, производственными организациями и индивидуальными покупателями с целью создания у них заинтересованности и потребности в ее товарах и услугах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.140 (0.01 с.)