Резервы роста розничного и оптового товарооборота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Резервы роста розничного и оптового товарооборота



Заключительным этапом анализа является выявление резервов роста товарооборота, которые следует учитывать при планировании его объема. К ним относятся: изучение спроса потребителей, совершенствование ассортимента продукции собственного производства, рост оптового отпуска, поиск новых источников сбыта, маркетинговая деятельность, организация дополнительных мест для обслуживания посетителей в летний период, повышение качества и культуры обслуживания, увеличение пропускной способности обеденных залов, использование прогрессивных технологий приготовления продукции собственного производства, повышение степени обеспеченности организации общественного питания полуфабрикатами, совершенствование системы снабжения, форм обслуживания, режима работы организации, использование активной ценовой политики, обеспеченность квалифицированными кадрами, оборудованием, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.

Резервы роста товарооборота оптовой организации можно свести к следующим:

– работа с поставщиками по заключению договоров на дилерской основе, договоров комиссии и договоров со скидкой, что позволит увеличить удельный вес товаров полученных на дилерской основе в общих ресурсах и производить отпуск товаров по ценам товаропроизводителей без оптовой надбавки.

– тесное, взаимовыгодное сотрудничество с розничными торгующими организациями, индивидуальными предпринимателями и внерыночными потребителями, путем предоставления им комплекса торгово-сбытовых услуг.

– одним из направлений деятельности остается оказание клиентам комплексных услуг, связанных с погрузкой-разгрузкой и хранением товаров, за счет более рационального использования площадей и переоснащения складов более современным технологическим оборудованием.

– создание и эксплуатация торговой Интернет-площадки.

– оптимизацию логистических (транспортных) расходов следует вести в двух направлениях: оптимизация графиков поставок товаров, оптимизация отгрузок товаров от поставщиков, оптимизация звенности товародвижения.

 

39. Организация контроля за ходом выполнения плана товарооборота

Наряду с планированием и организацией, функция контроля выступает в качестве основной задачи руководства организации, дающей возможность устанавливать отклонения результатов текущей деятельности от запланированных, анализировать причины этих отклонений и вырабатывать соответствующие корректирующие меры для их устранения. Будучи заключительным этапом процесса достижения целей функционирования организации, контроль обеспечивает возможность слежения за характером изменений объекта управления в сравнении с его желаемым состоянием. Таким образом, процесс контроля направлен на достижение организацией собственных целей, и его содержание как функции управления состоит из: выработки правил, стандартов, показателей и критериев деятельности; измерения ее текущих результатов; выявления отклонений от установленного режима деятельности и их причин; осуществления корректировок поведения организации или отдельных ее звеньев, работников.

Предметом контроля должна быть вся деятельность организации за исключением высшего руководства, работа которого, в основном проверяется вышестоящими органами управления и относится к функции внешнего контроля. Степень совершенства системы внутреннего контроля во многом определяется уровнем организации управленческой деятельности, т.е. характером распределения функций и ответственности за их надлежащее исполнение, наличием четких правил и процедур осуществления управленческих действий, планов, точных указаний, инструкций, нормативов, рекомендаций и других, согласованных между собой общих организационных мер.

При сопоставлении результатов текущей деятельности организации с установленными стандартами определяется, в какой мере они соответствуют ожиданиям и допустимы ли выявленные отклонения. Поэтому, исходя из масштабов и характера деятельности фирмы, устанавливаются масштабы допустимых отклонений, а система контроля включается в анализ их причин и выработку корректирующих действий лишь в том случае, когда фактическое отклонение от установленного стандарта превышает допустимую величину. Если бы реакция системы контроля осуществлялась даже при малейшем отклонении, то она была бы недостаточно эффективной, т.е. эффект от ее функционирования снижался бы за счет значительных затрат на корректирующие воздействия.

После сопоставления достигнутых результатов с установленными стандартами необходимо решить, что делать: ничего не предпринимать; устранять отклонение; пересмотреть стандарт. Если анализ показывает, что при выявленном отклонении цели достижимы, то лучше не предпринимать никаких дополнительных мер, но при этом продолжать внимательно следить за ситуацией.

Предупредительность контроля является основной его чертой или важнейшим свойством, поэтому суть корректирующего воздействия на управляемый процесс (объект) сводится к выявлению истинных причин возникшего отклонения от стандартного образа функционирования и оперативной выработки эффективного управленческого решения. При этом следует учитывать тот факт, что отклонение может быть вызвано множеством различных факторов. Именно поэтому надо убедиться, что намечаемое воздействие не создаст дополнительных трудностей в смежных, объективно взаимосвязанных между собой сферах деятельности организации. Наряду с этим анализ может показать, что стандарты деятельности, основанные на планах и носящие, в основном, поэтому прогнозный характер, завышены, либо, наоборот, значительно занижены. В таких случаях прибегают к пересмотру стандартов в сторону сближения их с более реальными величинами.

Контроль за деятельностью оказывает существенное влияние на поведение людей. При правильно построенном контроле сотрудники будут стараться избегать ошибок, четко соблюдать технологию своей работы, не совершать сомнительных сделок, более точно устремлять свои усилия на достижение целей организации и концептуальных основ ее деятельности. При необходимо учитывать, что контроль не должен быть односторонним, так ориентация работников только на какие-то одни подконтрольные параметры в интересах получения одобрения руководства может привести к игнорированию ими общих целей организации, носящих, как правило, комплексный, многофакторный характер. А такой ситуацией неизбежно воспользуются фирмы-конкуренты, что нанесет ущерб эффективности и перспективам деятельности. В то же время контроль не должен быть чрезмерным, чтобы не раздражать персонал, а только таким, как это действительно необходимо для успешной работы организации.

Не рекомендуется устанавливать несправедливо высокие и нереальные с позиции возможностей осуществления стандарты деятельности. Одновременно они не должны быть легкими для исполнения, так как при этом может снижаться их мотивационное воздействие. Важно создать систему эффективной мотивации персонала за достижение стандартов, так как согласно «теории ожиданий» имеется четкая взаимозависимость между результативностью и характером вознаграждения. Контроль должен ориентироваться, как правило, на стратегические сферы деятельности. В менее важных направлениях абсолютный контроль нерационален, а его использование отвлекает внимание работников от основных задач организации.

Контроль должен осуществляться своевременно, исходя из характера деятельности, скорости изменений, происходящих в ней или связанных с ней, а также затрат на измерение показателей результативности. Своевременность заключается в установлении оптимальных временных интервалов между измерениями в таком диапазоне, чтобы возможные нежелательные отклонения не привели к кризисным ситуациям. Не менее важным свойством контроля является гибкость, т.е. его оперативная корректировка, адекватная происходящим изменениям во внешней и внутренней среде организации. В то же время контроль должен быть максимально простым, экономичным, удовлетворяющим интересы всех сторон к отвечающим их потребностям и возможностям.

Контроль за реализацией плана продажи товаров имеет исключительно важное значение в управлении торговой организацией. Систематический и действенный контроль за ходом выполнения плана товарооборота позволяет успешно вести торгово-производственную деятельность, обеспечивает выполнение финансовых планов, способствует эффективному использованию всех видов ресурсов.

В процессе контроля за выполнением плана продажи товаров целесообразно наметить контрольные точки, по которым определяется, как происходит реализация установленных заданий. Как правило, планы развития товарооборота составляют на год вперед, но контроль за ходом их выполнения может быть ежедневным на основе данных о поступлении торговой выручки и применительно к срокам сдачи товарно-денежных отчетов, нарастающим итогом с начала месяца, квартала. В ходе контроля за реализацией плана продажи товаров используются и другие источники информации: данные бухгалтерского и статистического отчета; результаты обследований; материалы ревизий; акты приемки товаров по количеству и качеству и т. д. Такие материалы позволяют своевременно выявить отклонения от выполнения установленного плана и принять необходимые меры по их устранению.

Одним из главных условий выполнения плана розничного товарооборота является эффективная организация поступления товаров и состояние товарных запасов. Несоответствие товарного обеспечения объему и структуре спроса, создание текущих запасов товаров ниже норматива ведет к перебоям в торговле и является причиной неравномерного выполнения плана. Образование сверхнормативных товарных запасов приводит к затовариванию и ухудшает финансовое положение торговой организации. Следовательно, в процессе контроля необходимо выявить степень сбалансированности планов продажи товаров с товарным обеспечением в целом и по структуре, проверить наличие в продаже товаров утвержденного ассортимента, установить соответствие запасов товаров спросу населения, обоснованность их размещения по организациям и торговым единицам.

Контролируя выполнение плана розничного товарооборота, следует определить, целесообразны ли оптовые поставки товаров и каким образом они оказывают влияние на финансовое положение розничных торговых организаций.

В последние годы, наряду с традиционным понятием «контроль», формируется концепция «контролинга». Контролинг – это эффективная система управления, интегрирующая планирование, традиционный учет и контроль, маркетинг и обеспечивающая долговременное конкурентоспособное существование фирмы. Основные принципы этой системы: «Сегодня делать то, о чем другие завтра только будут думать, ориентация на деловую стратегию и перспективу, учет экономических, социальных и экологических факторов, оптимизация прибыли (вместо традиционной максимизации), заблаговременное распознавание проблем, оригинальная методика учета прямых затрат на производство продукции». В целом надо отметить, что «контролинг» впитывает в себя все достижения современного менеджмента, пронизывает его системной методологией, при которой все факторы управленческой деятельности находятся под постоянным систематизированным контролем, рассматриваются как взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимодействующие между собой.

Контрольные функции в магазине как правило возлагаются на руководителя. Контроль проводится как внутри самого магазина, так и внешне – управляющей организацией. Внутренний контроль проводится путем проверки наличности в кассе с кассовыми чеками. Внешний контроль заключается в передаче в головную организацию сводных данных по товарообороту за каждый день. И если наблюдаются отклонения в сторону снижения показателя, то магазин должен отчитаться и объяснить причины этих отклонений.

Стабильность и процветание торговой организации в современных условиях во многом зависит от использования передовых технологий учета и зализа информации, полного контроля товарных и финансовых потоков.

 

40. Сущность причин образования, состав товарных запасов

Запасы представляют собой материальный поток товарно-материальных ценностей на всех этапах их движения от производства к потребителю, т.е. на всех этапах логистической цепи. Они являются частью товарного предложения и служат материальной основой для изготовления продукции и ее продажи.

Товарные запасы, обслуживающие товарный процесс, являются частью совокупной товарной массы, предназначенной для продажи товара промежуточным и конечным потребителям.

В процессе перемещения, товарные запасы сферы обращения приобретают разные формы: -> запасы готовой продукции -> товары в пути -> товары на складах оптовых посредников -> товары в пути от оптовых организаций к розничным -> запасы на складах розничных продавцов. В свою очередь, запасы товаров в торговле могут находиться непосредственно в торговых организациях, быть закупленными и оплаченными, но оставленными на ответственном хранении у поставщиков или сданными на переработку.

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения, форма существования запаса статична, не смотря на то, что товар может находиться в движении. Товарные запасы постоянно меняют свою структуру и размер, как только они реализуются, то перестают быть запасами, но поскольку они постоянно возобновляются путем их возмещения другими партиями товаров, то превращаются в постоянно существующую величину, размер и структура которой изменяется в зависимости от сложившихся хозяйственных условий, т.е. их реализация (товарооборот) и представляет собой экономическую сущность оборачиваемости товаров. Кругооборот товаров – смена статичной формы товарных запасов на динамичную.

Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими причинами: Несоответствием ритма потребления и производства. Сезонными колебаниями в производстве и потреблении. Факторами несогласованности производственного и торгового ассортимента, что требует подсортировки, расфасовки, упаковки, подработки. Особенностями территориального размещения производства. Удаленностью потребителя от производителя. Разрывом во времени между моментом поступления товаров и их потреблением. Условиями и временем необходимым для транспортировки товаров, включая время на погрузку, разгрузку, таможенную очистку и оформление. Звенностью товародвижения. Необходимостью создания страховых резервов для сглаживания возможных разрывов в спросе и производстве товаров под воздействием факторов внешнего и внутреннего характера. Состоянием складского хозяйства. Физико-химическими свойствами товаров и возможностью их хранения.

Для более глубокого изучения экономической сущности и создания оптимальной системы управления товарными запасами, целесообразно их классифицировать по различным классификационным признакам: назначению; единицам измерения; размеру; срокам измерения; местонахождению; ассортиментной структуре; зависимости от объема и структуры товарооборота; соответствия спросу; характера пополнения и др.

Исходя из сути выполняемых товарными запасами функций и связанными с ними торговыми действиями они подразделяются на текущие страховые и целевые.

Текущие товарные запасы предназначены для обеспечения повседневных нужд торговли. Запасы текущего хранения постоянно обновляются и пополняются. Они составляют примерно 80-85% общей суммы запасов. Текущие товарные запасы – величина не постоянная, их размер не должен быть ни завышенным, ни заниженным. Завышенные запасы товаров текущего хранения ведут к большим материальным (часть товаров с истекшим сроком хранения приходится списывать) и финансовым потерям (возрастают затраты на хранение товаров). Заниженные товарные запасы могут привести к ухудшению качества обслуживания покупателей, снижению товарооборота, дефициту, неудовлетворенности потребителей, а в некоторых случаях и отказу от покупок в данном торговом объекте. Завышение по сравнению с потребностью в них, товарные запасы становятся одной из главных причин банкротства организации.

Сезонные запасы товаров образуются при сезонном характере производства товаров, их потребления или транспортировки. Они создаются по тем товарным группам, которые в силу особенностей их производства, спроса, необходимости обеспечения экономической и товарной безопасности имеют разрыв во времени их производства и реализации.

Товарные запасы целевого назначения создаются для обеспечения торговли в отдельных труднодоступных районах страны, в период между двумя возможными сроками завоза товаров, для целевых мероприятий не связанных с текущей деятельностью организаций (для встречной торговли, в сезон заготовок, участия в проведении общественных мероприятий, обеспечения больных, инвалидов специальными продуктами).

Согласно инструктивным указаниям национального статистического комитета РБ «Об учете розничного товарооборота и товарных запасов в торговле» от 02.06.2002г. №59, товарные запасы розничной торговли учитываются в розничных ценах без налога с продаж, но с учетом налога на добавленную стоимость. В хранилищах овощей картофеля, фруктов, на базах и складах, принадлежащих организациям различной торговли и общественного питания, в ценах, по которым они числятся на балансе этих организаций.

В товарные запасы в торговле включаются: товары текущего, сезонного и целевого назначения предназначенные для розничной торговли и общественного питания; товары закупленные, оплаченные, но оставленные на ответственном хранении у поставщиков; товары сданные в переработку.

В состав товарных запасов в торговле не включаются: товары в пути, тара всех видов, товары, предназначенные для материально-технического снабжения, товары в комиссионных магазинах (отделах) и магазинах по продаже скупленных вещей, готовая продукция в подсобных помещениях промышленных производствах торговых организаций, товары, принятые на ответственное хранение

Создание запасов связано со значительными финансовыми затратами. По своей сути этот процесс можно назвать физическими и реальными инвестициями. Уровень инвестиций в запасы, производимых торговой организацией зависит от качества прогнозов будущего спроса, объема и структуры товарооборота, объема запасов, необходимых от одной поставки до другой, размеров страховых запасов на случай возникновения непредвиденных ситуаций. Для повышения эффективности финансовых инвестиций вложенных в запасы важно создать в торговой организации оптимальную систему их учета и прогнозирования. В финансовом плане целесообразно предусмотреть необходимые, тщательно обоснованные источники финансирования процесса создания и хранения товарных запасов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.57.131 (0.018 с.)