ТОП 10:

Товарооборот как экономическая категория и экономический показатель деятельности торговой организации



Товарооборот как экономическая категория и экономический показатель деятельности торговой организации

Товарооборот – обращение товаров – стадия воспроизводственного процесса, связывающая производство и потребление. В сфере товарного обращения происходит реализация произведенной продукции (средств производства и предметов потребления) путем их купли-продажи.

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот – процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара – торговое предприятие – за деньги продает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как объекта продажи; продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать: во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект; во-вторых (в социально-экономическом аспекте), как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни. В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары – по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.

В зависимости от специфики операции купли-продажи товаров выделяют следующие виды товарооборота: валовой товарооборот – сумма продаж при многозвенном товародвижении; чистый товарооборот – освобожденный от повторного счета; оптовый товарооборот – продажа товаров на оптовом рынке; розничный товарооборот – продажа товаров населению; внешнеторговый товарооборот – продажа товаров на экспорт и покупка импортных товаров; товарооборот по биржевому рынку – объем продаж товаров на товарной бирже.

Важнейшим показателем, характеризующим развитие внутренней торговли, является товарооборот, подразделяющийся на оптовый и розничный. Оптовый товарооборот означает начальное движение товаров от производителя к потребителю и через его посредство товары водятся в среду обращения, а розничный – заключительное звено движения товаров, выражая их перемещение из сферы обращения в сферу потребления. Оптовый и розничный товарооборот взаимосвязаны. Рост оптового товарооборота обуславливается систематическим возрастанием розничного товарооборота.

Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается – он поступает в сферу потребления. Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Согласно утвержденной Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 2 июля 2002 года №59 «Инструкции по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле», розничным товарооборотом является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам, их обособленным подразделениям. Продажа товаров осуществляется за наличный расчет; по безналичному расчету; посредством кредитных карточек.

Розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота.

С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах: 1) как систему отношений общественного воспроизводства; 2) как систему отношений обмена денежных доходов населения на товары народного потребления; 3) как систему обратной связи с производством.

Объем и тенденции изменения розничного товарооборота в значительной степени характеризуют собой уровень жизни народа. Именно через розничный товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Это находит выражение в динамике развития розничного товарооборота и его доли в фонде потребления. Фонд личного потребления, кроме розничного товарооборота, включает натуральное потребление и услуги нетоварного характера, неорганизованный оборот.

Розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи с денежным обращением. В нем участвует значительная часть обращающихся денег; увеличение или снижение объема реализации товаров народного потребления вызывает соответствующие изменения в поступлении денег в банки. Его развитие отражает народнохозяйственные пропорции между производством и потреблением, спросом населения и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением.

Согласно определению, данному Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, розничным товарооборотом действующих организаций розничной торговли и общественного питания, независимо от форм собственности и вида хозяйственной деятельности, является продажа потребительских товаров населению.

 

Планирование показателей по труду

Важнейшей задачей планирования численности работников является определение научно обоснованной потребности в кадрах и дополнительной потребности в кадрах, что дает основу для надежного кадрового обеспечения в организации. Планирование численности ра­ботников особенно необходимо в условиях, когда трудовые ресурсы становятся определяющим фактором эффективной работы организации.

По общепринятым методикам планирования численности расчеты начинают с плана использования рабочего времени. В торговле балансы рабочего времени работника не составляются.

Непосредственно расчеты численности на планируемый период в торговле могут быть произведены с использованием укрупненных методов:

– прямым счетом как отношение планового объема товарооборота к плановой величине производительности труда;

– индексным методом. Для этого вначале устанавливается индекс планового изменения (роста или уменьшения) численности работающих, который исчисляется как отношение темпа планового роста товарооборота к темпу планового роста производительности труда.

И в первом, и во втором случае предварительно необходимо определить возможный рост производительности труда под влиянием различных факторов.

Торгово-оперативный персонал работает на конкретных рабочих местах. Поэтому определение плановой численности торгово-оперативного персонала заключается в составлении перечня рабочих мест и потребности в работниках для каждого из рабочих мест по формуле: Чр = А × С × Кя, где Чр – списочная численность работников, чел.; А – число рабочих мест; С – число смен в сутки; Кя – коэффициент перехода от явочного числа рабочих к списочному.

При расчете плановой численности руководителей и специалистов следует руководствоваться нормативными документами. В частности, в потребительской кооперации установлено, что удельный вес руководителей и специалистов в общей штатной численности работающих в целом по райпо должен быть не выше 14%.

Планирование численности работающих в организации завершается определением дополнительной потребности в кадрах массовых профессий, специалистах и руководителях, являющейся, в свою очередь, основой для разработки планов подготовки квалифицированных рабочих по профессиям и специалистов по специальностям. Дополнительная потребность в кадрах – это состав рабочих кадров и специалистов, необходимый организации в текущем или перспективном периоде дополнительно к имеющемуся (сложившемуся) их составу на начало периода.

В результате проведения расчетов потребности в кадрах предполагается разработка организационно-технологических мероприятий по покрытию потребности в персонале. Последняя группа мероприятий включает планирование привлечения, адаптации и высвобождения персонала. Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных кадров и создания для них социальных трудностей. Данное направление деятельности по управлению персоналом практически не получило до последнего времени развития в отечественных организациях. Планирование использования кадров осуществляется посредством разработки плана замещения штатных должностей. Планирование обучения персонала охватывает мероприятия по внутриорганизационному обучению и самоподготовке. Оно позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника, а также возможности реализации плана построения его карьеры. Завершением работы по кадровому планированию является определение расходов на персонал.

 

Тарифная система

Республиканская тарифная система – это совокупность нормативных актов, с помощью которых осуществляется дифференциация и регулирование уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от квалификации, условий, тяжести, интенсивности выполняемых работ, а также ответственности за их проведение и результативность. Она предназначена для обеспечения воспроизводства рабочей силы в условиях многообразия форм хозяйствования, формирования и развития рынка труда.

Республиканская тарифная система состоит из Единой тарифной сетки работников (ETC); тарифно-квалификационных справочников; тарифных ставок и окладов. ETC – это совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, по которым определяются размеры тарифных ставок или окладов, то есть устанавливается зависимость оплаты труда от квалификации рабочих.

Тарифный разряд в известной мере характеризует уровень квалификации работника и зависит от степени точности, сложности и ответственности выполняемых им работ: рабочие начального или низшего уровня квалификации тарифицируются первым разрядом, высшего – последним для данной профессии. Отнесение рабочих и служащих к соответствующим тарифным разрядам производится на основе тарифно-квалификационных справочников с учетом сложности работ или функций.

В действующей ETC работников предусмотрены категории и должности работников: рабочие на работах с нормальными условиями труда; служащие (технические исполнители, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и контролем); специалисты со средним и высшим специальным образованием; руководители функциональных служб; линейные руководители, в том числе руководители предприятия, организации, руководители объединения.

При определении разряда учитывается не уровень образования работника, а сложность выполняемой работы, требующей соответствующей квалификации. Если, согласно квалификационному справочнику, должность может быть занята специалистом как с высшим, так и со средним специальным образованием, то вопрос об установлении разряда решает само предприятие. Более точное представление о соотношении квалификационных уровней разных разрядов дают тарифные коэффициенты, которые показывают, во сколько раз тарифные ставки последующих разрядов выше ставки первого.

Относительное возрастание каждого последующего коэффициента показывает, насколько уровень оплаты данного разряда превышает предыдущий. Тарифные ставки и должностные оклады – это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий работников в единицу времени (час, день, месяц). Различают часовые, дневные и месячные тарифные ставки. Они устанавливаются по каждому квалификационному разряду.

Тарифная ставка является исходной нормативной величиной, определяющей уровень труда рабочих. При определении заработка исходят в первую очередь из величины тарифной ставки. Размер заработка рабочего при прочих равных условиях зависит прежде всего от тарифных ставок. Для определения месячной тарифной ставки (должностного оклада) необходимо тарифный коэффициент соответствующего разряда, предусмотренный ETC или сеткой, применяемой на предприятии, умножить на размер тарифной ставки первого разряда, или наоборот. Часовые тарифные ставки рассчитываются путем деления месячной тарифной ставки работника на среднемесячное количество рабочих часов, установленное действующими нормативными актами с учетом годового баланса рабочего времени.

Тарифные коэффициенты, предусмотренные ETC, хозрасчетные предприятия могут использовать в качестве ориентиров для дифференциации оплаты по профессионально-квалификационным группам работающих в зависимости от профессии, квалификации, работника, сложности и условий выполнения этих работ. Конкретные тарифные коэффициенты и тарифные ставки рабочих, должностные оклады служащих в более высоких размерах устанавливаются в коллективном договоре с учетом финансовых возможностей и результатов хозяйственной деятельности предприятия.

При установлении размера окладов и тарифных ставок нанимателям необходимо исходить из задачи обеспечения дифференциации заработной платы в зависимости от квалификации работников, сложности и ответственности выполняемых ими работ, создания необходимых условий для применения прогрессивных норм труда и реализации принципа равной оплаты за равный по качеству и количеству труд. Кроме того, важно выделение по уровню оплаты труда работников, труд которых в наибольшей степени влияет на конечные результаты деятельности предприятия.

Тарифные ставки и оклады, рассчитанные на основе тарифной ставки первого разряда и тарифных коэффициентов республиканской ETC, выступают не в качестве ограничителя роста заработной платы, а в виде нормы, определяющей минимально гарантируемый уровень оплаты труда каждого работника с учетом его квалификации, ответственности и условий труда. Размеры тарифных ставок и окладов повышаются в зависимости от создания соответствующих экономических предпосылок и наличия финансовых ресурсов. Источником роста оплаты труда должно стать увеличение прибыли предприятия.

Одним из элементов тарифной системы являются надбавки и доплаты к тарифным окладам и ставкам. Их можно рассматривать как временное увеличение тарифной части заработной платы.

Доплаты и надбавки могут быть компенсационными и стимулирующими. Доплаты носят компенсационный характер и устанавливаются за условия и режим труда, в частности за работу в ночное время, в неблагоприятных условиях, за совмещение профессий, за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, за ненормированный рабочий день выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Для стимулирования эффективного использования трудовых ресурсов торговые организации могут устанавливать надбавки за высокие достижения в труде, за сложность и напряженность работы, за выполнение особо важных заданий, за профессиональное мастерство, за непрерывный стаж работы и др. Общая сумма средств на выплату надбавок, включаемых в расходы на реализацию товаров, не должна превышать 30% суммы должностных окладов руководителей , специалистов, и других служащих за фактически отработанное время .

 

Планирование потребности торговых организаций в оборотных средствах

Основу планирования потребности в оборотных средствах составляет нормирование, т.е. установление норм запасов по видам оборотных средств и расчет на этой основе с учетом прогнозируемого объема товарооборота общей потребности в оборотных средствах или норматива оборотных средств на планируемый период.

Особенностями нормирования оборотных средств в условиях рыночной экономики являются: каждая организация может самостоятельно устанавливать экономически обоснованные нормы товарных запасов и нормы запасов оборотных средств, авансируемых в эти запасы; проводить многовариантные расчеты норм запасов и нормативов и увязывать их с возможными источниками финансирования; устанавливать с учетом допустимой степени риска, приемлемый уровень надежности обеспечения запасами и оборотными средствами

Нормативом оборотных средств называются плановые запасы товарно-материальных ценностей в денежном выражении и денежные средства, необходимые торговой организации в планируемом периоде для нормальной торгово-хозяйственной деятельности. Норматив оборотных средств рассчитывается самостоятельно торговыми организациями отдельно по каждой отрасли торговой деятельности на каждый квартал

Методика расчета потребности в оборотных средствах в розничной торговле.

Исходными данными для расчета являются: план розничного товарооборота без оборота комиссионной торговли, нормы запасов по видам нормируемых оборотных средств, прогнозируемый средний уровень дохода от реализации товаров и транспортных расходов (если они включаются в цену закупки)

Общая потребность в оборотных средствах включает потребность для финансирования товарных запасов, в нормируемых денежных средствах и прочих товарно-материальных ценностей:

Потребность для финансирования товарных запасов (Птз) определяется по формуле: Птз = Тодн с/с х Нтз, где Тодн с/с – однодневный товарооборот по себестоимости, Нтз – норматив товарных запасов, в днях оборота

Товарооборот по себестоимости (Тс/с) можно рассчитать 2-мя способами:

1. Тс/с = РТОб/к – Д + ТР, где РТОб/к – розничный товарооборот без оборота комиссионной торговли, Д – сумма дохода от реализации, ТР – сумма транспортных расходов.

2. исходя из удельного веса себестоимости (Ус/с) в розничной цене товара: Ус/с = 100 – Уд + Утр, где Уд – средний уровень дохода от реализации, Утр – транспортные расходы в % к товарообороту

Потребность в нормируемых денежных средствах определяется путем умножения однодневного товарооборота в розничных ценах на норму запасов денежных средств (в днях оборота).

Норматив по прочим товарно-материальным ценностям планируется в сумме с учетом оценки конкретных факторов, повлиявших на их величину и предстоящих изменений в размере и структуре их использования в торгово-производственном процессе.

Общая потребность в оборотных средствах уменьшается на сумму собственных оборотных средств (по данным баланса на начало периода) и сумму кредиторской задолженности поставщикам за товары. Результат означает дополнительную потребность в оборотных средствах или их излишек.

Особенности планирования потребности в оборотных средствах в оптовой торговле:

1. Норматив оборотных средств и нормы запасов по нормируемым оборотным средствам рассчитывается только в оптовой торговле непродовольственными товарами. В продовольственной торговле ввиду сезонных колебаний в поступлении и реализации товаров потребность в оборотных средствах определяется на основе анализа динамики этого показателя за предыдущие годы с коррективом на изменение объема и структуры товарооборота.

2. В состав норматива оборотных средств входит только 2 элемента:

2.1 потребность для финансирования товаров;

2.2 потребность в прочих нормируемых активах

3.Основой для определения потребности в оборотных средствах в оптовой торговле непродовольственными товарами является складской товарооборот.

Потребность для финансирования товарных запасов определяется путем умножения однодневного складского оборота на норму товарных запасов.

Методика расчета потребности в оборотных средствах в общественном питании аналогична методике, применяемой организациями розничной торговли, но исходным показателем для расчета является валовой товарооборот в продажных ценах. При определении уровня дохода от реализации необходимо учесть торговые надбавки на оптово-отпускные цены, скидки с розничной цены (алкоголь, табак и др.) и наценку.

При наличии производственной деятельности расчет потребности в оборотных средствах производится отдельно, исходя из планируемого выпуска продукции и норм запасов в днях по сырью, материалам, готовой продукции и незавершенному производству.

 

Товарооборот как экономическая категория и экономический показатель деятельности торговой организации

Товарооборот – обращение товаров – стадия воспроизводственного процесса, связывающая производство и потребление. В сфере товарного обращения происходит реализация произведенной продукции (средств производства и предметов потребления) путем их купли-продажи.

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот – процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара – торговое предприятие – за деньги продает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как объекта продажи; продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать: во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект; во-вторых (в социально-экономическом аспекте), как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни. В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары – по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.

В зависимости от специфики операции купли-продажи товаров выделяют следующие виды товарооборота: валовой товарооборот – сумма продаж при многозвенном товародвижении; чистый товарооборот – освобожденный от повторного счета; оптовый товарооборот – продажа товаров на оптовом рынке; розничный товарооборот – продажа товаров населению; внешнеторговый товарооборот – продажа товаров на экспорт и покупка импортных товаров; товарооборот по биржевому рынку – объем продаж товаров на товарной бирже.

Важнейшим показателем, характеризующим развитие внутренней торговли, является товарооборот, подразделяющийся на оптовый и розничный. Оптовый товарооборот означает начальное движение товаров от производителя к потребителю и через его посредство товары водятся в среду обращения, а розничный – заключительное звено движения товаров, выражая их перемещение из сферы обращения в сферу потребления. Оптовый и розничный товарооборот взаимосвязаны. Рост оптового товарооборота обуславливается систематическим возрастанием розничного товарооборота.

Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается – он поступает в сферу потребления. Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Согласно утвержденной Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 2 июля 2002 года №59 «Инструкции по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле», розничным товарооборотом является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам, их обособленным подразделениям. Продажа товаров осуществляется за наличный расчет; по безналичному расчету; посредством кредитных карточек.

Розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота.

С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах: 1) как систему отношений общественного воспроизводства; 2) как систему отношений обмена денежных доходов населения на товары народного потребления; 3) как систему обратной связи с производством.

Объем и тенденции изменения розничного товарооборота в значительной степени характеризуют собой уровень жизни народа. Именно через розничный товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Это находит выражение в динамике развития розничного товарооборота и его доли в фонде потребления. Фонд личного потребления, кроме розничного товарооборота, включает натуральное потребление и услуги нетоварного характера, неорганизованный оборот.

Розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи с денежным обращением. В нем участвует значительная часть обращающихся денег; увеличение или снижение объема реализации товаров народного потребления вызывает соответствующие изменения в поступлении денег в банки. Его развитие отражает народнохозяйственные пропорции между производством и потреблением, спросом населения и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением.

Согласно определению, данному Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, розничным товарооборотом действующих организаций розничной торговли и общественного питания, независимо от форм собственности и вида хозяйственной деятельности, является продажа потребительских товаров населению.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.014 с.)