ТОП 10:

Размещение торговой сети в сельской местности.



Развитие сельской торговой сети предполагает создание на территории определенного сельского населенного пункта комплексной системы торгового и бытового обслуживания.

Для потребительской кооперации в рамках административных районов рекомендуется концентрическая (ступенчатая) система построения розничной торговой сети. Она предполагает дифференцированное размещение торговых предприятий различных типов по трем основным функциональным группам населенных пунктов: районным центрам, местным (кустовым) центрам, рядовым селам.

Первую ступень торгового обслуживания предполагают в рядовых селах магазины «Товары повседневного спроса». Вторую ступень торгового обслуживания образуют магазины местных центров (универмаги площадью 650-1000м2, магазины «Продукты», «Промтовары»). Торговые объекты, расположенные в районных центрах, составляют третью ступень. Они торгуют широким ассортиментом товаров эпизодического, периодического и повседневного спроса, обслуживая жителей всего района.

 

61. Этапы планирования развития розничной торговой сети.

План развития и размещения розничной торговой сети разрабатывается как составная часть генерального плана развития города в целом и отдельного его района.

Процесс планирования включает ряд этапов:

- анализ состояния розничной торговой сети – общее число торговых объектов, плотность торговой сети (количество магазинов на 1 кв. м. или на 1000 жителей), обеспеченность населения торговыми площадями (кв.м/чел);

- анализ условий развития города – экономические показатели по населению, градообразующие предприятия, обеспеченность населения жильем;

- определение необходимой потребности в торговой сети на конец планируемого периода (три метода: нормативный, технико-экономических расчетов, экономико-математический);

- расчет необходимого прироста торговой сети: DП=П-Ф+С-В±Итп, где П – выявленная потребность в торговых площадях на конец планируемого периода; Ф – фактическая торговая площадь на начало планируемого периода; С – размер торговых площадей, подлежащих реконструкции или сносу; В – торговые площади, которые будут введены в эксплуатацию в плановом периоде; Итп – торговые площади, которые поменяют свой товарный профиль;

- выбор типов магазинов и их размещение;

- определение эффективности капитальных вложений в строительство объекта: коэффициент обще й эффективности – Коб.эф=Поб/Кз , где Поб – прибыль объекта, Кз – капитальные затраты; срок окупаемости: Т=Кз/Поб.

 

62. Методы определения потребности в торговых площадях.

При определении необходимой потребности в торговой сети на конец планируемого периода используются методы: нормативный, технико-экономических расчетов, экономико-математический и др.

1) нормативный: П=(Н×Ч)/1000, где П – потребность в торговой сети на конец планируемого периода, м2; Н – норматив торговой площади на 1000 человек на конец планируемого периода, м2; Ч – планируемая численность жителей, чел.

Это основной метод определения потребности в торговой сети в РБ В качестве измерителя нормативов в практике планирования используется показатель торговой площади (м2) в расчете на 1000 жителей. Для Республики Беларусь системой государственных стандартов социального обслуживания населения республики утвержден норматив 600 м2 на 1000 жителей.

2) метод технико-экономических расчетов: Пi=Ti/ti; П=SПi, где Пi

- потребность в торговых площадях по i-той группе товаров; Ti – прогнозный объем продаж (выручка) от реализации i-той товарной группы; ti – товарооборот или выручка от реализации по i-той товарной группе товаров, обеспечивающий необходимый уровень рентабельности продаж.

Этот метод оосновывается на использовании закономерностей роста товарооборота, торговой площади и связи между ними.

3) экономико-математические методы используются при углубленном анализе розничной торговой сети и моделировании ее дальнейшего развития на основе установления математической зависимости между результативным показателем (потребность в торговой площади) и влияющими факторами.

 

Виды торговых зданий.

Для размещения магазинов используются здания и сооружения.

Торговые здания и сооружения классифицируются по ряду признаков:

- по капитальности - капитальные (магазины, ТЦ) и облегченные (мелкорозничная сеть, палатки);

- в зависимости от места размещения магазина – отдельно стоящие здания; встроенные (размещаются в габаритах жилого или административного здания с выступом за него на 1,5 м со стороны продольного фасада); встроенно-пристроенные; пристроенные (имеют общую стену с жилым или административным зданием); в составе ТЦ;

- по особенностям объемно-планировочных решений – одноэтажные, многоэтажные, с цокольным этажом и без него, с подземным этажом и без него;

- по размеру торговых площадей – мелкие (до 250 кв м), средние (251-1000 кв м), крупные (1001-5000 кв м), особо крупные (более 5000 кв м);

- по материалу наружных стен – кирпичные, каменные, гипсо-, шлако-, железобетонные..

Состав помещений и их размеры устанавливаются в зависимости от профиля и размера магазина.

Торговые здания должны отвечать определенным требованиям:

1)технологическим – наличие специальных помещений для различных технологических функций;

2)архитектурно-строительным – использование современных строительных материалов, методов строительства и т.д.;

3)техническим – оптимальная температура, влажность и т.д.;

4)экономическим – минимизация затрат при проектировании, строительстве, эксплуатации;

5)эстетическим – материал отделки, интерьер и т.д.

 

Конструктивные элементы торговых зданий.

Устройство магазина ─ упорядоченная система конструктивных элементов здания, обеспечивающая возможность эффективной организации торгово-технологических процессов и обслуживания покупателей.

Основными конструктивными элементами здания магазина являются: фундамент, полы, потолки, стены, междуэтажные перекрытия, двери, окна, кровля, рампа, крыльцо.

 

Группы помещений магазина.

Площадь всех помещений магазина называется общей. В состав общей площади входят все надземные, цокольные, подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.

Площади (помещения) магазина разделяют на торговые и неторговые.

К торговым помещениям относятся торговые залы, помещения или площади для дополнительного обслуживания покупателей - зал кафетерия, оформления кредита, стол раскроя тканей и др.

Неторговые помещения по принципу их назначения делятся на 5 групп:

1) подсобно-оперативные (приемка, хранение, подготовка товаров к продаже);

2) подсобно-вспомогательные (для хранения тары, контейнеров);

3) административно-бытовые (кабинет директора, столовая, души и т.д.);

4) технические помещения (вентиляция, водоснабжение, канализация, противопожарные устройства);

5) коммуникационные.

Состав и размеры помещений зависят от размера торговой площади, ассортиментного профиля магазина, методов продажи товаров, характера и особенностей торгово-технологического процесса.

Площадь неторговых помещений определяется с учетом размера торговой площади магазина: Sнеторг = (Нпом*Sторг)/10, где Нпом – норматив по неторговому помещению, с учетом плозади на каждые 10 кв.м. торговой площади.

 

Требования, предъявляемые к устройству магазина.

Устройство магазина ─ упорядоченная система конструктивных элементов здания, обеспечивающая возможность эффективной организации торгово-технологических процессов и обслуживания покупателей.

Устройство магазина должно обеспечивать выполнение требований: санитарно-гигиенических; противопожарной безопасности; электро- и взрывобезопасности; экологической безопасности.

При планировке помещений магазина соблюдают следующие требования:

- обеспечение нормального движения покупателей в торговом зале и создание максимальных удобств для обслуживания;

- расположение торговых залов и помещений для подготовки товаров таким образом, чтобы по окончании рабочего дня они могли быть изолированы от других помещений;

- объединение помещений, входящих в одну группу, в единый блок;

- обеспечение внутримагазинного перемещения товаров кратчайшими путями и создание благоприятных условий для хранения;

- расположение административно-бытовых помещений таким образом, чтобы в них можно было пройти, минуя торговый зал и помещения для подготовки и хранения товаров;

- обеспечение хорошей обозримости торгового зала и возможности контроля.

Определенные требования предъявляются и к устройству прилегающих к магазину зон. Земельный участок магазина состоит из двух зон: для покупателей (площадки для отдыха, сезонной торговли, тротуары для подхода к павильонам, киоскам, витринам, автостоянки) и хозяйственная - для разгрузки товаров (подъезды для автотранспорта, разгрузочные места и площадки, навесы для тары). Эти зоны должны быть четко разграничены и разделены линией озеленения либо ограждениями.

 

67. Виды технологической планировки торгового зала магазина.

Планировка торгового зала – отведение или выделение на площади торгового зала магазина зон для различных целей.

Планировка должна обеспечивать:

- возможность рационального пополнения торговых запасов;

- свободное движение покупательского потока с учетом его плотности;

- направление потока покупателей, обеспечивающее максимальную проходимость по площади торгового зала;

- обеспечить удобство выбора товара.

Основными видами технологической планировки торгового зала являются:

1) линейная - предусматривает размещение оборудования вдоль стен непрерывной линией или параллельно по всей площади торгового зала. Она позволяет более экономично использовать площади торгового зала, в результате увеличивается размер товарных запасов в торговом зале. Разновидности: продольная, поперечная, диагональная, смешанная;

2) островная – предполагает размещение оборудования по площади торгового зала в виде «островов». Используется в магазинах одежды, ювелирных и т.д.;

3) боксовая – вид планировки, при котором торговый зал разделяется на части, изолированные друг от друга, в каждой из которых размещается ассортимент одного отдела;

4) выставочная – используется для продажи крупногабаритных товаров;

5) смешанная.

Важнейшими требованиями к планировке торгового зала являются:

- свободное движение покупательского потока с учетом его плотности, обеспеченное рациональной расстановкой торгового оборудования и достаточной шириной проходов;

- хорошая просматриваемость торгового зала;

- использование рекламных средств и указателей для быстрой ориентации покупателей в торговом зале.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.51.240 (0.011 с.)