ТОП 10:

Законодательно-нормативное обеспечение торгов



Наиболее развитой сферой применения торгов в отечественной практике являются подрядные торги, которые имеют развитое законодательно-нормативное обеспечение. Для развития подрядных торгов в инвестиционной деятельности на основе использования отечественного и международного опыта создана нормативно-правовая база по организации подрядных торгов в строительстве, которая полностью обеспечивает необходимое качество подготовки и проведения конкурсного размещения заказов для всех инвесторов независимо от форм собственности.

Утверждено Положение о подрядных торгах в Российской Федерации [17]. Дополнительно к Положению разработан пакет методических рекомендаций [2-10] по проведению предварительной квалификации претендентов, разработке тендерной документации заказчиками и оферты претендентами и отдельных их частей, выбору победителя по итогам торгов, разработке важнейших разделов договора строительного подряда, мер имущественной ответственности, гарантиям и поручительствам и др. Издано "Практическое пособие по организации и проведению подрядных торгов в Российской Федерации" [10].

Проводится целенаправленная работа по совершенствованию организации и проведению подрядных торгов. Создана инфраструктура обеспечения торгов и рынка подрядных работ. Функционирует межведомственная комиссия по подрядным торгам. В состав комиссии вошли ответственные представители заинтересованных министерств и ведомств, научно-исследовательских, проектных и учебных институтов, акционерных обществ.

Образованы региональные тендерные комиссии практически во всех регионах Российской Федерации. Кроме того, в большинстве регионов функционируют специальные постоянно действующие тендерные комитеты по отдельным отраслям хозяйства (в автодорожных департаментах, при таможенных комитетах, при размещении кредитных средств Международного валютного фонда и Европейского банка развития и реконструкции, в ряде крупных акционерных обществ и др.).

Создана сеть инжиниринговых фирм, оказывающих специализированные услуги по подготовке и проведению подрядных торгов в строительстве. Сегодня в России насчитывается более 2 тыс. таких фирм.

В целях развития профессионализма и повышения качества проведения подрядных торгов создана Ассоциация организаторов подрядных торгов в России.

Сформированные законодательно-нормативная база и соответствующая инфраструктура призваны содействовать формированию конкурентной среды на базе развития подрядных торгов как реального рычага повышения эффективности строительства, конкурентоспособности отечественных строительных организаций и предприятий, активизации инвесторов по выбору подрядчиков на конкурсной основе.

Классификация торгов

В зависимости от способов организации торгов они могут выступать в следующих видах:

• открытые торги;

• открытые торги с предварительной квалификацией;

• закрытые торги;

• единичные торги.

При проведении первых двух видов торгов объявления о них публикуются в официальных органах печати, поэтому часто такие торги называют публичными. Однако понятие "открытые торги" происходит не от того, что они анонсируются через открытые публикации, а в связи с возможностью участия в них всех желающих фирм.

Обычно открытые торги проводятся при размещении заказов на относительно несложные (достаточно типовые) виды оборудования, работ и услуг, которые могут предложить многие фирмы; в то же время сумма заказов должна быть достаточно большой, учитывая, что затраты на проведение открытых торгов сравнительно высоки и время на их подготовку и проведение (до заключения контракта) может растягиваться на многие месяцы.

Компании, изъявившие желание участвовать в открытых торгах, выкупают у организаторов торгов (тендерного комитета) необходимую для подготовки своих предложений документацию (так называемую тендерную документацию). Некогда эта документация продавалась за достаточно

символическую плату, исчислявшуюся десятками или сотнями долларов. В последние годы устроители торгов стали в некоторых случаях поднимать цену до нескольких десятков тысяч долларов. Этим преследуется двоякая цель:

а) возместить свои затраты на подготовку тендерной документации (а иногда и проектной, на основе которой разрабатывается тендерная документация);

б) отсечь от участия в торгах маломощные компании.

Разновидностью открытых торгов являются торги с предварительной квалификацией: на основе предварительной (достаточно краткой) информации, представляемой всеми желающими участвовать в торгах компаниями, происходит отсечение от дальнейшего участия компаний, недостаточно состоятельных в финансовом, техническом, профессиональном и других отношениях. На втором этапе к торгам допускаются отобранные компании из так называемого "короткого списка".

В случае закрытых торгов приглашения к участию рассылаются организаторами непосредственно наиболее известным поставщикам, подрядчикам, консультантам, имеющим достаточный опыт реализации данного типа проектов. Компании, изъявившие желание участвовать в закрытых торгах, обычно выкупают необходимую для подготовки предложений документацию.

Закрытые торги проводятся обычно при закупках дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками и на сложные строительно-монтажные работы, требующие высокой квалификации. Такие торги объявляются на поставки комплектного оборудования, на подрядные работы "под ключ", на проведение исследовательских и проектных работ и т.п. Можно сказать, что вторая фаза открытых торгов с предварительной квалификацией фактически может превратиться в закрытые торги, когда организаторы торгов по своему усмотрению определяют круг компаний, которые могут подавать свои предложения.

Достаточно редко применяются единичные торги: они характеризуются наличием одного оферента (например, обладателя патента) для проведения специальных работ или поставок.

Существуют также другие классификации и группировки торгов. Е зависимости от национальной принадлежности (юрисдикции) участнике! они делятся на национальные (внутренние) и международные. В случае если торги по каким-либо причинам объявляются несостоявшимися (на пример, количество участников было недостаточно или были выявлены факты нарушения правил и процедур), проводятся повторные торги.

Существует также понятие вторичных торгов. Заказчик проекта может провести первичные торги, на основании которых определяется генеральный подрядчик (поставщик). Далее генеральный подрядчик (поставщик) проводит свои — вторичные — торги, на основании которых выявляются субподрядчики (субпоставщики). Обычно заказчик проекта осуществляет контроль за проведением таких вторичных торгов, а иногда участвует в утверждении их результатов.

Итоговая классификация видов торгов приведена в табл. 11.1.1.

Таблица 11.1.1

Классификация подрядных торгов

Классификационный признак Виды торгов
По доступу участников   • Открытые торги • Закрытые торги  
По способу проведения предварительного отбора претендентов организатором торгов   • С предварительной квалификацией участников • Без предварительной квалификации участников  
По участию в торгах иностранных оферентов   • С участием иностранного оферента • Без участия иностранного оферента  
По участию оферентов в процедуре торгов и оглашению их результатов   • Гласные • Негласные  

Функции участников торгов

При проведении торгов функции участников распределяются следующим образом: Заказчик:

принимает решение о проведении подрядных торгов;

• определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов;

• контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;

• устанавливает окончательные условия договора и заключает его с победителем торгов.

Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом.

Организатор торгов:

• подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления и рассылку приглашений;

• формирует тендерный комитет;

• направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;

• утверждает результаты торгов;

• рассматривает апелляции на решения тендерного комитета; , • ликвидирует тендерный комитет;

• несет все расходы по подготовке и проведению торгов.

Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов. Пределы прав и обязанностей организатора торгов устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.

Тендерный комитет:

· производит сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию;

· проводит предварительную квалификацию претендентов;

· организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур;

· проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;

· обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;

· осуществляет процедуру торгов и ее оформление;

· определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение;

· публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов.

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.

Претендент имеет право:

• получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов;

• обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке представления оферты в письменном виде.

Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах.

Статус претендента утрачивается лицом в следующих случаях:

• по желанию претендента — на любой подготовительной стадии;

• вследствие непрохождения предварительной квалификации, невнесения первого задатка к моменту представления оферты;

• вследствие нарушения претендентом утвержденного положения или известных ему условий торгов.

С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента.

Инженерно-консультационная фирма может привлекаться организатором торгов и тендерным комитетом со следующими целями:

• проведения предварительных исследований и выдачи заключения о целесообразности выставления на торги конкретного объекта;

• подготовки тендерной документации;

• разработки условий предварительной квалификации;

• оценки оферт и выдачи рекомендаций о присуждении договора;

• оценки предложений и просьб претендентов, поступающих в процессе подготовки торгов;

• разъяснения условий конкурса и т.д.

Инженерно-консультационная фирма может также привлекаться и претендентом для разработки оферты. Однако одна и та же инженерно-консультационная фирма не имеет право сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком, организатором торгов и тендерным комитетом, с одной стороны, и с претендентом, с другой стороны.

Кредитно-финансовое учреждение приобретает статус участника торгов, если организатор торгов открывает специальные счета в нем для осуществления финансовых операций, связанных с проведением подрядных торгов, в том числе по депонированию гарантийных залогов, а также для осуществления различных расчетов.

Основными функциями Межведомственной комиссии по подрядным торгам являются:

· правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;

· координация разработки тендерного законодательства;

· содействие созданию системы информационного обеспечения торгов и сети инженерно-консультационных фирм;

· консультирование по вопросу проведения подрядных торгов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.011 с.)