Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика анализа розничного товарооборота

Поиск

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, отражающих конечный результат деятельности торговых организаций и определяет все остальные показатели развития торговли: состояние материально-технической базы, потребность в персонале, в финансовых ресурсах и др.

Цель анализа – изучить тенденции развития розничного товарооборота (РТО) и обосновать резервы роста. Систематический анализ РТО позволяет выявить степень удовлетворения спроса населения, изучить качество торгового обслуживания. Основные задачи анализа РТО могут быть сведены к следующим: 1) проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития организаций розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов; 2) изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности организации; 3) выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, дефективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов; 4) разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.

Анализ розничного товарооборота осуществляется в следующей последовательности: оценивается выполнение плановых показателей за текущий период; выявляется состояние торговли и степень удовлетворения спроса населения; изучается динамика розничного товарооборота; устанавливается влияние факторов на развитие товарооборота, выявляются причины отклонения от плана; разрабатываются конкретные мероприятия по дальнейшему улучшению торговли, оптимизации товарных запасов, повышению культуры и качества обслуживания населения.

 

35. Методы планирования и прогнозирования розничного товарооборота

План розничного товарооборота является одним из основных разделов плана экономического и социального развития торговой организации, поскольку показатели розничного товарооборота оказывают значительное влияние на численность работников, фонд заработной платы, доходы, расходы, прибыль. На основе многовариантных подходов торговые организации определяют экономически обоснованный объем розничного товарооборота на планируемый год. План розничного товарооборота по объему и структуре должен обеспечивать, с одной стороны, удовлетворение потребностей населения, а с другой – необходимый размер прибыли. Для планирования общего объема розничного товарооборота могут быть применены различные методики:

1. Методика планирования товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарооборота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (то есть прироста основных фондов и собственных средств в обороте). Эта методика осуществляется в три этапа. На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в распоряжении организации для: финансирования прироста основных фондов; финансирования собственных оборотных средств; создания финансовых резервов; погашения кредитов; приобретения ценных бумаг; уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли; поощрения и социального развития коллектива; других целей. На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с возможностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для чего определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уровень расходов на реализацию товаров (на основе анализа за предыдущий период). На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспечения, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.).

Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с помощью определения критической точки продаж пли порога рентабельности. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные расходы, и рассчитывается по следующим формулам:

, или ,

где – товарооборот в критической точке; – расчетный плановый товарооборот; – постоянные расходы на реализацию; – переменные расходы на реализацию; – уровень дохода от реализации; – уровень переменных расходов.

2. Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов. Данная методика основана на оптимизации планового объема розничного товарооборота и определении его максимальной величины по отдельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализации этой методики используются экономико-математические оптимизационные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ.

3. Нормативный метод или метод технико-экономических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать нормативы товарооборота на 1 м2 торговой площади или (при их отсутствии) показатели, достигнутые хорошо работающими торговыми объектами, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учитывать особенности работы торговых объектов и корректировать нормативы на следующие коэффициенты: 1) средней стоимости покупки; 2) интенсивности покупательных потоков (этот коэффициент, в свою очередь, корректируется на показатель сменности работы магазина); 3) завершенности покупок.

4. Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного спроса.

Данная методика основана на применении двух методов. Согласно первому, коэффициент эластичности рассчитывается по формуле:

, где – коэффициент эластичности; – индекс изменения покупательных фондов; – индекс изменения товарооборота.

В соответствии со вторым способом к объему товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде.

5. Методика планирования товарооборота в зависимости от места нахождения торговой организации и зоны обслуживания, от размеров объектов, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового объекта и в обратной – от величины магазинов-конкурентов. Она постоянно изменяется – на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения и т.д. На увеличение товарооборота влияет продажа взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом магазинами. При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение товарооборота.

6. Методика разработки плана по общему объему. Обоснование общего объема товарооборота начинают с определения ожидаемого товарооборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вид с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и субъектам хозяйствования. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения или его учтенных денежных доходах. В современных условиях эти показатели на планируемый период в большинстве районов и областей отсутствуют. Поэтому целесообразно при планировании товарооборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, разрабатываемые Министерством экономики, в которых отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период. Кроме того, при планировании используются материалы анализа товарооборота организации за предшествующие годы, это позволяет выявить основные тенденции и закономерности развития товарооборота на перспективу.

При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, это позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.

Объем продажи товаров субъектам хозяйствования планируют: 1) исходя из анализа динамики за ряд лет; 2) заявок обслуживаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 3) удельного веса реализации товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в общем объеме продаж.

7. Распределение общего объема товарооборота среди торговых единиц. Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений: 1) с учетом их удельного веса в общем товарообороте организации; 2) исходя из торговой площади; 3) на основе нормативов и проведения технико-экономических расчетов; 4) с использованием экономико-математических моделей. Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают его тип и ассортиментный профиль; место расположения; особенности спроса обслуживаемого населения; анализ его деятельности за предшествующий период; товарооборот, приходящийся на 1 м2 торговой площади; производительность труда и т.д.

8. Внутригодичное планирование розничного товарооборота. Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам). Основными факторами, оказывающими влияние на объем товарооборота по периодам года, являются: 1) покупательная способность населения в отдельные периоды года; 2) особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды года; 3) равномерность завоза товаров по периодам года. Наиболее важной задачей при внутригодичном планировании является определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте и доли каждого месяца в квартальном обороте.

9. Планирование структуры розничного товарооборота. В зависимости от степени детализации структуры розничного товарооборота выделяют: 1) макроструктуру, отражающую соотношение продовольственных и непродовольственных товаров; 2) общую товарно-групповую структуру в соответствии с формой № 3-торговля; 3) товарную и ассортиментную структуры, которые представлены более чем 800 товарными позициями, объединенными в группы. При расчете макроструктуры розничного товарооборота изучается доля продовольственных и непродовольственных товаров в динамике за ряд лет.

При определении плана продажи по товарным группам учитываются следующие показатели: степень удовлетворения спроса населения, объем товарных ресурсов, уровень физиологических и рациональных норм потребления, возможность взаимозаменяемости товаров.

 

36. Оценка надежности плана товарооборота

Обоснованность плана розничного товарооборота можно проверить и посредством определения критической точки продаж, которую иногда называют порогом рентабельности. Она совпадает не с тем периодом, когда предприятие начинает нести убытки, а с тем отрезком времени, когда полученный доход не будет покрывать постоянные издержки.

Критическую точку продаж (Кт) можно рассчитать по формуле

Кт = Т* Рпс / (Рпрпс), или Кт = Рпс/ (Уд-Урпр)*100,

где Т – расчетный плановый товарооборот, Рпс – постоянные расходы на реализацию, Рпр – переменные расходы на реализацию,

Чем выше разность между фактической выручкой торгового предприятия и выручкой в критической точке, тем выше запас финансовой прочности и финансовая устойчивость предприятия. Запас финансовой прочности (Зфп) можно рассчитать по формуле:

Зфп = (Тр – Тк)/Тр *100,

где Тр – плановый расчетный товарооборот; Тк – товарооборот в критической точке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.229 (0.008 с.)