Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Эффективность и конкурентоспособность организации

Поиск

Сущность эффективности как экономической категории. Экономиче­ская и социальная эффективность деятельности организации.

Классификация ресурсов и затрат при оценке экономической эффектив­ности деятельности организации.

Ресурсный и затратный методы расчета показателей экономической эф­фективности.

Интенсификация как фактор повышения эффективности.

Понятие конкурентоспособности организации, ее составляющие. Конку­рен­тоспособность товаров, как фактор конкурентоспособности организации.

Конкурентные преимущества организации.

Методы оценки конкурентоспособности организации.

Направления повышения конкурентоспособности организации.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Товарное обращение в системе рыночных отношений. Основные формы товарного обращения.

2. Торговля как форма товарного обращения. Место торговли в условиях соци­ально – ориентированной рыночной экономики.

3. Хозяйственного механизма торговли: сущность, значение и основные на­правления его совершенствования в условиях инновационного развития Рес­публики Беларусь.

4. Емкость, доля и конъюнктура рынка товаров народного потребления: сущ­ность, значение и методика определения.

5. Розничный товарооборот: сущность, значение и тенденции развития в по­требительской кооперации. Интенсивные и экстенсивные факторы роста розничного товарооборота.

6. Задачи, последовательность и информационная база экономического ана­лиза общего объема розничного товарооборота. Направления роста това­рооборота в условиях инновационной экономики.

7. Многовариантные подходы к планированию общего объема розничного това­рооборота. Методика расчета объема товарооборота, соответствую­щего «точке безубыточности» и «точке минимальной рентабельности».

8. Основные направления совершенствования управления ассортиментом това­ров в розничной торговле в условиях конкуренции.

9. Социально-экономическая сущность, значение и классификация товар­ных запасов в розничной торговле.

10. Сущность оптовой торговли, ее необходимость и место в товарном обра­щении.

11. Состояние и приоритетные направления развития оптовой торговли, по­вы­шение ее роли в товароснабжении.

12. Понятие материально-технической базы организации и ее роль в повыше­нии конкурентоспособности.

13. Материально-техническая база торговли. Роль потребительской коопера­ции в реализации социальных стандартов по обслуживанию населения.

14. Организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики. Основ­ные факторы среды функционирования организации.

15. Основные средства организации: сущность, классификация, формы вос­произ­водства и виды оценки.

16. Показатели состояния и эффективности использования основных средств организации, пути повышения эффективности их использования.

17. Оборотные средства организации: сущность, состав, структура, источ­ники формирования и показатели оценки.

18. Производственная программа: сущность, основы расчета, показатели и изме­рители производственной программы.

19. Себестоимость продукции: состав, виды, методы калькулирования и фак­торы снижения.

20. Понятие инвестиций. Характеристика основных источников инвестиций в материально-техническую базу организации.

21. Методические подходы к определению экономической эффективности капи­тальных вложений.

22. Персонал организации: понятие, структура, классификация и система пока­зателей оценки его эффективности в условиях инновационной эко­номики.

23. Экономическая сущность и роль заработной платы: принципы формы и системы оплаты труда.

24. Понятие производительности труда, факторы ее измерения.

25. Тарифная система оплаты труда; характеристика ее основных элемен­тов.

26. Материальное стимулирование труда работников организации и направле­ния повышения его эффективности.

27. Общественное питание: социально–экономическое значение, функции, клас­сификация и перспективы развития.

28. Товарооборот и выпуск продукции в общественном питании, факторы опре­деляющие объем и состав товарооборота, методика их количествен­ной оценки.

29. Материально–техническая база общественного питания: сущность, оценка обеспеченности местами на объектах и экономическая эффектив­ность ее использования, пути повышения эффективности.

30. Затраты в общественном питании, особенности их состава и классифика­ция, количественная оценка факторов, влияющих на изменение уровня расходов производства и обращения.

31. Финансовые результаты деятельности организации: сущность, виды, клас­сификация.

32. Доходы организации, их виды и роль в повышении прибыли и конкуренто­способности.

33. Источники образования доходов от реализации товаров в торговле в усло­виях современной политики ценообразования.

34. Расходы организации: сущность, виды, основные тенденции изменения их структуры и пути оптимизации.

35. Природа и экономическая сущность расходов организаций торговли, зна­чение их снижения и оптимизации.

36. Экономическая сущность и значение прибыли организаций, виды и тен­денции ее развития в системе потребительской кооперации.

37. Прибыль и рентабельность торговых организаций. Основные факторы увели­чения прибыли и рентабельности в условиях инновационной эко­но­мики.

38. Использование механизма ценообразования для улучшения конечных резуль­татов деятельности организации.

39. Экономическая сущность и значение конкурентоспособности организа­ций, основные направления ее повышения в условиях инновационной эконо­мики.

40. Бизнес-план организации; характеристика структуры и методика разра­ботки в условиях действующей инновационной политики.

41. Эффективность организации: сущность, критерии и система показателей ее оценки.

42. Социальная и экономическая эффективность торговли: сущность, значе­ние, показатели измерения и пути ее повышения.

43. Роль экономической службы в увеличении прибыли и укреплении финан­сового состояния организации.

44. Экономическая эффективность деятельности организации и пути ее повы­шения в условиях действующей инновационной политики.

 

Типы ситуационных задач

Ситуация 1

Рассчитайте возможные варианты объемов деятельности торговой ор­га­низации в планируемом периоде, удовлетворяющие требованию обеспече­ния с одной стороны, безубыточной работы организации, с другой – получе­ния необ­ходимой суммы прибыли для финансирования ее хозяйственного и социального развития.

 

Варианты исходной информации:

Вариант 1.1

Обоснуйте возможный размер торговой надбавки для райпо по группе товаров, а так же сумму и уровень доходов от реализации товаров, если из­вестно:

а) план поступления товаров по источникам:

-с межрайбазы – 3210 млн р.

-от местных поставщиков – 2280 млн р.:

б) предельный размер торговой надбавки по товарной группе – 24%

в) при складских операциях оптовое звено получает надбавку в размере – 7,2%;

г) план товарооборота – 6210 млн р.;

д) ставка НДС – 20%.

 

Вариант 1.2

Обоснуйте возможный размер расходов в торговой организации по уп­лате, процентов за кредит, если известно:

а) однодневный кредитуемый товарооборот – 172 млн р.;

б) товарооборачиваемость в отчетном году составила 28 дней, плани­ру­ется ее ускорение на - 1,7 дня;

в) долевое участие собственных средств в оплате товаров – 17%;

г) уровень ставки банковского процента –12,5%;

Вариант 1.3

Определите объем розничного товарооборота райпо на планируемый год если известно:

а) покупательные фонды населения, обслуживаемого системой потре­би­тельской кооперации в районе – 48900,0 млн р.;

б) розничный товарооборот в отчетном году составил – 36400 млн р.;

в) в планируемом году ожидается:

-рост покупательных фондов населения на – 2,9%;

-степень охвата розничным товарооборотом предусматривается увели­чить на – 1,42%.

 

Вариант 1.4

Определите уровень, сумму доходов от реализации товаров и объем роз­ничного товарооборота в планируемом году, если известно:

а) потребность организации в финансовых ресурсах – 2100 млн р.;

б) ставка налога на прибыль – 24%;

в) планируемая сумма расходов на реализацию товаров – 12610 млн р.;

г) уровень доходов от реализации в отчетном году составил – 17,50%, а в планируемом предполагается его рост на – 0,36%;

д) ставки налогов и неналоговых платежей взять на уровне дейст­вующих.

 

Вариант 1.5

Рассчитайте уровень торговой надбавки обеспечивающий: а) безубы­точ­ную деятельность торговой организации; б) рентабельную деятельность торго­вой организации.

Если известно:

1. Сумма прибыли за отчетный период – 490 млн р.;

2. Сумма расходов на реализацию товаров в отчетном году – 5610 млн р.;

3. Стоимость товаров в отпускных ценах без НДС – 25600 млн р.;

4. Ставка НДС – 20%;

 

Вариант 1.6

Рассчитайте «критические точки» объемов деятельности торговой организации на планируемый год, если известно:

а) расходы на реализацию товаров по условно-постоянным статьям – 3380 млн р.;

б) уровень расходов на реализацию товаров по условно-переменным статьям – 8,95%;

в) уровень доходов от реализации товаров (без отчислений) – 17,68%;

г) авансированный капитал организации – 11340 млн р.;

д) минимальный уровень рентабельности взять на уровне банковского процента по депозитам;

е) удельный вес отчислений от прибыли в бюджет – 24%.

 

Ситуация 2

Произведите анализ итогов хозяйственной деятельности организации и эффективности использования ее экономических ресурсов, укажите причины произошедших изменений и выработайте рекомендации и мероприятия, по­зво­ляющие улучшить деятельность организации.

 

Варианты исходной информации:

Вариант 2.1

Определите срок окупаемости и коэффициент экономической эффек­тив­ности капитальных вложений на реконструкцию, если известно:

а) стоимость основных средств:

-до реконструкции – 7840 млн р.;

-после реконструкции – 8310 млн р.

б) розничный товарооборот:

-до реконструкции – 26100 млн р.;

-после реконструкции – 29500 млн р.

в) рентабельность торговли:

-до реконструкции – 1,15%;

-после реконструкции – 1,55%.

Вариант 2.2

Произведите анализ; прибыли от реализации товаров определите ее из­ме­нение за счет розничного товарооборота и рентабельности продаж.

Исходные данные:

1. Розничный товарооборот:

а) предшествующий год – 21200 млн р.;

б) отчетный год – 25300 млн р.

2. Прибыль от реализации товаров:

а) предшествующий год – 290 млн р.;

б) отчетный год – 480 млн р.

Вариант 2.3

Произведите анализ доходов от реализации товаров и определите их из­менение за счет розничного товарооборота и среднего уровня доходов от реа­лизации товаров.

Исходные данные:

1. Розничный товарооборот:

а) предшествующий год – 38200 млн р.;

б) отчетный год – 49300 млн р.

2. Доходы от реализации товаров:

а) предшествующий год – 6750 млн р.;

б) отчетный год – 8740 млн р.

 

Вариант 2.4

Произведите анализ эффективности использования основных средств торговой организации, если известно:

1. Розничный товарооборот:

а) предшествующий год – 39900 млн р.;

б) отчетный год – 45600 млн р.

2. Прибыль отчетного периода:

а) предшествующий год – 890 млн р.;

б) отчетный год – 580 млн р.

3. Стоимость основных средств:

а) предшествующий год:

-на начало года – 11240 млн р.,

-на конец года – 13600 млн р.

б) отчетный год:

-на начало года – 13600 млн р.;

-на конец года – 14700 млн р.

 

Ситуация 3

Рассчитайте возможные варианты объемов деятельности производст­вен­ной организации в планируемом периоде, удовлетворяющие требованию обес­печения с одной стороны, безубыточной работы организации, с другой – полу­чения необходимой суммы прибыли для финансирования ее хозяйствен­ного и социального развития:

Варианты исходной информации:

Вариант 3.1

Обоснуйте план выпуска продукции на год, сопоставьте его с произ­вод­ственной мощностью, если известно:

а) фактический выпуск продукции в отчетном году составил 355 т, произ­водственная мощность – 4890 т, при работе организации в течение 325 дней в среднем по 8 часов в сутки;

б) в планируемом году производственная организация будет работать 342 дня по 12 часов в сутки;

в) выпуск продукции в планируемом году предполагается увеличить не только за счет экстенсивного фактора (увеличение продолжительности рабо­чего времени), но и за счет интенсивных факторов (роста производительно­сти труда и др.) на 5,4 %.

Вариант 3.2

обоснуйте на планируемый год производственную программу цеха, если известно:

а) производственная мощность цеха – 6 т в месяц;

б) фактический выпуск продукции в отчетном периоде – 39 т в месяц при средней цене 4,9 тыс. р. за килограмм. Полная себестоимость на весь вы­пуск продукции за год составила – 130500 тыс. р.;

в) в планируемом году использование производственной мощности воз­растет на 15%; себестоимость производства возрастет на 3,2%, а рента­бель­ность возрастет на 2,9%.

Вариант 3.3

Обоснуйте объем реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении, обеспечивающий безубыточную работу промышленной органи­за­ции и запас финансовой прочности, если известно:

а) отпускная цена изделия с НДС – 128 тыс. р.;

б) сумма условно-переменных расходов на единицу изделия – 34 тыс. р.

в) сумма условно-постоянных расходов по организации – 680 млн р.

г) запланированный объем реализации – 21 тыс. изделий.

Налоги и неналоговые платежи возьмите на уровне действующих в Рес­публике Беларусь.

Вариант 3.4

обоснуйте объем реализации продукции в стоимостном выражении, обеспечивающий промышленной организации безубыточную работу и рас­счи­тайте запас финансовой прочности, если известно:

а) планируемая выручка от реализации продукции за вычетом налогов и не налоговых платежей – 24102,0 млн р.;

б) расходы на производство продукции по условно-постоянным статьям определены в сумме – 7920 млн р.;

в) доля условно-переменных расходов в выручке без налогов состав­ляет – 58%.

 

Вариант 3.5

обоснуйте по организации выпуск продукции в точке безубыточности, запас финансовой прочности и производственный ливеридж, выберите наи­лучший вариант, если известно:

Показатели I вариант II вариант
1. Выручка от реализации, млн р. 58 300 68 500
2. Затраты на производство, всего, млн р. В том числе: 42 240 50 680
а) постоянные 26 110 32 340
б) переменные    
3. Прибыль от реализации, млн р. 6 343 6 403
4. Маржинальная прибыль, млн р.    
5. Уровень маржинальной прибыли, млн р.    
6. Выпуск продукции в точке безубыточности, млн р.    
7. Запас финансовой прочности, %    
8. Производственный ливеридж, млн р.    

Ситуация 4

Произведите анализ итогов хозяйственной деятельности организации и эффективности использования ее ресурсов, укажите причины произошедших изменений, разработайте рекомендации и мероприятия, позволяющие улуч­шить деятельность организации.

Варианты исходной информации:

 

Вариант 4.1

произведите анализ основных финансовых результатов деятельности производственной организации, если известно:

(млн р.)

Показатели Предше­ствую­щий год Отчет­ный год Темп роста, % или от­клонение
1. Выручка от реализации продукции 58400,0 66200,0  
2. Налоги, включенные в выручку от реализации 9210,0 8230,0  
3. Выручка от реализации за минусом налогов и платежей      
4. Себестоимость реализованных товаров 42210,0 49870,0  
5. Коммерческие расходы 975,0 1108,0  
6. Валовая прибыль      
7. Прибыль (убыток) от реализации      
8. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов 12,6 30,6  
9. Прибыль (убыток) от внереализационных до­ходов и расходов -7,2 4,8  
10. Прибыль (убыток) отчетного периода      
11. Налоги и платежи из прибыли      
12. Чистая прибыль (убыток)      

Вариант 4.2

Произведите оценку эффективности использования персонала произ­вод­ственной организации за отчетный год и рассчитайте коэффициенты со­отноше­ния темпов прироста численности персонала и объема выручки от реализации; коэффициенты соотношения темпов роста производительности труда и темпов роста объема выручки от реализации, если известно:

Показатели Предшест­вующий год Отчетный год
1. Выручка от реализации продукции в действую­щих ценах, млн р. 48960,0 56240,0
2. Среднесписочная численность персонала, чел.    
3. Фонд заработной платы, млн р. 4656,8 5420,6
4. Среднегодовая выработка на одного работника в действующих ценах, млн р.    
5. Среднегодовая заработная плата, млн р.    
6. Продукция на 1 рубль фонда заработной платы, р.    
7. Оплатоемкость, р.    

Вариант 4.3

Определите изменение производительности труда в производственной организации, если известно:

а) объем произведенной продукции за год 26210 млн р.;

б) среднесписочная численность работников – 110 чел.;

в) объем произведенной продукции в планируемом году возрастет на 16,2%;

г) численность работников в организации сократится на 7 человек.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Алексеенко, Н.А. Экономика промышленного предприятия: учеб. посо­бие /Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. – Минск: Изд-во Гренцова 2009. – 264 с.

2. Бабук, И.М. Экономика предприятия: учебн. Пособие для техн. вузов /И.М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2006. – 327 с.

3. Головачев, А.С. Экономика предприятия. В 2ч. 1: учебн. пособие / А.С. Го­ловачев. – Минск: Высш шк., 2008. – 447 с.

4. Емельянова, Т.В. Экономика общественного питания: учебник / Т.В. Емель­янова, В.П. Кравченко. – Минск: Выш. шк., 2008. – 383 с.

5. Емельянова, Т.В. Ценообразование: учеб. пособие. 3-ие изд., переработ. / Т.В. Емельянова. Минск: Выш.шк., 2006. - 304.

6. Ефимова, О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / О.П. Ефимова, Н.А. Ефимова; под ред. Н.И. Кабушкина. – М.: Новое знание, 2004. – 392 с.

7. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб­ник для ВУЗов / Л.И. Кравченко. – Мн.: Выш школа, 2003. – 526 с.

8. Экономика предприятий торговли: учебное пособие / Н.В. Макси­менко, и др.; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой – 3-е изд.: - Мн.: Выш. школа, 2008. – 542 с.

 

Дополнительная:

9. Абрютина, М.С. Экономика предприятия: учебник / М.С. Амбрютина. – М.: Демо и Сервис 2004. -528 с.

10. Бланк, И.А. Управление прибылью / И. А. Бланк. – 3-е изд., перераб. и доп.- К.: Ника – Центр, 2007. – 768 с.

11. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (ред. от 08.07.2008) // Ведомости Национального Собрания Республики Бе­ларусь. – 1999. – № 7-9, ст. 101.

12. Инструкция «О порядке отнесения торговых объектов общественного пи­та­ния к соответствующим наценочным категориям по уровню об­служи­вания потребителей»: утв. Постановлением М-ва торговли Рес­публики Бе­ларусь от 8 января 2004г., № 1 // Гл. бухгалтер. Ценообразо­вание. – 2004. - № 2. – С. 47 – 49.

13. Инструкция по классификации торговых объектов общественного пита­ния: утв. постановлением М-ва торговли Республики Беларусь от 8 января 2004 г., № 1 // Гл. бухгалтер. Ценообразование. – 2004. - №2. –С. 49 -66.

14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.): принята на респ. реф. 24 нояб. 1996 г., в ред. Решения респ. реф. от 17 окт. 2004 г.) // На­циональный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188.

15. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического разви­тия Республики Беларусь на период до 2020 г., утв. постановле­ние Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2005г. №322 // Нац. реест правовых актов Республики Беларусь. – 2005. №2. – С.13-15.

16. Основные положения Программы социально-экономического разви­тия Республики Беларусь на 2010-2015 гг. [Электронный ресурс] / – утв. Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск., 2011 – Режим доступа http://law.sp.by.1002.

17. О торговле: Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003г., №231-3 // На­циональный реестр правовых актов Республики Беларусь

18. Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы органи­за­ции»: постановление М-ва финансов Республики Беларусь от 26 декабря 2003г., №182 // Рэспублика. – 2004 – С. 1-3.

19. Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы органи­за­ции»: постановление М-ва финансов Республики Беларусь от 26 де­кабря 2003г., № 181 // Рэспублики. – 2004. –С. 3-4.

25. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (ред. от 26.01.2008) // Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь. – 1999. – № 80, 2/70.

26. Слепнева, Т.А. Экономика предприятия: учебник для вузов / Т.А. Слеп­нева, Е.В. Яркин. – М: Инфра. М, 2006. – 458 с.

27. Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г.З. Суша. – 3 – е изд., испр. и доп. – Минск: Новое знание, 2007. – 512 с.

28. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учеб­ник для вузов А. Н. Соломатин. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 295 с.

 

Дисциплина «Менеджмент»

Тема 1. Содержание менеджмента

 

Роль управления. Менеджмент и современная экономика. Менедж­мент и бизнес. Менеджмент и лидерство. Управление, менеджмент и предприни­ма­тельство.

Содержание менеджмента: управление организацией, функцией, кол­лек­тивом, сотрудником.

Основные тенденции в современном менеджменте.

Глобализация и интернационализация менеджмента. Особенности управ­ления в информационном обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.26.209 (0.008 с.)