Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Поиск

Блок-схема факторного анализа объема реализации продукции. Методика расчета влияния факторов на объем производства и реализации продукции. Порядок определения и обобщения величины резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема (рис. 12.2).

Возможны два варианта методики факторного анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид

ГПн + ТП = РП + ГПк.

Отсюда

РП = ГПн + ТП – ГПк.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк.

Отсюда

Р П = ГПн + ТП + ОТн - ОТк - ГПк,

где ГПн, ГПк — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП — стоимость выпуска продукции;

РП — объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТк — остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции (табл. 12.14).

 

  Изменение объема реализации продукции    
           
               
  Изменение выпуска товарной продукции   Изменение остатков нереализованной продукции    
       
                   
               
Изменение объема валовой продукции   Изменение остатков незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота   Изменение остатков готовой продукции   Изменение остатков отгруженной продукции    
                   
                     
Трудовые ресурсы   Средства труда   Предметы труда    
       
                               
Численность персонала   Производительность труда   Размер основных средств   Фондоотдача   Размер потребленных материальных ресурсов   Материалоотдача    
                                                         

Рис. 12. 2. Схема факторной системы объема реализации продукции

Т а б л и ц а 12.14

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель Сумма в плановых ценах, тыс. руб.
план факт +, -
1. Остаток готовой продукции на начало года    
2. Выпуск товарной продукции 96 000 100 800 +4800
3. Остаток готовой продукции на конец года     + 1345
4. Отгрузка продукции за год (п.1 + п.2 - п.3) 95 800 99 255 +3455
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям:      
5.1. на начало года     +50
5.2. на конец года     +2155
6. Реализация продукции (п.4 + п.5.1 - п.5.2) 95 250 96 600 + 1350

Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров наконец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП= ЧР× ГВ,

РП = Дв × ЧР × ГВ,

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ × ФО,

РП = Дв × ОПФ × ФО,

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ× МО,

РП = Дв × МЗ × МО,

где Дв — доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов;

∆ВПхi = ∆ГВхi × ЧРФ, ∆РПхi =ГВхi × ЧРф × Двф,

∆ВПхi = ∆ФОхi × ОПФф, ∆РПхi = ∆ФОхi × ОПФф × Двф,

∆ВПхi = ∆МОхi × МЗФ, ∆РПхi = ∆МОхi × МЗФ × Двφ.

Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на рис. 12.3.


 

    Резервы роста объема производства продукции      
         
               
Резервы роста производства продукции   Резервы сокращения нереализованной продукции  
             
                 
За счет улучшения использования трудовых ресурсов   За счет улучшения использования основных фондов   За счет улучшения использования сырья и материалов  
                 
Создание дополнительных рабочих мест Сокращение потерь рабочего времени Повышение уровня производительности труда   Приобретение дополнительных машин и оборудования Более полное использование их фонда рабочего времени Повышение производительности работы оборудования   Дополнительное приобретение сырья и материалов Сокращение норм сверхплановых отходов сырья и материалов Сокращение норм расхода сырья и материалов на единицу продукции  
                                         

Рис. 12. 3. Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

Р↑ВПкр = Р↑КВ × ГВф,

Р↑ВПфрв = Р↑ФРВ × ЧВФ,

Р↑ВПчв = Р↑ЧВ× ФРВв,

где Р↑ВПкр, Р↑ВПфрв, Р↑ВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки;

Р↑КВ — резерв увеличения количества рабочих мест;

Р↑ФРВ — резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

Р↑ЧВ — резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

ФРВв — возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.


По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования Р↑К, времени его работы Р↑Т и выпуска продукции за один машино-час (Р↑ЧВ) рассчитываются по формулам:

РВПк = Р↑К × ГВФ;

РВПТТ × ЧВФ;

Р↑ВПчв = Р↑ЧВ × Тв.

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество j -го материала делится на норму его расхода на единицу i -го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

Р↑ВП = (Р↑Мj НРjiпл × Цiпл );

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i -го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

Р↑ВП = ∑ (Р↓ОТХj / НРjiпл × Цiпл);

в) планируемое сокращение расхода ресурса j -го на единицу 1-го вида продукции (Р↓УРji) умножается на планируемый к выпуску объем производства i -го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

Р↑ВП = ∑ (Р↓УРji × VВПiпл / НРjiпл × Цiпл).

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции (табл. 12.15).

Таблица 12.15

Резервы увеличения выпуска продукции, тыс. руб.

Источник резервов     Резервы увеличения выпуска продукции за счет
трудовых ресурсов средств труда предметов труда
Увеличение количества ресурсов      
Более полное использование рабочего времени      
Повышение производительности труда      
Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов      
Снижение норм расхода сырья и материалов      
Итого      

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 5450 тыс. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2572 тыс. руб. (8345 – 5773) и по материальным ресурсам — на сумму 2895 тыс. руб. (8345 – 5450).

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.129.43 (0.009 с.)