Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации
Похожие статьи вашей тематики
Понятие и порядок определения критической величины постоянных затрат и уровня цены, а также периода окупаемости постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:
А = VРП (р - b),или А = В × Дмд.
Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.
Например, цена изделия 50 тыс. руб., переменные затраты на единицу продукции 30 тыс. руб., возможный объем производства продукции 5000 ед. Требуется определить критический уровень постоянных издержек:
А = VРП (р - b) = 5000(50 - 30) = 100 000 тыс. руб.
При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет их покрыть за счет своей выручки.
Чтобы определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:
.
Например, годовой объем продаж составляет 2500 млн. руб., постоянные издержки предприятия за год — 600 млн. руб., прибыль — 400 млн. руб. Требуется определить срок окупаемости постоянных издержек.
Сначала определим сумму маржинального дохода и его долю в общей выручке:
МД = 600 + 400 = 1000 млн. руб.
Безубыточный объем продаж (сумма покрытия постоянных затрат) составит:
млн. руб.
Срок окупаемости постоянных издержек будет равен:
= 7,2 мес.
Остальные 4,8 мес. предприятие будет получать прибыль. Следовательно, большая часть года уйдет на возмещение постоянных издержек.
Как видим, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности. С помощью его можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b)при заданном объеме продаж (VРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А)определяется следующим образом:
Критический уровень цены (ркρ) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
При объеме производства продукции 4000 единиц, сумме переменных затрат на единицу продукции 35 тыс. руб. и сумме постоянных затрат 120000 тыс. руб. минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть
= 65 тыс. руб.
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность - нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).
Если сумму прибыли представить в виде формулы
П = VРП (р - b) - А = VРП × Смд - А,
где неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (VРП), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту
VРП 1 × Смд 1- А 1 = VРП 2 × Смд 2 - А 2,
то объем продаж можно найти следующим образом:
.
Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам:
VРП 1 × b 1+ А 1 = VРП 2 × b 2 + А 2.
Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:
.
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений.
|