Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг



Последовательность анализа. Методика факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом и отдельных ее видов.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):

П = ∑ [ VРПобщi × Удi × (Цi – Ci)]. (17.1)

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные табл. 17.2.

Таблица 17.2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель План План, пересчитанный на фактический объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки (В) 95 250 96 600 99 935
Полная себестоимость реализованной продукции (З) 77 350 78 322 80 639
Прибыль от реализации продукции (R) 17 900 18 278 19 296

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 тыс. руб. (19 296 – 17 900), или на 7,8%.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

П ( VРП.Уд ) = 18 278 – 17 900 = +378 тыс. руб.

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натурально-условном исчислении (15 760: 15 900 × 100 – 100 = -0,88%) и результат разделить на 100:

ПVРП = 17 900 × (-0,88%) / 100 = -158 тыс. руб.

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

Пуд = 378 ( 158) = +536 тыс. руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

Пс = 78 322 –80 639 = -2317 тыс. руб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

Пц = 99 935 – 96 600 = +3335 тыс. руб.

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической (табл. 17. 3).

Таблица 17. 3

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, тыс. руб.
объем реализации структура товарной продукции цена себестоимость
План План План План План Впл – Зпл 17 900
Усл. 1 Факт План План План Ппл × Крп 17 742
Усл. 2 Факт Факт План План Вусл – Зусл 18 278
Усл. 3 Факт Факт Факт План Вф – Зусл 21 613
Факт Факт Факт Факт Факт Вф – Зф 19 296

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализации продукции (Крп), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.

Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

= 0,9912.

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88% и составить 17 742 тыс. руб. (17 900 8 0,9912).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

(VРП × Цiпл) – (VРП× Сiпл) = 96 600 – 78 322 = 18 278 тыс. руб.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

(VРП× Ц) – (VРП× Сinл) = 99 935 – 78 322 = 21 613 тыс. руб.

По данным табл. 17.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции

ПVРП = Пусл 1 – П = 17 742 –17 900 = -158 тыс. руб.;

структуры товарной продукции

Цстр = Пусл 2 – Пусл 1 = 18 278 – 17 742 = +536 тыс руб.;

средних цен реализации

Пцен = Пусл 3 – Пусл 2 = 21 613 – 18 278 = +3335 тыс. руб.;

себестоимости реализованной продукции

Пс = Пф – Пусл 3 = 19 296 – 21 613 = -2317 тыс. руб.

в том числе за счет:  
роста цен на ресурсы -2317 × 91,4*%: 100 % = -2118тыс.
изменения ресурсоемкости -2317 × 8,6*%: 100 % = -199 тыс.
  Итого +1396 тыс.

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.

На анализируемом предприятии сумма прибыли возросла в основном за счет увеличения среднереализационных цен. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 тыс. руб., в том числе за счет роста Цен на ресурсы - на 2118 тыс. руб. и повышения ресурсоемкости продукции - на 199 тыс. руб.

Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что темпы роста цен на продукцию предприятия выше темпов роста цен на потребленные ресурсы. Соотношение индекса роста цен на продукцию и индекса роста цен на ресурсы обычно называют дефлятором цены, который характеризует финансовую производительность, т.е. меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции. На данном предприятии индекс цен на продукцию составляет 1,034524 (99 935 ∕ 96 600), а на ресурсы - 1,02704 (80 639 - 199) ∕ 78 322). Значит, дефлятор цены положительный. Его величина равна 1,007285 (1,035 ∕ 1,027). Это способствовало увеличению прибыли на 1217 тыс. руб. (3335 – 2118).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРЦi), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

Пi = VРПi × (Цi – Сi). (17.2)

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции произведем способом цепной подстановки:

Ппл = VРП (Ц – С) = 5700 (5000 – 4000) = 5700 тыс. руб.,

Пусл 1= VРПф (Цпл – С) = 4850 (5000 – 4000) = 4850 тыс. руб.,

Пусл 2= VРПф (Цф – С)= 4850 (5200 – 4000) = 5820 тыс. руб.,

Пф = VРПф (ЦФ – Сф)= 4850 (5200 – 4500) = 3395 тыс. руб.,

Побщ = Пф – П = 3395 – 5700 = -2305 тыс. руб.,

ПVРП = Пусл lП = 4850 – 5700 = -850 тыс. руб.,

Пц = Пусл 2 – Пусл l = 5820 – 4850 = +970 тыс. руб.,

П с = Пф - Пусл 2= 3395 - 5820 = -2425 тыс. руб.

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:

ПVРП =(VРПфVРПпл)(Ц – С)= (4850 – 5700)(5000 - 4000) =-850 тыс. руб.

Пц = (Цф Цпл) VРПф = (5200 – 5000) × 4850 = +970 тыс. руб.,.

Пс = -(С ф – Спл) VРПф = -(4500 – 4000) × 4850 = -2425 тыс. руб.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции.

Таблица 17.4

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции

Вид продукции Количество реализованной продукции, туб Средняя цена реализации, руб. Себестоимость 1 туб, руб. Сумма прибыли от реализации продукции, тыс. руб. Отклонение от плановой прибыли, тыс. руб.  
общее в том числе за счет  
объема реализации цены себестоимости  
план факт план факт план факт план факт  
А                 -2305 -850 +970 -2425  
В                 -406 -300 +530 -636  
С                 +1949 +455 +1067 +427  
D                 +2158 +1073 +768 +317  
Итого         +1396 +378 +3335 -2 317  

Данные, приведенные в табл. 17.4, показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен и какие факторы оказали положительное влияние, а какие - отрицательное и в какой степени. Затем необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.023 с.)