Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитические параллелиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на то, что опять-таки, прямого общения почти или совсем не было, многие из тем, которых касался Юнг, также пользовались вниманием психоаналитиков. Балинт (1968) подчеркивал, что на протяжении жизни человека можно рассматривать сквозь призму его отношений с другими людьми. Балинт говорил о пациентах, которые подвергались эмоциональной депрессии в раннем возрасте, особенно в тех случаях, когда со стороны пациента наблюдались отчаянные попытки обрести объектные отношения, в этих случаях он отказывался от вербальной интерпретации и давал пациенту возможность вместо этого исправить нарушения в его раннем развитии. Следовательно, аналитику приходилось быть объектом или средой, которые пациент мог использовать по своему желанию. Подчас это требовало регрессии ценностей, которая понималась как предтеча движения или "нового начала", говоря словами Балинта (1952). Балинт — один из довольно многих психоанлитиков, которые приняли менее негативную позицию по отношению к регрессии в анализе, чем Фрейд. Мы можем отметить следующие хорошо известные в психоанализе расхожие выражения, которые указывают на сходную позицию: — "регрессия эго на службе у эго" (Крис); — "ценное место отдыха от иллюзии" (Винникотт); — "потребность "в трансценденции эго здравого смысла" (Милнер) (и ср. Плаут, 1966, где дается юнгианский комментарий этих взглядов). Психоаналитическая терминология, удивительно параллельная аналитической психологии, — это понятие "R", тотальной реакции аналитика на пациента, ее определение контрпереноса (1957). Мне кажется, что в психоаналитической теории существует два направления по этому вопросу. Одно из них, центр которого находится в Англии, рассматривает эмоциональную реакцию шалитика на пациента с точки зрения отношений мать-ребенок, пли, по крайней мере, как символическое повторение этих отношений. Другими словами, подчеркиваются такие факторы как постоянство, надежность, теплота и принятие. Реакция, основанная на эмоции, не вычеркивается. Ключевой фактор состоит в том, что принимается, что отношения мать-ребенок в детстве пациента подверглись нарушению. Психоаналитики, представляющие эту точку зрения (например, Балинт, Виникотт, Литтл, Милнер) говорят о том, что иногда они используют работу с предметными символами, при которой маленькие предметы, к которым пациент испытывает привязанность, он может забрать домой, чтобы перекинуть мостик через пропасть между двумя сеансами, особенно на вы-чодные и на время отпуска. Или же просто можно предложить еду, стакан молока или воды или печенье. Наготове держатся подушки" и одеяла и иногда позволяется физический контакт. Суть дела состоит в том, что такое поведение со стороны аналитика, столь противоречащее ортодоксальной психоаналитической методике, помогает некоторым людям, которые в данный момент слишком подвержены регрессии или слишком ранимы, чтобы поддаться лечению, выраженному в менее конкретной форме. Это не следует понимать как техническую процедуру — это забота о качестве отношений до того, как у пациента разовьется способность к символическому мышлению. При этом аналитик надеется, что пациент установит отношения с собственным внутренним миром. В этом отношении фантазия, даже регрессивная, считается творческим процессом. Однако работа Лангс и Серля в Соединенных Штатах происходит по другому. Лангс использует понятие би-персонального поля, которое обозначает темпорально-физическое пространство, в котором происходит аналитическое взаимодействие (1979, с. 72). Тон и язык скорее типичны для систем или теории коммуникации, чем для отношений мать-ребенок. По мнению Лангса, существуют различные формы поля взаимодействия для символической коммуникации, для разряжения мешающего аффекта или для попыток разрушить смысл и коммуникацию. Лангс, как и Юнг, подчеркивает, что отношения пациента с аналитиком обладают переносными и непереносными элементами. Отсюда следует, что отношение аналитика к пациенту также неизбежно содержит другие элементы, кроме контрпереноса. (О попытке соединить Лангса и Юнга см. Гудхарт, 1980). Лангс чувствует, что даже теперь многие аналитики фрейдистского направления не видят пациента в положительном свете. Пациент как враг и как сопротивляющийся человек доминирует в бессознательных образах аналитика, а пациент как союзник и как поддающийся лечению человек значительно меньше заметен (1979, с. 100). Подобным же образом, столь же трудно было оценить контрперенос как важный терапевтический инструмент. Серль в своей работе "Эдипова любовь в контрпереносе" (1959), подробно разрабатывает картину аналитика в анализе. Он выдвигает мысль о том, что "в ходе успешного психоанализа аналитик проходит фазу реакции на и в конечном итоге отвержения пациента как объекта своей эдиповой любви" (с.284). Затем он облекает в слова то, что многие психоаналитики, о которых мы говорили, наверняка заметили, что аналитик может многое узнать о пациенте, исследуя собственные ощущения от аналитических отношений. Это, указывает Серль, оказало освобождающее действие на психоанализ, поскольку ранее все сильные аффективные реакции на пациента, сексуальные или гневные, например, считались невротическими со стороны аналитика. Я хотел бы добавить, что осознание этого (того, что чувства аналитика по отношению к пациенту — это коммуникации и источники информации) — величайшее достижение в аналитической теории последних лет. Для осознания этого психоанализу пришлось пойти дальше фрейдистского негативного отношения к контрпереносу (ср. Laplansh, Pontalis, 1980, с. 92 и Rycroft, 1972, с. 25). Серль стоит за то, чтобы позволять пациентам с более сильными нарушениями или регрессией видеть, как они влияют на аналитика. Это предполагает признание того, что есть чувства, и каковы они. Несмотря на то, что Серль пишет о своих собственных детских ощущениях, он не игнорирует и взрослые эмоции. Он первым подчеркнул взрослое или родительское осознание потери в Эдиповом комплексе (см. выше, с. 269). Серль более всего заботится о том, чтобы не повторить бессознательное отрицание значимости ребенка для родителя (там же, (. 302). Как и Лангс, он утверждает, что основная задача аналитика состоит в том, чтобы анализировать перенос, но он принимает, что у аналитика есть "фон ощущений", когда он делает это. Работа Ракерс (1968) о классификации различных типов переноса и контрпереноса находится посередине между ориентацией на отношения мать-ребенок у первой группы психоаналитиков и ориентированными в большей степени на настоящее исследованиями коммуникации у Лангса и Серля. Я уделю основное внимание тому, что Ракер говорит о контрпереносе, в особенности потому что это более четко показывает параллель с аналитической психологией. Ракер различает невротический контрперенос и собственно контрперенос. Невротический контрперенос отражает различные аспекты инфантильной самости аналитика, причем аналитик не осознает, что работает его инфантильная часть, которая неизбежно сУществует в той или иной степени. В особенности инфантильные ощущения аналитика направлены на пациента, который может функционировать как родитель или как соперник. Невротическая контрперенос может принимать форму идентификации с пациентом или идеализации его. Либо аналитик может рассматривать пациента как фигуру родителя и попытаться произвести на него или на нее впечатление. Аналитик может суметь отделить свои собственные проблемы от проблем пациента или стараться подавить собственную терапевтическую интенцию маниакальной сверхинтерпретацией. Наконец, аналитик может выйти за пределы своего аналитического отношения и реагировать на гневные нападки пациента, отступая или же реагировать сексуальной активностью на эротические коммуникации пациента. Переходя далее к не-невротическому контрпереносу, Ракер проводит различие между тем, что он называет соответствующим, а затем дополняющим контрпереносом. Соответствующий (concordaut) контрперенос предполагает, что аналитик чувствует то, что чувствует пациент, но не знает, что он это чувствует. Это может произойти вследствие того, что психика самого аналитика находится в эмпатическом соответствии с состоянием ощущений пациента. Например, если после работы с конкретным пациентом аналитик ощущает депрессию, это может быть депрессия пациента, которую сам пациент еще не осознает. Дополняющий (compeementory) контрперенос имеет место, когда аналитик чувствует, что ведет себя так, как, он знает, ему не свойственно (т.е. он связан каким-то образом с пациентом). Аналитик, согласно формулировке Ракера, вовлечен и инкорпирирован во внутренний мир пациента и ощущает себя или ведет себя как фигура из внутреннего мира (возможно, мать или отец), которая была у пациента по его ощущению. В приведенном в предыдущем абзаце примере ощущение депрессии у аналитика тогда будет проявлением находящегося в депрессии родителя, который был у пациента по ощущению последнего — воплощение фигуры из внутреннего мира. Повышенное внимание к контрпереносу и переносу у Ракера уравновешивается в психоанализе тем, как Гринсон и другие подчеркивают роль союза при лечении и не-переносные отношения. Мы коротко отметили параллель с Юнгом ранее, здесь мы можем добавить, что союз при лечении легко приводит к идее "терапевтического контакта" (Меннингер, 1958), которая применима ко многим ситуациям. Союз при лечении определяется как "не-невротические, рациональные, разумные отношения, которые складываются между пациентом и аналитиком, и которые позволяют пациенту работать направлено в аналитической ситуации" (Greenson and Wexler, 1969, цитируется по Sandier et al., 1973, с. 27). Далее Сандлер указывает, что союз при лечении не следует идеализировать. Он подразумевает не только сознательное желание пациента вылечиться, и конечно, не только позитивные, гармоничные отношения между аналитиком и пациентом. Фактически сущность союза при лечении вполне может состоять в том, что пациент продолжает работать даже тогда, когда ненавидит аналитика и сознательно хочет прекратить анализ. Наконец, говоря о психоаналитических параллелях с мыслями Юнга, следует отметить то, как Бион использует образ содержащего (аналитика) и содержимого (пациента) (1963). Это означает нечто большее, чем физическое содержание в детстве. Идея состоит в том, что эмоции и тревоги проецируются ребенком на мать и возвращаются к нему в более мягкой, более терпимой форме. Модификация эмоции, которую трудно содержать, — вот то, что подразумевается под содержанием. РАНЕНЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬ Возвращаясь к постьюнгианской аналитической психологии, мы видим, что фактически имеется два подхода к пониманию и но, что происходит при анализе. Первый подход использует материал коллективного бессознательного и архетипический подход к пониманию взаимодействия во время аналитического сеанса. Второй развивает психоаналитическую традицию, о которой мы говорили. Рассмотрим их по очереди. Мейер (1949) проводил параллели между древними методами целительства в храмах Асклепия и современным анализом. Здесь важны два момента. Практика целительства и ритуалы проходили в замкнутом пространстве, temenos или на отгороженной территории, прилегавшей к храму, и способствовали тому, что пациент засыпал в надежде на то, что ему приснятся целительныё сны. Учитель искусства целительства, кентавр Хирон изображается как некто страдающий от неизлечимой раны. Аналогия с анализом прозрачна. Аналитик становится раненым целителем, обстановка анализа, которая делает возможной регрессию и отказ от чрезмерного сознания, функционирует в качестве lemenos. Несмотря на то, что Мейер не показывает, как материал современных пациентов проявляет сходство с положительными и отрицательными моделями, известными жрецам-целителям, его цель — продемонстрировать историческую преемственность в коллективной психике. То, что фактически происходит при анализе, не описывается, и в его книге мало внимания уделяется тому, что мы теперь называем контрпереносом. Гуггенбюль-Крайг (1971) продолжил исследование образа раненого целителя — но применительно к практике анализа и более широко — к помогающим профессиям. Его теорию можно коротко суммировать следующим образом — образ раненого целителя с присущими ему противоречиями — это архетипический образ, и, следовательно, возникает двухполюсность архетипа. Но мы стремимся расщепить образ, так что фигура аналитика в терапевтических отношениях становится всемогущей, сильной, здоровой и способной на все. Пациент остается всего лишь пациентом, пассивным, зависимым и неизбежно страдающим от чрезмерной зависимости (ср. "Больница" Гоффмана, о госпитализации, 1961). В дополнение к расщеплению образа раненого целителя на аналитика-целителя и раненого пациента, следует также рассмотреть, по мнению Гуггенбюля-Крайга, расщепление, которое при этом происходит и в аналитике, и в пациенте. Если справедливо, что у всех аналитиков есть внутренняя рана, значит, представлять себя как "здорового" означает отсекать часть своего внутреннего мира. Подобным же образом, если пациента рассматривается только как "больной", тогда он тоже отсекается от своего внутреннего целителя или от способности исцелиться. Вряд ли следует сомневаться в том, что аналитики в каком-то смысле ранены, и, похоже, все больше людей приходят к выводу о том, что психологические факторы играют определенную роль в выборе профессии, и что врачи, например, в большей степени страдают от синдромов, связанных со стрессом (ср. обзор материала у Форда, 1983). Гуггенбюль-Крайг далее указывает, что когда человек заболевает, начинает работать архетип целитель-пациент. Внешний человек действительно болен, но есть и внутренний целитель. Когда пациент встречается с врачом, он знает на сознательном уровне, что это действительно врач, поскольку присутствуют внешние атрибуты (белый халат, инструменты и т.д.). Но если кроме этого нет проекции на врача внутреннего целителя пациента, шансов на выздоровление меньше. Тем не менее, несмотря на то, что проекция может быть необходима для продвижения лечения, ее следует убрать в определенный момент, чтобы могла развиваться самоизлечивающая способность пациента. Подобным же образом, аналитик "знает", что у него есть пациент, исходя из внешних признаков. Но ему тоже приходится проецировать собственную внутреннюю раненую сторону на пациента, чтобы узнать пациента в эмоциональном плане. Здесь есть параллель с определением эмпатии у Кохута как "замещающей интроспекции". Аналитик знает, что значит быть пациентом, поскольку в определенном смысле, он лечит сплав пациента и самого себя. Легко сказать, что когда проекции, которым нужны для определения того, кто аналитик, а кто пациент, сделают свое дело, их нужно убрать. Но до появления работы Гросбека об "Архетипическом образе раненого целителя" (1975) это не воплощалось на практике. Гросбек продолжает детализировать мифологическую тему, начатую Мейером, и применяет ее к современному психоанализу в описании Гуггенбюля-Крайга. Гросбек постулирует возможное преобразование расщеп ми ного архетипического образа раненого целителя в психике и пациента, и аналитика. Я благодарен Гросбеку за разрешение позаимствовать серию диаграмм, которым он создал для иллюстрации создания и снятия проекций при анализе. Комментарий я даю свой. По моему мнению, диаграммы очень четко иллюстрируют то, что происходит на ранних этапах анализа, и демонстрируют модель, которая повторяется снова и снова в ходе анализа.
На рисунке 5, на первой схеме, видно, что происходит двустороннее взаимодействие между аналитиком и пациентом (1 и 2). Кроме того, и аналитик и пациент обладают в бессознательном потенцией раненого и целителя соответственно, и происходит взаимодействие между ролью и бессознательным компонентом (5, 7, 8, 3). Аналитик проецирует свои раны на пациента, а пациент — своего целителя на врача (4 и 6). Но на этом этапе еще нет связи между внутренним, бессознательным целителем пациента и внутренней, бессознательной раной врача (9). На рисунке 6 также представлены начальные стадии анализа. Аналитик и пациент находятся во взаимодействии. И эго аналитика вместе с эго пациента рассматривают материал пациента, который содержит среди прочего образы и темы, которые, будучи архетипическими, активизируют аналитика и влияют на.него, вовлекая его в лечение. Далее, на рисунке 7 присутствует архетипический образ раненого целителя. Аналитик начал и продолжает устанавливать слабые и сильные стороны пациента. Последние связаны с внутренним целителем пациента. А пациент изучает способности аналитика, т.е. то, что тот может предложить и, в силу неизбежности некоторой доли негативного переноса, каковы его слабости. Итак, оба участника связаны с образом раненого целите- На рисунке 8 видно, как аналитик борется с равновесием между тем, что Ракер называл невротическим контрпереносом и собственно контрпереносом. Его раны облегчают эмпатию с пациентом (2, 4, 5), но здесь есть опасность идентификации (2, 3). Тем не менее, схема показывает, что значит быть аналитиком. Личность пациента оценивается, изучается, эмпатически фильтруется через психопатологию аналитика (1, 2, 4, 5), Рисунок 9 основан на рисунке 8. Если пациент вызвал какие-то чувства у аналитика, тогда пациент в большей степени ощущает аналитика как присутствующего в этот момент целите-\я. Кроме того, аналитик отражает на пациенте ощущение того, что тот принят, отражая тем самым перенос. Это позволяет пациенту иметь свободную коммуникацию со своим внутренним целителем, идентифицируемым с его потенциалом. Это приводит к тому, что внутренний целитель вначале может выступить в образе ребенка или в какой-либо иной форме нового начала. Следует отметить, что оба рисунка (8 и 9) предполагают двуполюсный архетипический образ раненого целителя, а не отдельные образы болезни и здоровья.
К тому времени, как достигается стадия рисунка 10, и аналитик и пациент развиваются и выходят за пределы параноидно-шизоидной тенденции к расщеплению образа другого на "только раненого" и "только целителя". Оба участника не расщепляют себя, поэтому у анализа появляется основа в виде целостного объекта. Это не исключает регрессии к этапам, изображенным на предыдущих схемах, и не следует принимать, что рисунок 10 естественным образом достигается при каждом анализе.
Можно утверждать, что понятие внутреннего целителя — всего лишь юнгианская фантазия. Следует рассмотреть, что говорят психоаналитики в связи с тем же фактором. Мы уже отмечали обозначение пациента у Лангса как "союзника" и "лечащего", и понятие союза при лечении у Гринсона. Мони-Керль в работе, озаглавленной "цель психоанализа", пишет, что он считает одной из целей психоанализа "помочь пациенту понять и тем самым преодолеть эмоциональные препятствия к осознанию того, что он внутренне уже знает" (1971, с. 104, выделено мною). Райкрофт говорит: "эго человека — это не пассивная единица..., но активный агент, способный инициировать поведение, включая те, в конечном счете, самозащитные формы поведения, которые известны как неврозы" (1972, с. xxiv). Наконец, Штерба (1934) считал основой аналитического процесса то, что пациент должен расщеплять свое эго, идентифицируя одну часть с аналитиком, тем самым наблюдая и оценивая материал, который он дает в качестве пациента — другой масти своего эго. Можно приспособить это к языку аналитической психологии, описывая это как активацию внутреннего целителя в пациенте, который выполняет для него целительную роль.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.18 (0.012 с.) |