Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпилог. Девятый день творения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. ........................ Века идут, года уходят, Вчерашней истины закон.
Николай Заболоцкий
Великий Мастер существует в мире. Сотворил он некогда небо, звезды, Солнце, Землю. С величайшим искусством создал цветы и деревья, моллюсков и рыб, птиц и зверей. Венцом творения явился человек... Так рассказывается в мифах и легендах многих стран и народов. Так сказано в Библии. «В начале сотворил Бог небо и землю... И сказал Бог: да будет свет. И стал свет...» Можно приблизить образы поэтических мифов к реальной действительности. Для этого можно отстраниться от религиозных образов, превышающих возможности человеческого сознания и воображения, и ограничиться понятиями, принятыми в науке. Хотя и тогда многое останется неведомым. Фантастические образы сказаний и легенд претворяются в не менее фантастическую действительность. Великий Мастер окажется одновременно и собственным творением — Природой, создающей самое себя. Любое творение остается ее частью, подчас обладающей своей собственной творческой силой. А человек — не только создание и часть Природы, но и существо, наделенное разумом и волей, способное познавать окружающий мир и себя. (Природа отмечена прописной буквой, ибо она не может быть мертвым механизмом, который сам по себе чудесным образом создает жизнь и разум. В ней должны изначально присутствовать жизнь и разум — поистине Божественные дары нам, живущим.) Сколько земных лет продолжалось сотворение Мироздания, нам не ведомо, ибо счет был на космические эры, длительность которых — миллиардолетия. Завершилось творение на Земле созданием человека, наделенного разумом. И была ему уготована власть над всеми тварями земными. Так завершился шестой день. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Сколько времени длился седьмой день Бога? Нельзя найти ответ на этот вопрос. Быть может, он продолжается и поныне. Отстранился Бог от дел земных, предоставив человеку свободу.
И начал человек хозяйничать в своих владениях с того дня, когда была дана ему такая воля. И был вечер, и было утро: день восьмой. И начались на земле невиданные доселе преобразования. По воле, желанию и умению человека появились пашни и пастбища, города и села, каналы и дороги. Создал человек для себя особые сорта растений и породы скота. Потеснил он первозданную природу Земли, стал отвоевывать у нее все новые территории. Человек — не только великолепное творение, но и замечательный творец. Его (наши!) творческие возможности необычайно велики. Он способен мысленно выходить за пределы реальности, преодолевать ограничения пространства и времени, воображать нечто такое, что не встречается в материальном мире. Творящая мощь человека распространяется и на его материальное окружение. Используя силы природы, создавая могущественную технику, приобретая научные знания, трудовые навыки и художественные таланты, человек со временем стал превращаться в великого мастера... Тут-то и появляются серьезные сомнения. Можно ли забыть об уроне, который наносит техническая деятельность окружающей среде? Слишком часто, создавая грандиозные сооружения, человек одновременно губит более величественные творения Природы. Результаты преобразований могут доставить немалые неприятности и беды непредусмотрительному творцу. А что происходит внутри человеческого сообщества? Встав на путь Каина, люди ради личных благ и выгод стали убивать друг друга, брат брата. История государств пропитана ядом ненависти и лжи, кровью невинных жертв, порой исчисляемых миллионами. Истреблялись целые племена и народы, сметались с лица земли города и села, уничтожались творения природы и людей, гибли цивилизации. Свой разум человек использовал не только для созидания, во имя жизни, но и для разрушения, во имя смерти. Можно ли называть человека настоящим мастером? Нет, слишком рано. Он еще всего лишь подмастерье. И не только хитроумный, умелый и могучий творец, но вдобавок самодовольный, не понимающий своей ограниченности и неумелости. Творения людей поистине грандиозны. Появились на свет невиданные доселе косные тела, действующие с титанической силой — механизмы, машины, фабрики, заводы, электростанции — техника. Человеку оказалось под силу сотворить самолеты и подводные лодки, космические корабли, атомные реакторы, телескопы и микроскопы, филигранную электронику, премногознающие компьютеры, всепланетную сеть Интернета... Всего и не перечесть! Разве Природа способна на такое? Впрочем, она способна на большее. Какое бы мастерство ни демонстрировал человек, какие бы вещи он ни создавал, все это будет оставаться одновременно и творением Природы. Потому что человек — ее малая часть. И все им созданное тоже остается ее частью. Все, что относится к преобразованию мертвых тел природы, ее элементарных веществ, остается во власти человека. Он наделяет мертвое техновещество механическим движением, механической активностью — жалкими и страшными подобиями жизни. Но может ли человек создать простую былинку или медузу? Способен ли он вдохнуть жизнь в какую-либо тварь, увеличить разнообразие видов растений и животных? Ничего подобное ему, всем нам, не под силу... С позиций религиозных и, конкретней, христианских можно возразить: почему речь идет только о Природе? Разве нет в человеке более того, что присутствует в материи? Разве нет в человеке искры Божьей? Нетрудно согласиться с таким доводом. Однако следует помнить о свободе воли человека. Он создан не роботом, исполняющим заложенную в него программу. Он сам отвечает за свои решения и поступки. В противном случае ошибки и преступления людей оправдывались бы изъянами, которые допустил Творец, создавший их. Человеку был предоставлен восьмой день творения для собственного творчества, для проявления своих возможностей, для претворения в жизнь своих чаяний, устремлений, идеалов. И что же получилось в результате? Тот мир, который перед нами и в нас; тот мир, в котором мы живем. Кому-то он представляется прекрасным, для кого-то он ужасен. Но как бы мы к нему не относились, какими благами или несчастьями он не оборачивался для каждого из нас, есть нечто более важное: отношение этого мира людей к миру Природы, к миру Бога. В прежние времена эволюция живых организмов определялась законами биогеосферы — необычайно сложно организованной глобальной системой, насыщенной информацией и лучистой энергией Солнца. В ней естественно возникали самые разнообразные существа и были условия для перехода отдельных видов на все более высокий уровень развития. В ней сформировался и совершенствовался головной мозг, появился человек разумный. Научившись пользоваться огнем, размышлять, трудиться, он стал создавать различные приспособления и сооружения, культивировать животных и растения, преобразовывать ландшафты и благоустраивать для своих нужд окружающую природу, стал хозяином планеты. Биогеосфера — творение Природы. Техносфера — создание человека. Она воплощает и наши достоинства, и недостатки, пороки, незнание. Ее создание происходило стихийно. Быстро сменяющиеся поколения людей воспринимают ее как привычную среду обитания, а потому находятся в ее власти. Цивилизация развивается и деградирует по законам техносферы. Они же воздействуют на культуру и на духовный мир человека, корректируя и перестраивая его на свой лад. Мыслитель, ученый и гуманист В.И. Вернадский верил, что господствующим в науке и философии второй половины ХХ века станет учение о биосфере, а на планете восторжествует разум. Такова основа его концепции ноосферы. Однако произошло то, чего он не предполагал. Техническая цивилизация упрочила господство физико-математических наук и механистического мировоззрения. Всю необъятную, невообразимо сложную Вселенную астрофизики представили в виде примитивной схемы. Вторя им, геофизики удовлетворились столь же сомнительной гипотезой литосферных плит. Биологи отдают предпочтение идее жестокой конкуренции в борьбе за жизнь, естественного отбора... В этих и во многих подобных случаях Природа предстает как скопище мертвой материи, где не остается места жизни и разуму. Есть все основания говорить об общем кризисе современной науки и философии, а также религии. Пути к его преодолению пытается отыскать автор этой книг, сознающий всю безнадежность своих усилий. Ситуация значительно сложней и трагичней, чем кажется на первый взгляд и описывается в бесчисленных выступлениях, статьях и книгах. Человечество, находящееся в полной зависимости от технической цивилизации, материального быта, переживает кризис духовного бытия. Это означает кризис человека. Он превращается в существо, рабски зависимое от техносферы. Более всего содействуют этому — в социальной сфере — общественные системы, основанные на власти денег, буржуазных ценностей. Техническая цивилизация делит человеческую массу на две основные группы: на козлищ и агнцев. Главенствуют привилегированные особи, находящиеся при власти и при капиталах Они пользуются всеми возможными благами (тот самый «жадный хам, продешевивший дух за радости комфорта и мещанства»). Им хотелось бы составить «золотой миллиард» благоденствующих в техносфере. О таких сказано в Евангелии: «Они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Их власть поддерживают миллионы охранников, пособников, интеллектуальных прислужников. Ведомые толпы покорных рабов машин. Принципы материальной выгоды, власти капитала, направляют усилия людей на дальнейшее увеличение количества и разнообразия техники, улучшение ее качества. Такова в самых общих чертах структура и динамика сверхмеханизма техносферы. Она подавляет земную природу, разрушает и загрязняет область жизни. Но главная опасность — формирование и распространение техногенного человека. Индивида, наиболее приспособленного к механизму техносферы. Он подобен ферменту, активизирующему деятельность техновещества и одновременно ненасытно потребляющему его продукцию. Как всякий паразитический организм, он обречен на деградацию. Механическая цивилизация накладывает свою тяжелую печать на душу человека, на его интеллект. Печально сказывается это на познании природы. Расцвет физико-математических и технических наук сопровождается застоем, а то и деградацией естествознания. Окружающий мир предстает современному типовому человеку как бездонная кладовая материалов и энергии, добывать которые надо все в большем количестве. Многочисленные выдержки из гениальной поэмы М. Волошина «Путями Каина», приведенные в данной книге, звучат, увы, еще актуальнее в начале XXI века, чем в начале ХХ-го. Всего лишь за сто лет созданы чудовищные стада механических «лошадей» и «птиц», обладающих колоссальной мощью и скоростью. Но сами-то люди разве стали благороднее, умнее, совестливей, честнее, талантливей? Техника действительно оказалась на грани фантастики. Но людям и природе Земли от этого не благо, а беда. А ведь ныне ученых, деятелей культуры в сотни раз больше, чем их было сто лет назад! Средства массовой рекламы, агитации и пропаганды (СМРАП) запугивают замороченных землян природными катастрофами. В действительности происходит грандиозная и трагическая внутренняя техногенная катастрофа современной цивилизации. Деградирует духовный мир человека. И этот распад пострашней радиоактивного распада, реальней ядерной войны.
Взглянув на окружающий нас искусственный мир, обдумывая состояние духовной среды современных людей, убеждаешься: восьмой день творения, предоставленный человеку для творчества, завершается трагично. Обостряется конфликт технической цивилизации с земной природой и духовным строем личности. Путь Каина ведет к всемирной трагедии для рода человеческого. Но есть ли иной путь? Хотелось бы верить, что наступит... нет, может наступить девятый день творения. Как писал Тейяр де Шарден: «В один прекрасный день человечество признает, что его первая функция — это проникать, интеллектуально объединять, улавливать, чтобы больше понять и покорить окружающие его силы... Торговый рынок может быть переполнен. Когда-нибудь мы опустошим наши рудники и исчерпаем наши нефтяные источники, заменив их чем-нибудь другом. Но ничто на Земле не может, по-видимому, ни насытить нашу жажду знаний, ни исчерпать нашу способность изобретения». Увы, как показывает опыт последних десятилетий, стремление к познанию можно угасить жаждой развлечений, а способность изобретать — использовать для формирования все более механистичной техносферы и подвластного ей человека. Переход на более высокий и более человечный уровень развития потребует огромных затрат сил, информации, энергии. И самое трудное — преодоление собственных пороков, недостатков, низменных побуждений и целей. Не на словах, а на деле. Необходимо преодолеть удушливую интеллектуальную среду, где творческая мысль чахнет и деградирует, порождая специфические убогие мифы и догмы. Столетие назад историк В.О. Ключевский писал: «Научные истины мы превращали в догматы, научные авторитеты становились для нас фетишами, храм наук сделался для нас капищем научных суеверий и предрассудков». Ныне от ученого требуются не дерзания ума и крупные открытия, а знание своего ремесла, исполнительность и умение «делать деньги», приносить доход своим хозяевам. Узкая специализация плодит невежд с учеными степенями и званиями, не способных оценить уровень своего незнания. Но и отличный специалист вынужден подчиняться требованиям окружающей техногенной среды, служить государству или бизнесу. Второе – наиболее губительно для творчества, познания Природы и человека. Ученый превращается в наемного работника, служащего по ведомству науки. Впору задуматься: не пора ли открыть новый революционный интернационал? На этот раз под лозунгом: «Пролетарии умственного труда, соединяйтесь!» Сможем ли мы не только осознать все это и встать на путь преодоления? «Быть или не быть — вот в чем вопрос». ...Человек — микрокосм. Каждый из нас — неповторимое, единственное в своем роде существо во всей Вселенной, каждый находится в центре мироздания, к каждому из нас тянутся лучи от всех звезд. Мы рождены в биогеосфере, являемся ее частью как в материальной, так и в духовной сферах. Мы дышим ее воздухом, пьем ее воду, едим ее продукты, используем ее богатства. Наше тело соткано из земного праха, воды и солнечных лучей. Но есть в нас и нечто более высокое, поистине неземное. Что это? Искра Божья? Частица Разума Вселенной?.. Однако присутствует в нас не только гармония мироздания, которую так трудно услышать в мирской суете. Более очевидны мучительные и порой трагические противоречия внутри и вокруг нас. Можно утешать себя сладкими сказками о счастливом, ослепительно светлом будущем человечества или о посмертном блаженстве души в райских чертогах. Но для каждого поколения и каждого из нас есть только вечное настоящее, пока оно не прекратится. И надо достойно прожить эту жизнь, вне зависимости от того, будет или не будет иная. ...В конце XVIII века выдающийся естествоиспытатель Жорж Бюффон, писал: «Как отвратительна эта умирающая природа! Это я, только я один могу сделать ее приятной и живой: осушим эти болота, оживим эти мертвые воды, заставим их течь, сделаем из них ручьи, каналы... Своим искусством человек раскрывает то, что она таила в лоне своем: сколько неведомых сокровищ, сколько новых богатств!» Не менее крупный естествоиспытатель Жан-Батист Ламарк высказался иначе: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». Кто из них оказался прав? Или оба правы? Как бы то ни было, но теперь, в XXI веке глобальная техническая цивилизация должна дать окончательный ответ: какой из двух путей ей предназначен. Ответ не словом, а действием. Ответ — своей судьбой. Все зависит от каждого из нас и всех вместе. Приходится вновь напоминать об этом. Все зависит не столько от каких-либо экологических мероприятий, а от успехов психоэкологии. Только наведя достойный порядок в своей душе, в психосфере, человек сможет изменить к лучшему окружающий мир. Важны, конечно, и социально-экономические факторы. Они, к сожалению, пока не благоприятствуют расцвету общества и природы. О том, что хотелось бы осуществить, хорошо сказал П. А. Кропоткин: «Создать в обществе такую атмосферу, чтобы большинство вполне импульсивно, то есть без колебаний, совершало бы поступки, которые ведут к благосостоянию всех и наибольшему счастью для каждого в отдельности». Как создать такую атмосферу? Вот в чем вопрос. Одно ясно: меняется мир, меняемся и мы. И хочется надеяться, что изменения эти будут к лучшему. Мы должны преодолеть в себе техногенного человека, несмотря на то, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых», по верному замечанию К. Маркса. Но ведь ушедшие поколения оставили нам и замечательные, поистине драгоценные россыпи мыслей. Надо суметь воспользоваться теми богатствами культуры, которые предоставлены нам. И не только воспользоваться, но и преумножить их. Как писал Тейяр де Шарден: «Больше мочь, чтобы больше действовать. Но в конечном счете и в особенности: больше действовать, чтобы полнее существовать...» Хочется, чтобы эта книга хоть немного содействовала развитию наших взаимоотношений с природой и людьми, со своей собственной душой. Каждому из нас и всем нам вместе суждено такое будущее, которого мы достойны. И сейчас вряд ли можно судить наверняка, каким оно будет.
Грядет ли девятый день творения? Каким ему суждено стать? Вряд ли следует уповать на ноосферу как область господства научной мысли. При всем уважении к науке, приходится иметь в виду: она остается средством управления природой, причем пока еще таким же несовершенным, какой является техника. Помимо науки существует философия, обыденный здравый смысл и религия — в самом широком понимании области веры. Нам надо обдумать и решить: какой смысл существования человечества? Достойно ли оно — достойны ли все мы! — бесценного дара жизни и разума? Кому-то может это показаться пустыми умозрениями. И не только излишними, но и вредными, отвлекающими от бизнеса и прочих важных насущных дел. Возражу словами А. П. Чехова: «Кто искренне думает, что высшие отдаленные цели человеку нужны так же мало, как корове, что в этих целях „вся наша беда”, тому остается кушать, пить, спать или, когда это надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука». Мыслители нашего времени избегают подобных «проклятых» вопросов бытия. А под обличьем «последнего слова науки» преподносят, восхваляют, пропагандируют сомнительные гипотезы, выдаваемые за истины. Хотя иные научные концепции бессмысленней и примитивней, чем религиозные, дошедшие к нам из глубины веков. В космогонических мифах нередко присутствуют загадочные образы и многозначительные символы. Быть может, наиболее мудро выражено это в одном из гимнов Ригведы, которому не менее трех тысячелетий. В нем запредельность первоначального облика мира признана непостижимой не только для ограниченного человеческого разума, но и для богов:
Тогда не было ни сущего, ни не сущего... Тогда не было ни смерти, ни бессмертия; не было Различия между ночью и днем. Без дуновения само собой дышало Единое... Кто поистине знает, кто теперь бы поведал, Откуда возникло это мирозданье? Боги [появились] после сотворения его. [Но] кто же знает, из чего оно возникло? Из чего возникло это мирозданье, создал ли [Кто его] или нет? Кто видел это на высшем небе, Тот поистине знает. [А] если не знает?
Этот миф насыщен идеями (в отличие от современных космогонических теорий, разработанных формально). Он предполагает существование Неведомого и расширяет горизонты познания до неопределенных пределов. Тому же учит нас Библия. Обдумывая вновь и вновь библейские тайны, мы не только возвращаемся к идеям прошлого, не только проникаемся мудростью тысячелетий, но и лучше понимаем настоящее, а также более четко представляем себе варианты будущего человечества. В нашу эпоху материальный быт вытесняет духовное бытие. Так не может продолжаться долго. Уже в ближайшие годы придется сознательно выбирать дальнейший путь глобальной цивилизации: или к окончательному царству техники, где нет места человечности, или к преодолению техносферы и техногенной личности. Основа девятого дня творения — очищение души человеческой от скверны. Для осуществления этой цели одной лишь науки не достаточно. Она должна выступить совместно с искусством, философией и религией. Только такое объединение усилий во имя высоких идеалов может стать спасительным и прекрасным для людей, Природы и Того, Кто незримо присутствует в мире.
История жизни на Земле
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Летопись жизни Возраст, Эра Период млн. лет
Формирование биогеосферы (предположительно) Становление биосферы более 4500
Бактерии, Архейская одноклеточные водоросли ----------------------------------------------- 2700 ------------------------------------------------------------- Расцвет водорослей, Проте- одноклеточных ро- Оледенения 670 — 680 зой- ---- -------------- Появление многоклеточных ская Вендский животных ----------------------------------------------- 570 — 600 ---------------------------------------------------- Появление позвоночных животных. Палео- Кембрийский Оледенение зой- Появление и расцвет ская Ордовикский беспозвоночных (ранняя) Силурийский ------------------------------------------------- 400 ------------------------------------------------------ Появление и расцвет Палео- Девонский споровых растений зой- Каменно-Оледенение ская угольный Расцвет беспозвоночных, ская рыб, амфибий (поздняя) Пермский -------------------------------------------------- 230 ------------------------------------------------------- Появление млекопитающих Мезо- Триасовый покрытосемянных растений. зой- Юрский Господство рептилий, ская Меловой голосемянных растений -------------------------------------------------- 65 --------------------------------------------------------- Господство млекопитающих Палеогеновый и птиц, Кай- покрытосемянных но- растений зой- Неогеновый 2 — 3 ская Ледниковая эпоха. Четвертичный Появление и становление (антропогеновый, человека ледниковый, Появление техники плейстоцен) ----------------------------------------------- 0, 01 — 0, 03 -------------------------------------------------Господство человека, становление Техно- и расцвет техники, распространение техногенных ландшафтов и видов зойская животных, растений _____________________________________________________________________________ Примечание. В геохронологии принято составлять подобную таблицу в обратном порядке: от современной эпохи — к прошлому. Начало геологической истории (4,5 миллиардолетий назад) датируется по возрасту соответствующих ископаемых остатков. О более раннем времени нет никаких достоверных сведений. Датировка геохронологических границ во всех случаях приблизительная; колебания в ту или другую сторону могут достигать 5% от абсолютного возраста. Принципиально это ничего не меняет. Изменения живых организмов происходили не одновременно по всей планете и не сразу, а начинались в некоторых отдельных очагах и распространялись постепенно. Например, вымирание рептилий, динозавров длилось не менее двадцати миллионолетий. Эпохи крупных оледенений (ледниковые) были в начале вендского периода и, возможно, в конце его, на границе каменноугольного и пермского периодов, а также в четвертичный период. Прежние ледниковые эпохи были несравненно продолжительней нынешней. Однако в наше время изменения климата во многом связаны с деятельностью человека, техногенезом. Когда речь идет о геохронологических датах, учитывая недостаточную точность определений, предпочтительней говорить — миллионолетие и миллиардолетие (а не миллион и миллиард лет), как принято и в человеческой истории в подобных случаях употреблять слова — тысячелетие, столетие (век). Наиболее сложные проблемы геохронологии связаны с верхней и нижней частями таблицы. Существует обоснованное мнение, что можно выделить особую «эру человека», или, что точнее, «эру техники» (антропозойскую, технозойскую). За последние 30 — 10 тысячелетий на Земле происходили значительные изменения фауны, флоры, ландшафтов в результате использования человеком огня, техники. Выделенная в данной таблице технозойская эра официально не принята в геохронологии, хотя имеет убедительное обоснование: А. Е. Ферсман выделил особый геологический и геохимический процесс — техногенез, — активно проявивший себя на планете и в околоземном космосе. Для докембрийских эпох только в позднем протерозое сравнительно недавно удалось выделить один период (вендский). Граница между протерозоем и археем в значительной мере условна; нижняя граница архейской эры не установлена.
СОДЕРЖАНИЕ
Пролог. В поисках истины.............................................................1
Часть I. МИРОЗДАНИЕ Глава 1. Начало начал Первые четыре Дня....................................................................7 Комментарии богословов...........................................................9 Из «Исповеди»...........................................................................13 Серьезное отношение к Библии...............................................15 Выводы.......................................................................................19 Другие версии............................................................................20 Можно ли узнать о начале начал?............................................23 Глава 2. Научные искания Познание — это труд.................................................................26 Как складываются научные концепции...................................29 Вселенная с красным сдвигом..................................................32 В каком мире мы живем?..........................................................35 Всемирный беспорядок.............................................................37 Стрела времени..........................................................................40 Пределы научной мысли...........................................................43 Глава 3. Синтез знаний О пользе размышлений..............................................................45 Вопреки здравому смыслу.........................................................48 Относительно теории относительности...................................51 Естественная ли наука физика?................................................54 Наука о том, чего нет на свете..................................................57 Всеобщая теория относительности..........................................62 Хаос порождает порядок?.........................................................66 Янус—космология.....................................................................68 Сравнение не в пользу науки....................................................71 Что есть реальность?..................................................................72
Часть II. ЖИЗНЬ Глава 1. Библейское предание Дни пятый и, отчасти, шестой...................................................76 О длительности Дней творения.................................................77 Удивительные соответствия......................................................80 Критический анализ....................................................................81 О смысле смерти..........................................................................85 Еще одна религиозная концепция..............................................87 Аллегорическое толкование.......................................................89 Глава 2. Познание жизни Возникла ли жизнь на Земле?.....................................................90 Тщетные усилия...........................................................................94 Для жизни не хватает времени...................................................97 Убийца из космоса.....................................................................100 Время жить, время вымирать....................................................102 Спор с палеоботаником..............................................................104 Почему вымирают наименее приспособленные?....................107 В чем же ошибался Чарлз Дарвин?...........................................110 Волны жизни...............................................................................114 ...Возрождение—расцвет—совершенство—кризис................117 Жертвы собственного могущества и совершенства................121 Живое от живого.........................................................................124 Глава 3. Жизнь на Земле и во Вселенной Что есть Жизнь?..........................................................................126 Планеты мертвые и живые.........................................................127 Погоня за новизной.....................................................................132 Откровения морегеологов..........................................................135 Решающий эксперимент.............................................................139 Лжепророчества в науке.............................................................141 Материки-амёбы..........................................................................142 Живородящая биогеосфера.........................................................146 Практичность научных теорий...................................................151 О жизни вечной............................................................................152
Часть III. ЧЕЛОВЕК Глава 1. Завершение шестого Дня Венец творения (первая версия).................................................157 Венец творения (вторая версия).................................................159 Вопросы, требующие ответов.....................................................162 Авель и Каин.................................................................................164 «Путями Каина»............................................................................168 Глава 2. От простого — к сложному Последний этап эволюции...........................................................171 Что такое прогресс?......................................................................173 Критерии прогресса......................................................................177 Путь к совершенству.....................................................................181 Феномен человека..........................................................................185 Случайность или закономерность?..............................................190 Ограниченность естественного отбора........................................193 Гипотеза номогенеза......................................................................195 Целеустремленность жизни...........................................................201 Глава 3. Цивилизация—природа—личность Гнев Господа...................................................................................204 Правда о Всемирном потопе..........................................................206 Дерзновенные строители................................................................209 Человек против природы................................................................211 Так ли всё плохо?............................................................................213 Что происходит с психосферой?....................................................217 Новая Земля — новый человек......................................................224
Часть IV. РАЗУМ Глава 1. Дар или обретение? Запретный плод...............................................................................227 Биоинтеллект...................................................................................230 Геоинтеллект...................................................................................232 Разум Земли и человека..................................................................235 Глава 2. Техногенный интеллект Синтез знаний..................................................................................238 Техногенный человек......................................................................240 Стандартизация умов......................................................................243 Мракобесие......................................................................................249 Деформация духовного мира.........................................................252 Ноосфера..........................................................................................259 Человек разумный... а дальше?......................................................264 Глава 3. Космос и микрокосм Сокровенное имя.............................................................................265 Сверхразум.......................................................................................268 Повинуясь высшим силам..............................................................272 Предназначение человечества........................................................277 О научном незнании........................................................................284 Чем мы думаем, когда думаем, что думаем чем-то?...................286
Эпилог. Девятый день творения...........................................................290
Приложение. История жизни на Земле................................................299
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.47 (0.013 с.) |