И заповедал господь бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И заповедал господь бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.



И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника. соответственного ему

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

В отличие от первого варианта предания, здесь женщина появляется не вместе с мужчиной и не равной ему в этом отношении, а как его часть. Понятно, что такова аллегория семьи, где безусловный глава мужчина, а женщине предустановленно быть ему помощницей.

Реалистичная деталь: применение «наркоза» для проведения операции по извлечению ребра. Поистине странное, парадоксальное сочетание фантастических и реалистических образов и событий. Ведь нет сомнения, что для Бога не было бы никакой необходимости прибегать к подобным действиям: достаточно было сказать Слово.

Судя по всему, в данном случае перед нами отголоски древнего мифа какого-то из племен иудеев. Он обращен не к внешнему миру природы, а к внутреннему миру человека, и призван определить моральные принципы, а не раскрывать тайну творения. Вряд ли случайно Блаженный Августин предпочел аллегорическое толкование всех событий шестого Дня. Так ему не пришлось сопоставлять два варианта, имеющих значительные расхождения.

По одной из версий, сотворение женщины столь странным путем призвано было показать единство рода человеческого. Подобная гипотеза о происхождении людей от единого предка существует в науке. Хотя доказать ее так же трудно, как и альтернативную: происхождение от нескольких предков.

При раскопках Вавилона были обнаружены глиняные таблички с изложением мифа о том, как богиня Нинти лечила больное ребро бога Энки. А имя Нинти означает «женщина, дающая жизнь», а также «женщина от ребра» (по-видимому, что-то в роде костоправа). Из-за такого двойного смысла ее имени могла возникнуть легенда о сотворении женщины из ребра мужчины. В таком случае, данная версия стала отголоском вавилонского мифа. Такое толкование вполне вероятно, ибо, как мы убедимся позже, таким заимствованием является, в частности, знаменитая легенда о Всемирном потопе.

 

Вопросы, требующие ответов

 

Прежде всего, следует оговориться: с позиций науки допустимо толковать только первый вариант творения человека. Второй вариант требует преимущественно философского и психологического осмысления. При этом, как для всякой аллегории, открываются широкие возможности для субъективных домыслов.

Как возник человек разумный? Было ли это единым актом творения, или происходило становление данного вида гоминид на Земле по ее непреложным законам?

Сторонники непроходимой пропасти между человеком современного вида и другими тварями, еще в середине ХIХ века начали обвинять Чарлза Дарвина в том, что он якобы опроверг своим учением библейскую идею божественного происхождения человека, а стало быть, приравнял нас и животных. В ту пору немало было карикатур на Дарвина, изображаемого в виде обезьяны.

Самое удивительное и весьма прискорбное, что в наше время возродились точно такие же дремучие предрассудки, свидетельствующие о торжестве суеверий и мракобесия во многих умах. Ведь вовсе не Дарвин открыл давным давно известный факт замечательного сходства человека с высшими обезьянами. Это отмечали неглупые люди еще со времен античности.

Задолго до Дарвина шведский натуралист Карл Линней, основываясь на данных анатомии и физиологии, выделил род «человек» (Хомо), входящий в семейство «гоминиды», составляющее часть «гоминоидов» из подотряда «антропоиды» отряда «приматы» класса «млекопитающие» типа «хордовые» царства животных. Таким образом, наш вид «сапиенс» (разумный), согласно такой классификации, ничем особо не отличается от прочих представителей рода человеческого.

Впрочем, есть еще один, вымерший сравнительно недавно, тоже вполне разумный вид человека. Пришлось придумать для самих себя подвид с двойным названием: хомо сапиенс сапиенс (или сапиенсис). Но что может означать по сути такая двойная разумность? Можно даже предположить, что этим подчеркивается неоднозначность проявлений разума: и как созидающей, и как разрушительной силы. К тому же, суеверия и мракобесие, а также глупость и невежество свойственны только нашему подвиду, ибо разум способствует и великим достижениям, и чудовищным заблуждениям.

Ни Дарвин, ни его сторонники никогда не утверждали, будто человек произошел от обезьяны. Ученые утверждают лишь существование общих далеких предков людей и некоторых видов нынешних обезьян. То есть, мы являемся дальними родственниками шимпанзе, орангутанов, горилл, гиббонов — не более того. Так же имеют родственные связи свиньи и гиппопотамы. Но ведь никто же не говорит, будто бегемоты произошли от свиней или наоборот.

Кстати, в одном африканском племени миф о сотворении человека был весьма похож на имеющую определенные основания идею трудового фактора, способствовавшего превращению «зверолюда» в человека разумного. Этот миф так понравился английскому поэту и писателю Редьярду Киплингу, что он перевел его в стихотворную форму.

Итак, в этом африканском племени существовало предание, что когда-то на земле не было людей, а обитали одни обезьяны. Они питались плодами, были беспечными и веселыми. Но вот нашлись среди них те, кто был недоволен своим видом и образом жизни. Они решили благоустроить свой быт и сделать привлекательней наружность. Ради этого стали упорно трудиться и отрезали себе хвосты.

С тех пор умные обезьяны по-прежнему продолжают беззаботное существование. А бесхвостые работяги вынуждены все больше и больше сил и времени отдавать труду, мучиться и ссориться между собой за собственность. Это и есть люди.

Итак, первый вопрос: как возник человек разумный?

Как твердо установлено, в своем строении мы недалеко ушли — и не всегда в лучшую сторону — от прочих высших обезьян. Значит, следует обратить особое внимание на главную нашу особенность: наличие большого и чрезвычайно сложного головного мозга. Как могла сформироваться такая удивительная биологическая система, вместилище разума?

Если предположить, что эволюция живых организмов происходит благодаря случайным мутациям и закреплением тех из них, которые благоприятствуют естественному отбору, то неизбежен вывод: мозг человека — практически невероятное создание природы. И тогда остается признать его чудесное происхождение.

Ученые биологи предпочитают ссылаться не на чудо, а на прогрессивную эволюцию. Придумывают гипотезы, призванные объяснить ее механизм. Хотя, как мне кажется, ни одна из них пока еще не оправдывается.

Однако это не значит, что надо признать чудесное происхождение головного мозга человека. Тем более что и у ископаемых предков людей, и даже у шимпанзе или дельфинов, китов или слонов мозг столь же невероятен.

Стало быть, надо искать объяснение этому удивительному явлению — увеличению объема и сложности головного мозга в процессе эволюции не только гоминид, но и ряда других семейств млекопитающих. И почему только млекопитающих? То же наблюдалось у предков современных земноводных и рептилий.

Этой проблеме мы посвятим вторую главу этой части.

 

Авель и Каин

 

Обратимся еще к одному эпизоду, продолжающему тему сотворения человека (о грехопадении Евы и Адама мы поговорим особо). Повествуется о двух сыновьях первой пары людей. С этого, в сущности, начинается человеческая история согласно библейскому преданию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.006 с.)