Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что происходит с психосферой?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Даже оптимистически настроенные ученые и философы признают, что современная цивилизация балансирует на грани допустимого. Состояние такого неустойчивого равновесия не может продолжаться долго. Подобно канатоходцу, цивилизация имеет возможность не только рухнуть вниз, но и подняться на более высокую и вполне устойчивую ступень. Для того чтобы упасть, не приходится тратить усилий. Скольжение под откос или падение в пропасть происходят по естественным законам гравитации. А вот для того, чтобы подниматься в гору, переходить на более высокий уровень, приходится эту самую гравитацию преодолевать, затрачивая порой немалые усилия, а в критических случаях — напрягая все свои физические и духовные силы. Именно к такому критическому рубежу подошла глобальная техническая цивилизация. Об этом можно судить не только по нынешней взрывоопасной ситуации в мире, не только по научным прогнозам, основанным на статистических данных и кибернетических моделях, но и по высказываниям, к примеру, оптимистически настроенного Элвина Тоффлера. Вот что он пишет: «Мы фактически переживаем не просто разрушение техносферы... Но также распад ее психосферы. ..Увеличивается процент подростковых самоубийств, ошеломляюще высок уровень алкоголизма, широко распространены психологические депрессии, вандализм и преступность. В Соединенных Штатах пункты первой помощи переполнены наркоманами, употребляющими марихуану, амфетамин, кокаин, героин, не говоря уже о людях с «нервными расстройствами»... В Вашингтоне президентская Комиссия по психическому здоровью объявляет, что не меньше четверти граждан США страдает от той или иной формы сильного эмоционального стресса. А психолог из Национального института психического здоровья, утверждающий, что практически не осталось семьи, в которой не страдали бы от той или иной формы психического расстройства, заявляет, что «психическое возбуждение... Достигло угрожающих размеров в американском обществе, находящемся в замешательстве, разделенном и обеспокоенном своим будущим». ...Каждый день жизни — это ходьба по лезвию ножа. Нервы напряжены до предела, и драки, и выстрелы в подземках или очередях на бензоколонках едва сдерживаются. Миллионы людей устали от насилия. Более того, на них постоянно наступает все увеличивающаяся армия взвинченных, странных личностей, недоумков, чудиков и психов, чье антисоциальное поведение средства массовой информации часто окружают романтическим ореолом... Тем временем миллионы людей занимаются поисками своей идентичности (самих себя) или какого-то магического средства, которое помогло бы им вновь обрести свою личность, мгновенно дало бы ощущение близости или экстаза, привело бы их к более «высокому» состоянию сознания». Прошу прощение за длинную цитату. Она очень выразительна. Причем Тоффлер оговорился: такова ситуация пока еще преимущественно в Соединенных Штатах. Но за два десятилетия, которые прошли со времени опубликования его книги «Третья волна», отрывки из которой приведены выше, ничего не изменилось к лучшему. Как бы не наоборот! Есть все основания говорить, что современная техническая цивилизация переходит в наркоцивилизацию. И это связано не столько с возрастающими масштабами использования химических наркотиков. В За последние десятилетия наиболее мощно воздействуют на сознание людей и деформируют — в глобальном масштабе — человеческую личность электронные средства массовой рекламы, агитации, пропаганды (сокращенно — СМРАП). В принципе, подобные воздействия могли бы приносить пользу, пробуждая в людях чувства высокие и добрые, повышая культуру мысли, содействуя справедливости, свободе, равенству, братству... А что происходит в действительности? Современный массовый человек превращается в бездумного и безвольного потребителя материальной и интеллектуальной пищи, причем последняя предоставляется ему преимущественно в самом убогом виде, потакает его низменным чувствам и помыслам. Техногенный человек становится крохотной частичкой телетолпы. Его сознание обработано специальными психотехнологиями, которми пользуются СМРАП. Электронные и химические наркотики отравляют психику человека. Такой в наше время стала главная, коренная проблема глобальной экологии: охрана психосферы! Это, конечно, не означает, будто не надо заботиться о состоянии природной среды, о совершенствовании технологий и внедрении экологичной техники. Все это необходимо, но совершенно недостаточно. Химическое загрязнение воздуха и воды, как свидетельствует наш опыт, опасны меньше, чем загрязнение и деформации духовной среды, психосферы. Опасность эта возрастает вдвойне потому, что пока еще ее недооценивают или даже не сознают. До сих пор много говорят и пишут о проблемах технической экологии, охраны биосферы и физического здоровья людей. Но слишком мало внимания обращают на очень сложные и запушенные проблемы охраны психосферы и психического здоровья, которые относятся к ведению психоэкологии. О такой науке мало кто говорит даже в среде профессиональных экологов. (Если не ошибаюсь, первым написал о ней я четверть века назад.) Итак, мы пришли к неутешительным результатам. Само собой ничего не изменится к лучшему. Катиться под уклон легче, чем взбираться в гору. Без напряжения интеллекта и воли, всех духовных сил, человечество не сумеет преодолеть кризис, в котором находится современная техническая цивилизация. Как писал замечательный наш философ Николай Бердяев, человек из образа и подобия Божия превращается в образ и подобие машины. Техносфера сотворила и продолжает создавать многочисленные «подвиды» техногенного человека по своему образу и подобию. Каждый из нас в большой или малой степени наделен чертами этой механической личности. Более всех одурманены иллюзиями техногенного рая самые влиятельные социальные группы — руководители производств и государств, имущие власть и капиталы. Они вынуждены служить на благо техносферы, ибо являются ее наиболее важными винтиками, гаечками, болтиками и другими механическими придатками. Идет стихийный отбор таких людей, стремящихся к богатству и власти. Они со своими материальными интересами наиболее соответствуют техносфере. Не менее ей необходим тип человека другой разновидности: безропотный исполнитель, готовый за материальные блага на любую — в особенности интеллектуальную — работу (тот самый «жадный хам, продешевивший дух», о котором писал Максимилиан Волошин). Наиболее массовые разновидности — представители одурманенной телетолпы. Они руководствуются, сами того не понимая, внедренными в их сознание и подсознание установками. Множится и такая шизофреническая фигура, как наркоман, погруженный сначала в райскую, а затем адскую бездну мира иллюзий... Вопрос не в том, чтобы напряженно и лихорадочно искать выход из сложившейся трагической ситуации. Выход известен. Он очень прост: у нормального человека духовные потребности должны преобладать над материальными. Другого выхода из кризиса нет, если не считать таковым самоуничтожение рода человеческого. Ресурсы биосферы ограничены и это надо иметь в виду. Они начинают убывать с угрожающей быстротой. Материальные потребности сотен миллионов людей (так называемого «золотого миллиарда» далеко не самых лучших представителей рода человеческого, хотя и наиболее богатых) растут постоянно. Под неистовым напором техносферы область жизни опустошается. Постоянно увеличиваются и достигли критических масштабов контрасты между богатыми странами и бедными (экономическими и экологическими колониями), между живущими в роскоши и в нищете, между представителями разных стран и народов, религиозных убеждений, политических пристрастий. В мире непрерывно происходят малые и большие войны. Социальные и политические конфликты, жестокая и нечестная идеологическая борьба, техногенные и природные катастрофы. Что же дальше? Чем завершится очередной переходный период, наиболее острый и опасный из всех, которые происходили прежде? Античные греки-эпикурейцы пытались свести смысл жизни человека и его счастье к простейшим радостям: «Голос плоти — не голодать, не жаждать, не зябнуть. У кого есть это и кто надеется иметь это и в будущем, тот даже с Зевсом может поспорить о счастье». Но вспомним и другую позицию. Демокриту приписывают такую мысль: «Если бы счастьем было услаждение тела, счастливыми называли бы мы быков, когда они находят горох для еды». Сенека подчеркнул потребность в познании: «Человек, не имеющий понятия об истине, никоим образом не может быть назван счастливым». Впрочем, оставим в стороне философские рассуждения на эту тему. Еще раз обратим внимание на данные научных исследований. По материалам американского биофизика X. Дельгадо, в мозгу человека раздражение 360 точек вызывает ощущение слабого удовольствия, 31 точки — среднего и 8 — сильного, граничащего с эйфорией. Неприятные ощущения вызывает раздражение 200 точек. Нет ничего удивительного в том, что «центров удовольствия» так много. Такова естественная стратегия жизни: организму предоставлена возможность получить больше приятных ощущений, чем неприятных. Тем самым стимулируется желание жить, потребность в существовании. Она поистине фундаментальна. А зачем же тогда многомудрая природа или Бог предопределили не только удовольствие, но и страдание? Для того, чтобы избегать опасностей, испытывать сострадание, оказывать взаимную помощь... Отсюда исходит, по-видимому, и потребность в познании, благодаря которому появляется возможность активно избегать неприятностей и стремиться к счастью, находя пути для его достижения. Итак, природа позаботилась о том, чтобы мы получали от жизни больше удовольствий, чем неприятностей, а значит, испытывали потребность в существовании и деятельности физической и умственной. Эта деятельность привела к созданию техники не просто как орудий труда, а как глобального техновещества (технос), вытесняющего и подавляющего биовещество (биос). Подсчеты показывают, что на Земле масса техники и ее активность соизмеримы с биомассой и ее активностью (техномассу составляют все технические сооружения и используемые ресурсы). Еще сравнительно недавно, во времена братьев Гумбольдтов, Байрона, Канта, Гете, Гердера, Лобачевского, Пушкина, Достоевского и многих других великих людей, удавалось прекрасно обходиться без личных машин и компьютеров. Так было на протяжении многих тысячелетий. Существовали и реализовывались потребности биогенного человека. Теперь для многих миллионов людей не только в работе, но и в быту сложнейшие механизмы и приборы стали необходимостью. Сформировалась устойчивая потребность в технике, и не просто в жизненно необходимой, но максимально комфортной, желательно новейшей и модной. Такие потребности — порождение техносферы, определяются экономической выгодой и характерны именно для техногенного человека. Теперь предположим, что и впредь будет расти и расширяться сфера потребностей современных людей. Какие материальные идеалы имеет техногенная личность? Роскошная квартира в городе, загородный коттедж, бытовые приборы, персональный компьютер, два-три автомобиля на семью, кондиционер и многое другое. Для значительного количества богатых людей такой техногенный комфорт не выглядит чрезмерным. У сверхбогатых имеются личные самолеты и океанские лайнеры, дворцы. Но если на Земле появится хотя бы десяток миллиардов легковых автомобилей, не говоря уж обо всем остальном, это будет равнозначно всемирной катастрофе. Сейчас средний американец потребляет в сотни раз больше природных ресурсов (при таком же соотношении отходов), чем средний индиец. Причем подавляющее количество энергии и материалов тратится на технику. И что же, средний американец живет значительно счастливее и беззаботней, чем простой индиец? Как бы не наоборот! Однако техногенному человеку доступно нечто такое, о чем не мог даже догадываться его недавний предшественник: техногенное счастье, как говорят ныне, полнейший кайф. Для этого нет никакой необходимости затрачивать огромные средства и приобретать материальные ценности. Достаточно с помощью слабых электроразрядов или определенных химических препаратов раздражать «центры удовольствия» головного мозга. Радость без границ и без причин! Почему бы и нет? Сократятся до минимума материальные потребности, снизится активность техногенеза, а значит, возродится земная природа. Это же апофеоз наркоцивилизации! Конечно, это гипотетический крайний случай, предельный результат. Но и без того нечто подобное осуществляется постоянно, хотя и не так явно. В конечном итоге электронные средства развлечения наркотизируют сознание, подавляют рассудок, вызывают так называемые положительные эмоции, что и соответствует раздражению — хотя и опосредованному — тех же «центров удовольствий». Очень может быть, что людям моего поколения или даже более молодым невозможно прочувствовать то, что наполняет безотчетной радостью душу молодого человека, с детства воспитанного на «психоделической» музыке. Она не только возбуждает тягу к наркотику, но и сама им является. «Постмодернистский обыватель, — пишет философ Жиль Липовецки, — поневоле слышит музыку с утра до вечера; его так и подмывает куда-то бежать, уноситься и погружаться в пространство, наполненное синкопами; ему необходима стимуляция, эйфорическая или опьяняющая дереализация окружающего мира... Музыка помогает устранить противоборство между реальным и воображаемым, что прежде всего означает трансформацию реальности и индивида». По свидетельству психиатра А. Г. Данилина: «У подростков, истово увлеченных отечественной поп-музыкой, входящих в фан-клубы поклонников «тяжелого металла», панк-рока или просто постоянных посетителей ночных клубов... практически не удавалось добиться стойких перерывов в употреблении наркотиков». Обратим внимание на такое замечание Липовецки: «Музыкальная революция, конечно же, связана с технологическими изобретениями сословия торговцев...» Понятно, изобретения-то делали ученые, инженеры, а вот пользу извлекли из этого «бизнесмены», торговцы. Стремление к выгоде вынуждает их всеми возможными средствами расширять спрос на приносящую доход электронику, включая компьютеры, так же как на автомобили. Надо заставить обывателя поверить, что без подобных предметов ему не обойтись, и лучше всего приобретать новейшие изделия. Принцип — «спрос рождает предложение» — относится лишь к необходимейшим продуктам. Во всех других случаях преобладает система управления спросом, прежде всего через рекламу и организацию соответствующего общественного мнения. Это необходимо делать для того, чтобы продолжался рост производства и осуществлялся дальнейший технический прогресс, пусть даже он вредит природе и человеку. Сто или двести лет назад многие серьезные мыслители предполагали, что благодаря успехам технической цивилизации люди избавятся от необходимости трудиться много часов в сутки, получат массу свободного времени, которое смогут использовать для саморазвития, творчества и полезных дел. Так поначалу и происходило, хотя и не без жесточайших экономических кризисов капиталистической системы. Во второй половине XX века удалось наладить более или менее стабильный экономический рост, а технические достижения стали поистине грандиозными. И что же в результате? Много ли у современного человека свободного времени (если он не безработный)? А когда времени достаточно, то на что оно расходуется? Наблюдается ли в мире вообще и в наиболее процветающих странах в частности духовный расцвет? Можно ли назвать хотя бы миллионеров подлинно счастливыми людьми?.. Увы, мечта о техногенном комфорте завораживает умы очень и очень многих людей. Но сколько бы они ни приобретали вожделенных вещей, возбуждая тем самым на некоторое время мозговые центры небольших удовольствий, ощущение счастья приходится в конце концов получать с помощью наркотических средств. Благо, что техника и наркотики способны предоставить иллюзию познания, иллюзию свободы, иллюзию единения с миром и людьми, иллюзию любви (например, секс). Перестраивая окружающий мир, человек движим не столько реальными потребностями, сколько иллюзорными представлениями о благополучии, счастье. А эти представления зависят от пропаганды, рекламы, общественного мнения, социальных идеалов. Для общества потребления, которое соответствует техносфере, характерны индустрия развлечений, массовая культура, стандартизация личности. «Все это обуславливается тем, — пояснял психолог и физиолог В.М. Бехтерев, — что личность, благодаря подражанию, внушению и убеждению приобретает с воспитанием господствующие навыки и взгляды, становится шаблонным выразителем своей среды... Словом, вместо того, чтобы проявлять себя особым образом, личность оказывается в большинстве своих действий и поступков, а равно и в своих заявлениях представителем общества, а не самого себя». Не только научная мысль, но и обыденный опыт доказывает неразрывность понятий личного и общественного счастья. Иначе и не может быть: личность проявляет себя в обществе, общество проявляет себя в личности. Об этом писал, в частности, Л.Н. Толстой: «Жизнь истинная есть только жизнь общая всех, а не жизнь одного. Все должны работать для жизни других». Оригинальный русский философ Н.Ф. Федоров уточнял: «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». Предоставляет ли современная цивилизация условия для такой нормальной человеческой жизни или хотя бы поддерживает биологически оправданную установку на такую жизнь? Нет, ни в коей мере. Напротив, она содействует разобщению людей, озабоченности личным благополучием. Хотя и в американском классическом и ненасытном обществе потребления в середине XX века было сказано Генри Торо: «Никто еще никогда не проигрывал на душевной щедрости. На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается». Новая Земля — новый человек С приведенным выше высказыванием Торо согласятся, пожалуй, многие. Кто-то и возразит, но только ради самоуспокоения (если он богат) и по недомыслию (если он беден). Избыточные деньги могут удовлетворить только жажду роскоши и безделья. Счастье не купишь. Казалось бы, всем понятно, что необходимо «создать в обществе такую атмосферу, чтобы большинство вполне импульсивно, т.е. без колебаний, совершало бы именно те поступки, которые ведут к благосостоянию всех и к наибольшему счастью для каждого в отдельности». Так полагал анархист князь П.А. Кропоткин. Мысль вроде бы очевидная. Но почему же она не претворяется в жизнь? Более тридцати лет назад X. Дельгадо утверждал: «Более глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и уменьшит ненужные страдания людей. Управление гигантскими силами, вызванными к жизни человеком, требует развития определенных психических свойств, способных направить разум не только на покорение природы, но и на то, чтобы сделать цивилизованной психику самого человека». Почему же этого не произошло? Ответ помогает найти анализ последней фразы Дельгадо. Ученый пишет о покорении земной природы, а не познании ее для сосуществования с ней. Такова одна из устойчивых, хотя и не всегда осознанных установок техногенного человека. А что значит «сделать цивилизованной» психосферу? Сам же Дельгадо писал: «Трагедия нашей цивилизации состоит в том, что, несмотря на огромные достижения в материальной сфере, наша цивилизация не только не смогла разрешить человеческие конфликты, но даже усилила их и одновременно породила совершенно новые и неожиданные проблемы». В таком случае объективно должен происходить процесс адаптации психики человека к той цивилизации, которая постоянно увеличивает материальные потребности, ибо с помощью такого морального рычага активизируется техногенез, создается новая техника в возрастающем объеме и разнообразии. Техническая деятельность человека может усиливаться иным путем: не с целью сделать богатых еще богаче и увеличить их численность, а для повышения благосостояния всех, прежде всего малоимущих, как об этом писал Кропоткин. Почему цивилизация не вступила на этот путь? Почему богатые страны и социальные группы продолжают богатеть, а бедные остаются в большинстве и вынуждены прозябать? Почему до сих пор астрономические суммы индустриально развитые страны, более всех США, тратят на технику уничтожения людей и всего живого, а не на возрождение земной природы? Ведь сами же эти страны все чаще страдают от природных катаклизмов, вызванных глобальной деятельностью человека. Терроризм, о котором так много теперь говорят, порожден не какими-то религиозными убеждениями, а почти исключительно чудовищным социальным неравенством. Бедность и безысходность вынуждают одних идти на отчаянные и бесчеловечные поступки, а другим позволяет управлять этими людьми по своей воле и для достижения своих целей. Хотя, конечно же, некоторые акты террора вызваны чувством бессилия человека, жаждущего справедливого общественного устройства, восстающего против социальной несправедливости, гегемонии отдельных государств и народов. Все осуждают индивидуальный, групповой, классовый террор. А государственный терроризм, когда более сильная держава запугивает и подавляет слабых, воспринимается сдержанно, как само собой разумеющееся. И неудивительно: техногенный человек привык подчиняться своим экономическим хозяевам. Случайно или нет, в Нью-Йорке террористы-смертники (и убийцы) направили самолеты на здания Международного торгового центра. Возможно, они учли конструктивные особенности зданий и хотели причинить наибольший ущерб. Но как бы там ни было, именно торговля определяет основные параметры современной цивилизации и путь ее развития. Как только в основу экономики поставлен принцип получения максимальной материальной выгоды, даже государственные и глобальные владыки (ГВ) не смогут, не пожелают, не помыслят поступать иначе. Ведь они воспитаны в данной системе ценностей и приспособлены к ней в наибольшей степени по сравнению с остальными людьми. Моральные потрясения, вызванные двумя мировыми войнами, способствовали дестабилизации массового сознания. Эти потрясения могли, как предполагал Вернадский, содействовать обновлению мира и духовному возрождению человечества. Колоссальные достижения военной техники могли быть использованы для познания природы, в космических исследованиях и атомной энергетики, для создания ноосферы... Ничего подобного не произошло. На Земле появилось еще больше техники, в том числе и военной. Техническим развитием стал определяться экономический потенциал страны. А экономика ориентирована почти исключительно на производство материальных ценностей, главным образом технических систем и всего того, что содействует их работе и усовершенствованию. В этом замкнутом глобальном цикле земной природе предопределена роль комплекса естественных ресурсов, а людям — своеобразного фермента, ускоряющего процесс, и потребителя определенной продукции, в частности техники. Человек в техносфере не цель, а средство. «Иногда представляется такая страшная утопия, — фантазировал Н.А. Бердяев. — Настанет время, когда будут усовершенствованы машины, которыми человек мог бы управлять миром, но человека больше не будет. Машины сами будут действовать в совершенстве и достигать максимальных результатов. Последние люди и сами превратятся в машины, но затем и они исчезнут за ненадобностью и невозможностью для них органического дыхания и кровообращения. Природа будет покорена технике. Новая действительность, созданная техникой, останется в космической жизни. Но человека не будет». Скажем так: биогенного человека не будет. Останется лишь техногенный. Люди делают все возможное для того, чтобы их можно было заменить без ущерба для техносферы. Появляются усовершенствованные автоматические линии, роботы, автоматы, компьютеры. «Человеческий фактор» становится все менее существенным. Вспомним, что уже сейчас на удовлетворение биологических и духовных нужд человека тратится в десятки, если не в сотни раз меньше энергии и материалов, чем на технику. Человеческая природа не может мириться с тем, что ее подавляют и перестраивают на механический лад. Несмотря на пластичность духовного мира, помогающей человеку приспосабливаться к самым различным, порой поистине бесчеловечным условиям, она изначально предназначена творящей биосферой для великих свершений. Мы за всю жизнь не используем и десятой доли возможностей головного мозга. Явлен человек — так показывает его история — не для того, чтобы приспосабливаться, а для того, чтобы творить, предельно полно проявлять свои способности, свой интеллектуальный потенциал. Если этого не происходит, если он вынужден играть роль винтика техносферы, то для самосохранения приходится наркотизировать сознание. Способов для этого изобретено предостаточно.
Часть IV. Р А З У М Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
Владимир Маяковский
Глава 1. Дар или обретение?
Запретный плод
В библейском предании разум предстает в двух ипостасях. Первый и величайший Разум (именно с заглавной буквы) олицетворяет Творец. Другим, частным разумом наделен человек. Первоначально человек, хотя и обладал умом, не ведал разницы между добором и злом. В этом отношении он был подобен высшим животным. Правда, в предании о грехопадении человека подразумевается нечто иное. Однако к нему следует относиться разумно, не воспринимая сказанное голословно. Надо помнить, что подобные сказания требуют осмысления как аллегории, философские притчи. Вот что сообщает Библия:
«3 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; и в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жены своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Интересно упоминание о том, что добро и зло сознавали Бог и ангелы. Однако есть основание полагать, что познание можно толковать и более широко. Ведь и познание природы, и ее перестройка человеком начались с тех пор, когда он вынужден был покинуть райские кущи. Вряд ли можно усомниться, что и данное предание следует толковать как аллегорию. Сказано, например, что Адаму и Еве сделал кожаные одежды Бог. Как это понимать? Для всемогущего Творца такое деяние совершенно исключено. Да и одежды он мог бы не делать, а сотворить так же, как были созданы неизмеримо более грандиозные материальные объекты. И почему непременно надо было использовать кожу? Очевидно, создатель предания знал, что дикие племена используют кожаные одежды, и распространил это наблюдение на первых людей. Но почему же, все-таки, Бог, и никто иной, даже не ангел или, как можно было бы ожидать на худой конец, не коварный змей-искуситель? На мой взгляд, в данном случае наиболее логично предположение, что человеку помог сделать одежду разум, дар поистине Божественный. Он стал для человека главной опорой в труде, создании не только одежды, но и жилища, орудий охоты и земледелия... К разумному подходу к библейским преданиям призывал теолог, ученый и философ Тейяр де Шарден. Его мнение особенно веское, ибо он проявил себя выдающимся мыслителем во всех трех областях познания, отдавая предпочтение фактам и знаниям, а не ухищрениям ума. Он не старался подвести идеи под какую-нибудь заранее заданную догму, научную или религиозную, а старался доискиваться до истины. По его словам, «в первых главах книги Бытия следует искать лишь учение о природе человека, а не „начальные сведения” о его истории». Это очень верное указание. В противном случае многие библейские предания неизбежно опровергаются достоверными научными сведениями (не теориями или гипотезами, а фактами!). В частности, Тейяр де Шарден с этих позиций размышлял о первородном грехе. Он подчеркнул, что смерть как завершение жизненного цикла особи проявилась задолго до возникновения человека, около миллиарда лет назад, когда сформировались многоклеточные (одноклеточные размножаются, как известно, делением, а потому потенциально бессмертны). «Первородный грех, — писал Тейяр де Шарден, — узнаваемый и прослеживаемый в природе по своему следствию — смерти, нельзя отнести к определенному месту и времени. Он поражает и заражает... всю совокупность времени и пространства. Если в мире есть первородный грех, то он может быть в нем только повсюду и всегда, от самых первых форм до самых отдаленных туманностей. Вот что говорит нам наука. И это же, по весьма обнадеживающему совпадению, утверждают самые ортодоксальные положения христианства, если мы доведем их до конца». Интересно с этих позиций взглянуть на предание о появлении у людей стыда. Сказано: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Можно толковать это так, что до сих пор люди жили в неведении стыда, подобно животным. Как свидетельствует археология, впервые одеждой стали пользоваться неандертальцы. Они же первыми осознали смерть, о чем свидетельствуют их захоронения, которые, судя по некоторым данным, неандертальцы украшали цветами. Этнографы выдвигают несколько гипотез появления у людей стыда. Но в любом случае надо признать, что это чувство резко отличает людей от прочих животных. Оно явилось одним из проявлений умственной деятельности, представлений о добре и зле. Переход людей от присваивающего к производящему хозяйству, свершившийся в некоторых районах около десяти тысячелетий назад, резко расширил пределы человеческого познания. Разум развивался по мере того, как человек осваивал все новые ремесла, мореплавание, земледелие, скотоводство, создание гидротехнических сооружений, градостроительство; наблюдал за небесными телами, создавал письменность... Но вот вопрос: появился ли разум внезапно, как озарение, или формировался постепенно? Научные данные свидетельствуют, что второй вариант наиболее вероятен, ибо речь идет не о вдохновении отдельных людей, а о повышении интеллектуальных возможностей всего рода человеческого.
Биоинтеллект
Обычно считается, что разум развивался по мере увеличения головного мозга. Однако сам по себе мозг — это скопление нервных клеток, нейронов. Между ними происходит взаимодействие биохимическое и электрохимическое, а также благодаря так называемым биополям. Но не тем мистическим, о которых говорят колдуны, экстрасенсы. В биофизике речь идет о нормальном излучении, отмечаемом приборами. Его исследуют, например, медики, когда проводят электроэнцефалографию. Разум, так же как жизнь, — особенное качество материальных тел. Его нам проще всего, привычней, оценивать на личном опыте, представляя самих себя в виде образца, критерия разумности. И тогда само собой получается, что человеческий разум — явление уникальное, наивысшее проявление этого качества в природе. Такое убеждение укореняет религиозно представление о человеке как венце Мироздания. Ну, а если представить себе другой критерий? Скажем, разум птиц. Они великолепно ориентируются в трехмерном пространстве, способны без навигационной техники совершать перелеты за тысячи километров, находя нужный объект, умеют сооружать причудливые гнезда. У них замечательные врожденные умственные способности. Можно даже сказать так: они обладают врожденным разумом, тогда как человек вынужден его приобретать искусственно, благодаря многолетнему обучению. Обладает ли разумом амёба, например, или вирус? Если подразумевать под разумом способность к целесообразным действиям, умение ориентироваться в окружающей обстановке, использовать эффективно свои возможности, то, как мне представляется, никаким живым организмам, даже состоящим из одной-единственной клетки, нельзя отказать в этом качестве, пусть и значительно отличающемся от человеческих возможностей. Но ведь и физически между нами громадные различия. Позвольте привести несколько примеров проявления разума животных. Однажды в Московском зоопарке я был свидетелем удивительного зрелища. В клетке сидел крупный орангутанг. Временами он поднимал свои огромные волосатые руки вверх и несколько раз сомкнул ладони. Сразу же стоящие перед клеткой люди начинали аплодировать. Когда аплодисменты смокали, обезьяна после некоторой паузы вновь повторяла свой прием и срывала очередную порцию аплодисментов. Выходит, она управляла толпой людей! При этом обезьяна вела себя с достоинством руководителя, а не делала дикие прыжки и гримасы, не издавала диких воплей и хрипов, как это делают представители так называемой массовой культуры. Ведь и они, подобно этому орангутангу, порой хлопают над головой в ладоши, требуя аплод
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.015 с.) |