Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Адам познал еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, авеля. И был авель пастырь овец, а Каин был земледелец.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стад стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое большое, нежели снести можно; и вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. <...> Было бы слишком наивно воспринимать данный текст дословно. Он явно не рассчитан на это. Судите сами. Если появились два брата, а кроме них и родителей их никого из людей не было на земле, то на ком братья могли жениться? Если земледелец убил скотовода, то почему в дальнейшем скотоводство не угасло, а напротив, стало распространяться, охватывая все новые регионы? И кто мог убить преступного Каина, если после гибели Авеля оставались только Адам и Ева? Каин говорит Господу: «всякий, кто встретится со мною...» Значит, много на земле людей, кроме него. Странно звучит другое признание Каина: «от лица Твоего я скроюсь». Как можно скрыться от Всеведущего?! На последний вопрос можно ответить, на мой взгляд, так. Речь в данном случае идет о Боге какого-то одного еврейского племени, которое вело комплексное хозяйство: здесь были и земледельцы, и скотоводы. Тот, кто нарушил завет, убив соплеменника, был изгнан и как отступник отлучен от Бога, которому поклонялся народ. Надо понимать, что не Каин скроется от лица Всевышнего, а Всевышний отвернулся от него. Таково было наказание за убийство. Возможно, в то далекое время еще не было обычая: смерть — за смерть. Во всяком случае, в пределах одного племени. Хотя более вероятно, что у Каина было какое-то смягчающее вину обстоятельство. Наказали убийцу изгнанием. Он стал неприкасаемым, с ним родственники порвали все связи. Если усматривать в приведенном тексте аллегорию, то ее можно толковать так. Первые люди пользовались земными плодами. У них было хозяйство присваивающее. Со временем одни группы (семейства, роды) освоили земледелие, а другие — скотоводство. Но почему убийцами стали земледельцы? На этот вопрос трудно дать рациональный ответ, основанный на археологических материалах. В принципе, все должно было быть наоборот. Первые земледельцы не отличались агрессивностью. Они были прочно привязаны к определенной территории, вели оседлую жизнь, обустраивали поселения. В отличие от них, первые скотоводы предпочитали кочевье. Как известно, кочевники издавна были воинственными. Переходя с места на место, они встречали поселения земледельцев. В одних случаях приходил мирный обмен продукцией, изделиями. Однако бывало и так, что скотоводы нападали на мирных земледельцев и грабили их поселки. Но существовали племена с комплексным, наиболее эффективным и стабильным хозяйством. Они обрабатывали землю и в то же время пасли скот. В данном случае земледелец убивает скотовода. Почему? За что? Ведь они — представители одного племени, близкие родственники. И тот, и другой брат приносили дары своему единому общему Богу. Но, как сказано, скотовод это делал от чистого сердца, и жертва его была принята Господом благосклонно. А дары земледельца не были почтены свыше, и он был огорчен этим. Напрашивается простейший вывод: поклоняться Всевышнему и приносить ему жертвы следует с полной искренностью и не скупясь. Но надо ли было ради такого утверждения выдумывать притчу о преступлении Каина? С позиций воинствующего атеизма предполагалось, будто жрецы таким способом хотели убедить паству в необходимости более обильных преподношений. Однако такая версия слишком сомнительна. В частности, она не согласуется с тем, что Бог предостерег Каина от злобных умыслов («у дверей грех лежит»). И дал наказ — господствовать над стремлением совершить грех, обуздать злые чувства. К сожалению, в Библии нет сколько-нибудь определенного указания на причину убийства. Какой умысел был у Каина? Чем его мог разозлить Авель до такой степени, что убийство стало неизбежным? По мнению Зенона Косидовского: «Легенда о Каине и Авеле, кажется, порождена исключительно древнееврейской фантазией. Древнееврейские племена пытались в этой легенде объяснить себе, почему их добрый отец Яхве обрек род людской на постоянный тяжелый труд, страдания и болезни. У части исследователей сложилось мнение, что эта легенда помимо всего является отголоском конфликтов, возникавших в глубокой древности между кочевыми скотоводческими народами и населением, которое начало вести оседлый образ жизни и посвятило себя земледелию. Древние евреи были в те времена скотоводами, поэтому Авель, пастырь овец, стал в их сказании любимцем Яхве и невинной жертвой земледельца Каина... Такая пристрастность в библейской легенде, во всяком случае, знаменательна, ибо она свидетельствует о том, что сказание о Каине и Авеле возникло в очень отдаленную эпоху... В период, когда они уже осели в Ханаане и сами вынуждены были защищаться от нападений воинственных племен пустыни, легенда стала как бы анахронизмом, однако она продолжала существовать в качестве почитаемого наследия, доставшегося от предков-скотоводов». С таким толкованием трудно согласиться. Вряд ли земледельцы из века в век будут передавать легенду, представляющую их в столь неприглядном виде — как злобных братоубийц. Со временем они бы непременно пересказали ее в свою пользу. И откуда бы им знать, что это — устное наследие, доставшееся от предков-скотоводов? К тому же в Библии прямо указано, что два брата — родные, представители одного рода-племени. Иную версию предложил протоиерей Александр Мень. По его словам, первой трагедией стало нарушение первыми людьми запрета, полученного от Бога. «Вслед за первой трагедией Священная История говорит о второй: о братоубийстве. Если первый бунт был направлен прямо против Бога, то теперь человек идет против человека. Но и в этом преступлении обнаруживается искажение религиозного сознания. Когда Каин и Авель принесли жертвы, Ягве благосклонно принял дар Авеля, а Каиново приношение отверг. Каину было досадно, «и поникло лице его»... (Причина предпочтения Авеля не указана, но она, несомненно, содержалась в утерянной части рассказа.) Охваченный злобой Каин решился убить брата, который якобы похитил у него благословение. Ведь жертвоприносителей было только двое, и со смертью Авеля Каин мог рассчитывать на особое внимание со стороны Бога. Само же убийство он надеялся скрыть от Ягве. Таким образом, Каинов грех коренится в наивном убеждении, что небесные дары можно получить путем насилия и обмана. Это убеждение, столь характерное для магизма, ягвист разрушает тем, что показывает Всеведение Бога, Который проникает в глубины человеческого сердца и видит истинные мотивы поступков. Ягве еще до братоубийства предупреждает Каина, что «у дверей грех лежит» и надо «господствовать» над ним... Поэтому в отношении к Богу человек должен руководствоваться только искренностью и чистосердечием». Правда, не совсем ясно, почему в таком случае Каин затаил злобу на Авеля еще прежде того, как они принесли дары Господу. Именно об этом свидетельствуют слова Бога, увидевшего эту червоточину в душе будущего убийцы. Нет никаких указаний на то, что и прежде Авелю Бог благоволил больше, чем Каину. У пастуха не было никаких оснований обижаться — во всяком случае, сильно — на земледельца, а тот, напротив, был в страшном гневе на него. Вот этот гнев и был отмечен свыше, после чего последовало предупреждение смириться, и, по-видимому, простить брата. За что? Нет сведений. Не отвергая версию Александра Меня, хочу предложить еще одну. Она учитывает все те обстоятельства, которые обходят упомянутые комментаторы, не зная, как их объяснить. Братья жили в одной местности, по соседству. Принеся свои дары Господу, Каин формально ничем Его не прогневил, но не мог скрыть своего злого умысла. Он до того разозлился на брата, что убил его. Преступление было совершено на поле (деталь важная, ибо возделывал поле Каин). Еще одна деталь, требующая объяснения: почему-то Бог не покарал убийцу так, как тот заслуживал. А ведь позже Моисею и его народу был дан завет Господа: «Не убивай». И еще: «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти». Наконец: «отдай душу за душу». Отсюда можно сделать вывод: несмотря на то, что Каин совершил убийство, было какое-то смягчающее обстоятельство, из-за которого Бог покарал его не так сурово, как следовало бы. (Если предположить, что пришлось оставить убийцу в живых ради продолжения рода человеческого, то с этим предположением нельзя согласиться. Ведь скотоводство с тех пор не было заброшено, а Каину пришлось уйти из своего племени к другим людям.) На мой взгляд, конфликт между братьями мог возникнуть из-за того, что скот Авеля совершил потраву на земельном наделе Каина. Это наиболее простое и убедительное объяснение. Только в таком случае убийство имело более или менее серьезное оправдание. И поэтому преступление было совершено на поле, а не в лесу, не на лугу или в пустыне. Возможно, потрава бывала не раз. Каин таил свою злобу, пока чаша терпения его не переполнилась. Он не смог простить брата и нарушил строжайший запрет посягать на жизнь единоверца и соплеменника. Случай был трагический, из ряда вон выходящий: брат убил брата. Не удивительно, что такое событие осталось в народной памяти. Оно должно было остаться назидательным примером. Древнейшее свидетельство конфликтов пастухов и земледельцев мы находим в эпической поэме шумеров, живших в Двуречье более четырех тысячелетий назад. Там рассказано о споре Зерна и Овцы, в котором побеждает зерно. Оно отвечает на высказывания Овцы о ее пользе для людей и богов: ...К моим дарам под небом пустыни твой пастух вздымает очи! А когда я встаю в борозде посреди поля, Мой земледелец твоего подпаска дубинкою изгоняет! С полей тебя отправляют в места безлюдья, И тебе оттуда не выйти. Скорпионы, змеи, разбойные люди — все, что есть в пустыне — Твой приговор под небом пустыни!
Нет ли в предании о Каине и Авеле отголоска подобных сказаний более далекой древности? Да и разве дело только в сказаниях? Они повествуют о серьезных, порой трагических конфликтах между земледельцами и скотоводами одного и того же рода, племени. Но как бы то ни было, главный вывод их этого предания очевиден: преступления среди людей совершались с глубокой древности по разным причинам. Такова мятежная, необузданная природа человека. Он способен попрать завет Бога и преступить законы людей. И в то же время он остается «венцом творения»! Почему же Создатель не счел нужным наделить человека идеальными душевными качествами? Разве нельзя было сделать его существом не только разумным, но и покорным Его воле, способным с любовью и дружбой общаться с себе подобными? По-видимому, наиболее разумное объяснение: человек не возник, словно ангел, из небытия, а был, можно сказать, в телесной своей сущности причастен к праху земному, подобно другим животным. Иными словами, он появился в результате эволюции Земли и Жизни. Однако тут-то и возникает интереснейший, чрезвычайно важный и столь же сложный вопрос: каким образом могло свершиться такое удивительное превращение первичных микроскопических комочков живого вещества в человека разумного? Это не объяснишь увеличением разнообразия организмов. Должны были совершаться переходы от простого — к сложному. Или, как еще говорят, должен быть прогресс! Только вот объяснить его на основе научных данных не так-то просто. На мой взгляд, до сих пор сколько-нибудь убедительно теории прогрессивной эволюции до сих пор нет. Приходится довольствоваться гипотезами.
«Путями Каина» У Блаженного Августина есть замечательная идея, раскрывающая двойственный характер земной цивилизации. Он писал: «Два града — нечестивцев и праведников — существуют от начала человеческого рода и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного...». Конечно же, это не реальные города, но области духа. Можно сказать, это два типа людей, диаметрально противоположных по устремлениям, идеалам. «Земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу; небесный — любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе». Не следует думать, будто эти слова относятся только к религиозным верованиям. Их следует понимать более широко. Речь идет о мировоззрении, обращенном к низменным ценностям (богатство, власть, комфорт, всяческие увеселения) или к высшим идеалам (добро, справедливость, свобода, братство, самоотверженность). И не на словах или в исполнении религиозных ритуалов, а на деле, в жизни своей. «Основателем земного града был братоубийца Каин...». Именно такая цивилизация сформировалась на Земле за последний десяток тысячелетий, со времени становления земледелия и скотоводства. Она ознаменовалась беспощадными войнами людей с окружающей и вскормившей их природой, а также между собой. Своего грандиозного торжества она достигла в индустриальную эпоху, когда окончательно сформировалась техносфера. Мы уже ссылались на философскую поэму Максимилиана Волошина «Путями Каина». В ней с удивительной проникновенностью и глубиной раскрываются особенности развития цивилизации от ее зарождения до наших дней. Да, именно так: это творение, которому без малого сто лет, не только сохраняет свою актуальность, но даже порой звучит как сбывшееся пророчество. Вот, что сказано там о Каине:
Он — первый земледелец — ненавидел Кровь жертвенных животных и принес Плоды и колос вспаханного поля В дар Богу, жаждавшему испарений крови. Но был отвергнут Его бескровный дар. И он убил Кочевника, топтавшего посевы. «А эта кровь Тебе угодна, Ягве?» И прочь ушел с пылающим клеймом: — Отмстится всемеро тому, кто тронет Отныне Каина.
Должен отметить, что к мысли о причинах преступления Каина я пришел самостоятельно, хотя и много позже, чем М. Волошин. А он продолжил рассказ о том, каким был дальнейший путь каинова рода:
Порвавши узы кровного родства, Он понял Хмель одиночества И горький дух свободы. Строитель городов — построил первый тюрьмы; Ковач металлов — сковал он первый плуг, топор и нож; Создатель музыки — прислушиваясь к ветру, Он вырезал свирель и натянул струну; Ловец зверей — он на стенах пещеры Обвел резцом виденья Разгоряченных снов: Бизонов, мамонтов, кабанов и оленей... Так стал он предком всех убийц, Преступников, пророков — зачинатель Ремесл, искусств, наук и ересей.
Каким-то неведомым образом создатель предания о Каине и Авеле как будто предвидел тот путь, который открывал своим поступком немилосердный братоубийца. Сила и жестокость, мятежный дух самоволия и самовластия вошел в мир людей, чтобы и впредь подвигать их на великие свершения и страшные преступления. Впрочем, уже тогда, два-три тысячелетия назад путь этот проявился достаточно полно и ярко. Мудрецы древности не могли этого не заметить. А Максимилиан Волошин, свидетель трех русских революций начала ХХ века, написал:
Когда из пламени народных мятежей Взвивается кровавый стяг с девизом: «Свобода, братство, равенство иль смерть!» — Его древко зажато в кулаке Твоем, первоубийца Каин!
Но почему именно земледельцу суждено было вступить на такой путь? Ведь скотоводы-кочевники в истории человечества вовсе не проявили себя как благодушные «агнцы Божьи». Слишком часто они проявляли не милосердие, а склонность к завоеваниям и жестокость. И не удивительно: они привыкли постоянно убивать животных. Есть две основные причины особого положения земледельца в обществе и природе. Во-первых, он в наибольшей степени собственник. У него постоянное жилище и земельный надел, которые он ревностно охраняет. С ними связана судьба его семьи. Поэтому посягателя на свою собственность он подчас готов карать убийством.
Вы боретесь за собственность? Но кто же принадлежит кому, — Владельцу вещь, Иль вещи помыкают человеком? То собственность, Что можно подарить.
Справедливое замечание Волошина. Однако в том случае, когда земельные угодья, требующие постоянного ухода, не слишком велики, а в доме есть лишь самое необходимое, земледелец становится заложником своей собственности. Лишившись ее, он станет бродягой и разрушит семью. Во-вторых, земледелец в наибольшей степени воздействует на окружающую природу, переиначивает ее ради своих целей, для удовлетворения потребности в безопасности, еде, комфорте. Земледельцы активнее всех уничтожали леса, меняли гидрографические условия, проводя каналы для орошения и осушения земель, воздвигали города и крепости. Земледельцы изобрели первый календарь, наблюдая за движениями небесных светил. Они проводили первые химические опыты. Можно сказать, что им человечество обязано основам физико-математических и химических наук. Именно земледельцы создали первые механизмы, став родоначальниками современной технической цивилизации. Вот почему путь Каина надо нам знать, изучать, понимать и... преодолевать. Последнее до сих пор не удавалось. Но время не ждет, и человечеству необходимо для того, чтобы выжить, предпринять невероятные усилия. Вновь сошлюсь на Максимилиана Волошина:
Настало время новых мятежей И катастроф: падений и безумий. Благоразумным: «Возвратитесь в стадо!» Мятежнику: «Пересоздай себя!»
Итак, завершая комментарии к библейским текстам, перейдем к научно-философскому анализу и обобщениям. Во второй главе мы обсудим биосферные основы создания человека: ведь именно в ее лоне он созревал, проходя путь от единственной клетки до существа, наделенного разумом. А в третьей главе речь пойдет о противостоянии человека с его Творцом, — поистине пути, на который первым встал неприкаянный и окаянный Каин.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.016 с.) |