Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигополия: хар-ка рын.стр-ры. Взаимозавис-сть эк.поведения фирм-олигополистов.

Поиск

Олигополия(О.) -это рын.стр-ра, в к-ой действует небольшое число продавцов; на р-ке реализуются стандартизированные и дифференцированные продукты; существенные препятствия на входе в отрасль др.фирм; контроль над ценами ограниченный, при тайном сговоре-значительный. Хар-ка: 1)в отрасли нах-ся неск-ко сопреничающих фирм; 2) кривая спроса имеет падающий хар-р; 3)в отрасли нах-ся хотя бы одна крупная фирма, к-ая считает, что ее действия не останутся без ответной реакции со стороны конкур-тов.

Поэтому каждый олигополист, определяя линию своего эк.поведения, должен учитывать не только реакцию потребителей, но и конкур-тов. Необх-сть учета действий конкурирующих фирм на олигополист-ком р-ке при опр-ии цены и объема выпуска пр-ции, наз-ся олигополитстической взаимосвязью. Она м. принимать разл.формы: от удержания цен на одном уровне до «ценовых войн». О.,как правило, неадекватно реагирует на изменение цены, т.к. это связано со значит.затратами. Обычно олигополистам выгодно в случае изменения спроса менять объем пр-ва, а не ст-сть т-ра. Однако, удержание цены на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде. Типичная кривая AVC и MC показана на рис.

Ан-з рис.пок-ет, что изм-е объема выпуска на интервале от Q1 до Q2 практ-ки оставляет на одном ур-не AVC и MC, т.е. пр-во т-ров на этом инт-ле осущ-ся при одинак. AVC и MC. Сущ-ет закон убывающей производит-сти, согласно к-ому введение в пр-во дополнит.ед-ц переменного рес-са(труда) сначало приводит к сниж-ю AVC, затем после достижения своего min, AVC снова начинают расти. Такое явление подтвержд-ся также, если исходить из усл-я о пост.вел-не такого ф-ра как капитал.

 

Взаимозавис-сть фирм в отрасли отличает О. от др.типов несоверш.конк-ции. Олиг-сты- не только конкур-ты, но и одновр-но негласные партнеры. При небольшом кол-ве произв-телей в отрасли фирме-олиг-сту необх-мо планир-ть свою стратегию с учетом поведения остальных участников р-ка. Т.к. размер ее прибыли зависит от Q и P, установл-х др.олиг-стами. Н-р, если фирма произведет мало пр-ции, то цены на нее б.выше, чем у других. Если наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже ур-ня цен в отрасли, то это м. вызвать агрессивную реакцию др.олиг-стов. В обоих сл-ях фирма сталк-ся с угрозой падения прибыли. Т.о. ценовое поведение олиг-стов сковано взаимозавис-стью. У них нет возм-сти договориться м/у собой, т.к. сговор воспрещается антимоноп.зак-вом. Вступление в тайное соглаш-е рискованнл, т.к. нет уверенности в конкур-те. Поэтому для олиг-ста оч.важно уметь предвидеть или предугадывать поведение своих конкур-тов. Такие ситуации исслед-ся в теории игр. Поведение участников команды, к-ые д.принять наилучшее для всех реш-е, но не имеют возм-сти договориться наз-ся некооперативными.

Наиболее простая модель такого поведения «дилемма заключенного» 2 преступника –срок 10лет. Если один созн-ся и свалил инициативу преступления на другого, ему-3г., др.-10лет. Если созн-ся оба- по 5лет. Оба не признаются- м. остаться на свободе. Но они не м.договориться, и в усл-ях некооперат.поведения каждый выберет наменее рискованный вариант для себя. Т.е. предполагая, что другой признается: созд-ся оба и получат по 5лет. В данной ситуации сущ-ет 2 равновесных реш-я: 1)когда оба заключенных не созн-ся и их отпускают – Парето-эффективное реш-е, max-щее полезность обеих сторон; 2)обоюдное признание – равновесие по Нэшу, при к-ом ни один из закл-ых не м. увеличить свой выигрыш в одностор.порядке меняя свое реш-е. Равн-е по Нэшу-ситуация когда стратегия каждого из игроков явл-ся наилучшей реакцией на действия др.игрока. Подобная ситуация хар-на и для олиг-стов, т.к. они тоже осущ-ют некооперат.выбор, находясь в усл-ях взаимозавис-сти(подобный пример только фирмы меняют цены и получают прибыль).

Универсальной теории О. нет. Она состоит из значит.кол-ва разл.моделей, каждая описывает спец.случай, существующий при опред.обстоят-ствах. В ЭТ выд-ся неск-ко моделей ценообразования:

1.М-ль Курно: Рассматривая взаимодействие олиг-стов, он показал, что каждая фирма предпочитает такое кол-во пр-ции, к-ое max-ет ее прибыль. При этом исходил из того, что объем продаваемых т-ров у конкурентов-неизменный. Он сделал 2 гл.вывода: для любой отрасли сущ-ет опред. и стабильное равновесие м/у Q и P т-ра; цена равновесия зависит от числа продавцов. При единственном продавце – монопольная цена. По мере увелич-я продавцов цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам. Модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается в тем большей степени, чем больше возрастает число продавцов.

Р
2.Теория ломаной кривой спроса (П.Суизи) – анализ-ся реакция олиг-стов на изм-е поведения их конкур-та.

Одна фирма повышает цены, другие никак не реагируют на это. А в ответ на сниж-е цены, др.фирмы последуют за ней, желая сохранить свои доли на р-ке. Т.о. в этих усл-ях олиг-сту не выгодго менять объем Q и установившуюся цену P, что обусл-ет жесткость цен на олиг.р-ке. Кр. спроса на пр-цию такой фирмы учитывает оба вар-та р-ции конкур-тов на отклонение текущ.цены Р. Конкур-ты не реагируют, когда устан-ся цена выше текущей, и наоборот. Этим и объясн-ся ломаная конфигурация кр.спроса D2PD1. Она сост-т из пологой кр. D2P до пересеч-я с линией текущ.цены P и участка кр.PD1 с более крутым наклоном. Следоват-но, ломаной будет и кр. пред.дохода MR2MR1. Однако, в отл-е от кр.спроса, кр.пред.дохода MR2MR1 имеет разрыв, или вертик.пунктирный отрезок. Вел-на данного разрыва показ-ет, в каких рамках могут изм-ся пред.изд-ки, не нарушая равновесного объема пр-ва фирмы-олиг-ста.

3. Тайный сговор(картель) Фирмы-олиг-сты м. ограничить конк-цию м/у собой и предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение.

Р
При картельном сговоре каждая фирма получает свою квоту выпуска пр-ции, к-ую она, согласно усл-ям д-ра, не должна превышать, чтобы не подорвать моноп.цену. Картель – группа фирм, к-ая действует совместно и согласует реш-я по поводу объема выпуска пр-ции и ценовой пол-ки. Итогом образ-ния картели явл-ся цена и объем пр-ва, хар-ные для чистой монополии, т.е. фирма, объединяющаяся в картельный синдикат, максимизирует свою долю прибыли на основе сокращения выпуска пр-ции до уровня: предельные затраты=прдельн.доход.

4. Лидерство в ценах предст-ет собой установление цены на пр-цию фирмой-лидером, а фирмы-последователи ориентир-ся на цены лидера. Фирма –лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возм-сти более мелких фирм, т.к. успех олиг-стов закл-ся в max-ции совместной прибыли.

5. Ценообраз-ние по пр-пу «изд-ки плюс» исп-ся как в сл-е раздела р-ка несколькими крупными произв-телями, так и при наличии олиг-ста-лидера. Связана с планир-ем выпуска и прибыли. Цена на пр-цию устан-ся по пр-пу: средн.изд-ки плюс прибыль, исчисленная как % от ур-ня средних издержек. Фирмы планируют средний объем выпуска (75-80%) от полной загрузки производств.мощностей. «Плюс» или надбавка планир-ся как min-ая эк.прибыль, исходя из средне нормы прибыли отрасли последних лет. Формула «изд-ки +» сост-ет основу стандартного ценообраз-ния, вокруг к-ой, в завис-сти от текущей конъюнктуры, цена м.колебаться. Используя такую м-ль, олиг-сты с почти одинак.средними изд-ками, смогут автоматически выравнивать цены и max-ть совместную прибыль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.007 с.)