Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Олигополия: хар-ка рын.стр-ры. Взаимозавис-сть эк.поведения фирм-олигополистов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Олигополия(О.) -это рын.стр-ра, в к-ой действует небольшое число продавцов; на р-ке реализуются стандартизированные и дифференцированные продукты; существенные препятствия на входе в отрасль др.фирм; контроль над ценами ограниченный, при тайном сговоре-значительный. Хар-ка: 1)в отрасли нах-ся неск-ко сопреничающих фирм; 2) кривая спроса имеет падающий хар-р; 3)в отрасли нах-ся хотя бы одна крупная фирма, к-ая считает, что ее действия не останутся без ответной реакции со стороны конкур-тов. Поэтому каждый олигополист, определяя линию своего эк.поведения, должен учитывать не только реакцию потребителей, но и конкур-тов. Необх-сть учета действий конкурирующих фирм на олигополист-ком р-ке при опр-ии цены и объема выпуска пр-ции, наз-ся олигополитстической взаимосвязью. Она м. принимать разл.формы: от удержания цен на одном уровне до «ценовых войн». О.,как правило, неадекватно реагирует на изменение цены, т.к. это связано со значит.затратами. Обычно олигополистам выгодно в случае изменения спроса менять объем пр-ва, а не ст-сть т-ра. Однако, удержание цены на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде. Типичная кривая AVC и MC показана на рис. Ан-з рис.пок-ет, что изм-е объема выпуска на интервале от Q1 до Q2 практ-ки оставляет на одном ур-не AVC и MC, т.е. пр-во т-ров на этом инт-ле осущ-ся при одинак. AVC и MC. Сущ-ет закон убывающей производит-сти, согласно к-ому введение в пр-во дополнит.ед-ц переменного рес-са(труда) сначало приводит к сниж-ю AVC, затем после достижения своего min, AVC снова начинают расти. Такое явление подтвержд-ся также, если исходить из усл-я о пост.вел-не такого ф-ра как капитал.
Взаимозавис-сть фирм в отрасли отличает О. от др.типов несоверш.конк-ции. Олиг-сты- не только конкур-ты, но и одновр-но негласные партнеры. При небольшом кол-ве произв-телей в отрасли фирме-олиг-сту необх-мо планир-ть свою стратегию с учетом поведения остальных участников р-ка. Т.к. размер ее прибыли зависит от Q и P, установл-х др.олиг-стами. Н-р, если фирма произведет мало пр-ции, то цены на нее б.выше, чем у других. Если наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже ур-ня цен в отрасли, то это м. вызвать агрессивную реакцию др.олиг-стов. В обоих сл-ях фирма сталк-ся с угрозой падения прибыли. Т.о. ценовое поведение олиг-стов сковано взаимозавис-стью. У них нет возм-сти договориться м/у собой, т.к. сговор воспрещается антимоноп.зак-вом. Вступление в тайное соглаш-е рискованнл, т.к. нет уверенности в конкур-те. Поэтому для олиг-ста оч.важно уметь предвидеть или предугадывать поведение своих конкур-тов. Такие ситуации исслед-ся в теории игр. Поведение участников команды, к-ые д.принять наилучшее для всех реш-е, но не имеют возм-сти договориться наз-ся некооперативными. Наиболее простая модель такого поведения «дилемма заключенного» 2 преступника –срок 10лет. Если один созн-ся и свалил инициативу преступления на другого, ему-3г., др.-10лет. Если созн-ся оба- по 5лет. Оба не признаются- м. остаться на свободе. Но они не м.договориться, и в усл-ях некооперат.поведения каждый выберет наменее рискованный вариант для себя. Т.е. предполагая, что другой признается: созд-ся оба и получат по 5лет. В данной ситуации сущ-ет 2 равновесных реш-я: 1)когда оба заключенных не созн-ся и их отпускают – Парето-эффективное реш-е, max-щее полезность обеих сторон; 2)обоюдное признание – равновесие по Нэшу, при к-ом ни один из закл-ых не м. увеличить свой выигрыш в одностор.порядке меняя свое реш-е. Равн-е по Нэшу-ситуация когда стратегия каждого из игроков явл-ся наилучшей реакцией на действия др.игрока. Подобная ситуация хар-на и для олиг-стов, т.к. они тоже осущ-ют некооперат.выбор, находясь в усл-ях взаимозавис-сти(подобный пример только фирмы меняют цены и получают прибыль). Универсальной теории О. нет. Она состоит из значит.кол-ва разл.моделей, каждая описывает спец.случай, существующий при опред.обстоят-ствах. В ЭТ выд-ся неск-ко моделей ценообразования: 1.М-ль Курно: Рассматривая взаимодействие олиг-стов, он показал, что каждая фирма предпочитает такое кол-во пр-ции, к-ое max-ет ее прибыль. При этом исходил из того, что объем продаваемых т-ров у конкурентов-неизменный. Он сделал 2 гл.вывода: для любой отрасли сущ-ет опред. и стабильное равновесие м/у Q и P т-ра; цена равновесия зависит от числа продавцов. При единственном продавце – монопольная цена. По мере увелич-я продавцов цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам. Модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается в тем большей степени, чем больше возрастает число продавцов.
Одна фирма повышает цены, другие никак не реагируют на это. А в ответ на сниж-е цены, др.фирмы последуют за ней, желая сохранить свои доли на р-ке. Т.о. в этих усл-ях олиг-сту не выгодго менять объем Q и установившуюся цену P, что обусл-ет жесткость цен на олиг.р-ке. Кр. спроса на пр-цию такой фирмы учитывает оба вар-та р-ции конкур-тов на отклонение текущ.цены Р. Конкур-ты не реагируют, когда устан-ся цена выше текущей, и наоборот. Этим и объясн-ся ломаная конфигурация кр.спроса D2PD1. Она сост-т из пологой кр. D2P до пересеч-я с линией текущ.цены P и участка кр.PD1 с более крутым наклоном. Следоват-но, ломаной будет и кр. пред.дохода MR2MR1. Однако, в отл-е от кр.спроса, кр.пред.дохода MR2MR1 имеет разрыв, или вертик.пунктирный отрезок. Вел-на данного разрыва показ-ет, в каких рамках могут изм-ся пред.изд-ки, не нарушая равновесного объема пр-ва фирмы-олиг-ста. 3. Тайный сговор(картель) Фирмы-олиг-сты м. ограничить конк-цию м/у собой и предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение.
4. Лидерство в ценах предст-ет собой установление цены на пр-цию фирмой-лидером, а фирмы-последователи ориентир-ся на цены лидера. Фирма –лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возм-сти более мелких фирм, т.к. успех олиг-стов закл-ся в max-ции совместной прибыли. 5. Ценообраз-ние по пр-пу «изд-ки плюс» исп-ся как в сл-е раздела р-ка несколькими крупными произв-телями, так и при наличии олиг-ста-лидера. Связана с планир-ем выпуска и прибыли. Цена на пр-цию устан-ся по пр-пу: средн.изд-ки плюс прибыль, исчисленная как % от ур-ня средних издержек. Фирмы планируют средний объем выпуска (75-80%) от полной загрузки производств.мощностей. «Плюс» или надбавка планир-ся как min-ая эк.прибыль, исходя из средне нормы прибыли отрасли последних лет. Формула «изд-ки +» сост-ет основу стандартного ценообраз-ния, вокруг к-ой, в завис-сти от текущей конъюнктуры, цена м.колебаться. Используя такую м-ль, олиг-сты с почти одинак.средними изд-ками, смогут автоматически выравнивать цены и max-ть совместную прибыль.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.007 с.) |