Гос. рег-улие труд. отнош-й на рынке труда 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гос. рег-улие труд. отнош-й на рынке труда



Осн. задачи, стоящие перед гос-вом на рынке труда: 1. достижение такого соотношения между D и S труда, а также его активной и резервной частями, при коn-ом, с 1 стороны, обесп-ся необх. уровень жизни осн. массы населения, а с др. – сохр-ся эфф-ые стимулы к труду. 2. формир-ие оптим. професс.-отрасл., квалифицир. – образоват. и географ. мобильности труд. рес-ов, что создает предпосылки для ↑ эфф-ти всей рын. эк-ки. 3. необх-ть интеграции России в междунар. систему разделения труда, что предп-ет актив. междун. конкуренцию в сфере пр-ва, науки и техники, орг-ии упр-ия.

Гос-во на рынке труда должно осущ-ть систему мер целенаправл.воздействия на колич. и кач. аспекты развития и потр-ия раб-ов, достижение большего соот-ия их проф. подготовки соврем. уровню пр-ва. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалиф-ии осн. массы раб-ов и невоз-тью их применения в усл-ях эк. спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отд. группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархич. системе рос. Общ-ва.

Процесс регул-ия рынка труда гос-вом предп-ает осознанные и планомер. действия, минимиз-ие «-» моменты рын. механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодат. и раб-ми постоянно присутствует гос-во, кот-ое, в свою очередь, также явл-ся крупным работодателем. В частности, в гос. секторе занята существенная часть трудоспос. населения, гос-во рег-ет условия найма и увольнения раб-ов в негос. секторе, кроме того, между гос-вом и населением сущ-ют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, соц. обеспечения. Воздействие на воспр-во и исп-ние труд. ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), кот. наделены исполн. властью функциями регул-ия и правом контроля и, кроме того, распор-тся опред. Фин. и мат. ресурсами.

2 осн. направления деят-ти гос-тва на рынке труда: соц. и экон. К 1 относятся меры, регул-ие колич. соотношения между D и S труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отд. категорий раб-ов. Ко 2 – комплекс мер воздействия на кач-во труд. ресурсов, их пропорции, ↑ квалификации и производит. потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм гос. рег. на рынке труда, когда каждому этапу развития рос. общ-ва или эк. цикла соотв-ет специф. Эк. политика.

Гос. рег. рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстен. методами подразумеваются занятость в гос. секторе эк-ки и влияние на занятость на негос. п/п путем предоставления гос. заказа. Интенсивное развитите предполагает рост влияния гос-ва непоср-но на рынок труда, а также воспр-во труд. ресурсов, условия найма и производств. мобильность. При этом непосредственная гос. политика на рынке труда д.б. составляющим элементом общеэк. политики гос-ва, направл. на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимул-ие инвестиц. и потребит. спроса и т.д.

2 типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое носит регулирующий и корректирующий хар-р и закл-ся в орг-ии обществ. работ, стимул-ие создания новых рабочих мест в негос. секторе, развитие системы пр-в. обучения и переподготовки, стимул-ие или, наоборот, сдерживание развития пр-ва в тех или иных региона, регламентация продолж-ти раб. дня, недели, месяца, международной меграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенно воздей-ют на рынок труда, изменяя условия хоз-ия в сторону стимул-ия или торможения эк. процессов, налоговая, кред.-денеж. политики, госзакупки, политика в области амортизации осн. фондов, стимул-ие, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.

Проводимые в России преобразования, направлены на формир-ие соц.-ориентир. рын. эк-ки. Одним из важнейших фак-в, обеспеч. достижение этой цели явл-ся эфф-ое исп-ие труд. потенциала страны. Для этого требуется формир-ие цивилизованного рынка труда (что предполагает его гос. рег.), системы соц. гарантий занятости и развитого сектора соц. услуг, позволяющего подготовить человека к труд. деят-ти.

Согласно рос. закону о занятости, гос. политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения проф. подготовки, повышения квалиф. и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эфф-ти гос. службы занятости и реализации других мер, напр. на обеспечение соц. защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации гос. политики занятости на всех уровнях управления являются фед., террит. и местные (городские, районные) программы.

Особого внимания заслуживает изучение завис-ти проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса п/п и населения, с другой – спос-ти пр-ва адекватно реагировать на этот спрос.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:

· Обесп-ие прогресс. сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

· переориентацию эк. активного населения на новые формы труд. отношений;

· достижение сбалансир-ти предложения раб. силы и числа раб. мест;

· предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

· создание новых и ↑ эфф-ти существующих раб. мест;

· развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и ↑ квалификации кадров;

· рост мобильности труд. ресурсов.

К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:

· преодоление дефицита раб. мест посредством проведения сбалансир. инвестиц. и налоговой политики, стимулирующей более полное исп-ие имеющихся раб. мест, развитие малых п/п, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

· эк. стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индив. предпр. деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

· оптимизация масштабов занятости в негос. секторе экономики, обеспечение гос. контроля за соблюдением труд. закон-ва в этой сфере;

· разработка спец. программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

· развитие гибких форм занятости;

· последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной соц. поддержки населения, направленной в т.ч. на снижение потребности в работе, кот. имеется у отд. соц. групп населения;

· дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формир-ия высокого качества раб.силы;

· сокращение кадр. потенциала высококвалиф. работников, эфф-ое исп-ие раб. мест;

· проведение взвешенной миграц. политики, направл. на позитивное террит. перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту рос. рынка труда;

· развитие и повышение эфф-ти программных услуг, реализуемых через гос. службу занятости населения и направл. на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

Кроме того, фед. и регион. органами власти развёрнута большая работа по созданию действенного механизма гос. поддержки по созданию новых рабочих мест.

Целью программы явл-ся проведение актив. политики занятости посредством изменения стр-ры занятости населения РФ на основе форм-ия эффективной структуры раб. мест и сохранения кадр. потенциала в регионах и перспект. отраслях рос. эк-ки.

Инструменты гос. рег., так или иначе применяемого во многих странах с развитой рын. экономикой. 1. широкое распространение общего гос. планир. с применением целевых установок и ориентированных пок-лей. При этом общее гос. планирование охватывает такие важные пок-ли, как нац.доход, динамика цен, внешняя эк. деят-ть и т.д., и создает тем самым основу долгоср. Эк. политики. Все это способствует более динам. и поступат. развитию рын. хозяйства. 2. среднесрочное фин. планирование, кот. представляет собой механизм исп-ия гос. бюджета в качестве осн. инстумента всей системы гос. регулирования рын. отн-ий. 3. политика «согласования действий», сутью кот. является достижение соглас-ти интересов работодателей, работников и гос-ва. При этом происходит согласование размеров прибылей и з/пл с учетом общих потребностей рын. эк-ки той или иной страны. 4. активное применение такого инструмента, как гос. кред.-ден. политика.

Эк. политика рос. правительства, направленная на ↓ дефицита госбюджета путем ↓ гос. расходов, усиливает нестаб-ть положения многих рос. граждан, работающих на п/п и орг-ях, деят-ть кот. долгое время была связана с гос-вом как крупнейшим заказчиком и работодателем. Целенаправл. воздействие на организац. аспект функц-ия рынка труда требует гораздо меньше бюдж. средств, чем непоср-ое поддержание спроса на труд или связ. с большими расходами подготовка труд. ресурсов и обучение кадров.

Одним из важн. напр-ий организ.деят-ти гос-ва выбрано создание служб трудоустройства. Безработица и занятость зависят от состояния эк. конъюнктуры, определяющей инвест. активность и загрузку производственных мощностей.

61. потенц конк-я и барьеры входа на р-к.

Пр-ки Соверш конк-я Монополистич конк-я олигополия монополия
Кол-во и размеры фирм Множество мелких фирм Несколько фирм Одна
Тип продукта стандартизир дифференцир Станд+диф Уникальный
Контроль над ценами - Узкие рамки Ограниченный, но ! значит-й при сговоре Сплошной
Условия выхода и входа в отрасль - - Отдельные препятствия Практически непреодолимые трудности
Доступ-сть инфы Равный доступ ко всем видам инфы Некоторые огранич-я
Неценовая конк-я - Реклама! Практич отсутствует Реклама, в св с работой с общественными орг-циями
Отрасли с\х Розничная торговля Пр-во стали, алюминия, автом-лей… Газ, нефть, электр-во, связь, ж\д

Вход в отрасль: 1.соверш конк-ция (свобод вход в отрасль и выход из нее: в отрасли отсут-ют к-либо препятствия для того, чт помешать новым фирмам начать пр-во, а действующим – прекратить операции), 2.монополистич-я: отсут-е барьеров входа в отрасль, хотя и сохр-ся в виде отсут-я легальных препят-ий, но при более высоких изд-кааах, обусл-ных диф-цией пр-ции. 3.монополия блокирование входа в отрасль путем создания нехгологич или законодат барьеров (патенты, лицензии…) 4.олигополия: огранич доступ в отрасль, что мб обусл-но формальными (патенты и лицензии) и эк-ми (выс изд-ки проникновения) барьерами.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.047 с.)