Цены на взаимосвязанные товары: товары-заменители и взаимодополняемые товары 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цены на взаимосвязанные товары: товары-заменители и взаимодополняемые товары



Общий термин "взаимосвяз. товары" отн-ся к любым товарам, для кот-х изменение в цене одного товара приводит к изменению D на др. товар.

Сущ-ют 2 типа взаимосвяз. товаров: взаимозамен. и взаимодополн. товары. Их можно различать по тому, как изменение цены одного товара "смещает" D на взаимосвяз. товар.

Рассм-им 2 товара, X и Y. Если X и Y являются товарами-заменителями, то при ↑ цены товара Y и неизменной цене товара X потр-ли будут склонны к ↑ D на товар X. В этом случае линия D для товара X сдвинется вправо. Если же цена товара Y ↓, линия D товара X сдвинется влево, указывая на ↓ D на X (масло и маргарин).

Для взаимодополн. товаров хар-на обрат. ситуация: ↓ цены товара Y ведет к ↑ D на товар X, а ↑ цены товара Y ведет к ↓ D на товар X. Классич. примером взаимодоп. товаров явл-ся автомобили и бензин. Рост цены на бензин ↓ D на автомобили и наоборот.

Изменения в ожиданиях будущих цен

Эти ожидания играют важную роль в опр-ии положения линии D. Если ожидается ↑ цен на соль, то можно полагать при прочих равных усл-ях, что линия D сместиться вправо. Если ожидается ↓ цены, линия D сместится влево. Влияние рассматриваемого фак-ра наглядно проявилось накануне ↑ розничных цен 2 апреля 1991 г.

Население

↑ населения (при сохранении неизменного дохода на душу населения) сдвигает линию рын. D вправо для всех товаров, поск-ку ведет к ↑ кол-ва пок-лей на рынке. Наоборот, ↓ населения будет сдвигать линию D влево в связи с ↓ числа покупателей на рынке.

К нецен. ф-рам отн-ся: 1. вкусы и предпочт. потреб-лей 2. цены на др. товары 3. число покуп-лей 4. доходы населения 5. размеры накопл. им-ва 6. инфляц. ожидания

Индивид. и рын. D

На рис. 1 показаны линии с различ. наклоном, в т. ч. и в крайних полож-ях - в случае, когда объем D не зависит от цены (D3), и в предельном случае сильной завис-и D от цены (D4). Чем больше угол наклона кривой к оси цен (т.е., чем более полого она выглядит на рис., тем быстрее падает объем D при одном и том же изменении цены: кривая D1 показывает более сильную завис-ть объема D от цены, чем кривая D2.

Индивид. различия D связаны со многими фа-ми. Здесь и различия в уровне доходов, и неодинаковость вкусов и предпочтений; последние в свою очередь находятся под воздействием нац.традиций, половозрастных различий, различий в уровне образования и т.д.

Наклон кривой D зависит и от того, какую долю в бюджете потребителя сост-ют затраты на данный товар: если эта доля невелика, то потребитель слабо реагирует на изменение цены. Различные потребители, каждый со своей кривой D, появляются на рынке некоторого товара. При любом значении цены, которая могла бы сложиться на рынке, объем D каждого покупателя - это соотв-е данной цене количество товара, кот. сам потребитель считает для себя необх-ым и желательным; это объем, опред. его индив. кривой D. В этом проявляется так называемый суверенитет потребителя. Связь рын. D с совок-тью индив. опр-ся так: объем рыночного D при каждом значении цены = сумме объемов D отд. потребителей при данном значении цены.

S – готовность произв-ля продать товар. Кроме цены на Ур-нь S влияют: 1. наличие произв. мощностей и прир.ресурсов, раб. силы – R 2. хар-р технологий – К 3. налоги и дотации – TS 4. прир.-клим. Условия – C 5. цены на ресурсы и др. товары – P0….Р2

Объем S – max кол-во товара, кот. согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов при опр. усл-ях перечисл. Выше. Завис-ть объема S от опред-их его ф-ров наз-ся – ф-ей S: Qsx=f(R, Px, K, TS, C, P0…P2).

Если ф-ры кроме цены данного товара, принять за неизвестные, то ф-ия S будет отражать завис-ть кол-ва предлагаемой прод-ии от цены. Ф-ия S пок-ет не только то кол-во товара, кот. произв-ли готовы предл-ть по опр. цене, но и то кол-во товаров и услуг, кот. они готовы представить на рынке при каждой возможной цене.

Закон S: Чем выше рын.цена, тем больше объем S и наоборот.

Ф-ия S от цены может задаваться 3 способами:

1. табличный 2. графический 3. аналитич. y=b+kx

P Q
   
   
   


Кривая S имеет «-» наклон и выпукла в сторону объема реал-и. К неценовым ф-рам отн-ся: 1. цены на исход. Ресурсы 2. технол. Возм-ти произв-ля 3. налоги и дотации 4. цены на др. товары 5. число продавцов на рынке 6. инфляц. Ожидания произв-лей.

Сдвиг кривой S возникает тогда, когда изм-ся к.-либо (кроме цены данного товара) переменная ф-ии (2). Пусть первоначальная кривая S товара - S0S0. Значению цены Р0 соответствует объем S Q0. Предположим теперь, что изобретен новый, более эк. способ пр-ва товара. Тогда кривая S сдвинется в положение S1S1, т.е. по каждой цене будет предложено большее количество товара. В частности, по цене Р0 будет предложено Q1 > Q0 единиц товара. В этом случае говорят об изменении S. Аналогично если гос-во введет налог на пр-во товара, кривая S сдвинется в положение S2S2, т.е. по каждой цене будет предложено меньше единиц товара (по цене P0 будет предложено Q2 < Q0 единиц).

Предложение в трех периодах

В коротком периоде S означает уже объем товара, кот. м. б. произведен на существующих произв. мощностях, но при изменении объема привлеченных мат. и труд. ресурсов. Н-р, можно нанять доп. рабочих, увеличить закупки сырья и на том же оборудовании организовать работу в третью смену. В этом случае одни ф-ры (оборудование) рассм-ся как постоянные, другие (рабочая сила, сырье, материалы) - как переменные.

В длит. периоде S - это тот объем продукции, кот. можно произвести на всех мощностях, включая дополнительно созданные. В этом случае все ф-ры пр-ва рассм-ся как переменные. Продолж-ть длит. периода такова, что п/п имеет возм-ть пересмотреть все стороны своей политики, выполнить действующие к началу периода контракты, заменить устаревшее оборудование.

Предпол-им, что D – первонач. положение линии D, а Р* и Q*- соотв-но равновесные цена и объем. Затем предположим, что D на данный товар возрос, отсюда и линия D сдвинулась в положение D1.

В мгновенном периоде при неизменности всех ф-ров пр-ва, при ↑ D линия S принимает вертик. положение IS, поскольку объем выпуска в этом случае остается неизменным. Цена, =>, вырастает до P1.

В корот. периоде положение линии S на рис. меняется - она повор-ся по часовой стрелке под влиянием роста пр-ва и занимает положение SS. В этом случае объем пр-ва увеличивается до Q2, а равновесная цена снижается соотв-но до P2.

В длит. периоде увел-ся исполь-ие ресурсов, что приводит к дальнейшему сдвигу линии S до положения LS. Достигается устойчивое равновесие, соответствие В и Ы при равновесной цене Р3 и равновесном объеме Q3.

Рын. равновесие пред-ет собой ситуацию, при кот. интересы покупателей и продавцов совпадают. Это выражается в том, что кол-во товаров, кот. продавцы хотят и могут продать по опр. цене, совпадает с кол-вом товаров, кот. покуп-ли хотят и могут купить по этой же цене.

Нарушения: 1. при отклонении средней продажной цены от равновесной 2. при сдвиге кривых S и D

Эта модель называется паутинообразной моделью рынка. Ее впервые разработал Вальрас. Она также называется моделью с затухающими колебаниями цены. С течением времени цена возвращается к своему равновесному значению, дефицит и излишек стремятся к нулю, объем продаж стремится к Qe. Движущими силами приводящими рынок к равновесию является конкуренция продавцов и покупателей.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован.

«Цена пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

Равновесие по Вальрасу

Допустим, первон. значение P - P1. По этой P произв-ли готовы продать Q1 единиц товара, а потр-ли хотят купить Q2 > Q1 единиц товара. Возникает избыт. спрос ВС = Q2 - Q1.

Потреб-ли начинают конкур-ть м/у собой за обладание товаром, и вследствие этого P повышается. Процесс (который Вальрас называл процессом "нащупывания" равновесной P) идет непрерывно до тех пор, пока избыточный D не становится равным 0 в т. Е. Если первон. значение цены - Р2, возникает избыт. S AL; конкур-ия среди продавцов понижает Р, пока избыт. S не становится равно 0 в точке Е.

В т. Е на рынке устан-ся равновесие, т. к. здесь нет ни избыт. D, ни избыт. S и нет стимулов к изменению цены.

По Маршаллу

Он предположил, что продавцы реагируют на разность цены D и цены S. Так, при объеме Q1 цена спроса P2 больше цены предложения P1, и продавцы будут увеличивать объем S до достижения т. Е. Если цена D меньше цены S, S будет, наоборот, ↓, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в т. Е.

3. Эласт-ть D и S. Прикладное знач-е конц-и эласт-ти.

Эласт-ть D. Эласт-ть- способ-ть D и S адаптиров-ся к изменившимся рыноч-м усл-ям. Эласт-ть D по цене –завис-ть объёма D на товар от измен-я цены на него (на 1 %). Если покуп-ль быстро реагир-т на измен-ие цены, то D эластичен, а если слабо-неэласт-н. Если измен-е цены влечёт за собой такое же измен-ие объёма D, то эласт-ть D=1, => 3 вида эласт-ти D: 1. эласт-ть D; неэласт-ть D; единичный. Граф-ки: d0 -неэласт-ть; P d1 d2 d3

d1 -элст-ть;

d2 -более элст-ть; P

d3 -един-ая эласт-ть. Q d0

Q

Степень эласт-ти D по цене измер-ют с пом. коэф. прямой эласт-ти (E):

E= %измен-еV D

%измен-е цены Эласт-ть D по цене: E = Q: P

Q1 P1

Кроме эласт-ти D по цене сущест-т др. виды эласт-ти D, т.е. завис-ть его от др. факторов: эласт-ть D по доходу (EId) = Qd: J

Qd J

Она отражает завис-ть измен-я D отд-го потреб-ля от роста или уменьш-ия совок-го денеж. дох-а. Если EId > 0, то товар высококачес-ый; EId <0, то низкокачес-й 0<EId<1, то товар 1-ой необ-ти; EId=1, то товар 2-ой необ-ти; EId>1, то товар роскоши. Перекр-ая эласт-ть ( Edab) коэф-т показ-т завис-ть %-го измен-я D на какой-то товар “А” от %-го измен-я цены

на товар “Б”: = Qda: Pb

Qda Pb

Если Edab >0, то в/ззаменяемые товары (субтиты); Edab <0, то в/здополняемые товары (машина и бензин); Edab =0, то товары яв-ся независ-ые друг от друга.

На эласт-ть D влияет и др. факторы: наличие на рынке товаров заменителей; универсал-ть испол-я товаров; фактор времени; доля расх-в в бюджете на дан. товар; ур-нь дох-а потреб-ля и др.

Эласт-ть S. S1 - абсол-но неэласт-ое S. P S1 S2 S3

S4 - абсол-но эласт-ое S.

PE S4

QE Q

Другие полож-я линий S б. хар-ть либо эласт-ое S ES>1, либо неэласт-ое S ES<1.

Факторы, влияющие на эласт-ть S: цена; цена др. товаров, в т.ч. рес-ов; фактор времени; технол. особ-ти пр-ва конкр-го товара.

Прикладное знач-е конц-и эласт-ти: знание теории эласт-ти необх-о, прежде всего представителям маркетин-х служб фирм. Оно дает возм-ть построить ценовую стратегию, принять верное реш-е относительно того, снижать/повышать цены, если целью фирмы яв-ся увеличение дохода. Теперь мы можем уточнить, что менеджер фирмы должен уметь учесть, что эласт-ть D на прод-цию фирмы и эласт-ть рыноч-го D не совпадают. Эласт-ть D на прод-ю фирмы выше, чем эласт-ть рыночного D на данный вид прод-ии в целом. Это объясн-ся наличием у покупателя выбора на рынке м/у различными видами схожего товара. Другое применение теории эласт-ти яв-ся госуд-ая налог-ая пол-ка. При введении косвенных налогов гос-во преследует цель увеличить объем налог-х поступлений в бюджет для перераспред-ия рес-ов в эк-ке, перераспред-я дох-в нас-я и поддержки малоимущих, разв-я соц-ой сферы, инфрастр-ры, обороны и т.п. Однако в завис-ти от эласт-ти D и S на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распредел-ся по-разному м/у производителями и потребителями прод-ии. Налоги включаются в цену продаваемого товара, и, следовательно, влияют на равновесную цену.

Ценовая политика фирм. В своей ценовой пол-ке фирмы должны предусмотреть реакцию покуп-лей на измен-ие цен на свой товар. Изм-ие объема продаж влияет на объем выручки и фин-ое положение продавца. При эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, кот. ведет к увеличению общей выручки; при спросе единичной эласт-ти прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной; при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается. Т.О., знания об эласт-ти спроса нужны и продавцу и покупателю, чтобы оптимизировать свое поведение на рынке. Если фирма знает спрос на свой товар и его эластичность, она может определить, по какой цене следует продавать товар, чтобы обеспечить максимальную выручку.

 

4. Осн теории пов-я потр-ля. Кардиналистская и ординалистская теории полезности (рац. повед-е потр-ля). Рын Д формир-ся на осн реш-й, принимаемых множ-вом отдел лиц, кажд из кот, выбирая т-ры и усл, ставит перед соб опр цель: исходя из своей покупател спос-ти приобрести разл эк блага в таких кол-вах и пропорциях, к-ые принесли бы ему МАХ-ое общее удовлетвор-е от их использ-я. Такое повед-е протр-ля наз-ся рациональным. При этом предпол-ся, что р-к обесп-ет свободу потребительского выбора. Удовлетвор-е от использ-я услуг наз-ся ПОЛЕЗНОСТЬЮ (U-utility). 2 подхода: 1.кардиналистский (количественный) 2.ординалистский (порядковый) Колич подход связан с пон-ем предельной полез-ти и количественным измер-ем полез-ти. Полез-ть, к-ую потр-ль извлекает из доп ед-цы блага наз-ют ПРЕДЕЛЬНАЯ (MU).∑ полез-тей отдел частей эк блага дает ОБЩУЮ полез-ть (ТU). Тогда МU-прирост общей полез-сти при ↑-ии V-ма потр-я эк блага на 1у.е.Пр-п убывающей МU: чем > потр-е эк блага, тем < прирост полез-ти, получаемый от приращ-я потр-я этого блага. (Госсен, 1854). В осн колич подхода леж не объективное измер-е полез-ти, а субъективные оц-ки потр-лей.

Q MU TU
     
     
     

Вторая графа т-цы показ пр-п убывания полез-ти. Здесь видна обр завис-ть м-у V-ом потр-я и МU. Третья графа показ-ет, что ТU ↑-ет по мере ↑-я колва благ в его распор-ии. Если предпол, что эк благо разделено на бесконечно малые частицы, то функц-ную зав-сть м-у V-ом эк блага и U м выразить на графике с пом мн-ва точек, к-ые образуют непрерывную линию. Т.О в этом случ МU=f’(TU)=d(TU)/d(Q)

Кр МU им отриц наклон,т.к. полез-ть потребляемого эк блага постеп-но ↓-ет. При V-е блага Qm, МU=0.

 

 

Кр ТU положительна, т.к. с ↑-ем кол-ва блага МU ↑-ет. При V-е блага Qm, МU=0, что соотв-ет мах-му ТU. Это означ, что потреб-ть в общем благе полн-тью удовлет-на.

Пр-п убыв-я полез-ти лежит в основе создания сит-ции равновесия потр-ля. (чем купить 5 кусков торта или 5 стаканов лимонада, лучше купить 2 куска торта и 3 стакана лимонада) МUкуска торта\цена куска торта=МUст лимонада\цена ст лимонада. При изм-ии цены торта, нужно, чтобы цена лимонада изменилась в ту же сторону. Т.е. действует з-н Д: ↓-е цены т-ра приведет к пок-ке большего кол-ва этого т-ра. Рац потр-ль в рамках ограниченного бюджета так осущ-ет св пок-ки, чт каждая у.е т-ра принесла ему одинак МU пропорц-но цены этого т-раÆмах-ое удовл-е. Порядковый подход: использ-ся не абсолютная, а онтосит шкала, к-ая показ предпочтение потр-ля или ранг потребляемого набора благ, и не ставится? на ск-ко один набор предпочтительнее другого. Аксиомы порядкового подхода: 1. Аксиома полной упорядоченности: потр-ль спос-н упорядочить альтерн-ые наборы т-ров с пом отн-я предпочтения (>) и безразличия (~). А~В А>В В>А 2.Аксиома транзитивности эк-ки А>В>С или А~В>С или А>В~С ≫ А>С «Предпочтения А,В,С свернулись в кольцо» 3.Аксиома ненасыщения: если набор А содержит не меньшее кол-во каждого т-ра, чем набор В, но к-либо т-ра больше, то н-р А предпочтительнее. 4. Аксиома независимости потр-ля: удовл-е потр-ля зав т! от кол-ва благ им потребляемых и не зав от потребл-ия др потр-лей. ИСКЛ: эф-т присоединения к бол-ву (куплю то, что и другие), эф-т СНОБА (выделиться из толпы), эф-т ВЕБЛЕНА (демонстративное потр-е, цель- созд хор впечатл-я) U=f(Qх,Qу)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.36 (0.053 с.)