Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод ЭТ. Базовые эк. Понятия. Эк. Системы.↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет и метод ЭТ. Базовые эк.понятия. Эк.системы. Представления о предмете ЭТ менялись в ходе углубления знаний о хоз.д-сти людей и по мере усложнения самой этой д-сти. Сначала считали, что предметом яв-ся причины роста материального благополучия людей, затем представления о предмете связывают с редкостью (ограниченностью) имеющихся ресурсов. Находящиеся в распоряжении людей рес-сы и возмож-сти не т! количественно и качественно ограничены, они имеют множество вариантов использования. Возможность различного употребления ограниченных средств ставит перед людьми проблему рац-го выбора. Итак, ЭТ изучает д-сть людей в процессе пр-ва, распределения, обмена и потребления эк благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования ограниченных рес-в. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эф-го исп-ния рес-в, т.е. такого их применения, при к-ом будут получены максимальные желаемые рез-ты при минимальных затратах. С т.з. масштабов изучения выделяют микроэк-ку (раздел ЭТ, предполагающий ан-з эк действий индивидов, отдельных дом хоз-в, фирм, отраслей) и макроэк-ку (занимается изучением з-нов функц-ния всей нац эк-ки в целом). Различают тж позитивную (имеет своей задачей объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств, это сов-сть систематических знаний, относящихся к тому, что есть) и нормативную (сов-сть знаний, относ-ся к тому, что должно быть) ЭТ. Основными функциями ЭТ яв-ся: познавательная, позволяющая расширить наши познания в области сложных эк процессов в постоянно меняющемся мире; методологическая, дающая теоретическую основу для исслед-ний в прикладных эк науках; практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении гос политики; прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного эк развития. ЭТ использует разл м-ды.Анализ предпол-ет разделение целого на составные части и изучение каждой из этих частей. Синтез основан на соединении отдедьных частей явления, изученных в процессе ан-за, в единое целое. Инд-ция – умозаключения от частного к общему. Дед-ция – от общего к частному. Аналогия предполагает перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. М-д научной абстракции состоит в выделении главного в объекте исслед-ния и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Этот м-д исп-ся для построения эк моделей – упрощенных представлений о взаимосвязях м/у эк переменными. При построении эк моделей, выработке теорий, выявлении эк з-нов широко исп-ся м-д функц-го ан-за, отражающий принцип взаимозависимости эк явлений. Функц-ные зависимости наглядно проявл-ся при исп-нии графических построений. Многие функц-ые зависимости в ЭТ исслед-ся с применением м-да предельного ан-за. В случаях, когда решения одного эк агента оказывают влияние на реш-я др-х, эк наука для исслед-ния взаимодействия м/у ними м. исп-ть теорию игр. Тж в эк исслед-ях прим-ся экономико-математический м-д ан-за. Для того, чтобы осущ-ть свой выбор в мире ограниченных рес-в, хоз.субъекты д.располагать необходимой инф-ей о том, ЧТО (принятие реш-я о том, какие именно блага, какого кач-ва, колич-ва д.б. произведены), КАК (реш-е о том, с пом.каких ограниченных рес-в и технологий будут произведены блага), ДЛЯ КОГО (проблема, связанная с распределением благ). ♥ Пр-во – исходный пункт создания матер-ных и нематер-ных благ ♥ осн.факторы пр-ва (рес-сы) – труд, земля, капитал, п/п-ство. ♥ потребности – состояние неудовлетворенности или нужды, к-ое он стремится преодолеть. ♥ благо – ср-во для удовлетв-ния потр-стей ♥ труд – целесообразная д-сть ч-ка, с пом к-ой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетвор-я своих потреб-тей (труд-это человеческие р-сы) ♥ земля (природные р-сы) - естественные блага, к-ые не яв-ся рез-том человеч.труда, а даны природой и исп-ся при создании т-ров и услуг ♥ капитал – ср-ва пр-ва или денежные ср-ва, предназначенные для покупки ср-в пр-ва ♥ п/п-ая спос-сть – спос-сть п/п-ля эф-но объединить в пр-ссе пр-ва труд, землю и кап-л с целью пр-ва т-ров и услуг при минимальных издержках. ЭК СИСТЕМА – сов-сть всех эк пр-ссов, совершающихся в об-ве на основе действующих в нем имущественных отн-ний и организационных форм. Осн.элементами эк с-мы яв-ся 1) соц-эк отн-ния, к-ые базируются на формах собств-сти 2)организационно-правовые формы хоз-ния 3)сп-б гос регул-ния эк д-сти 4) конкретные эк связи м/у хоз субъектами. Традиц.эк-ка сущ-ет в слаборазвитых странах. Она харак-ся отсталой технологией, широким распространением ручного труда и многоукладностью эк-ки. Здесь, основываясь на традициях, сущ-ют натурально-общинные формы хоз-ния, когда произведенный общиной продукт в натур виде распред-ся м/у членами общины. След уклад проявл-ся в виде мелкотоварного пр-ва, основ-ся на частной соб-сти на ср-ва пр-ва и личном труде их владельца. К ним следует отнести многочисленные ремесленные хоз-ва. Ком-администр с-ма сущ-ла ранее в СССР, странах вост Европы и ряде азиатских гос-в. Эта с-ма базир-ся на: общественной соб-сти практич-ки на все эк рес-сы, централизованном планировании и управлении всеми п/п-ями, а тж централиз-ом распределении пр-ции, в рез-те чего исключ-ся свободные рын-ые взаимосвязи м/у отд-ми хоз-ми. Управление эк-кой осущ-ся с пом администр-распределительных м-дов, что подрывает материальную заинтересованность в рез-тах труда Развив-ся бюрократизм и монополизация, к-ая в условиях отсутствия конкур-ции, слабо заинтересовывает члнов об-ва в развитии НТП. Когда пр-во пр-ции осущ-ся без своевременного учета реальных потребностей об-ва, сущ-ет диктат производителя. Рыночная экономика, напротив, показала свою эф-сть. Отличит-ми особен-тями яв-ся: 1)частн соб-ть на испол-мые р-сы 2)рын мех-зм регул-ния эк д-сти, основанный на з-нах D и S 3)наличие конк-ции в виде множ-ва самост-но действующих покупателей и продавцов т-ров и услуг 4)гос регул-ние эк-ки на основе общественных интересов 5)активная помощь и поддержка п/п-ва, как основного элемента рын эк-ке 6)защита не т! щиеся в рвспоряжении людей рес-сы и возмож-стию ()аний о хоз.д-сти людей и по мере усложнения самой этой д-сти. об-ва от д-сти монополий и несоверш к-ции. Вкусы и предпочтения Влияние этих ф-ров предст-ся очевидным. Если тяга к курению у населения ↑, то линия D на сигареты сдвинется вправо. Наоборот, если ↑ число сторонников здорового образа жизни, то линия D на сигареты сдвинется влево. Цены на взаимосвязанные товары: товары-заменители и взаимодополняемые товары Общий термин "взаимосвяз. товары" отн-ся к любым товарам, для кот-х изменение в цене одного товара приводит к изменению D на др. товар. Сущ-ют 2 типа взаимосвяз. товаров: взаимозамен. и взаимодополн. товары. Их можно различать по тому, как изменение цены одного товара "смещает" D на взаимосвяз. товар. Рассм-им 2 товара, X и Y. Если X и Y являются товарами-заменителями, то при ↑ цены товара Y и неизменной цене товара X потр-ли будут склонны к ↑ D на товар X. В этом случае линия D для товара X сдвинется вправо. Если же цена товара Y ↓, линия D товара X сдвинется влево, указывая на ↓ D на X (масло и маргарин). Для взаимодополн. товаров хар-на обрат. ситуация: ↓ цены товара Y ведет к ↑ D на товар X, а ↑ цены товара Y ведет к ↓ D на товар X. Классич. примером взаимодоп. товаров явл-ся автомобили и бензин. Рост цены на бензин ↓ D на автомобили и наоборот. Изменения в ожиданиях будущих цен Эти ожидания играют важную роль в опр-ии положения линии D. Если ожидается ↑ цен на соль, то можно полагать при прочих равных усл-ях, что линия D сместиться вправо. Если ожидается ↓ цены, линия D сместится влево. Влияние рассматриваемого фак-ра наглядно проявилось накануне ↑ розничных цен 2 апреля 1991 г. Население ↑ населения (при сохранении неизменного дохода на душу населения) сдвигает линию рын. D вправо для всех товаров, поск-ку ведет к ↑ кол-ва пок-лей на рынке. Наоборот, ↓ населения будет сдвигать линию D влево в связи с ↓ числа покупателей на рынке. К нецен. ф-рам отн-ся: 1. вкусы и предпочт. потреб-лей 2. цены на др. товары 3. число покуп-лей 4. доходы населения 5. размеры накопл. им-ва 6. инфляц. ожидания Индивид. и рын. D На рис. 1 показаны линии с различ. наклоном, в т. ч. и в крайних полож-ях - в случае, когда объем D не зависит от цены (D3), и в предельном случае сильной завис-и D от цены (D4). Чем больше угол наклона кривой к оси цен (т.е., чем более полого она выглядит на рис., тем быстрее падает объем D при одном и том же изменении цены: кривая D1 показывает более сильную завис-ть объема D от цены, чем кривая D2. Индивид. различия D связаны со многими фа-ми. Здесь и различия в уровне доходов, и неодинаковость вкусов и предпочтений; последние в свою очередь находятся под воздействием нац.традиций, половозрастных различий, различий в уровне образования и т.д. Наклон кривой D зависит и от того, какую долю в бюджете потребителя сост-ют затраты на данный товар: если эта доля невелика, то потребитель слабо реагирует на изменение цены. Различные потребители, каждый со своей кривой D, появляются на рынке некоторого товара. При любом значении цены, которая могла бы сложиться на рынке, объем D каждого покупателя - это соотв-е данной цене количество товара, кот. сам потребитель считает для себя необх-ым и желательным; это объем, опред. его индив. кривой D. В этом проявляется так называемый суверенитет потребителя. Связь рын. D с совок-тью индив. опр-ся так: объем рыночного D при каждом значении цены = сумме объемов D отд. потребителей при данном значении цены. S – готовность произв-ля продать товар. Кроме цены на Ур-нь S влияют: 1. наличие произв. мощностей и прир.ресурсов, раб. силы – R 2. хар-р технологий – К 3. налоги и дотации – TS 4. прир.-клим. Условия – C 5. цены на ресурсы и др. товары – P0….Р2 Объем S – max кол-во товара, кот. согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов при опр. усл-ях перечисл. Выше. Завис-ть объема S от опред-их его ф-ров наз-ся – ф-ей S: Qsx=f(R, Px, K, TS, C, P0…P2). Если ф-ры кроме цены данного товара, принять за неизвестные, то ф-ия S будет отражать завис-ть кол-ва предлагаемой прод-ии от цены. Ф-ия S пок-ет не только то кол-во товара, кот. произв-ли готовы предл-ть по опр. цене, но и то кол-во товаров и услуг, кот. они готовы представить на рынке при каждой возможной цене. Закон S: Чем выше рын.цена, тем больше объем S и наоборот. Ф-ия S от цены может задаваться 3 способами: 1. табличный 2. графический 3. аналитич. y=b+kx
Сдвиг кривой S возникает тогда, когда изм-ся к.-либо (кроме цены данного товара) переменная ф-ии (2). Пусть первоначальная кривая S товара - S0S0. Значению цены Р0 соответствует объем S Q0. Предположим теперь, что изобретен новый, более эк. способ пр-ва товара. Тогда кривая S сдвинется в положение S1S1, т.е. по каждой цене будет предложено большее количество товара. В частности, по цене Р0 будет предложено Q1 > Q0 единиц товара. В этом случае говорят об изменении S. Аналогично если гос-во введет налог на пр-во товара, кривая S сдвинется в положение S2S2, т.е. по каждой цене будет предложено меньше единиц товара (по цене P0 будет предложено Q2 < Q0 единиц). Предложение в трех периодах В коротком периоде S означает уже объем товара, кот. м. б. произведен на существующих произв. мощностях, но при изменении объема привлеченных мат. и труд. ресурсов. Н-р, можно нанять доп. рабочих, увеличить закупки сырья и на том же оборудовании организовать работу в третью смену. В этом случае одни ф-ры (оборудование) рассм-ся как постоянные, другие (рабочая сила, сырье, материалы) - как переменные. В длит. периоде S - это тот объем продукции, кот. можно произвести на всех мощностях, включая дополнительно созданные. В этом случае все ф-ры пр-ва рассм-ся как переменные. Продолж-ть длит. периода такова, что п/п имеет возм-ть пересмотреть все стороны своей политики, выполнить действующие к началу периода контракты, заменить устаревшее оборудование. Предпол-им, что D – первонач. положение линии D, а Р* и Q*- соотв-но равновесные цена и объем. Затем предположим, что D на данный товар возрос, отсюда и линия D сдвинулась в положение D1. В мгновенном периоде при неизменности всех ф-ров пр-ва, при ↑ D линия S принимает вертик. положение IS, поскольку объем выпуска в этом случае остается неизменным. Цена, =>, вырастает до P1. В корот. периоде положение линии S на рис. меняется - она повор-ся по часовой стрелке под влиянием роста пр-ва и занимает положение SS. В этом случае объем пр-ва увеличивается до Q2, а равновесная цена снижается соотв-но до P2. В длит. периоде увел-ся исполь-ие ресурсов, что приводит к дальнейшему сдвигу линии S до положения LS. Достигается устойчивое равновесие, соответствие В и Ы при равновесной цене Р3 и равновесном объеме Q3. Рын. равновесие пред-ет собой ситуацию, при кот. интересы покупателей и продавцов совпадают. Это выражается в том, что кол-во товаров, кот. продавцы хотят и могут продать по опр. цене, совпадает с кол-вом товаров, кот. покуп-ли хотят и могут купить по этой же цене. Нарушения: 1. при отклонении средней продажной цены от равновесной 2. при сдвиге кривых S и D Эта модель называется паутинообразной моделью рынка. Ее впервые разработал Вальрас. Она также называется моделью с затухающими колебаниями цены. С течением времени цена возвращается к своему равновесному значению, дефицит и излишек стремятся к нулю, объем продаж стремится к Qe. Движущими силами приводящими рынок к равновесию является конкуренция продавцов и покупателей. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован. «Цена пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены. Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены. Равновесие по Вальрасу Допустим, первон. значение P - P1. По этой P произв-ли готовы продать Q1 единиц товара, а потр-ли хотят купить Q2 > Q1 единиц товара. Возникает избыт. спрос ВС = Q2 - Q1. Потреб-ли начинают конкур-ть м/у собой за обладание товаром, и вследствие этого P повышается. Процесс (который Вальрас называл процессом "нащупывания" равновесной P) идет непрерывно до тех пор, пока избыточный D не становится равным 0 в т. Е. Если первон. значение цены - Р2, возникает избыт. S AL; конкур-ия среди продавцов понижает Р, пока избыт. S не становится равно 0 в точке Е. В т. Е на рынке устан-ся равновесие, т. к. здесь нет ни избыт. D, ни избыт. S и нет стимулов к изменению цены. По Маршаллу Он предположил, что продавцы реагируют на разность цены D и цены S. Так, при объеме Q1 цена спроса P2 больше цены предложения P1, и продавцы будут увеличивать объем S до достижения т. Е. Если цена D меньше цены S, S будет, наоборот, ↓, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в т. Е. 3. Эласт-ть D и S. Прикладное знач-е конц-и эласт-ти. Эласт-ть D. Эласт-ть- способ-ть D и S адаптиров-ся к изменившимся рыноч-м усл-ям. Эласт-ть D по цене –завис-ть объёма D на товар от измен-я цены на него (на 1 %). Если покуп-ль быстро реагир-т на измен-ие цены, то D эластичен, а если слабо-неэласт-н. Если измен-е цены влечёт за собой такое же измен-ие объёма D, то эласт-ть D=1, => 3 вида эласт-ти D: 1. эласт-ть D; неэласт-ть D; единичный. Граф-ки: d0 -неэласт-ть; P d1 d2 d3 d1 -элст-ть; d2 -более элст-ть; P d3 -един-ая эласт-ть. Q d0 Q Степень эласт-ти D по цене измер-ют с пом. коэф. прямой эласт-ти (E): E= %измен-еV D %измен-е цены Эласт-ть D по цене: E = Q: P Q1 P1 Кроме эласт-ти D по цене сущест-т др. виды эласт-ти D, т.е. завис-ть его от др. факторов: эласт-ть D по доходу (EId) = Qd: J Qd J Она отражает завис-ть измен-я D отд-го потреб-ля от роста или уменьш-ия совок-го денеж. дох-а. Если EId > 0, то товар высококачес-ый; EId <0, то низкокачес-й 0<EId<1, то товар 1-ой необ-ти; EId=1, то товар 2-ой необ-ти; EId>1, то товар роскоши. Перекр-ая эласт-ть ( Edab) коэф-т показ-т завис-ть %-го измен-я D на какой-то товар “А” от %-го измен-я цены на товар “Б”: = Qda: Pb Qda Pb Если Edab >0, то в/ззаменяемые товары (субтиты); Edab <0, то в/здополняемые товары (машина и бензин); Edab =0, то товары яв-ся независ-ые друг от друга. На эласт-ть D влияет и др. факторы: наличие на рынке товаров заменителей; универсал-ть испол-я товаров; фактор времени; доля расх-в в бюджете на дан. товар; ур-нь дох-а потреб-ля и др. Эласт-ть S. S1 - абсол-но неэласт-ое S. P S1 S2 S3 S4 - абсол-но эласт-ое S. PE S4 QE Q Другие полож-я линий S б. хар-ть либо эласт-ое S ES>1, либо неэласт-ое S ES<1. Факторы, влияющие на эласт-ть S: цена; цена др. товаров, в т.ч. рес-ов; фактор времени; технол. особ-ти пр-ва конкр-го товара. Прикладное знач-е конц-и эласт-ти: знание теории эласт-ти необх-о, прежде всего представителям маркетин-х служб фирм. Оно дает возм-ть построить ценовую стратегию, принять верное реш-е относительно того, снижать/повышать цены, если целью фирмы яв-ся увеличение дохода. Теперь мы можем уточнить, что менеджер фирмы должен уметь учесть, что эласт-ть D на прод-цию фирмы и эласт-ть рыноч-го D не совпадают. Эласт-ть D на прод-ю фирмы выше, чем эласт-ть рыночного D на данный вид прод-ии в целом. Это объясн-ся наличием у покупателя выбора на рынке м/у различными видами схожего товара. Другое применение теории эласт-ти яв-ся госуд-ая налог-ая пол-ка. При введении косвенных налогов гос-во преследует цель увеличить объем налог-х поступлений в бюджет для перераспред-ия рес-ов в эк-ке, перераспред-я дох-в нас-я и поддержки малоимущих, разв-я соц-ой сферы, инфрастр-ры, обороны и т.п. Однако в завис-ти от эласт-ти D и S на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распредел-ся по-разному м/у производителями и потребителями прод-ии. Налоги включаются в цену продаваемого товара, и, следовательно, влияют на равновесную цену. Ценовая политика фирм. В своей ценовой пол-ке фирмы должны предусмотреть реакцию покуп-лей на измен-ие цен на свой товар. Изм-ие объема продаж влияет на объем выручки и фин-ое положение продавца. При эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, кот. ведет к увеличению общей выручки; при спросе единичной эласт-ти прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной; при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается. Т.О., знания об эласт-ти спроса нужны и продавцу и покупателю, чтобы оптимизировать свое поведение на рынке. Если фирма знает спрос на свой товар и его эластичность, она может определить, по какой цене следует продавать товар, чтобы обеспечить максимальную выручку.
4. Осн теории пов-я потр-ля. Кардиналистская и ординалистская теории полезности (рац. повед-е потр-ля). Рын Д формир-ся на осн реш-й, принимаемых множ-вом отдел лиц, кажд из кот, выбирая т-ры и усл, ставит перед соб опр цель: исходя из своей покупател спос-ти приобрести разл эк блага в таких кол-вах и пропорциях, к-ые принесли бы ему МАХ-ое общее удовлетвор-е от их использ-я. Такое повед-е протр-ля наз-ся рациональным. При этом предпол-ся, что р-к обесп-ет свободу потребительского выбора. Удовлетвор-е от использ-я услуг наз-ся ПОЛЕЗНОСТЬЮ (U-utility). 2 подхода: 1.кардиналистский (количественный) 2.ординалистский (порядковый) Колич подход связан с пон-ем предельной полез-ти и количественным измер-ем полез-ти. Полез-ть, к-ую потр-ль извлекает из доп ед-цы блага наз-ют ПРЕДЕЛЬНАЯ (MU).∑ полез-тей отдел частей эк блага дает ОБЩУЮ полез-ть (ТU). Тогда МU-прирост общей полез-сти при ↑-ии V-ма потр-я эк блага на 1у.е.Пр-п убывающей МU: чем > потр-е эк блага, тем < прирост полез-ти, получаемый от приращ-я потр-я этого блага. (Госсен, 1854). В осн колич подхода леж не объективное измер-е полез-ти, а субъективные оц-ки потр-лей.
Вторая графа т-цы показ пр-п убывания полез-ти. Здесь видна обр завис-ть м-у V-ом потр-я и МU. Третья графа показ-ет, что ТU ↑-ет по мере ↑-я колва благ в его распор-ии. Если предпол, что эк благо разделено на бесконечно малые частицы, то функц-ную зав-сть м-у V-ом эк блага и U м выразить на графике с пом мн-ва точек, к-ые образуют непрерывную линию. Т.О в этом случ МU=f’(TU)=d(TU)/d(Q) Кр МU им отриц наклон,т.к. полез-ть потребляемого эк блага постеп-но ↓-ет. При V-е блага Qm, МU=0.
Кр ТU положительна, т.к. с ↑-ем кол-ва блага МU ↑-ет. При V-е блага Qm, МU=0, что соотв-ет мах-му ТU. Это означ, что потреб-ть в общем благе полн-тью удовлет-на. Пр-п убыв-я полез-ти лежит в основе создания сит-ции равновесия потр-ля. (чем купить 5 кусков торта или 5 стаканов лимонада, лучше купить 2 куска торта и 3 стакана лимонада) МUкуска торта\цена куска торта=МUст лимонада\цена ст лимонада. При изм-ии цены торта, нужно, чтобы цена лимонада изменилась в ту же сторону. Т.е. действует з-н Д: ↓-е цены т-ра приведет к пок-ке большего кол-ва этого т-ра. Рац потр-ль в рамках ограниченного бюджета так осущ-ет св пок-ки, чт каждая у.е т-ра принесла ему одинак МU пропорц-но цены этого т-раÆмах-ое удовл-е. Порядковый подход: использ-ся не абсолютная, а онтосит шкала, к-ая показ предпочтение потр-ля или ранг потребляемого набора благ, и не ставится? на ск-ко один набор предпочтительнее другого. Аксиомы порядкового подхода: 1. Аксиома полной упорядоченности: потр-ль спос-н упорядочить альтерн-ые наборы т-ров с пом отн-я предпочтения (>) и безразличия (~). А~В А>В В>А 2.Аксиома транзитивности эк-ки А>В>С или А~В>С или А>В~С ≫ А>С «Предпочтения А,В,С свернулись в кольцо» 3.Аксиома ненасыщения: если набор А содержит не меньшее кол-во каждого т-ра, чем набор В, но к-либо т-ра больше, то н-р А предпочтительнее. 4. Аксиома независимости потр-ля: удовл-е потр-ля зав т! от кол-ва благ им потребляемых и не зав от потребл-ия др потр-лей. ИСКЛ: эф-т присоединения к бол-ву (куплю то, что и другие), эф-т СНОБА (выделиться из толпы), эф-т ВЕБЛЕНА (демонстративное потр-е, цель- созд хор впечатл-я) U=f(Qх,Qу) Функция инв-ций Она опр-ся предельной склон-тью предприн-лей к инвестир-нию,т.е.на ск-ко ед-ц увел-ся объем инв-ций при снижении%й ставки на ед-цу Ia = Io * r Инвестиции могут быть: 1)реальные_в землю,машины,оборуд,недвижимость.Понятие «новые»(чистые) означает,что увел-ся размер осн.кап-ла.Инв-ции в модернизацию=ср-ва,направ-мые на возмещение износа кап-ла. 2)фин-е(портфельные)-вложения в акции,облигации,др.ц/б,связ=е с титулом собст-ка, дающим право на получение дохода от собст-ти. В рын.эк-ке непосред-ми факторами,опр-щими инв-ции явл:1)ожидаемаянорма чистой прибыли,2)реальная ставка%.Др.ф-ры:изд-жки на приобретение,эксплуатацию и обслуж,налоги на предприн-ля,технологич.изм-ния,наличный осн.кап-л,ожидания.На нестабильность расходов на инв-ции влияют:длит.сроки службы осн.кап-ла,нерег-ть круп. Нововведений,изменч.природа прибыли,непостоянство ожиданий,инфляция,проблеме неплатежей и монополизм. Зарождение классич. п/э Клас.п/э – напр-ие буржуазно-эк.мысли,возникшее в период становления капит.способа пр-ва. Они впервые занялись исслед-ием капит.пр-ва и положили начало п/э как науки. Перенесли исслед-ие из сферы обращения в сферу пр-ва. Положили начало теории труд.ст-ти. Родоночальник-У.Петти (1623-87) («Трактат о Налогах и сборах», «Полит.арифметика», «Разное о деньгах»). В св.ран.работах он хар-ет богатство с меркантелист.позиции. С его именем связано прим-ие в п/э нов.метода:пытался проникнуть вглубь явления Теория ст-ти. Он пришел к выводу, что ст-ть изм-ется затратами труда и что величина ст-ти зависит от Пт. Он опр-ет не ст-то товара, а ее ден.выражение. Отождествлял ст-ть с мнов.ст-тью, а ее с ценой. Труд в условиях к-изма производит не просто потреб.ст-ть, а товар, обладающий менов.ст-тью. Он считал, что оценку всех вещей можно привести к 2 факторам: земле и труду. Он исходил из того, что товаром явл-ся не раб.сила, а труд. З/п представлялась ему естест.ценой труда.Он писал, что если рабочим станут платить в 2 раза больше, то они станут работать в 2 раза меньше. Он говорил, что продажа земли – это продажа права на получение ренты и должна исчисляться, как опр.сумма годичн.рент, но правильно решить проблему земли он не смог. Установлена лишь зависимость земли от 1 ф-ра, т.е. годичн.ренты. Харктерн.особ-сти класс.п/э:1)сист.взгляд на эк-ку и создание цельн.представления об ее стр-ре;2)расм-ли к-изм как строй, в основе развитя кот лежат ест.з-ны, что предопр-ет вневрем.хар-р капит.пр-ва;3)исслед-ие сферы пр-ва, а не сферы потр-ия;4)пытались проникнуть в сущ-ность изучаем.явления, вскрыть их причинно-следств.зависимость;5)положили начало труд.теории ст-ти; 6) хар-ны объективность и непредвзятость эк.исслед-ия;7)выступали ярыми противниками гос.вмеш-ва в эк-ку. Клас.к-изм функц-ет с 18в. До наст.вр. Развит.рын.об-во сохр-ет множество капит.признаков, но в совр.услових он переходит к посткапит.стройке, поэтому класс.к-изм – предистория соц-регулируем.рын.эк-ки. Научно-эк.модель-сис-ма, кот.оживляется в присутствии в ней жизнен. Противоречия, объективно присущего изучаем.об-ву и образующего внутр.источник его самодв-ия. Важн.компонентом явл-ется собс-сть. Осн. Элементы модели:1)хар-ка формы собс-ти в дан.об-ве;2)осн.группы уков общест.пр-ва(эк.субъекты) и отн-ие м/у ними;3) опр-ие специфики эк.формы, приобретаемой в рез-те пр-ва;4)выявление особ.принципов орг-ции пр-ва, распределения, обмена;5) открытие специф.з-нов, изучаемой формы общест.пр-ва. К-изм – единств.об-во, заслуживающее хар-ки «экономического», потому что оно построено на принципе эк.принуждения. Этапы: - докапит.период (эпоха внеэк.принуждения); - посткапит.период (эпоха соц.принуждения). К-изм – бесконечн. И беспощаднд.состязание м/у всеми уч-ками пр-ва. Под класс.к-измом понимается эпоха абс.господства принципа эк.принуждения. Возникнув из общест.устр-ва, эк.принуждение переросло в эк.устр-во об-ва, став одновременно его дв-лем и тормозом.К-изм преобразовывает разрознен.индивид.пр-ва, общест., ебщест.производит.сил в элемент совокупн.общест.продукта, индивидуалн.раб-ков – в совокупн.богатство об-ва. Изменяет ранее предшествующ.формы соц.связей, заменяя их рыночной. Возн-ие рын.пр-ва и господства рын.форм соц.связей обнарудивают ист.миссию к-изма. Совр.эк-ка максимально исп-ет эк.потенциал капит.форм орг-ции пр-ва. В шир.смысле к-изм – это об-во всеобщ.бизнеса, а в узком – об-во эксплуатации наемн.труда. основоположником научн.теории к-изма явл-ется Маркс. Он объяснил, каким образом к-изм может честно заплатить и оказаться в выигрыше. К-изм покупает чуж.товар для продажи и получения прибыли. Гл. источником создания доп.ст-ти явл-ется особ. Товар – раб.сила, ст-ть ее опр-ется временем, необходимым на его пр-во,т.е. ст-тью жизнен.ср-в рабочего и его семьи. Купив раб.силу, к-ист вправе требовать от рабочего большего объема пр-ва, чем необходимо самому рабочему для воспр-ва св.раб.силы.Т.о. к необх.раб времени, в течение кот раб-к создает достаточный для себя необх.продукт, к-ист невидимо присоединяет прибав.раб.время, в течение кот рабочий создает неоплачив.к-истом прибав.продукт. при продаже товара, в кот. Представлены необх. И прибав.труд раб-ка, к-ист получает прибав.ст-ть. К-изм – это не просто деньги, а устр-во об-ва, кот позволяет осущ-ть его про-во. К-изм возникает только при 3 условиях: развит.товарн.пр-во, появление потенц.к-истов, появление своб.раб-ка К-изм как сис-ма зародился в 17 в. Прошел 3 ступени: 1.домонополист.к-изм (18-конец 19в.): своб.конкуренция, стих.дви-ие рынка и пр-ва.2. монопол.к-изм (нач. 20в. – до 1 пол.20в.): возн-ие круп.монополий, господство фин.капитала, вывоз капитала, эк.раздел мира, террит.раздел мира. 3. пр-во и рынок рег-ется гос-вом
30. Эк-ая теория и программа Физиократов. Классич-ую политэкономию во Франции после П. Буагильбера представляла школа Ф, основанная Франсуа Кенэ (1694–1767). В неё входила большая группа эк-ов (А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.).Школа Ф. возникла во Фр-ии в период перехода от феод-ма к капит-му, в XVIII веке. К этому времени уже окреп промыш-ый и фин-ый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и светским феодалам. Сложились нац-ые рынки, и намечается появление европ-го рынка, однако больш-во насел-ия по-прежнему вело натур-ое хоз-во.Слово “физиократы” ведет свое происх-ие от лат-их слов “физиос” – природа и “кратос” – власть. Сами они себя называли “экономистами”. В отличие меркан-ов Ф-ты перенесли центр своих исслед-ий со сферы обращ-ия на сферу пр-ва, преимущ-но с/х-ого.Исходным в концепции Ф. было учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окруж-его мира, сущ-е кот. объяснялось соответ-ем «естес-му порядку» или «естес-му праву». Кенэ рассм-л такое право как выражение высшей справед-и, идущей от Бога. По его мнению, соблюдение «естес-го порядка» обяз-но для всех людей уже потому, что представ-ее его «естес-ое право» признаётся «светом разума». Кенэ не разделял выводов просветителей. Он считал, что чел-ек не м. претендовать «на всё» (это равносильно праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в сост-ии обеспечить своим трудом. Ф. опирались на идею «естес-го права» для опред-ия сущ-их норм поведения чел-ка. В соотв-ии с учением о «естественном порядке» Кенэ и его коллеги признавали эк-ие и полит-ие зак-ы в кач-ве естеств-ых (не завис-их от людей и полит-й власти). Такие зак-ы трактовались как вечные.Школа Ф. выступила с резкой критикой монетаризма. Она отвергала ошиб-ые исходные полож-ия его концепции о том, что единс-ой формой богатства явл. золото, а его источ-ом — внеш. торговля. Ф. Кенэ и его коллеги считали, что богатство склад-ся из потреб-ых стоим-ей. Деньгам отвод-сь роль посред-ка в обращ-и. Источник богатства они видели в произв-ве, а не в торговле, для кот. характерен, по их мнению, только обмен равных ценностей (эквивал-ый обмен). Заслуга физиократов в том, что они перенесли исслед-ие о происхожд-и прибав-го продукта в сферу непосред-ого пр-ва и тем самым заложили основу для анализа капит-ого пр-тва. Ф. одними из первых дали анализ кап-ла.Вместе с тем толкование пр-ва у них одностороннее: сфера пр-ва ограничена лишь с/х. Отсюда ед-но произв-ым трудом считался труд земл-цев. Ф-ая система выступала как выражение нов. капита-го об-ва, пробивающего себе дорогу в рамках феод-го. Для объяснения процесса ф. брали такую отрасль труда, кот. «выступает наружу незав-мо от процесса обращ-ия», что они видели т! в земледелии. С их т. зр., пром-ность не явл. произв-ой отраслью хоз-ва.Центр. место в учении Ф. занимала пробл-а «чистого продукта» и его пр-ва. Это избыток над той частью, кот. возмещала з/пл. Под «чист. прод-ом» имелся в виду прибав-ый продукт. Исходя из того, что «земля есть един-ый ист-к бог-ва», Кенэ полагал, что «чист.продукт» производится только в земл-ии. С этой т.зр. промыш-сть оказ-сь «бесплодной». Ед-й формой чист. продукта считалась рента. Ф. противоречиво толковали пр-во «чист. продукта». С одной стор., он представ-ся как результат естес-го процесса роста, свойств-ого земледелию, след-о, как дар природы. Вместе с тем «чист. пр-кт» выступает у них и как результат земле-го труда, избыток над з/пл. Прибыль рассм-сь как разновид-ть з/пл.В соотве-ии со своим пониманием пр-ва Ф. Кенэ делил общество на 3 класса:1) собственников (двор-во, дух-во, король со свитой, чинов-во);2) фермеров, к кот. относил и капит-ов, и наём. раб-их;3)«бесплодных»,включ.торгово-промыш-ое н\е страны.Ф категорически отвергли эк-ю доктрину меркант-ма. В обл-и эк-ой пол-ки они выступили как сторон-и невмешат-ва гос-ва в эк-ую жизнь стр-ы, против-ки всякого рода монополий, защищ. свободу предприн-ой деят-ти в услов-х капитал-ой конкур-ии.Вершину Ф-ой системы составила попытка анализа воспр-ва обществ-го капитала, предпринятая Ф. Кенэ в знаменитой «Эк-й таблице» (1758).Рассма-ая процесс воспр-ва, Ф. Кенэ анализ-ал происх-ие дох-в, обмен м/у кап-ом и дох-ом, отнош-ие м/у производ-ым и окончат-ым потребл-м. В кач-ве момента процесса воспр-ва он пытался представить «обращение м/у 2 больш-и подразд-ми производ-ого труда — м/у производ-ом сырья и промыш-тью». Всё это воплощалось в одной эк-ой табл.При построении «Эк-ой таблицы» Кенэ исходил из опред-ых предп-ок, делал ряд допущений. Он абстраг-ся от влияния внеш-го рынка, колебаний цен, рассматр-ая простое воспр-тво, что правомерно для начала анализа. Анализ-я обществ-ое воспр-тво, Кенэ взял движение тов-го кап-ла, обнаружив верный эк-ий такт, поскольку проблема воспр-ва есть прежде всего проблема реализации общ-го прод-та.Завершил учение Ф. выдающийся экономист, видный гос-ый деятель Франции Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). С 1761 г. он занимал должность короле-го интенданта в Лиможе, а с 1774 по 1776 г. — пост ген-о контролера финансов. Осн.произ-е «Размышления об обр-ии и распределении богатств» вышло в свет отд.книгой в 1776 г. Излагая концепцию ф.,Тюрго внес в неё ряд сущ-ых доп-ий. Именно у него ф.-ая сис-ма приняла наиб.развитый вид.Тюрго обратил внимание на з
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.017 с.) |