Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности функционирования отраслей естественной монополии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ест.монополия(ЕМ)-когда все рын.предложение опр-х товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурен. среды экон-ки неэфф-но. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удов-ть рын. спрос при более низких издержках пр-ва, чем это сделали бы 2и более конкурирующих фирм. На общенац-м уровне к области ЕМ относят Ж/Д и нефтепроводы, на региональном- систему водо- и газоснабжения, телеф.связь, обществ.транспорт и т.п. Отсутствие конкурен.среды делает неэфф-м исп-ние рын.мех-мов о рег-нии деят-тиЕМ. Поэтому гос.рег-ние явл-ся здесь осн.формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и рег-ние в плановой экономике: гос.органы упр-я опр-т ур-нь цен и тарифов, а тж осн.параметры, хара-щие объем и ассортимент предлагаемых тов.и услуг. ЕМ означает такое состояние тов.рынка, при кот-м удовл-ние спроса на этом рынке эфф-нее в отсутствие конкуренции в силу технологич.особ-тей пр-ва (в связи с существ.понижением издержек пр-ва на ед-цу товара по мере увел-я объема пр-ва), а товары, произ-мые субъектамиЕМ, не могут быть заменены в потреблении др.товарами и спрос на товары, произ-мые субъектами ЕМ, в меньшей степени зависит от изменения цены на дан.товар, чем спрос на др.виды товаров.ЕМ пред-т собой экономическую, нежели юр.категорию. Осн.хар-ки рынка ЕМ:"эффект масштаба" выраж-ся в существ.снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее пр-ва; неэластичный спрос. В обычных экон.отн-х при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В усл-х ЕМ спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначит.изменениям. Пример:при увеличении цены на сливочное масло потребители могут исп-ть заменитель - масло раст-е. Это приведет к резкому падению спроса на слив.масло. При значит.повышении цены на эл/энергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незнач-но. Это обусловлено тем, что эл/энергия явл.прак-ки безальтер-м источником энергии. Для некот-х сфер ЕМ хар-ен также сетевой хар-р орг-ции рынка. Он означает, что монополией явл. не вся отрасль эккки, а лишь ее передающие "сети"(Сеть ж\д,трубопроводов,линий электропередач, система теплоснабжения). Субъекты ЕМ- это юр/лица, занятые пр-вом (реализацией) товаров (услуг) в усл-х ЕМ.Глав.критерий для признания орг-ции ЕМстом-осущ-ние деят-ти в усл-х естественной монополии.Потребители-это любые юр.и физ.лица, в т.ч.ИП, приобретающие товары, производимые субъектами ЕМ. Понятие "потребитель" здесь исп-ся в широком смысле слова. 3. Фед.органы гос. власти по рег-ниюЕМ. сферы ЕМ явл-ся достаточно подвижными.Это означает,что по осн.хар-кам ЕМ можно назвать многие отрасли эк-и. Но формально эти сферы опр-ся только на ур-не з-на. 1. Ж\д перевозки.2. Услуги трансп.терминалов, портов и аэропортов.3. Услуги общедоступной электр.и почтовой связи.4. Транспортировка газа по трубопроводам.5. Услуги по передаче электр. и тепловой энергии.6. Услуги по оперативно-диспетч.упр-нию в эл/энергетике. Таким образом,причины возн-ния ЕМ: эк-кие (более дешевое пр-во прод-ции одной фирмой,чем орг-ции такой же прод-ии на 2х и более - за счет эффекта масштаба) и технич. (невозм-ть создать конкуренцию при пр-ве товара,т.е.технически это не возможно-трубопровод.) Гос-во пытается рег-ть цены на прод-цию ЕМ.1)уст-ние цен на ур-не предельн.издержек пр-ва и введение субсидий и компенсаций для фирмы-пр-ля.Низк.цены будут стимул-ть пр-лей,потреб-х эл\эннергию и тд,ЕМ «держится на плаву» и не уходит из отрасли.2)уст-ние потолка цен на ур-не ср.изд-жек фирмы –монополиста.Общ-во выигрывает,т.к.эта цена ниже нерег-мой цены монополии,фирма получает доход,равный издержкам,что позволяет продолжать пр-во. Осн.методы рег-ния ЕМ:цен.рег-ние,уст-ние предельных ур-ней рентаб-ти,контроль за слиянием и приобретением акций:опр-ние групп потр-лей с миним.ур-нем обесп-ния,подлежащих обязат.обслуж-ниюмонополистом.Но,в последние годы в России предпочтение отдается разукрупнению и рапродаже бывших ЕМ(в т.ч.ин.владельцам).Тем самым игнорир-ся все аргументы в защиту ЕМ:1)сохр-ние ЕМ отв-т стратег.интересам гос-ва и позвол-т держать под контролем важные отрасли,2)позвол-т унифицир-ть и стандарт-ть,нр.ж/д,3)равный доступ граждан к основополаг-щим тов.и услугам. Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию. Монополия выступает в следующих формах: Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции. Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу. Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой. Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится: Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка. Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис. 15.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем, которая позволит получить максимальную прибыль. Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 15.1) MR=MC.В отличие от рынка совершенной конкуренции цена монополиста превышает MC P>MC=MR. Таким образом Pm и Qm – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как Pm> Pk, а Pm> MR=MC, следовательно, PmPk – величина монопольной власти (L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене .
Рис. 15.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm>Pz (себестоимость QM), величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.006 с.) |