Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности функционирования отраслей естественной монополии.

Поиск

Ест.монополия(ЕМ)-когда все рын.предложение опр-х товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурен. среды экон-ки неэфф-но. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удов-ть рын. спрос при более низких издержках пр-ва, чем это сделали бы 2и более конкурирующих фирм. На общенац-м уровне к области ЕМ относят Ж/Д и нефтепроводы, на региональном- систему водо- и газоснабжения, телеф.связь, обществ.транспорт и т.п. Отсутствие конкурен.среды делает неэфф-м исп-ние рын.мех-мов о рег-нии деят-тиЕМ. Поэтому гос.рег-ние явл-ся здесь осн.формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и рег-ние в плановой экономике: гос.органы упр-я опр-т ур-нь цен и тарифов, а тж осн.параметры, хара-щие объем и ассортимент предлагаемых тов.и услуг.

ЕМ означает такое состояние тов.рынка, при кот-м удовл-ние спроса на этом рынке эфф-нее в отсутствие конкуренции в силу технологич.особ-тей пр-ва (в связи с существ.понижением издержек пр-ва на ед-цу товара по мере увел-я объема пр-ва), а товары, произ-мые субъектамиЕМ, не могут быть заменены в потреблении др.товарами и спрос на товары, произ-мые субъектами ЕМ, в меньшей степени зависит от изменения цены на дан.товар, чем спрос на др.виды товаров.ЕМ пред-т собой экономическую, нежели юр.категорию. Осн.хар-ки рынка ЕМ:"эффект масштаба" выраж-ся в существ.снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее пр-ва; неэластичный спрос. В обычных экон.отн-х при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В усл-х ЕМ спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначит.изменениям.

Пример:при увеличении цены на сливочное масло потребители могут исп-ть заменитель - масло раст-е. Это приведет к резкому падению спроса на слив.масло. При значит.повышении цены на эл/энергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незнач-но. Это обусловлено тем, что эл/энергия явл.прак-ки безальтер-м источником энергии.

Для некот-х сфер ЕМ хар-ен также сетевой хар-р орг-ции рынка. Он означает, что монополией явл. не вся отрасль эккки, а лишь ее передающие "сети"(Сеть ж\д,трубопроводов,линий электропередач, система теплоснабжения).

Субъекты ЕМ- это юр/лица, занятые пр-вом (реализацией) товаров (услуг) в усл-х ЕМ.Глав.критерий для признания орг-ции ЕМстом-осущ-ние деят-ти в усл-х естественной монополии.Потребители-это любые юр.и физ.лица, в т.ч.ИП, приобретающие товары, производимые субъектами ЕМ. Понятие "потребитель" здесь исп-ся в широком смысле слова.

3. Фед.органы гос. власти по рег-ниюЕМ.

сферы ЕМ явл-ся достаточно подвижными.Это означает,что по осн.хар-кам ЕМ можно назвать многие отрасли эк-и. Но формально эти сферы опр-ся только на ур-не з-на.

1. Ж\д перевозки.2. Услуги трансп.терминалов, портов и аэропортов.3. Услуги общедоступной электр.и почтовой связи.4. Транспортировка газа по трубопроводам.5. Услуги по передаче электр. и тепловой энергии.6. Услуги по оперативно-диспетч.упр-нию в эл/энергетике.

Таким образом,причины возн-ния ЕМ: эк-кие (более дешевое пр-во прод-ции одной фирмой,чем орг-ции такой же прод-ии на 2х и более - за счет эффекта масштаба) и технич. (невозм-ть создать конкуренцию при пр-ве товара,т.е.технически это не возможно-трубопровод.)

Гос-во пытается рег-ть цены на прод-цию ЕМ.1)уст-ние цен на ур-не предельн.издержек пр-ва и введение субсидий и компенсаций для фирмы-пр-ля.Низк.цены будут стимул-ть пр-лей,потреб-х эл\эннергию и тд,ЕМ «держится на плаву» и не уходит из отрасли.2)уст-ние потолка цен на ур-не ср.изд-жек фирмы –монополиста.Общ-во выигрывает,т.к.эта цена ниже нерег-мой цены монополии,фирма получает доход,равный издержкам,что позволяет продолжать пр-во. Осн.методы рег-ния ЕМ:цен.рег-ние,уст-ние предельных ур-ней рентаб-ти,контроль за слиянием и приобретением акций:опр-ние групп потр-лей с миним.ур-нем обесп-ния,подлежащих обязат.обслуж-ниюмонополистом.Но,в последние годы в России предпочтение отдается разукрупнению и рапродаже бывших ЕМ(в т.ч.ин.владельцам).Тем самым игнорир-ся все аргументы в защиту ЕМ:1)сохр-ние ЕМ отв-т стратег.интересам гос-ва и позвол-т держать под контролем важные отрасли,2)позвол-т унифицир-ть и стандарт-ть,нр.ж/д,3)равный доступ граждан к основополаг-щим тов.и услугам. Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая – защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом;2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции.

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу.

Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой.

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится:
– по объему покупки (опт и розница);
– покупателю (по доходам, возрасту). Например продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, т.к. они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее, и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);
– разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис. 15.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем, которая позволит получить максимальную прибыль.

Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 15.1)

MR=MC.В отличие от рынка совершенной конкуренции цена монополиста превышает MC P>MC=MR.

Таким образом Pm и Qm – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как Pm> Pk, а Pm> MR=MC, следовательно, PmPk – величина монопольной власти (L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене

.

 

Рис. 15.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm>Pz (себестоимость QM), величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.006 с.)