Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынки факторов производства с несовершенной конкуренциейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В модели эк теории пр-ва выделяют 2 типа рынков: 1) р тов-в и услуг, исп-ых для личн потребл-ия, 2) р фак-в пр-ва. Фирма выступ-т как поставщик св то-в, но она и потреб-ль (носитель спроса на фак-ры пр-ва). При этом цены на отдел фак-ры пр-ва д б пропорц-ны соответ-щим физич-м объемам производ-ых с их пом-ю прод-в. Коэф-т пропорц-ти – предель издержки пр-ва. В рез-те в точку равновесия достиг-ся «справедливое» распр-ние произведен-го продукта, при к-ом участник обмена получ-т долю прод-та,к-ая соотв-ет принадлеж-м ему фак-м пр-ва и их вкладу в пр-во. Р ф-в пр-ва – р эк ресурсов, или просто рес-в: тр, капитала, земли, предпр-х сп-тей, инф-ции производст-го хар-ра и др. Предлож-е на р ф-в пр-ва форм-т домаш хоз-ва - “эк единица, сост-я из 1 или более лиц, к-ая снабжает эк-ку рес-ми и исп-ет получ-ые за них деньги для приобр-ия тов-в и услуг, удовл-их потреб-ти чел-ка”. Вел-на и стр-ра предложения ф-ов пр-ва зависит от ф-ров: цен, мат возмож-ей дом хоз-ва, спроса на указ-е тов-ы и др. Ф-ы имеют 2 особ-ти, к-е фирма-покупатель д учит-ть: 1) Взаимозаменяемость – 1 в опред-ой мере замещает др. Напр, тр и капитал м исп-ся в разн сочет-ях, к-ые обусл-ся уровнем цен на рес-сы. Скажем, снизилась цена на обор-ие (капитал), фирма постар-ся уменьшить затраты на тр, станет больше приобретать подешевевшего обор-ия. В итоге сокр-ся издержки пр-ва. При данных ставках з/пл б нанято меньшее кол-во рабочих. Набл-ся эффект замещения - снижение спроса на тр за счет роста спроса на обор-ие. Далее, сокращ-ие издержек выгодно для фирмы пр-ть и реализ-ть большее кол-во продукции. А рост объемов пр-ва ведет к росту спроса на все ресурсы, вкл и тр. Этот эфф объема продукции влечет за собой рост спроса на тр. Эфф замещения и эфф объема прод-ии Дей-ет в противоп-ых напр-ях. При падении цены на обор-ие эфф замещения снижает, а эфф объема продукции повышает спрос на тр. 2) Взаимодополн-ть ф-в пр-ва проявл-ся в том, что увел-ние, напр, 1 ф-ра требует соотв-го увел-ия кол-ва др (дей-ет 100 станков, нужны 100 раб-х, приобрели еще 30 станков, надо нанять 30 новых раб-х, при усл, что каждый станок обсл-ет 1 раб). Е сниж-ся цены на обор-ие, сокр-ся издержки пр-ва, выгодно увел-ся объем пр-ва, но теперь потребуется больше тр и капитала. Значит, изм-е в цене взаимодоп-го ф-ра пр-ва ведет к разнонапр-му изм-ю спроса на тр. Фирма решает, какой комбинации ей выгоднее приобрести ф-ы, чтобы издержки пр-ва б мин. Поэтому спрос на ф-ры зависит от объема пр-ва и от соот-я цен на разн ф-ры. Первое - фирма б покупать больше техники, сырья и др. в том случае, е она план-т увел-ть выпуск продукции. На форм-ие цен на ф-ры пр-ва влияет причин, к-е обусл-т соот-е м/у спросом и предл. 1) Денежные доходы: расходы на приобр-е фирмой ф-в пр-ва выступают как доходы дом хоз-в, продающих тр и вещест-ые ресурсы. Значит, движение цен влияет на изм-ие доходов в форме з/пл, прибыли, %, ренты. 2) Распр-ие ресурсов: изм-ие цен СП-вует наиб целесообр-му распр-ию огранич-х рес-в м/у отраслями хоз-ва, фирмами и исп-ю с наиб эфф. 3) Минимизация издержек: для фирмы цены обусл-т издержки пр-ва, поэтому для получ-я макс прибыли следует пр-ть продукцию с пом ресурсов, им-х наимцену. 4) Хар-р эк пол-ки гос-ва: оно св ср-ми создает опр-е усл-я для форм-ия цен на ф-ры пр-ва; зак-ное устан-е мин з/пл, % ставки, уровня цен, порядка н/обл. На соверш конкур-ном р ф-в пр-ва цена ресурса б пост-ой, тк фирмы-продавцы или доме хоз-ва не влияют на цены предл-я, они формир-ся рынком. Все единицы ресурса фирма м закупать по одной цене. При несоверш конкуренции (монополия, олигополия, моноп конк-я) доп выручка (MR) оказывается меньше рын цены единицы продукта (Pх), и потому доход от реал-и предельного продукта меньше его ст-ти MPR* < MPMR. Доп доход от реализации доп продукта б меньше его ст-ти, следовательно, линия MPR* пройдет ниже линии MPR. Но знания т! доходности от продажи доп объема продукции недостаточно, чтобы опр-ть опт объем исп-ия ресурса. Исп-ие каждой допединицы ресурса увел-ет затраты фирмы МС или точнее MRC (marginal resource cost) - предел ресурсные затраты. Пока доходность от продажи доп продукта, произв-го с пом доп единицы какого-то ресурса MPR, б превышать затраты на приобр-ие единицы ресурса MPC, пока смысл увеличивать спрос на ресурс. На вел-ну МС ресурса влияют цены предложения. На соверш конкур р ф-в пр-ва цена ресурса б пост, тк фирмы-продавцы или дом хоз-а не влияют на цены предложения, поскольку они формируются рынком. Все единицы ресурса фирма м закупать по одной цене. Е же ресурсный р - р несов конк-ии (монопсон-им, олигопс-им), то есть е на таком рынке присутствует один или всего лишь неск-ко покупателей, то кажд доп единицу ресурсов фирма-покупатель м приобрести по более выс цене (кр предл-ия Ps, кр ср затрат АС, линия предельных расходов б иметь полож-ый наклон). Выбор фирмой кол-ва использ-го ресурса основ-ся на рав-ве MRP = MRC. Оно достиг-ся в т Е, чему соот-ет объем ресурса QE. Е MRP > MRC, т.е. кр MRP находится выше кр MRC, фирма м еще увел-ть закупку ф-в пр-ва, тк доход от доп единицы ресурса MRP превышает издержки от его исп-я MRC. Е MRP < MRС, то сокращение использования дополнительного фактора производства в большей мере сократит издержки, чем доход. Т.О. усл-ем максим-ии прибыли фирмой: MRP = MRC. Это золотое правило равновесия фирмы на р ф-в пр-ва. Оно справедливо для любого р ф-в пр-ва независимо от того, явл-ся ли р гот продукции конкур-м или моноп-м. Н а р ф-ра пр-ва возможна монополия. Напр, профсоюз раб-в отрасли. Рис. 13.5. Монополия на рынке труда Пусть имеется много поставщиков ф-ра пр-ва, и ни один из них не м влиять на ставку з/пл. Через VRPL обозначим ст-ть предел продукта труда. Для конкур-ой фирмы на р продукта она совпадает с MRPL, а для моноп-та на рынке продукта VRPL > MRPL. Оптим объем L*M исп-ия тр опр-ся MRPL = ME, т.е. точкой пересеч-я кр предельной доходности и кривой предельных издержек. А цена w*M устан-ся по кр VRPL (рис. 13.5). Рис. 13.6. Монополия на рынке продукта и монопсония на рынке труда Ситуация, когда фирма выступает моноп-м на р продукта и моноп-м на рынке труда, показана на рис.13.6. Наиб сложная ситуация, когда на р ф-ра пр-ва монополия и монопсония. Тогда не сущ-ет равновесия, и компромисс достиг-ся путем переговоров. Р капитала. капитал - это ф-р пр-ва, предст-ый всеми ср-ми пр-ва, к-ые созданы людьми для того, чтобы с их пом произв-ть др товары и услуги. Это: инструменты, обор-ие, здания, сооружения и т.п. Эк теория различает: - физический (технический) – сов-ть матер-х ср-ва, к-ые исп-ся в различ фазах пр-ва и увел-ют произв-сть чел тр (станки, здания, комп-ры и т.п.); - финансовый (денежный) – сов-ть денеж ср-в и денежное выражение ст-ти ценбум; - юридический – сов-ть прав распоряжения нек-ми ценностями, причем эти права дают их обладателям доход без вложения соот-го труда; - человеческий - это те вложения, к-е увел-т физическую или умств-ю спос-ть чел-ка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.207 (0.009 с.) |