Рынки факторов производства с несовершенной конкуренцией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынки факторов производства с несовершенной конкуренцией



В модели эк теории пр-ва выделяют 2 типа рынков: 1) р тов-в и услуг, исп-ых для личн потребл-ия, 2) р фак-в пр-ва. Фирма выступ-т как поставщик св то-в, но она и потреб-ль (носитель спроса на фак-ры пр-ва). При этом цены на отдел фак-ры пр-ва д б пропорц-ны соответ-щим физич-м объемам производ-ых с их пом-ю прод-в. Коэф-т пропорц-ти – предель издержки пр-ва. В рез-те в точку равновесия достиг-ся «справедливое» распр-ние произведен-го продукта, при к-ом участник обмена получ-т долю прод-та,к-ая соотв-ет принадлеж-м ему фак-м пр-ва и их вкладу в пр-во. Р ф-в пр-ва – р эк ресурсов, или просто рес-в: тр, капитала, земли, предпр-х сп-тей, инф-ции производст-го хар-ра и др. Предлож-е на р ф-в пр-ва форм-т домаш хоз-ва - “эк единица, сост-я из 1 или более лиц, к-ая снабжает эк-ку рес-ми и исп-ет получ-ые за них деньги для приобр-ия тов-в и услуг, удовл-их потреб-ти чел-ка”. Вел-на и стр-ра предложения ф-ов пр-ва зависит от ф-ров: цен, мат возмож-ей дом хоз-ва, спроса на указ-е тов-ы и др. Ф-ы имеют 2 особ-ти, к-е фирма-покупатель д учит-ть: 1) Взаимозаменяемость1 в опред-ой мере замещает др. Напр, тр и капитал м исп-ся в разн сочет-ях, к-ые обусл-ся уровнем цен на рес-сы. Скажем, снизилась цена на обор-ие (капитал), фирма постар-ся уменьшить затраты на тр, станет больше приобретать подешевевшего обор-ия. В итоге сокр-ся издержки пр-ва. При данных ставках з/пл б нанято меньшее кол-во рабочих. Набл-ся эффект замещения - снижение спроса на тр за счет роста спроса на обор-ие.

Далее, сокращ-ие издержек выгодно для фирмы пр-ть и реализ-ть большее кол-во продукции. А рост объемов пр-ва ведет к росту спроса на все ресурсы, вкл и тр. Этот эфф объема продукции влечет за собой рост спроса на тр. Эфф замещения и эфф объема прод-ии Дей-ет в противоп-ых напр-ях. При падении цены на обор-ие эфф замещения снижает, а эфф объема продукции повышает спрос на тр. 2) Взаимодополн-ть ф-в пр-ва проявл-ся в том, что увел-ние, напр, 1 ф-ра требует соотв-го увел-ия кол-ва др (дей-ет 100 станков, нужны 100 раб-х, приобрели еще 30 станков, надо нанять 30 новых раб-х, при усл, что каждый станок обсл-ет 1 раб). Е сниж-ся цены на обор-ие, сокр-ся издержки пр-ва, выгодно увел-ся объем пр-ва, но теперь потребуется больше тр и капитала. Значит, изм-е в цене взаимодоп-го ф-ра пр-ва ведет к разнонапр-му изм-ю спроса на тр. Фирма решает, какой комбинации ей выгоднее приобрести ф-ы, чтобы издержки пр-ва б мин. Поэтому спрос на ф-ры зависит от объема пр-ва и от соот-я цен на разн ф-ры. Первое - фирма б покупать больше техники, сырья и др. в том случае, е она план-т увел-ть выпуск продукции. На форм-ие цен на ф-ры пр-ва влияет причин, к-е обусл-т соот-е м/у спросом и предл. 1) Денежные доходы: расходы на приобр-е фирмой ф-в пр-ва выступают как доходы дом хоз-в, продающих тр и вещест-ые ресурсы. Значит, движение цен влияет на изм-ие доходов в форме з/пл, прибыли, %, ренты. 2) Распр-ие ресурсов: изм-ие цен СП-вует наиб целесообр-му распр-ию огранич-х рес-в м/у отраслями хоз-ва, фирмами и исп-ю с наиб эфф. 3) Минимизация издержек: для фирмы цены обусл-т издержки пр-ва, поэтому для получ-я макс прибыли следует пр-ть продукцию с пом ресурсов, им-х наимцену. 4) Хар-р эк пол-ки гос-ва: оно св ср-ми создает опр-е усл-я для форм-ия цен на ф-ры пр-ва; зак-ное устан-е мин з/пл, % ставки, уровня цен, порядка н/обл.

На соверш конкур-ном р ф-в пр-ва цена ресурса б пост-ой, тк фирмы-продавцы или доме хоз-ва не влияют на цены предл-я, они формир-ся рынком. Все единицы ресурса фирма м закупать по одной цене. При несоверш конкуренции (монополия, олигополия, моноп конк-я) доп выручка (MR) оказывается меньше рын цены единицы продукта (Pх), и потому доход от реал-и предельного продукта меньше его ст-ти MPR* < MPMR. Доп доход от реализации доп продукта б меньше его ст-ти, следовательно, линия MPR* пройдет ниже линии MPR. Но знания т! доходности от продажи доп объема продукции недостаточно, чтобы опр-ть опт объем исп-ия ресурса. Исп-ие каждой допединицы ресурса увел-ет затраты фирмы МС или точнее MRC (marginal resource cost) - предел ресурсные затраты. Пока доходность от продажи доп продукта, произв-го с пом доп единицы какого-то ресурса MPR, б превышать затраты на приобр-ие единицы ресурса MPC, пока смысл увеличивать спрос на ресурс. На вел-ну МС ресурса влияют цены предложения. На соверш конкур р ф-в пр-ва цена ресурса б пост, тк фирмы-продавцы или дом хоз-а не влияют на цены предложения, поскольку они формируются рынком. Все единицы ресурса фирма м закупать по одной цене. Е же ресурсный р - р несов конк-ии (монопсон-им, олигопс-им), то есть е на таком рынке присутствует один или всего лишь неск-ко покупателей, то кажд доп единицу ресурсов фирма-покупатель м приобрести по более выс цене (кр предл-ия Ps, кр ср затрат АС, линия предельных расходов б иметь полож-ый наклон). Выбор фирмой кол-ва использ-го ресурса основ-ся на рав-ве MRP = MRC. Оно достиг-ся в т Е, чему соот-ет объем ресурса QE.

Е MRP > MRC, т.е. кр MRP находится выше кр MRC, фирма м еще увел-ть закупку ф-в пр-ва, тк доход от доп единицы ресурса MRP превышает издержки от его исп-я MRC. Е MRP < MRС, то сокращение использования дополнительного фактора производства в большей мере сократит издержки, чем доход.

Т.О. усл-ем максим-ии прибыли фирмой: MRP = MRC. Это золотое правило равновесия фирмы на р ф-в пр-ва. Оно справедливо для любого р ф-в пр-ва независимо от того, явл-ся ли р гот продукции конкур-м или моноп-м.

Н а р ф-ра пр-ва возможна монополия. Напр, профсоюз раб-в отрасли.

Рис. 13.5. Монополия на рынке труда

Пусть имеется много поставщиков ф-ра пр-ва, и ни один из них не м влиять на ставку з/пл. Через VRPL обозначим ст-ть предел продукта труда. Для конкур-ой фирмы на р продукта она совпадает с MRPL, а для моноп-та на рынке продукта VRPL > MRPL.

Оптим объем L*M исп-ия тр опр-ся MRPL = ME, т.е. точкой пересеч-я кр предельной доходности и кривой предельных издержек. А цена w*M устан-ся по кр VRPL (рис. 13.5).

Рис. 13.6. Монополия на рынке продукта и монопсония на рынке труда

Ситуация, когда фирма выступает моноп-м на р продукта и моноп-м на рынке труда, показана на рис.13.6. Наиб сложная ситуация, когда на р ф-ра пр-ва монополия и монопсония. Тогда не сущ-ет равновесия, и компромисс достиг-ся путем переговоров.

Р капитала. капитал - это ф-р пр-ва, предст-ый всеми ср-ми пр-ва, к-ые созданы людьми для того, чтобы с их пом произв-ть др товары и услуги. Это: инструменты, обор-ие, здания, сооружения и т.п. Эк теория различает: - физический (технический) – сов-ть матер-х ср-ва, к-ые исп-ся в различ фазах пр-ва и увел-ют произв-сть чел тр (станки, здания, комп-ры и т.п.); - финансовый (денежный) – сов-ть денеж ср-в и денежное выражение ст-ти ценбум; - юридический – сов-ть прав распоряжения нек-ми ценностями, причем эти права дают их обладателям доход без вложения соот-го труда; - человеческий - это те вложения, к-е увел-т физическую или умств-ю спос-ть чел-ка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.007 с.)