Тема 2. Научные достижения ученых АТУ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Научные достижения ученых АТУ



План и его составление в научной сфере

Ключевые слова:компрессия, план, тематический, тезисный, номинативный, пессимизм, оптимизм,интеграция, научно-исследовательский.

Справочник по грамматике.

Прочитайте. Запомните информацию.

План к тексту

План – самый короткий вид записи. План – это перечисление в определенной последовательности основных событий, вопросов, рассмотренных в данном произведении. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайна важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.

Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст – его содержание и композицию, поскольку план всегда отражает структуру текста и вскрывает структурные отношения между частями текста. Восстановление содержания текста по плану является еще и средством самоконтроля и самооценки.

Алгоритм составления плана следующий:

1) чтение книги (статьи);

2) деление прочитанного на смысловые части;

3) выделение основной информации каждой части;

4) краткое наименование каждой части.

Наименование каждой части можно оформить:

А) вопросительными предложениями (вопросный план);

Б) назывными предложениями (назывной план);

В) повествовательными предложениями (тезисный план).

Требования к составлению плана:

1.План должен соответствовать теме текста и основной мысли.

2. Пункты плана должны быть точными, лаконичными, выразительными.

3. План должен быть логичным, целенаправленным, стройным, соразмерным в основных своих частях.

Виды плана

План в вопросительной форме состоит из пунктов, сформулированных в виде вопросов. Используются конструкции с различными вопросительными словами (какой, каков, почему, как, где и т.д.): что называется чем, что состоит из чего, что представляет собой что, почему произошло что, где находится чем, что состоит из чего, что представляет собой что, почему произошло что, где находится что, в чем заключается, что и т.д.

План в назывной форме (или номинативный план) включает пункты, оформленные как назывные (номинативные) предложения, т.е. односоставные предложения, состоящие из субъекта (существительные в И.п.) или субъекта с пояснительными словами.

Номинативные предложения - это односоставные предложения, главный член которых имеет форму именительного падежа. Номинативные предложения могут быть нераспространенными или распространенными.

Нераспространенные номинативные предложения состоят только из главного члена, в роли которого чаще всего употребляется имя существительное: Полдень. Благодать. Теплынь. Ночь. К нераспространенным относятся и предложения, усложненные частицами: Вон и станция.

Распространенные номинативные предложения состоят из главного члена и относящегося к нему определения, согласованного или несогласованного: Тихая, звездная ночь. Морозный день, конец декабря. ….

Для оформления плана в назывной форме типичны следующие конструкции: что как что, что в чем, роль чего в чем, значение чего, предмет чего и т.д. Например:

Наука о взаимоотношениях человека и природы.

Совокупность этических норм.

Связь практической работы с исследовательской.

Тезисный план – это план, пункты которого выражают основные, кратко сформулированные положения текста. Каждый пункт тезисного плана представлен двусоставным предложением. Например:

Различают простой и сложный план. Простой план – это выделение и наименование главных, основных частей статьи.

К тексту сложному по смысловой структуре, может быть составлен сложный развернутый план. В сложном плане главные части (они обычно обозначаются римскими цифрами) делятся в свою очередь на ряд дополнительных (они обычно обозначаются арабскими цифрами и буквами). При записи сложного плана целесообразно пользоваться следующей схемой.

I. …………………………..

1. ………………………….

2. ………………………….

а) …………………..

б) …………………..

II. …………………………..

1. …………………………..

а) …………………..

б) …………………...

2. ……………………………

Желательно, чтобы все части плана были оформлены предложениями одного типа.

Ценность плана в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью. Составление плана помогает выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли. Он мобилизует внимание, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное. Умение составлять план необходимо студенту при подготовке докладов, научной работы.

 

Ответьте на вопросы:

1. Что такое план? Назовите алгоритм составления плана.

2. Каковы основные виды плана?

3. Чем отличаются назывной и тезисный планы?

 

Задание 1. Прочитайте текст. Выполните послетекстовые задания.

Глоссарий

Генеральный рейтинг (англ. rating) — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта, или явления. Методика расчета генерального (национального) рейтинга основана на трех составляющих: 1-я анкета – это оценка качества академических ресурсов вуза, которой присвоено 60% весовых процентов; 2-я анкета – экспертная оценка качества деятельности вузов академической общественностью, она составляет 20%; 3-я анкета – это социологический опрос крупных работодателей и государственных органов, представителей малого и среднего бизнеса – 20%.

Координировать – согласовывать, приводить (привести) в соответствие с чем-либо какие-либо действия, явления и т. п., устанавливать целесообразное соотношение между какими-либо действиями, явлениями.

Приоритетное направление – направление, обладающее высоким приоритетом, первостепенное, самое важное.

Инфраструктура (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы, ее деятельности.

Интеграция (от лат. integratio —«соединение») – объединение в единое целое каких-либо частей; например: сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира.

Алматинский технологический университет – ведущий центр науки и образования в области пищевой и легкой промышленности Республики Казахстан.

Алматинский технологический университет (АТУ) – один из ведущих научно-образовательных центров в Центральной Азии и Казахстане.

По Генеральному рейтингу вузов от Национального аккредитационного центра АТУ входит в число 60-ти ведущих высших учебных заведений Казахстана и в первую десятку лучших технических вузов республики, а по профильным специальностям пищевой и перерабатывающей, легкой и текстильной промышленности стабильно занимает первые места в Генеральном рейтинге образовательных программ вузов Казахстана (2009, 2010, 2011, 2012,2013 гг.).

Научная деятельность АТУ координируется Научно-исследовательским институтом (НИИ) пищевых технологий и НИИ по проблемам легкой промышленности, в составе которых функционируют четыре проблемных научно-исследовательских лаборатории, Центр качества и безопасности продовольственных продуктов с аккредитованной испытательной лабораторией «Пищевая безопасность» и Учебно-научный хлебный центр.

Успешно закрепляя лидерские позиции университета в научной деятельности организованы и успешно функционируют 2 научно-исследовательских института: НИИ пищевых технологий, имеющий в своем составе 4 проблемных научно-исследовательских лаборатории и НИИ проблем легкой промышленности, а также Центр качества и безопасности продовольственных продуктов, включающий в свой состав аккредитованную испытательную лабораторию «Пищевая безопасность». На базе университета функционирует Технический комитет по стандартизации № 67 «Технологии и пищевые продукты нового поколения», который является полноправным членом Международного технического комитета ИСО ТК 34 «Пищевые продукты». Формирование университета в качестве исследовательского университета ставит практические задачи по проведению фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям развития науки и технологий.

Основной объем выполняемых научных исследований приходится на долю прикладных исследований (до 70%), а также на выполнение опытно-конструкторских работ (до 30%). Свидетельством результативности и признания достижений ученых университета мировым научным сообществом являются международные награды таких престижных конкурсов, форумов и выставок, как Международный форум Мясной индустрии (Москва 2008 – 2012 гг.) Российская Агропромышленная Выставка «Золотая осень» (2009-2012 гг.), Международный форум «Молодежь в науке», Ярмарка достижений агропромышленного комплекса Казахстана «Қараөткел жәрмеңкесі» (2010-2012 гг.) и др. С целью консолидации усилий молодых ученых и специалистов в разработке актуальных научных проблем и решении приоритетных научных задач в университете функционирует Совет молодых ученых (СМУ). Научные достижения молодых ученых университета по праву отмечены Фондом Первого Президента Республики Казахстан: Член Союза Художников РК, старший преподаватель кафедры «Дизайн» Джураева Г.А. лауреатом ежегодной премии Общественного фонда «Фонд Первого Президента Республики Казахстан-2010» в номинации «Изобразительное искусство», доценту кафедры «Безопасность и качество пищевых продуктов » Адмаевой А.М. в 2012 году был присужден грант на прохождение научной стажировки в Испании, коллектив молодых ученых под руководством председателя СМУ Дауткановой Д.Р. выиграл в 2011 году грант на научные исследования на сумму 800,0 тысяч тенге, а в 2012 году научная студенческая работа Кадырбаевой А.С. была отмечена золотой медалью. Эти достижения способствуют поддержке и развитию престижа молодежной науки и имиджа университета в целом. Традиционно, с целью расширения международного научного сотрудничества, обмена опытом, информацией и идеями, проводятся ежегодные международные научно-практические конференции «Инновационные технологии продуктов здорового питания, их качество и безопасность» и «Инновационные технологии производства товаров, повышение качества и безопасности продукции легкой промышленности». Широкая география стран, ученые которых принимают участие в работах конференций (Великобритании, Болгарии, Чехии, Испании, Италии, Голландии, Республики Корея, Китая, России, Белоруссии, Кыргызстана, Узбекистана, Украины и др.) – свидетельство продвижения университета по пути завоевания лидерских позиций в научном мировом сообществе

В перспективе развития науки – создание новой инфраструктуры научно-инновационной деятельности, организация двух научных центров: научный центр «Пищевые технологии», включающий в свой состав Технопарк по пищевой промышленности и биотехнологии, Центр по продовольственной безопасности с мини-цехами по пищевым технологиям и сертификационную лабораторию качества и безопасности пищевых продуктов, научный центр «Технологии легкой промышленности», включающий в свой состав Технопарк по легкой промышленности, испытательную лабораторию оценки качества и безопасности товаров и изделий легкой промышленности.

Совершенствование качества подготовки специалистов, интеграция науки и образование является приоритетной для всех факультетов университета.

Практические задания.

1.1. Выделите основные смысловые части текста.

1.2. На основе текста составьте вторичный текст – вопросный план.

1.3. Подготовьте пересказ.

Задание 2. Составленный вопросный план трансформируйте в назывной по образцу:

Вопросный план текста 1. Какие НИИ функционируют в АТУ? Назывной план текста 1.Научно-исследовательский институт
2. Какой процент выполняемых научных работ приходится на долю прикладных исследований? 2. Прикладные исследования
3. 3.
4. 4.
5. 5.

 

Задание 3. Объясните, как вы понимаете значения следующих словосочетаний: профильные специальности, функционирование лабораторий, прикладные исследования.

 

Задание 4. Прочитайте высказывание. Обоснуйте, почему наука обладает объединяющей силой.

Наука – основной элемент, объединяющий мысли людей, рассеянных по земному шару, и это одно из высоких её назначений. (Ф.Жолио-Кюри)

 

Задание 5. Прочитайте текст. Выполните послетекстовые задания.

 

Качества истинного ученого

Наиболее знающие и талантливые ученые отличаются широким кругозором и творческой инициативой, владеют как силой синтеза, так и чувством перспективы, умеют смотреть далеко в будущее. Это люди огромной трудоспособности, сильной воли, великого творческого подвига. Они принципиальные оптимисты, верящие в силу научного познания, способные не только мечтать, но и дерзать. Таких людей сравнительно немного; они составляют алмазный фонд человечества.

Какими качествами должен обладать человек, готовящий себя к научной деятельности?

Прежде всего, необходима беззаветная, самоотверженная любовь к науке, к избираемой специальности. Эта любовь должна быть страстной, бескорыстной, способной на преодоление стоящих на пути препятствий.

Необходима также уверенность в правильности выбранного пути. Это рождает целеустремленность, которая позволяет исследователю не только видеть отдаленную перспективу работы, но и четко планировать отдельные ее этапы.

Обязательным качеством ученого является честность. Речь идет не только о плагиате – использовании и присвоении себе чужих работ, идей, фактов. Аморален всякий необъективный подход к оценке собственных опытов и наблюдений. Строгость и объективность в анализе любых научных материалов и в построении выводов является условием, обязательным для каждого научного исследования.

Научный работник – и молодой и старый – должен отличаться скромностью и самокритичностью, уважать мнение других. Отсутствие этих качеств порождает эгоцентризм, самовлюбленность, переоценку своих достоинств.

Успех в научном творчестве в значительной степени зависит от общей настроенности научного работника. Оптимизм воодушевляет, стимулирует волю, обостряет восприятие и мысль. Пессимизм, наоборот, подавляет эмоции, тянет не вперед, а назад. Ученый должен смотреть вперед, любить жизнь, мыслить перспективно, быть оптимистом.

И, наконец, одним из главных качеств истинного ученого является трудолюбие. Необходимо выработать в себе терпение, выдержку при постановке любого научного эксперимента. Эксперименты обычно требуют многократной проверки, неизбежны мелкие неудачи, зачастую связанные с недостаточным освоением методики.

Не успокаивайся на достигнутом – этот девиз должен быть руководящим в работе как молодого, так и старого научного деятеля.

(По К.И.Скрябину).

5.1. Выделите основные смысловые части текста.

5.2. Расскажите, какими качествами должен обладать ученый.

5.3. На основе текста составьте вторичный текст – тезисный план.

Задание 6. Составьте текст по данному алгоритму С → С/С → Пр → Тт, используя следующие слова: трудоспособность, творческий, исследователь, эксперимент, оптимизм.

ЗСП №2(тесты с двумя правильными ответами)

1. План – это…

a) положение, истинность которого должна быть доказана

b) самый короткий вид записи

c) объединение плана, выписок, тезисов

d) точные, дословные выдержки из текста

e) вид компрессии

 

2. Виды плана:

a) номинативный

b) двусоставный

c) восклицательный

d) вопросительный

e) краткий

 

3. Требования к составлению плана

a) соответствие основной мысли текста

b) художественное составление

c) краткость, яркость

d) логичность, целенаправленность

e) наличие только назывных предложений

 

4. Наименования пунктов тезисного плана оформляются предложениями…

a) вопросительными

b) односоставными

c) двусоставными

d) назывными

e) повествовательными

 

5. Главные части в сложном плане обычно обозначаются

a) прописными буквами

b) латинскими буквами

c) цифрами

d) арабскими цифрами

e) римскими цифрами

 

6. АТУ входит в

a) десятку лучших естественно-научных вузов страны

b) десятку лучших технических вузов страны

c) десятку лучших гуманитарных вузов страны

d) число 60-ти ведущих вузов Казахстана

e) число 70-ти ведущих вузов Казахстана

 

7. Научно-исследовательские институты, функционирующие в АТУ

a) НИИ проблем легкой промышленности

b) НИИ текстильной промышленности

c) НИИ проблем химической обработки веществ

d) НИИ пищевых технологий

e) НИИ биотехнологий

 

8. Научный работник должен отличаться

a) самокритичностью

b) внешним видом

c) скромностью

d) эгоцентризмом

e) самовлюбленностью

 

9. Главные качества истинного ученого

a) трудолюбие

b) творческая инициативность

c) эгоцентризм

d) выдержка

e) самокритичность

 

10. В АТУ функцинирует СМУ с целью

a) консолидации усилий молодых ученых и специалистов

b) формирования компетентности будущих специалистов

c) приобретения практических навыков студентов

d) обучения теоретических основ

e) решения приоритетных научных задач

 

СРСП.Напишите эссе, используя одну из цитат из «32 Слова назидания» Абая.

Слово 32. «Известно, что наукой овладевает тот, кто испытывает жажду познания. одного стремления мало. Даже сам процесс приобретения знаний должен быть подчинен определенной системе. В противном случае поиски и весь огромный труд человека, затраченный на его овладение наукой, могут оказаться напрасными».

« Сначала ты должен уяснить, для чего тебе необходима наука. Если ты страстно увлечен ею, то богатством для тебя явится каждое твое открытие, устранение самого незначительного пробела в твоих знаниях. Что может быть ценнее такого приобретения?». « У тебя родилась любовь к науке, а она – жажда познания, помогает тебе запомнить увиденное и услышанное, усвоить их и закрепить в своей в памяти в ясных, образных художественных формах». Науку надо любить, как мать любит родного сына. Тогда и наука ответит тебе взаимностью, будет доступнее».

« Человек, сбивший в споре с верного пути сотню людей, не стоит мизинца того, кто вывел на путь истины хотя бы одного заблудшего».

СРС.Сообщение-презентация «Ученые ведущих специализированных кафедр АТУ».

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 2725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.012 с.)