Выпуск продукции предприятиями кластера пищевой промышленности в Республике Казахстан




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпуск продукции предприятиями кластера пищевой промышленности в Республике Казахстан



1. В 2004 году по инициативе президента Республики Казахстан был осуществлен исследовательский проект «Оценка конкурентоспособности действующих и потенциально перспективных секторов казахстанской экономики и выработка рекомендаций по их развитию» (далее – Проект). В качестве советников были приглашены основатель кластерной теории Майкл Портер и Кристиан Кетелс. Исследовательский проект осуществлялся под лозунгом: «Конкурентоспособность Казахстана: программа достижения диверсификации экономики» - так, во всяком случае, звучал финальный доклад профессора Майкла Портера.

На основе широкомасштабного изучения состояния экономики Казахстана, ее сырьевых и не сырьевых ресурсов, производственного потенциала было решено выделить на первом этапе порядка 23 подотраслей, на втором этапе выделить из них 5-7 кластеров и на заключительном этапе – провести работу по формированию отобранных кластеров. В итоге были отобраны 7 наиболее перспективных кластеров:

- туризм;

- пищевая промышленность;

- нефтегазовое машиностроение;

- текстильная промышленность;

- транспортно - логистические услуги;

- металлургия;

- строительные материалы.

2. Удовлетворение потребностей населения в материальных благах лежит в основе экономической политики любого государства. Степень удовлетворения потребностей людей в продуктах питания – потребности первого порядка – является одним из индикаторов уровня жизни населения. В этой связи для реализации Индустриально-инновационной стратегии, направленной на диверсификацию экономики, отмечена необходимость создания и развития кластера пищевой промышленности.

Взаимодействие участников кластеров в пищевой промышленности достаточно развито, несмотря на слабые связи производителей с некоторыми поддерживающими индустриями и поставщиками. Наиболее перспективно развитие кластера зерноперерабатывающей промышленности в Акмолинской, Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях, молочной – в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях, в производстве и переработке плодоовощных культур – в Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областях. Потенциал по развитию мясного кластера имеется в Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях, рисового – в Кызылординской области, рыбного – в Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областях.

Оценивая состояние и перспективы производства сельскохозяйственного сырья для пищевой промышленности, можно отметить, что на сегодня наиболее благоприятная ситуация складывается по производству зерна, в первую очередь, пшеницы. Северный регион (Акмолинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области), отдельные районы Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Павлодарской областей обеспечивают потребности республики и экспортные поставки продовольственной пшеницы высоких хлебопекарных качеств. Крупнейшими предприятиями по производству муки из культур зерновых являются такие предприятия как ТОО «Щучинский мукомольный комбинат» (Акмолинская), ТОО «Жер-Арна» (Карагандинская), АО «Мелькомбинат» (Костанайская), ОАО «Мамлютский мукомольный комбинат», ОАО «Кзылтуский мукомольный комбинат», АО «Султан-Элеватор-Мельнично-Макаронный комплекс» (Северо-Казахстанская).

Принимая во внимание имеющиеся благоприятные природные условия для развития молочного животноводства на юге Казахстана, особенно в Алматинской области, приоритетным является комплексное развитие производства молокопродуктов в пригородных зонах этого региона. Молочные продукты таких крупнейших производителей как АО «ФудМастер», АО «Адал», ТОО «Кайсар Сут» очень серьезно теснят импорт.

Восстановление и развитие переработки овощей и фруктов, первичного виноделия приоритетно в регионах с развитым производством плодоовощных культур, ягод и винограда, то есть в Алматинской, Южно-Казахстанской и Жамбылской областях. На сегодняшний день крупнейшими производителями плодоовощной продукции являются ТОО «Цин-Каз» (г.Алматы), ЗАО «Голд продукт» (Алматинская), АО «Булгарконцервпродукт» (Жамбылская), ТОО «GLOBUS PLUS» (Южно-Казахстанская).

Производство мясных консервов должно быть приоритетно в регионах, располагающих для этого ресурсами. В настоящее время отечественная продукция таких крупнейших производителей как СП «Беккер и К» (г.Алматы), ОАО «Бент», ТОО «Еткон» (г.Алматы) пользуется успехом у казахстанских покупателей.

3. Производство продуктов питания является одним из самых интенсивно развивающихся секторов в обрабатывающей промышленности Казахстана. Динамика основных экономических пок азателей по виду деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки» Республики Казахстан приведена в приложении, таблица 1.

В Казахстане выпуск продукции пищевой промышленности осуществляют более 4,4 тысяч предприятий, среди которых 1,3 тыс. предприятий с основным видом деятельности "Промышленность". Предприятиями отрасли в 2005г. производилось 7,9% республиканского объема промышленного производства и 22,5% - обрабатывающей промышленности. Более половины объема пищевых продуктов (56,1%) производится крупными предприятиями.

В республике, наряду с малыми, средними и крупными предприятиями выпуск продукции осуществляют и индивидуальные предприниматели. По данным обследования предпринимателей, проведенного по состоянию на 1 июля 2006г., ими произведено промышленной продукции на 19,5 млрд. тенге, из них продуктов питания - на 13,8 млрд. тенге, что составляет около трех процентов объемов пищевой промышленности республики.

Наибольший объем продукции пищевой промышленности выпускают предприятия г.Алматы и Алматинской области, на их долю приходится более 35% всей продукции, производимой в отрасли; свыше 30% объема производится в Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Южно-Казахстанской (по 7-9% в каждой) областях. Увеличение объемов производства, улучшение качества и ассортимента пищевых продуктов позитивно сказываются на насыщении внутреннего рынка важнейшими продуктами питания и дальнейшем укреплении позиций отечественных товаропроизводителей перед импортом. Несмотря на рост объема поставок отдельных продовольственных товаров (мяса и субпродуктов, муки) по сравнению с 2004г. по результатам экспортных операций произошло значительное снижение поставок пшеницы и смеси пшеницы и ржи, ячменя и риса.

Нацеленность стратегических усилий на экспорт является главным двигателем развития кластеров в пищевой промышленности. Анализ конкурентных преимуществ пищевой промышленности Казахстана по отдельным секторам выявил следующее. К явным преимуществам по сырью относятся сравнительно более низкая цена, значительное превышение объемов производства над объемами внутреннего потребления, экологичность. В сфере переработки к преимуществам можно отнести высокую концентрацию производственных мощностей в местах производства сырья, уровень подготовленности персонала, наработанный опыт функционирования в условиях жестких требований нормативных документов, контроля государственных органов и конкуренции.

Отечественная промышленность, обладая большим опытом по производству доброкачественной продукции, изготовленной из натурального сырья, имеет хорошие шансы для выхода в перспективе со своей продукцией на внешние рынки, таким образом увеличивая свой вклад в развитие экономики Казахстана.

Экономика и промышленный кластер Казахстана.

Мамиров Ж.А. - Консультант, к.ф.-м.н.

5.1Найдите в словаре значение слов и аббревеатур: оратор,эпитет, инверсия, диверсификация, перспективы, ассортимент, сырье, АО, ТОО, ЗАО.

5.2Допишите предложения, используя содержание текста №1.

В тексте речь идет о… . В основной части текста излагается (что)… .

5.3Допишите предложения, используя содержание текста №2.

В статье анализируется…. . Согласно мнению автора…. . Автор приводит примеры..

5.4. Запишите содержание текста №3 в виде резюме.

5.5Передайте основную мысль микротекста №3.

Задание 6. Восстановите ответные реплики микродиалогов. Составьте микродиалоги, связанные с вашей специальностью.

а) – Простите, когда состоится презентация вашей фирмы?

-…..

б) – Вы говорите, он(а) –лучший(ая) менеджер года. А что значит менеджер?

- …..

Задание 7. Возможно ли выражение данных понятий иными словами? Попробуйте заменить иноязычные слова русскими.

Альтернатива, анонс, аншлаг, дефект, игнорировать, консенсус, менталитет, презентация, рейтинг, спикер, спонсор, эффект.

Задание 8. Выразительно прочитайте текст. Какова главная мысль текста? Какова роль коммуникативных качеств речи в речевой деятельности?





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.015 с.)