Понятие «норма литературного языка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «норма литературного языка»



Литературная норма является одним из основных признаков литературности языка. Норму мы можем определить как общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих.

С ориентацией на норму составляют учебники и учебные пособия. Литературной нормой руководствуются редакторы и корректоры. Неоправданные отступления от нормы воспринимаются образованными носителями языка как речевые ошибки.

Сегодня в ортологии – науке о литературных нормах – выделяют следующие виды норм: 1) фонетико-орфоэпические – правила произношения и ударения, 2) лексические – нормы использования слов в речи, 3) морфологические – нормы, регулирующие средства выражения грамматических значений слов; 4) синтаксические – нормы, определяющие правила построения словосочетаний и предложений; 5) стилистические – нормы, определяющие особенности использования языковых средств в соответствии с конкретной речевой ситуацией.

Виды литературных норм

1) Нормы русского ударения

Акцентология – раздел языкознания, посвященный изучению ударения.

Каковы же особенности русского словесного ударения? Основные признаки русского ударения – обязательность, свобода и подвижность.

Во многих случаях мы, не задумываясь, ставим ударение правильно. Однако есть случаи, когда существуют варианты постановки ударения в одном слове на разные слоги. Установить «правильное» ударение помогают акцентологические нормы.

Акцентологические нормы – правила постановки словесного ударения.

Существует довольно обширная группа слов, в которых выделяют так называемые акцентологические варианты или дублеты. Это значит, чтонормы допускают постановку ударения на разные слоги одного и того же слова. Существует классификация акцентологических вариантов в словах:

- Равноправные варианты (с пометой в словаре «доп.» – допустимое): бáрж á, пéтл, ржáв é ть, твóр ó г.

- Литературный и разговорный варианты (с пометой «разг.»): бáлов á ть.

- Литературный и устарелый варианты (с пометой «устар.»): р á кýрс, обесп é чéние.

- Литературный и профессиональный варианты (с пометой «проф.»): ú скрá, дóбча.

- Литературный и диалектный варианты: в é рба и юж.-рус. верб á.

- Слова-омографы (– одинаково пишутся, но по-разному произносятся): стр é лк ú, гв ó зд ú ки.

- Варианты, в которых ударение помогает различать смысловые оттенки: х á ос (изначальная бездна в мифологии) и ха ó с (беспорядок и неразбериха); з ý бчатый (похожий на зуб) и зубч á тый (состоящий из зубцов).

Но есть и такие варианты, которые в словарях сопровождаются запретительными пометами («не рек.», «неправ.», «грубо простореч.» или «грубо неправ.»): докýмент, инженерá, договóренность, кухóнный, звóнит, газопрóвод. Всем, чья речь должна быть образцовой, не следует употреблять варианты, имеющие запретительные пометы (особенно в ситуациях официального общения). Проверить позицию ударения можно, взяв любой словарь. Есть и специальная литература: «Орфоэпический словарь русского языка», «Словарь ударений русского языка».

Запомните:

1. Во многих заимствованных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твердо. Правильно произнесите следующие слова:

Ателье [тэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ], интеграл [тэ], тент [тэ], темпы [тэ].

2. В некоторых заимствованных словах согласные перед е произносятся мягко, правильно произнесите следующие слова: Академия, декада, демагог, демон, музей, фанера, шинель, термин.

 

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое язык, речь?
  2. Что такое культура речи, языковая норма?

3. Каковы аспекты культуры речи?

4. Каковы основные качества речи?

5. Дайте определение понятиям ортология, акцентология.

Практические задания

Задание 1. Прочитайте, расставьте ударение, придумайте предложение.

Осведомиться, принудить, усугубить, включит, облегчит, звучит, мусоропровод, водопровод.

Задание 2. Прочитайте и расставьте ударение в словосочетаниях. Составьте с ними сложносочиненные предложения.

Департамент образования, степень бакалавра, степень магистра; закончить колледж, учиться в университете.

 

Задание 3. Прочитайте текст. Что вы узнали о процессе формирования высказывания? Перечислите его этапы.

Процесс формирования высказывания

Высказывание – это элементарная оперативная единица речи.

Процесс формирования высказывания строится следующим образом: цель; композиция (план построения); логика изложения; лингвистическое оформление.

В начале построения высказывания лежит мотив. Мотивация порождает речевую установку. На этом этапе у говорящего возникает результат речи, но отсутствует план действия, чтобы этот результат был получен.

Следующий этап – этап внутреннего программирования. Это есть вторичный зрительный образ, возникающий на языковой основе.

Далее осуществляется переход от плана внутренней речи к ее лексико-грамматическому развертыванию. В результате появления набора языковых единиц осуществляется актуальное членение высказывания, его артикуляция и моторная реализация.

 

Задание 4. Как вы понимаете следующие высказывания:

Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых.

Ф. Искандер

 

Культура - это то, что остается, когда все остальное забыто.

Э. Эррио

 

Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цветок

всей его духовной жизни.

К. Ушинский

Язык портится вследствие небрежного отношения к речи.

Г.Мусрепов

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как:

приблизительно, неточно,неверно.

А.Н. Толстой


Слово, удержанное тобой, - раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, - господин твой.

 

Хафиз

 

Задание 5. Прочитайте тексты. Выполните послетекстовые задания

Теория кластеров

Что такое кластеры? Существует множество определений понятия "кластер". Самое известное определение принадлежит профессору Майклу Портеру, который по праву считается одним из самых уважаемых экспертов в области стратегического планирования в XX веке. По утверждению Портера, кластеры – это …географические сосредоточения взаимосвязанных предприятий, компаний, специализирующихся на поставках определённого типа продукции, обслуживающих организаций, компаний, работающих в смежных отраслях, и связанных с ними институтов (например, университетов, устанавливающих стандарты агентств и торговых объединений) в конкретных отраслях промышленности, конкурирующих, но также сотрудничающих между собой.

Кластер (в экономике) (англ. cluster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Кластер обладает свойствами взаимной конкуренции его участников, кооперации его участников, формирования уникальных компетенций региона, формированием концентрации предприятий и организаций на определённой территории.

Кластеры являются одной из форм взаимодействия организаций и социальных групп в рамках совместной цепочки ценности. Кластеры следует отличать от холдингов, профессиональных ассоциаций, технопарков, индустриальных парков и округов, региональных инновационных систем, территориально-производственных комплексов, промышленных агломераций.

Кластерной инициативой называется управляемый процесс создания и развития кластера. Кластерной политикой называется процесс стимуляции роста кластеров и кластерных инициатив государственными и общественными организациями.

Например: Кремниевая долина в США, Европейский союз, формируемый Евразийский экономический союз (текущее состояние кластера — Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России), Энергомашиностроительный кластер в Республике Башкортостан

Понятие кластер может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности. В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и, в частности, прогнозирования. Во втором случае кластер является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повышают производительность, инновационность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в данном регионе фирмах.

Характерными признаками кластера являются: максимальная географическая близость; родство технологий; общность сырьевой базы; наличие инновационной составляющей.

Деятельность по поддержке кластеров называется «кластерной политикой» и обычно включает в себя: ликвидацию барьеров для инноваций, инвестиции в человеческий капитал и физическую инфраструктуру; поддержка географической концентрации связанных фирм.

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

Критики кластерной политики указывают на то, что:

· концентрация производства на данной территории в рамках кластера уменьшает устойчивость региональной экономики, снижая её диверсифицированность;

· преобладание на данной территории занятых в кластере понижает инновационность, так как она во многом является следствием соприкосновения людей, обладающих существенно отличающимися знаниями и опытом; противоположный подход порождает самовоспроизводящееся групповое мышление, воспроизводство старых идей, стереотипов и подходов;

· стимулирование кластерообразования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики.

Кластерные инициативы могут формироваться:

- профессиональными сообществами предпринимателей региона и их организациями;

- институтами развития страны и региона;

-федеральными, региональными и муниципальными исполнительными и законодательными органами власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.236.44 (0.035 с.)