Культура речи, или правильно ли вы разговариваете. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура речи, или правильно ли вы разговариваете.



 

«Заговори, чтобы я увидел тебя», — это изречение принадлежит древнегреческому мудрецу Сократу. И спустя столетия ему как бы вторит Лев Николаевич Толстой, говоря: «Нравственность человека видна в его отношении к слову».

Действительно, наша культура речи во многом определяет нашу жизнь и является одним из самых важных элементов культуры общества в целом. Мы постоянно «болтаем»: в семье, на работе, в компании друзей и даже сами с собой (это отдельный вопрос). Но с кем бы мы не общались, от нашей манеры говорить зависит целый психологический микроклимат как внутри нас, так и в коллективе.

Мы живём в период больших перемен. Под влиянием многообразных политических, экономических и информационных факторов постоянно формируются новые модели нашего общения. Активное внедрение компьютерных технологий не могло не сказаться на речи людей. Например, очень глубокое по своему смыслу слово «спасибо» (Спаси Бог) в электронной переписке часто пишется как «спс». Дело даже не в смысловой нагрузке, а в том, что за такой «спской» трудно разглядеть БлагоДарность, которая так важна в человеческом общении. Ещё можно понять присутствие этих трёх букв в смс-сообщениях: экономия денег. Но когда «спс» встречаешь в переписке в социальных сетях хочется пошутить в отношении собеседника: «Клавиатура платная?».

Ускорение современной жизни также влияет на нашу речь. Один из самых больших стереотипов жизни – это спешка. Людям тысячи раз в день внушают мысли, что жизнь трудна, и тяжела, да и коротка, и поэтому торопитесь, быстрее, опоздаете.
И, человек попадающий внутрь спешки, как бы и не живет. Такие люди сгорают от бега по жизни, как предписано – пораньше, побыстрей. Хорошим вопросом себе в этом случае будет вопрос «Зачем я спешу?» Ясного ответа никогда нет. Наша речь ускоряется вместе с нами, артикуляция при этом может ухудшиться. Часто в разговоре мы переспрашиваем друг друга, потому что не понимаем собеседника с первого раза. В таких случаях утрачиваем комфорт и радость общения.

Особо остро в наши дни стоит вопрос, связанный с употреблением ненормативной лексики. Её сегодня можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, равно в офисе и на заводе, с депутатской трибуны, с экрана телевизора. Это повод задуматься. Даже строение слов «сквернословие», «злословие» уже говорит нам о том, что когда человек ругается, он делает зло. А зачем творить зло, когда есть возможность творить добро? Надо-то всего лишь заменить злословие на добрословие, сделать свою речь доброй. «Слово – эхо мысли», – говорил Гюстав. Флобер. И это действительно так! Если говорим мы, сквернословя, значит и мысли наши преисполнены ругательств. А если вспомнить, что мысль это энергоматериальная структура, то что же потом удивляться, откуда в нашей жизни появляются негативные происшествия.

Можно вспомнить и о биологии. Доктор биологии, академик медико-технических наук Пётр Горяев опытным путем установил, что при длительном плохом воздействии слов происходит видоизменение генов, которое отрицательно влияет не только на самого человека, но и на его потомство, порождая различные заболеваниям и сокращая срок жизни. При воздействии хороших слов генетический код человека улучшается, а значит задерживается старение организма и увеличивается срок жизни. Другой ученый — доктор биологии Иван Борисович Белявский также доказал, что каждое человеческое слово несёт энергетический заряд и воздействует на наши гены.

Геннадий Чеурин, руководитель Екатеринбургского центра экологического выживания и безопасности, в своё время высказал гипотезу о пагубном влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов. Эту гипотезу проверяли несколько научно-исследовальских институтов. Проводился следующий эксперимент. Учёные говорили над одной водой бранные слова, а над другой добрые, читали молитвы. Потом этой водой поливали пшеницу. Зёрна пшеницы, поливавшиеся водой, которую «ругали», проросли лишь на 49 %. Зато вода, над которой читали молитвы, подняла всхожесть семян до 96 %! Также следует знать, что нецензурная брань задевает глубинные слои подсознания и приводит к эскалации насилия. Вспомним о насильственных преступлениях, погромах – все они сопровождаются ругательствами.

Но ситуацию на самом деле легко исправить. Стоит лишь спросить себя: «Зачем мне это нужно?» и отказаться от бранной лексики раз и навсегда.

Причин иметь красивую правильную речь несколько.

1) вежливость среды создаёт положительный эмоциональный климат.

2) грамотная речь настраивает на рабочий лад, задаёт определенный тон отношениям, что безусловно поможет вам в работе.

3) привычка хорошо говорить позволяет держать себя «в форме» и не сбиться на просторечия, когда это неуместно.

4) хорошо организованная речь позволяет экономить время, которое обычно теряется на уточняющие вопросы.

5) хорошая речь позволяет грамотно писать, красиво формулировать предложения.

6) ваша манера общения даёт представление о степени вашей воспитанности.

7) культура речи и ясность изложения даёт возможность понимать друг друга и получать истинное удовольствие от общения.

В заключение, хотим предложить несколько советов, которые помогут усовершенствовать собственную речь.

1) осмысленно относитесь к тому, что говорите, наблюдайте за собой. Задавайте себе вопросы: «Правильно ли, грамотно ли я говорю, формулирую мысли? Отчетливо ли артикулирую? В хорошем ли темпе я говорю?

2) следите за реакцией собеседника на ваши слова.

3) заглядывайте в словари, на соответствующие сайты, где можно проверить любое слово, правописание, стилистику.

4) читайте, читайте больше!

5) смотрите хорошие передачи культурологического значения.

Удачи вам в работе над собой!

Андрей Засыпкин

 


СРС. Составьте резюме-выводы на научную статью «Экономическое значение кластеров как формы сетевого взаимодействия»

 

Тема 11. Кластер пищевой промышленности Казахстана

Выразительность, богатство и чистота речи

Ключевые слова: оратор, эпитет, инверсия. диверсификация, перспективы, ассортимент, сырье.

 

Запомните данную информацию

Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи - положительных и отрицательных. Например, Теофраст в книге "О стиле" изложил такие достоинства речи, как чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость, мощность. К недостаткам речи Гермоген относил сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос. По убеждению Цицерона, чистота и ясность речи важны и необходимы, но и их недостаточно, чтобы оратор мог вызвать восхищение слушателей, - для этого нужна красота речи. По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи - уместность.

Конечно, не все положения античных мыслителей могут быть приняты нами. Но многое заслуживает внимания и глубокого изучения.

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин. Качества речи он выделяет на основе соотношения речи с другими понятиями:

  1. Речь - язык: правильность, богатство, чистота
  2. Речь - мышление: логичность, ясность, простота, краткость
  3. Речь - объективный мир: точность
  4. Речь - ее обстановка, содержание, назначение: уместность
  5. Речь - эстетика: образность, выразительность, благозвучие.

Культура речи определяется как набор коммуникативных качеств хорошей речи. Эти качества выявляются на основе соотношения речи с отдельными неречевыми структурами. К неречевым структурам отнесены: язык как некоторая основа, производящая речь; мышление; сознание; действительность; человек - адресат речи; условия общения. Данный комплекс неречевых структур требует от речи следующих хороших, то есть соответствующих этим структурам, качеств: правильность речи (иначе говоря, нормативность), ее чистота (отсутствие диалектизмов, жаргонизмов и т. п., что также относится к введению нормативного аспекта), точность, логичность, выразительность, образность, доступность, действенность и уместность. Нет сомнения в том, что все эти качества действительно важны для оценки многих конкретных текстов в коммуникативном аспекте. И задачу определения текста по шкале «плохой - хороший» в коммуникативном аспекте можно было бы считать решенной, если для этого было бы достаточно приложить к любому тексту названные девять признаков.

Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения. Одно дело язык науки и совсем другое обыденная разговорная речь. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся" в ней, предъявляет к языку свои требования. Поэтому невозможно говорить в коммуникативном плане о культуре владения языком вообще. Речь должна идти о культуре владения разными функциональными разновидностями языка. То, что хорошо в одной функциональной разновидности языка, то оказывается совершенно неприемлемо в другой.

Чистота речи

Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление. Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, жаргонизмов, слов-паразитов и канцеляризмов.

Чистота речи предполагает последовательное соблюдение стилистических и этических норм. Чистота - это качество речи, которое, при его несоблюдении, оказывается самым заметным для слушателей. Интересно то, что "засоренность" речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает этого требования. Необходимость внимательного отношения к чистоте речи в языке средств массовой информации объясняется тем огромным влиянием, которое оказывает печатное, и тем более произнесённое с телеэкрана слово на массовую аудиторию. Публицистическая речь формирует речевую культуру всего общества. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей, и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Богатство речи

Богатство - это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию. Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. В чем же заключается богатство русского языка, какие свойства лексического состава, грамматического строя, звуковой стороны языка создают его положительные качества?

Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В. И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д. Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» - около 90 тыс. слов.

«Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из более 120 тыс. слов. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т.е. многозначностью. Важно, то ли слово выбрано для выражения мысли? Понимает ли слушатель, о чем идет речь, что имеет виду говорящий? Чаще всего в речи используется одно из значений многозначного слова. Однако многозначность может быть использована и как прием обогащения содержания речи. Это позволяет сделать содержание более емким и выразительным.

Очень богат язык синонимами, то есть близкими по своему значению. Синонимы делают нашу речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Зачастую синонимы, отличаясь оттенком значений, выделяют какую-то одну особенность качества предмета, явление или какой-то признак действия и способствуют более глубокому всестороннему описанию явлений действительности.

Немало в русском языке слов, которые передают положительные или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли. Наличие эмоционально окрашенных слов объясняется тем, что наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение. М.В. Ломоносов так писал об этой черте русского языка: «… умалительных имен, как дворик, платится, девушка, не во всяком языке ровное довольствие. Российский и итальянский весьма оными богаты, немецкий скуден, французский еще скуднее.»

Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией. Сколько тонкого народного юмора, иронии, богатейшей истории русского народа заключено в них. Русская фразеология представлена во «фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.Н. Молоткова. В нем содержится четыре тысячи словарных статей. Нельзя не обратить внимание на изумительные пословицы и поговорки которые содержит русский язык. Так в сборнике пословиц русского народа у В.И. Даля одной лишь теме «Родина» посвящено пятьсот изречений.

Убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.

Выразительность речи

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Следует отметить, что в науке нет единого определения понятия «выразительность речи». Ученые считают, что выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней.

Поэтому в литературе выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную, стилистическую.

Ряд исследователей подчеркивает, что выразительность устной речи во многом зависит от ситуации общения. Б.Н. Головин называет ряд условий, от которых зависит выразительность речи отдельного человека. К ним он относит: самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи; неравнодушие, интерес автора к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков; умение контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо; сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

Прежде чем говорить об изобразительных средствах языка, помогающая сделать речь образной, эмоциональной, следует уточнить, какими свойствами обладает слово, какие возможности оно заключает в себе. Слова служат названиями предметов, явлений, действий и т.п. Однако слово обладает и эстетической функцией, оно способно не просто назвать предмет, действие качества, но и создать образное представление о них. Слово дает возможность использовать его в прямом значении, непосредственно связывая с определенными предметами, названиями которых оно является. И в переносном значении, обозначающем факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым понятиям. С понятием переносного употребления слова связаны такие художественные средства выразительности речи как метафора, метонимия, синекдоха, широко используемые в ораторских выступлениях и устном общении.

К средствам изобразительности и выразительности языка также следует отнести сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак, эпитеты – художественные определения, инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью.

Повышает выразительность речи такая стилистическая фигура как повторы, использование приемов вопросно-ответных ходов, использование прямой и косвенной речи, риторических вопросов, фразеологических оборотов, а также пословиц и поговорок.

Все перечисленные тропы, фигуры, приемы далеко не исчерпывают всего многообразия выразительных средств русской речи, но прибегая к ним, не следует забывать, что все эти «изюминки языка», хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя, приходятся к месту и ко времени. Их нет смысла заучивать, а необходимо впитать в себя, развивая и совершенствуя речевую культуру, вкус и чутье.

Мы должны ценить все многообразие языка. Правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря – это залог эффективности общения, которая определяет востребованность человека в обществе, его конкурентность, перспективы и возможности.


Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы основные коммуникативные качества хорошей речи?
  2. Как следует понимать точность речи?
  3. Как следует понимать богатство речи?
  4. Как следует понимать чистоту речи?
  5. Как можно работать над выразительностью речи?

Практические задания

Задание 1. Какие действия называют глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться? Чем они отличаются по значению?

Когда пароход, катер причаливают к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том и в другом случае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход(задняя дверь) и выход(передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», поскольку и в данном случае приходиться сходить по ступенькам.

Как правильно спросить:

(На катере) Вы на следующей пристани …?

(На электричке) вы на следующей станции …?

(В автобусе, троллейбусе, трамвае) вы на следующей остановке …?

 

Задание 2. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие логические и лексические ошибки заметил и устранил редактор?

1. Если правильно вырастить и посадить рассаду картофеля, можно получить не уступающий нормальному способу посева урожай картофеля. - Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю, получаемому при обычном способе посадки клубнями.

2. Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет. - Идею этой картины, как и многих других произведений, художник вынашивал не один год.

3. Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде. - Вырубка деревьев по берегам рек наносит ущерб природе: реки мельчают и высыхают.

4. Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство. - Настой березового гриба применяется как общеукрепляющее средство.

 

Задание 3. Замените данные прилагательные синонимичными с приставкой без- (бес-).

Смелый человек, жестокий враг, огромное количество, пустынная степь, необозримые просторы.

Задание 4. Укажите, все ли прилагательные в каждой группе слов синонимичны. Исключите лишние слова.

1. Молчаливый, тихий, замкнутый, сиротливый, скромный, бессловесный, застенчивый.

2. Ветреный, развязный, легкомысленный, беззаботный, беспечный, невнимательный, неосмотрительный.

Задание 5. Прочитайте тексты. Выполните послетекстовые задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.41.148 (0.05 с.)