Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Экономить время и силы

Поиск

Композиционно-смысловая структура научного текста.

Цитирование в научной сфере

 

Ключевые слова: рубрикация, композиция, интертекстуальность, научная статья, монография, цитирование.

Запомните данную информацию.

Научный текст характеризуется неоднородностью своего состава. Научный текст представлен устной и письменной разновидностями, каждая из которых, в свою очередь, демонстрирует определенное жанровое разнообразие. Так среди устных жанров научного текста называют лекцию, доклад, выступление и сообщение, являющиеся одновременно и жанрами публичной речи. К письменным жанровым разновидностям научной прозы относят монографию, журнальную статью, рецензию, справочный материал, патент, аннотацию, научно-техническую рекламу.

Специфика научного текста обусловлена, прежде всего, его функциональным предназначением. Научный текст должен служить средством хранения и передачи в вербальной форме научных знаний, результата познавательного опыта (как практического, так и теоретического), фиксировать картину мира с позиций какой-либо науки через описание основных категорий, концептов или понятий этой науки и раскрытие существующих между ними различных типов связей и взаимоотношений, содействовать обогащению и развитию научных знаний, убедить читателя в достоверности создаваемых и излагаемых автором научных знаний, в правильности научного взгляда автора на суть научных понятий и в истинности устанавливаемых между ними взаимоотношений.

Композиционно-смысловая структура текста. Структура научного произведения определяется логикой мысли. Именно логика научного исследования определяет основные структурные элементы каждого научного произведения, его композицию и рубрикацию (членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.д.) Рубрикация в научном произведении отражает логику научного исследования.

Композиция – это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения. Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части - описательную (обзорную) и основную. В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования, при этом во введении дается обоснование актуальности научного исследования, формулируется предмет и избранный метод исследования, излагается история вопроса (если нужно) и ожидаемый результат. В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от ряда факторов – от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования, области науки, жанра, традиций, индивидуального стиля автора и т.п. Например, такую структуру имеют научная статья — сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования, монография — научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса, курсовая и дипломная работы- сочинения исследовательского характера.

Композиционно-смысловая структура научного текста может быть представлена как:

1. План развернутого содержания

2. План свернутого, сжатого содержания

План развернутого содержания реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение; основная, центральная часть; выводы и заключение. Названные части дополняются списком использованной литературы, иногда приложением и иллюстрациями.

План свернутого, сжатого содержания представлен заглавием работы (текста), аннотацией и оглавлением, в котором зафиксированы названия всех частей и разделов текста. Это план так называемых вторичных текстов.

План развернутого содержания формально выражает развитие логики мысли.

Введение – это сформулированные проблемы исследования, изложение исходных данных о предмете речи, о задачах и методах исследования, авторской оценке их решения. Автор формулирует новое знание, что и определяет дальнейшее восприятие адресатом содержания текста.

Основная часть посвящается раскрытию, детализации, доказательству, аргументации положений работы, выраженных во введении в общем виде. В начальных разделах содержится информация обзорного характера, в центральной же части помещается главная информация, отвечающая требованиям новизны и ценности, полноты и достоверности. Освещается процесс исследования, дается анализ и обобщение полученных результатов, их толкование и объяснение.

Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного, концептуального содержания работы, краткая формулировка главных выводов.

План свернутого, сжатого содержания представлен заглавием работы (текста), аннотацией и оглавлением, в котором зафиксированы названия всех частей и разделов текста. Это план так называемых вторичных текстов.

Наличие сносок в научном тексте предлагается рассматривать как «узаконенное отступление от последовательности изложения, не нарушающее ее». В основном такие ссылки представляют собой указание на работы других авторов, или непосредственное цитировани е таких работ, либо же какие-то пояснения к изложению основных мыслей, идей, гипотез и т.п., предлагаемых в этих работах.

Наличие таких сносок и ссылок позволяет констатировать тот факт, что в научном тексте в наиболее яркой форме, практически всегда интенсивно и своеобразно проявляется такое свойство текста, как интертекстуальность, что, по-видимому, можно отнести к специфике научного текста. Своеобразием проявления интертекстуальности в научном тексте можно считать прямое цитирование тех или иных ученых, опровержение этого мнения, согласие с ним или его комментирование.

 

Цитирование

Цитата – точная, буквальная выдержка из текста.

Необходимым условием любой научной работы является цитирование. Цитата авторитетного ученого подтверждает правильность вашей точки зрения, делает доклад, реферат, курсовую работу весомее и значительнее.

Цитата вводится в текст и для ее опровержения. Цитата – это приводимое в своём тексте высказывание из чужого текста. При цитировании указывается автор или источник. Широко принято цитирование в научной речи, публицистике, деловой речи.Цитирование подразумевает специальное оформление цитат.

Способы оформления цитат:

1.Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи. Например:

Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»

2.Цитата может быть оформлена как самостоятельное высказывание. Указание на источник даётся в скобках:

«Быть серьёзным – это несерьёзно!» (Оскар Уайльд)

3.Цитата может быть включена в собственный текст автора как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи:

А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина (А. Ахматова, «Пушкин»).

Цитату можно вводить в контекст различными способами:

Как автор пишет; Автор подчеркивает, отмечает и.т.п.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое композиция? Назовите функциональное предназначение научного текста.

2. Каковы структурные элементы научного произведения?

3. Каковы структурные элементы плана развернутого содержания?

4 Что такое цитата?

Практические задания

Задание 1. По словарю С.И.Ожегова и Словарю иностранных слов сравните значения понятия «цитата».

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в предложениях, представляющих собой цитаты.

1) Части текста располагаются в определенном порядке, который заранее сообщается читателю перед чтением самого произведения.

2) Обращаясь к научному тексту, сразу же становиться ясно, что общенаучный текст в высшей степени разнороден по своему лексическому составу.

3) Изучая научную прозу, невольно напрашивается вопрос о том, как же синтаксическая единица должна явиться основой исследования в данном стиле.

4) Научная рецензия характеризуется как промежуточное звено научного диалога, являясь ответной репликой на импульс первичной научной публикации.

5) Поглощенный полностью мечтой об освоении космоса, ученый вдруг неожиданно начинает конструировать поезд на воздушной подушке.

6) Эти данные были получены моим научным руководителем и приведены в соответствующей методической литературе.

7) Воспитание изучают и другие науки, поскольку для социологии воспитание представляет как функцию общества и государства, а психология – как условие духовного развития личности.

Задание 3. Правильно ли оформлены цитаты?

 

1) В. Г. Белинский писал: «Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно».

2) «Для истинного художника — где жизнь, там и поэзия — указывает великий русский критик.
3) «Язык, — отмечал А. П. Чехов, должен быть прост и изящен».
4) По мнению Ш. Эйзенштадта, «организационные структуры и механизмы социального взаимодействия и общественного разделения труда сами по себе не делают человеческое поведение предсказуемым»..
5) Рассматривая организационный аспект социального порядка как «механизмы, институциональные формы или процессы, обеспечивающие некоторую предсказуемость во взаимоотношениях людей, Ш. Эйзенштадт тем самым затрагивает в этой связи феномен социальных ожиданий.

6) Пастернак писал «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».

7) Пастернак писал, что изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее».

8) "Какой маленький шаг для человека - какой большой шаг для всего человечества!" Армстронг.

9) "Сила играет там, где жива истина

Задание 4. Прочитайте текст. Выполните послетекстовые задания.

Экономить время и силы

Самая сложная работа состоит из простых операций. И умствен­ный труд не исключение. Для его организации следует усво­ить ряд элементарных приемов. Их назначение — экономия времени и сил.

Поэтому следует присмотреться внимательно к недельному режи­му, к планированию работы на неделю. Если возникает решение начинать «новую жизнь» с понедельника, то приняться за это следует в субботу. Возьмите блокнот (еженедельник), отведите на каждый день недели по строчке. Отметьте на каж­дой странице самое важное дело: подготовка к семинару, работа над рефератом, выступление с докладом, выполнение общест­венного поручения, время куратор­ского часа, тренировок, факультатива, кружка при кафедре и т. д. Не забудьте здесь же указать дни посещения кино, театров, музеев, а также день ге­неральной уборки. Не забудьте и о мелочах: позвонить по де­лам, возвратить книгу и т. п. Одна из житейских заповедей гласит: записывай мелочи, чтобы сохранить в памяти важное. В свой недельный план необходимо заранее включить и время телеви­зионных передач, чтение газет, художественной ли­тературы.

Такой генеральный план на неделю обязывает каждый день к вечеру, (а лучше всего перед сном) фиксировать, что уже сделано, а если не все сделано, то надо спросить себя строго: почему? Взяв себе за правило ежедневно контролировать рас­ход времени, вы увидите, во-первых, в какие именно бездонные колодцы убегают часы, ранее отведенные для важной работы (это и затяжные беседы с приятелями, и долгое чаепитие в об­щежитии, кино и телевизор сверх необходимого и пр.), во-вто­рых, надо научиться время уплотнять. Ибо время — ценность материальная, и притом ценность совершенно особого рода, за­мечал энтузиаст организации труда в нашей стране, ученый, историк и экономист П. М. Керженцев. И далее: «Другие цен­ности мы можем скапливать и сберегать, время беспрерывно течет и ежесекундно ускользает из нашего опыта. Время не­использованное время, погибшее безвозвратно».

Умение рассчитывать свое время и силы, конечно же, дости­гается опытом. Приобрести этот опыт помогает постоянный контроль над со­бой. Не позволяйте себе отвлекаться не только от намеченного по­рядка работы, следите, чтобы мысль была четко направлена на выполнение определенной цели, то есть действие и мысль были бы подчинены главной цели.

Как же распределить силы в процессе самой работы? Это зависит от человека, от его самонаблюдательности, самокритич­ности. Слож­ное, трудное — сначала, пока свежи силы и запас времени достаточен.

В начале учебного года еще не по всем дисциплинам прохо­дят практические занятия и времени у студентов сравнительно больше. Имея список рекомендованной литературы, надо, не откладывая, приступить к ее изучению, не накапливать невыученного. Четкий рас­­порядок в расходовании времени, регуляр­ный самоконтроль в вы­пол­нении заданий преподавателя — га­рантия успеха самостоя­тель­ной работы.

Ученые советуют после академических занятий по расписа­нию сделать отдых, и во время работы над книгой через каждые полтора-два часа делать пятиминутный перерыв, разминку. Чтобы избежать излишней траты времени на получение книг в библиотеке, надо заниматься в читальном зале, где все име­ется под рукой и созданы все благоприятные условия для сосре­доточенного внимания.

Не следует упускать возможности почитать литературу во время различных ожиданий, поездок, вынужденных пауз. Когда Ч. Дарвина спросили, каким образом он сумел совершить свой огромный труд, он ответил: «Я никогда не считал полчаса не­значительным промежутком времени». Между тем студенты часто расходуют много времени бесцельно, не используя малых промежутков.

Необходимо, чтобы каждый студент проанализировал, в ка­ких условиях его работа протекает наиболее продуктивно, и в зависимости от этого уточнил свой распорядок дня. Изнури­тельного, чрезмерно длительного сидения над книгой нужно из­бегать.

Итак, для правильной организации умственного труда и отдыха необходимо разумно распределить свое время, работать по заранее строго определенному плану.

(По Л.Николаевой, О.Кожевниковой)

1.1. Выделите структурно-смысловые компоненты текста.

1.2. Выпишите цитаты из текста.

1.3.Составьте план основной части текста.

1.3.Передайте основное содержание текста в виде тезисов.

Задание 5. Прочитайте текст. Выполните послетекстовые задания. Как вы думаете, все ли вы знаете о своих возмож­ностях?

Твои возможности, студент

Твои возможности, студент? Если произнести эти слова в ви­де воп­роса, то вряд ли многие из вас, к кому они будут обраще­ны, су­меют на них правильно ответить. Не все знают в полной мере свои возможности. Хотя, вероятно, не раз каждый из вас спрашивал себя: «А что я есть на самом деле, на что я способен, сумею ли я достигнуть большего, если я мобилизую все свои силы, все свои возможности?»

Ученые доказали, что теоретически возможности человека неограниченны и неисчерпаемы. И можно смело утверждать — никто не знает границ своего ума. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и мозг наш обычно работает на ничтожную долю своей мощности. Природа отпу­стила каждому из нас колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, часто ленимся заниматься интеллекту­альной гимнастикой, чтобы поднимать уровень своих возмож­ностей до уровня талантов и гениев. Конечно, не каждому дано стать Эйнштейном, Колмогоровым, Станиславским, но каждый может — независимо от профессии и должности — предельно раскрыть свои потенциальные возможности.

Существуют сотни различных типов дарований, и во всех них человечество нуждается. Это может быть абсолютный слух или исклю­чительная зрительная память, необычайная комбина­торика или молниеносная реакция, редкие математические или художес­твен­ные способности. Необходимо развивать все та­ланты, реализо­вывать все потенциальные способности, которы­ми обладают люди.

Знаете ли вы, какая роль принадлежит самовоспитанию и самосо­вер­шенствованию? Можно сказать, что воспитание, полученное чело­веком, достигает своей цели только тогда, когда человек обла­дает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.

Истинное самосовершенствование всегда предполагает опре­де­ленную цель, которую ставит перед собой человек. Путь к формиро­ванию творческой, всесторонне развитой личности — это долгий путь. И это путь нелегкий! Как преодолеть препятствия, возникаю­щие на пути к поставленной цели? В этом вам поможет правильно организованный режим труда и отдыха.

(По В. Пекелису.)

Ответьте на вопросы:

1. Что доказали ученые, исследуя интеллектуальные возмож­ности человека?

2. Какими дарованиями различаются люди?

3. Какова роль самовоспитания и самосовершенствования в формировании личности?

4. Согласны ли вы с утверждением о том, что никто не знает границ своего ума? Аргументируйте свой ответ.

5. Запишите информативные центры каждого абзаца.

6 Как вы понимаете афоризм «Выбирать время - значит экономить его» (Фрэнсис Бэкон).

ЗСП №6 (тесты с двумя правильными ответами)

 

1. Структурные элементы каждого научного произведения

a) аннотация

b) рубрикация

c) цитирование

d) композиция

e) оглавление

 

2. К рубрикации в научном произведении относят

a) краткую характеристику содержания текста книги, статьи

b) членение текста на составные части

c) научное описание книг и составление их перечней, указателей

d) выявление основной информации и ее обобщение в виде выдержек из текста

e) использование заголовков, нумерации

3. От вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования зависят

a) выбор композиции научного произведения

b) рубрикация

c) детализация композиции

d) аннотация научного произведения

e) рецензия научного произведения

4. План развернутого содержания реализуется в разбивке текста на композиционные блоки

a) введение

b) оглавление

c) аннотация

d) заглавие

e) заключение

5.План свернутого, сжатого содержания представлен

a) введением

b) аннотацией

c) основной частью

d) оглавлением

e) заключением

 

6. Своеобразием проявления интертекстуальности в научном тексте можно считать

a) мнение о произведении, впечатление о нем

b) наличие ссылок и сносок

c) наличие библиографического описания

d) наличие сравнений, примеров

e) цитирование тех или иных ученых

 

7. Как упомянуто в тексте, для экономии сил и времени человек должен уделять внимание

a) недельному режиму

b) объему выполняемой работы

c) накоплению знаний и навыков

d) планированию работы

e) выработке силы воли

 

8. По мнению историка и экономиста П.М. Керженцев, время – это…

a) духовная ценность

b) материальная ценность

c) ценность, которая может скапливаться

d) ценность, имеющая способность сохраняться

e) ценность, ускользающая из нашего опыта

 

9. Согласно тексту правильное распределение сил в процессе работы зависит от

a) самонаблюдательности

b) самокритичности

c) самооценки

d) творческого мышления

e) критического мышления

 

10. Ученые доказали, что теоретически возможности человека…

a) исчерпаемы

b) неисчерпаемы

c) неограниченны

d) имеют предел

e) ограничены

 

СРСП. Расскажите:

· Приходилось ли вам готовить рефераты, доклады, выступать перед аудиторией?

· Как вы работали над докладом, как подбирали материал для предстоящего выступления?

· Умеете ли вы выделять основные части в научных трудах?

· Умеете ли вы делать выписки, составлять тезисы, использовать цитаты?

 

Полилог на тему «Время - жизнь» с использованием следующих афоризмов:

1) «Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем». (Фейербах Л.)

2) «Время — это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий». (Олдингтон Р.)

3) «Излишняя торопливость, точно так же как и медлительность, ведет к печальному концу». (Шекспир У.)

СРС. Выпишите несколько цитат из научных статей. Обратите внимание на

оформление цитат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.017 с.)