О критериях хорошего конспекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О критериях хорошего конспекта



Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются следующие критерии:

· краткость (конспект ориентировочно не должен превышать 1/8 от первичного текста);

· ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;

· содержательная точность, то есть научная корректность;

· наличие образных или символических опорных компонентов;

· оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т. п.);

· адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положена, соответствие особенностям и задачам пользователя).

Ответьте на вопросы.

1.Что такое конспект? Назовите виды конспекта.

2. Как следует работать с литературой по специальности?

3. Каковы способыконспектирования?

4. Каковы критерии хорошего конспекта?

Практические задания

Задание 1. Прочитайте текст. Выполните послетекстовые задания.

ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УМСТВЕННОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ

Существует понятие НОТ. Оно применимо везде, где трудят­ся люди. Это научно обоснованная система мероприятий, ко­торые направлены на совершенствование методов и условий всех видов труда, умственного и физического.

Высшая школа — это прежде всего научная школа, а обра­зование, которое она дает,— это не только обширные знания, но и умение широко и творчески мыслить. Выпускники вузов дол­жны обладать глубокими и прочными знаниями не только по выбранной специаль­ности, но и широкими сведениями из смежных областей науки, умением организовать процесс добывания исамостоятельного совершенствования полученных знаний.

Учеба в вузе — это серьезный труд, требующий большого упорства, усидчивости и настойчивости, повседневной системати­ческой работы над литературой. Студент должен быть знаком с основными методами и принципами научной организации учебного труда (НОУТ), уметь применять их в своей работе. С первых дней обучения в вузе студент должен учиться слу­шать и записывать лек­ции, конспектировать первоисточники, работать в библиотеке и лабораториях, активно участвовать в научных исследованиях. Он дол­жен научиться постоянно поль­зоваться энциклопедиями и спра­воч­никами, словарями и библи­ографическими указателями, лето­писями журнальных статей, книг, рецензий, реферативными журна­лами и каталогами; уметь систематизировать материал, правильно его обрабатывать, ис­пользовать в своей учебной и научной деятель­ности рациональ­ные приемы организации труда. Все это приучает к самостоя­тельному общению с научной литературой, развивает ини­циа­ти­ву в отыскании нужных источников, позволяет при наимень­ших затратах времени достичь наилучших результатов в учебе.

Не правы те, кто считает, что организация труда — дело третье­степенное, что талантливый человек может добиться серьезных успехов и, не зная рациональных приемов работы. Это в корне не верно. Хорошая организация умственного труда — это залог более быстрого и результативного итога деятель­ности.

Современная подготовка специалистов в вузе связана с ус­вое­нием все возрастающей информации. Это вызывает необхо­димость постоянного совершенствования процесса усвоения знаний на принципах научной организации умственного труда (НОУТ).

(По Е. Смирнову, Т. Прозоровой.)

1.1. Ответьте на вопросы: Что такое НОТ и НОУТ? Где они применяются? Каковы основные задачи высшей школы? Какими умениями должен овладеть студент?

1.2. Выделите основные смысловые части текста, в них основную и второстепенную информацию.

1.3. Составьте плановый конспект.

1.4 Проведите беседу на тему: «Конкурентоспособный специалист».

Задание 2. Прочитайте текст и составьте к нему вопросный, назывной, тезисный планы. Составьте краткий конспект текста.

С точки зрения изучения языков люди распадаются на четыре типа. Первый тип – это те, кто любит языки. Для них занятие языками – не труд, а радость. Люди второго типа понимают, что без знания иностранного языка им не добиться своей цели, поэтому регулярно его изучают. Третий тип – это те, кто могут позаниматься языком, если будет результат. И, наконец, четвертая группа – необозримое море людей, которые к языкам равнодушны и не желают чего-нибудь добиться.

Так вот: люди первого типа добьются успеха в изучении языков при любых обстоятельствах. Люди четвертого типа ничего не добьются не при каких условиях. Поэтому деловые советы адресуются людям второго и третьего типов.

Во-первых, не существует единого, универсального, «лучшего» метода изучения других языков. Метод всегда индивидуален, конкретен, и достоинства его зависят от конкретных условий – кто, какой изучает язык, какова цель.

Изучить язык можно только одним способом – трудом. Этот метод сравнивают с игрой на музыкальном инструменте, когда мало понять нотную грамоту, а нужно настойчиво и много лет упражняться.

И еще одно. Часто говорят: «Я очень хочу изучить такой-то язык, но не хватает времени». Дело в нехватке времени, а в нехватке дисциплины и силы воли. Для успешного изучения языка достаточно затрачивать по полчаса в день, что доступно каждому, чтобы иметь силу воли выдержать этот режим.

Внимание! Напишите краткий конспект текста, при этом можете опираться на составленный вами план, так как пункты плана отражают основные положения текста. Помните, что каждый пункт плана выражает основную информацию, а каждый подпункт – дополнительную информацию. Информация, которую можно исключить при кратком конспекте, в план не вносится.

Задание 3. Прочитайте строки А. С. Пушкина. Ответьте, на какиетри момента указывает в образной форме поэт, говоря об открытиях.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

 

Задание 4. Прочитайте микротекст. Следуете ли вы данным в нем рекомендациям!

Без последовательных и систематических усилий рациональ­ная организация труда невозможна.

Прежде чем браться за работу, надо все хорошо продумать.

Итак, не следует браться за работу, пока не приготовлено все необходимое. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего; за работу никогда не надо браться круто, сразу, а входить в работу нужно постепенно, понемногу; во время ра­боты через определенные промежутки надо обязательно отды­хать; но если работа не полу­чается так, как хотелось бы, лучше сделать перерыв, привести в порядок рабочее место, подумать и приняться снова, но опять-таки медленно, ровно; взявшись за работу, не следует отрываться для другого дела, кроме необхо­димого для основной работы.

В случае полной неудачи, надо легко смотреть на дело, и не расстраиваться, а спокойно начинать работу снова так, как будто в первый раз. По окончании работы надо привести в порядок свое рабочее место, чтобы, принимаясь снова за работу, можно было легко найти необходимые предметы. Самое же главное – не позволять душе лениться. Работая согласно рекомендации научной организации умственного труда, вы увидите, как все чаще и чаще будет являться вдохновение в труде.

(По А. Гостеву.)

4.1 Передайте основную мысль текста.

4.2 Выпишите информативные центры абзацев.

ЗСП №5 (тесты с двумя правильными ответами)

1. Конспект – это

a) систематическая, логическая связная запись

b) краткая характеристика содержания текста книги, статьи

c) запись, объединяющая план, тезисы, выписки

d) научное описание книг и составление их перечней, указателей

e) деление текста на смысловые части

 

2. Разновидности конспекта

a) свободный

b) оригинальный

c) первичный

d) вторичный

e) тематический

 

3. Отличия текстуального конспекта от планового

a) относится к вопросно-ответному конспекту

b) создается из цитат

c) составляется с помощью предварительно сделанного плана

d) может включать планы, тезисы

e) составляется сжато, кратко и точно

 

4. Тема – это

a) краткая характеристика содержания текста книги, статьи

b) вид компрессии

c) положение, истинность которого должна быть доказана

d) главный мотив произведения для его развития

e) предмет языкового высказывания

 

5. Конспекты должны содержать

a) основные положения и выводы

b) цитаты, высказывания

c) факты, доказательства, примеры

d) внутритекстовые ссылки

e) библиографический список

 

6. Понятие НОТ означает

a) научное предположение о способах решения конкретной проблемы

b) научное описание книг и составление их перечней, указателей

c) научно обоснованная система мероприятий

d) организация, направленная на совершенствование методов и условий всех видов труда

e) консолидация усилий молодых ученых и специалистов

 

7. Согласно тексту, организация труда – это

a) третьестепенное дело

b) рациональные приемы работы

c) первостепенное дело

d) второстепенное дело

e) залог спонтанного итога деятельности

8. Критерии хорошего конспекта

a) наличие образных или символических опорных компонентов

b) дословность, стенографичность

c) оригинальность индивидуальной обработки материала

d) наличие всех предложений текста

e) сложность структуры

9. С точки зрения изучения языков к первому типу людей относятся те,…

a) кто любит языки

b) которые могут добиться успехов при любых обстоятельствах

c) которые к языкам равнодушны

d) которые изучают язык для определенной цели

e) кто не добьется успехов не при каких условиях

 

10. Единый и универсальный метод изучения языков…

a) отсутствует

b) имеется

c) существует

d) в стадии разработки

e) не существует

СРСП. Прочитайте микротексты. Определите средства связи.К какому типу высказываний (повествование, описание, рассуждение) и стилю речи относятся данные тексты? Составьте текстуальный конспект текстов.

1. В прошлом крупные открытия совершались, как правило, одним человеком. Коперник, Ньютон, Максвелл, Дарвин... Да­же когда закон носит двойное имя (Ломоносова – Лавуазье, Бойля – Мариотта), это обычно значит лишь, что открытие сделано учеными одновременно. Каждый из них работал сам по себе и обычно не знал о поисках другого.

Время одиночек, однако, уходит в прошлое. Журналы, пе­реписка, конгрессы – число связей растет. Ученый как бы становится участни­ком всемирного шахматного турнира по переписке, “играющим” сразу множество партий.

...Начинают складываться школы, во главе каждой из кото­рых стоит признанный

ученый. Вокруг него уже не “робкие молодые люди”, а тоже ученые, вполне сложившиеся, самосто­ятельные. (Тут трудно говорить о руководстве в прежнем смыс­ле слова.) Скорее это содружество, совместная жизнь в науке.

Важнейшие научные проблемы нашей эпохи – управление термоядерным синтезом, исследование космоса, создание теории гравитации и др.– просто не могут быть решены усилиями от­дельных людей. Нужны сотни и тысячи специалистов различных областей, десятки больших и малых открытий, продолжающих и дополняющих друг друга;

2. В решении задач, не поддающихся логическому объясне­нию, огромную роль играет интуиция. Мы мало знаем об интуи­ции, но ни­чего мистического, сверхъестественного в ней нет. В принципе эту способность, как и всякую иную, можно совер­шенствовать, направ­лять, регулировать. Это значит, что существует возможность управлять интеллектуальной деятель­ностью, повышать ее продук­тивность. Если физическая трени­ровка приводит в действие меха­низм тела, то психическая – активизирует механизм ума. Механизмы, ресурсы которых прак­тически неисчерпаемы. Отсюда следует многое. Не следует только одно: будто работать в науке завтра станет легче, чем вчера или сегодня. Скорее наоборот: наука развивается так, что все дальше уходит от привычных представлений в мир величай­ших тайн природы. Творчеству потому и уделяют сейчас столько внимания, что старыми, кустарными способами современ­ных научных задач не решить.

Сейчас в науку зовут молодых, науке нужны люди. Но не торо­питесь принимать приглашение. Подумайте, готовы ли вы все ей отдать так, чтобы не требовать взамен ничего, кроме высокой чести задавать вопросы природе. Если нет, выберите что-нибудь попроще.

(По материалам журналов.)

СРС. Подберите текст научного стиля и составьте опорный или схематический конспект текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.043 с.)