Нормативный аспект культуры речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативный аспект культуры речи



Нормативный аспект культуры речи

Ударение поставлено правильно

А) жалюзи́

Б) ми́зерный

В) обеспече́ние

Г) алкого́ль

Д) ба́лованный

Ударение поставлено правильно

А) кухо́нный

Б) углу́бленный

В) позво́нит

Г) диспансе́р

Д) в ту́флях

Ударный является первый слог

А) кедровый

Б) задолго

В) иконопись

Г) щавель

Д) квартал

Ударный является третий слог

А) упрочение

Б) углубить

В) гофрировать

Г) каталог

Д) красивее

Ударение падает на последний слог

А) немота

Б) коклюш

В) исподволь

Г) километр

Д) клала

Правильно поставлено ударение в прилагательных

А) языко́вое чутьё

Б) языко́вые ошибки

В) языко́вая колбаса

Г) языковы́е консервы

Д) языковы́е нормы

Ударение падает на предпоследний слог

А) индустрия

Б) духовник

В) наркомания

Г) мусоропровод

Д) премировать

Правильным является произношение

А) беспрецендентный

Б) афера

В) грейпфрут

Г).светопредставление

Д) явства

Твёрдый согласный перед Е произносится в словах

А) тенденция

Б) термин

В) де-факто

Г) дефиле

10) Буквосочетание ЧН произносится как [шн] или [шн']

А) матричный

Б) скворечник

В) гречневый

Г) скучно

Д) конечно

Правильным является произношение

А) осуждённый

Б) афёра

В) новорождённый

Г) истёкший год

Д) опёка

Согласный перед Е произносится твёрдо

А) Лафонтен

Б) Шопен

В) Декарт

Г) Веллер

Д) Гнедич

Е) Кваренги

Пропущена буква О в словах

А) Подыт__живать

Б) Сосредот__чивать

В) Уполном__чивать

Г) обезб_ливать

Д) Обраб__тывать

Пропущена буква Ё в словах

А) остри_

Б) прин_сший

В) быти_

Г) одноим_нный

Д) двоеж_нство

Мягкий согласный перед Е произносится в словах

А) Лох-Несс

Б) Кувейт

В) Лос-Анджелес

Г) Помпеи

Д) Одесса

Непроизносимый согласный есть в словах

А) словесный

Б) поздно

В) счастливый

Г).яства

Д) опасный

17) Буквосочетание ЧТ произносится как [шт]

А) почтальон

Б) нечто

В) кое-что

Г) что

Д) чтобы

Правильным является произношение окончаний глаголов

А) рыщат

Б) рыщут

В) хвалят

Г) слышут

Д) ходют

Правильным является произношение слов

А) жёлчный

Б) афера

В) истёкший кровью

Г) оседлый

Д) белёсый

Нормативным является произношение следующих слов

А) жи[с']

Б) с[в]ера

В) тра[м]вай

Г) ас[в]альт

Д) [т'э]рмин

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

В каком ряду представлены правильные формы родительного падежа множественного числа слова

А) чере́шней, про́стыней, бу́дней

Б) простыне́й, чере́шен, бу́дней

В) про́стынь, чере́шен, бу́дней

Склоняются имена и фамилии

А) Эльдар Рязанов

Б) Андре Моруа

В) Эдит Пиаф

Г) Альберто Моравио

Д) Маргарет Тэтчер

Окончание -У родительного падежа единственного числа существительных используется для обозначения части в формах слов

А) лёд

Б) сыр

В) Жар

Г) картофель

Д) мёд

Разносклоняемыми существительными являются слова

А) Знамя

Б) салями

В) путь

Г) грудь

Д) дитя

Существительными мужского рода являются слова

А) Медаль

Б) мозоль

В) шампунь

Г) тюль

Д) куль

Существительными среднего рода являются слова

А) Кофе

Б) кольраби

В) авеню

Г) сирокко

Д) бра

Различаются по значению пары слов

А) корпусы - корпуса

Б) договоры - договора

В) лоскуты - лоскутья

Правильно образованы формы множественного числа

А) ректора

Б) директоры

В) диспетчеры

Г) редактора

Д) средства

Правильной является форма существительного родительного падежа мужского рода

А) носков

Б) погонов

В) казаков

Г) партизан

Д) чулков

Не имеют форм единственного числа существительные

А) вилы

Б) столы

В) припасы

Г) белила

Д) берега

Правильно образованы форма родительного падежа множественного числа

А) оладьев

Б) носок

В) полотенец

Г) туфлей

Д) печений

Правильно употреблена форма существи тельного

А) не до смеху

Б) нагнать страху

В) танцевать до упада

Г) поддать жару

Д) полно народа

Аббревиатурами мужского рода являются

А) МТС

Б) ТЮЗ

В) КПРФ

Г) УВД

Д) ЦСКА

Несклоняемыми являются имена собственные

А) Сочи

Б) Томас Манн

В) Чаплин

Г) Шевченко

Д) Живаго

Склоняются аббревиатуры

А) ВУЗ

Б) МХАТ

В) ГИБДД

Г) МИД

Д) НАТО

Правильно построены словосочетания

А) находиться в Гусь-Хрустальном

Б) жить в Каменец-Подольске

В) виднеться за Москвой-рекой

Г) укрыться плащом-палаткой

Д) подготовиться к восьмому марту

Правильно построены словосочетания

А) моя тапочка

Б) моя тапка

В) свой тапок

Г) мой шлёпанец

Д) мой тапок

Правильно построены словосочетания

А) российский МЧС

Б) сообщение современной масс-медиа

В) МГУ отпраздновало свой юбилей

Г) указание вашего ИНН в трудовом договоре

Д) ООН приняла к рассмотрению документ

Выделенные существительные правильно использованы в предложениях

А) Поезд сошел с рельсов.

Б) Крышу на дачном домике покрыли толью

В) В магазине дали примерить одну туфлю.

Г) Где-то хлопала ставня.

Д) Плотник отремонтировал один покосившийся ставень.

Правильно согласованы существительные с прилагательными или местоимениями в предложениях

А) Такое домище: где же тут человека найдёшь?

Б) Шуми, шуми, послушное ветрило!

В) На территории Псковской области было найдено древнее городище.

Г). Голосина у него мощнейшая: просто Шаляпин!

Правильно образованы формы степеней сравнения прилагательных

А) более интенсивнее

Б) высоченный

В) наилучший

Г) более умный

Д) строже

42) Правильный вариант числительного в предложении «У меня нет 546 рублей»:

А) пятьсот сорока шести рублей

Б) пятисот сорока шести рублей

В) пятьсот сорок шесть рублей

Г). пятиста сорока шести рублей

Правильными являются сочетания

А) обоих братьев

Б) по обеим сторонам

В) у обоих ворот

Г) обеим подругам

Д) обоих чашек

Правильно употреблены числительные

А) стоимость пальто от девятиста пятидесяти рублей

Б) к двумста сорока пяти рублям

В) без шестисот восьмидесяти девяти километров

Г) достаточно четырёхсот шестидесяти восьми килограммов

Д) обратиться к восьмисот девяносто двум зрителям

Правильно употреблены числительные

А) дом с четырьмя комнатами

Б) дом находится в полутора километрах от станции

В) планы на двух тысяча пятый год

Г) в одной тысячу пятьдесят первом году

Д) события две тысячи четвёртого года

Правильно употреблены местоимения третьего лица

А) наподобие него

Б) сзади него

В) после неё

Г) у ней

Д) по поводу её

Правильно употреблены местоимения третьего лица

А) в отношении его

Б) у его

В) внутри её

Г) насчёт его

Д) спросить его

Правильно построены предложения

А) Я выпил полные два стакана молока.

Б) Порядка пятиста миллионов рублей было выдано за последние два года.

В) Она владеет несколькью европейскими языками.

Г) Учёным написано более трёхсот статей.

Д) У нас стало пятьюстами студентами больше.

Правильными являются сочетания числительного с существительным

А) сорок шесть целых и два десятых процента

Б) сорок шесть целых и две десятых процента

В) сорок шесть целых и два десятых процентов

Г) сорок шесть целых и две десятых процентов

Правильно построены словосочетания

Б) пятеро принцесс

В) пятеро ребят

Г) пятеро старост

Д) пятеро учениц

Нормативными являются формы глаголов

А) ложи

Б) поклади

В) ехай

Г) поезжай

Д) сотри

Нормативными являются формы глаголов

А) бдеть

Б) бдить

В) виснул

Г) вис

Д) выздоровею

Нормативными являются формы глаголов

А) рыскает

Б) сержусь

В) сознаваюсь

Г) избегаю

Д) предаваюсь

Формы 1-го лица отсутствуют у глаголов

А) затмить

Б) победить

В) защитить

Г) разобрать

Д) махать

Формы 1-го лица отсутствуют у глаголов

А) давать

Б) убедить

В) выкипеть

Г). родиться

Д) создаться

Вариантные формы лица имеют глаголы

А) колыхать

Б) угнаться

В) захотеть

Г) капать

Д) обратить

Вариантные формы лица имеют глаголы

А) уплатить

Б) проехать

В) внимать

Г) хотеть

Д) страдать

Вариантные формы повелительного наклонения имеют глаголы

А) отставать

Б) выкрасить

В) очистить

Г) убеждать

Д) помнить

Имею формы 1 и 2 лица глаголы

А) светает

Б) жжёт

В) греется

Г) знобит

Д) смеркается

Правильно употреблены глаголы в предложениях

А) Им двигает чувство сострадания.

Б) Ветер колыхает листву.

В) Листья колышутся на ветру.

Г) Институт организовывает подготовительные курсы.

Д) Человек свойственно заблуждаться.

Предлог С употреблён грамматически правильно в словосочетаниях

А) пришла с магазина

Б) приехал с Украины

В) вернулся с Урала

Г) упал с крыльца

Д) встретился с другом

Предлог БЛАГОДАРЯ сочетается с формами слов

А) соглашению

Б) товарища

В) предсказания

Г) другу

Д) мамы

Предлог СОГЛАСНО сочетается с формами слов

А) договорённости

Б) легенды

В) приказу

Г) мнения

Д) соглашения

Существительное договор управляет существительными с предлогами

А) о

Б) с

В) между

Г) по

Д) за

А) согласно уставу

Б) согласно приказу

В) согласно указаниям

Г) согласно руководства

Д) согласно постановления

А) вернуться из Европы

Б) приехать с Кавказа

В) отправиться из Петербурга

Г) приехать с Москвы

Д) переехать с Крыма

А) Рецензия на книгу вышла весьма своевременно.

Б) Отзыв о диссертации не понравился многим.

В) График работы был составлен наспех.

Г) Потребности Европы по пшенице удовлетворяются импортом.

Д) Благодаря мне ты опоздал на лекцию.

А) Эту книгу, посвященную войне, я прочитал ещё зимой.

Б) Смущённый криками людей, он начал петь.

В) Оглушенный тяжким гулом, Тёркин никнет головой.

Г) Заданный вопрос экзаменационной комиссией улучшил ситуацию.

Д) Очередная книга уже переведена на русский, написанная Куэльо.

А) Солнце закрыло облако.

Б) Стены украшают плакаты и флаги.

В) Я застал его у себя в кабинете.

Г) Сёла и посёлки обслуживают кинопередвижки.

Д) Студенты прослушали лекцию.

А) Соединяя разные части страны, дорога обрывается у моря.

Б) Собираясь в дорогу, день тогда выдался солнечным.

В) Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.

Г) Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.

Д) Выйдя на улицу ранним утром, тебя кружит водоворот запахов.

Б) Небольшая часть отдыхающих разъехалась.

В) Небольшая часть абитуриентов были приезжие.

Г) Небольшая часть учеников справились с заданием.

Д) Небольшая часть ежей выжили в тяжёлых условиях.

А) Большинство команд были не согласны с решением жюри.

Б) Большинство решили не ходить на концерт.

В) Большинство было настроено решительно.

Г) Большинство школьников, студентов и учителей рассмеялись.

Д) Большинство детей остались в лагере на вторую смену.

А) Вы можете идти медленно, а не бежать?

Б) Зарницы вспыхивали и трепетали, как крыло умирающей птицы.

В) Созданы хорошие условия не только для публикации, но и внедрения научных работ.

Г) Печорин - офицер, ведущий свободный образ жизни и который ищет приключений.

Д) Справочники запрашивали из Казахстана, Кавказа, Туркмении.

А) Сократ сказал, что «я знаю, что ничего не знаю».

Б) Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет.

В) Уезжая, отец обещал, что обязательно сообщу, как долетел.

Г) Командир спросил, кто поедет со мной в разведку.

Д) Учащийся попросил разрешения высказать свою точку зрения.

А) Пушкин писал, что «в России две беды дороги и дураки».

Б) Л.H. Толстой утверждал, что «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

В) «12 миллионов людей вне закона!» - писал Герцен - «ужас»!

Г) Вот теперь трактирщик сказал, что «не дам вам есть!».

Д) А.В. Суворову принадлежит афоризм «Каждый воин должен понимать свой маневр».

А) В романе автором даётся широкий показ разорения деревни.

Б) Критика отметила неиспользование режиссёром всех возможностей цветного кино.

В) В целях улучшения дела постановки распределения специалистов необходимо повысить заработную плату начальнику отдела кадров.

Г) Он принял участие в конференции по проблемам экологии народов Крайнего Севера.

Д) В рукопись внесены исправления для устранения повторений и улучшения стиля.

А) Все двадцать одна страница написаны заново.

Б) В шахматный кружок записались только семь человек.

В) Ряд школьников участвовали в олимпиаде.

Г) Семеро друзей отправились в поход.

Д) Три подруги сидело на лавочке.

А) заведующий кафедры

Б) выйти с автобуса

В) памятник Пушкина

Г) памятник известного скульптора

Д) хранитель музея

А) В классе нерегулярно вентилируют помещение.

Б) В классе нерегулярно проветривают помещение.

В) Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.

Г) Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту русской земли.

Д) Автор «Слова о полку Игореве» считает, что верить рассказам Бояна не следует.

А) У меня нет таких тайн, о которых вы имеете в виду.

Б) Дубровский предводительствовал отрядом.

В) Эта проблема стала превалировать всеми остальными.

Г) Французская революция декларировала о правах гражданина.

Д) Я всегда оперирую только проверенными фактами.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Архаизмами являются слова

А) единожды

Б) армяк

В) барокко

Г) бражник

Д) крамола

Е) гренадер

Историзмами являются слова

А) шарабан

Б) вельми

В) холоп

Г) очи

Д) кафтан

А) ждать

Б) жалеть

В) желать

Г) жить

Д) жечь

А) корсаж

Б) кураж

В) фураж

Г) фурор

Д) фанфарон

А) сапфировый – сапфирный

Б) гарантийный - гарантированный

В) эффективный – эффектный

Г) типичный – типовой

Д) вражеский – вражий

А) окружение

Б) позиция

В) сфера

Г) область

Д) высказывание

Паронимами являются слова

А) идеалистический – идеалистичный

Б) умственный - интеллектуальный

В) романтический – романтичный

Г) большой – огромный

Д) криминальный - криминогенный

А) добродушный

Б) простодушный

В) малодушный

Г) великодушный

Д) бездушный

А) неуч

Б) невежа

В) профан

Г) невежда

А) скряга

Б) скупец

В) жадина

Г) сквалыга

Д) жмот

Е) жадюга

А) шикарный

Б) щедрый

В) роскошный

Г) обильный

Д) пышный

Синонимы слова ПЛЕОНАЗМ

А) избыточность

Б) многословие

В) тавтология

Г) образность

Д) красочность

А) Обличение

Б) обвинение

В) призыв

Г) лозунг

Д) прокламация

Антонимами являются слова

А) веселье – горе

Б) упрёк – похвала

В) зной – прохладный

Г) помнить – забвение

Д) кошка – собака

А) продвигать кого-либо по должности

Б) повышать в должности

В) вести деятельность

Г) развивать деятельность

Д) убедиться о достоинствах работы

А) Мы уделяем ему много заботы.

Б) Оплатите за проезд!

В) Большое внимание уделяется на качество продукции.

Г) Он всегда уделял нам много внимания.

Д) Не сможете ли Вы уделить мне немного времени?

А) свободная вакансия

Б) новый файл

В) монументальный памятник

Г) хронометраж времени

Д) обыкновенное чудо

А) выдающийся виртуоз

Б) торжественная инаугурация

В) высокий рейтинг

Г) горячий снег

Д) заразная инфекция

А) решительные меры

Б) физическое устранение

В) этническая чистка

Г) принять меры

Д) непопулярные меры

А) Этот фильм оказал на неё просто неизгладимое впечатление.

Б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете ситуацию.

В) Они сыграли большую роль в этой истории.

Г) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.

Д) Сейчас в мире разыгрываются новые дипломатические конфигурации.

А) главная суть

Б) очевидный факт

В) памятный сувенир

Г) тактичное обращение

Д) сервисное обслуживание

А) одеть пальто

Б) одеть ребёнка

В) предоставить возможность

Г) представить слово докладчику

Д) предоставить паспорт милиционеру

А) пропить антибиотики

Б) поставить укол

В) поставить банки

Г) закончить прививки

Д) предписать инъекции

А) вояж

Б) тур

В) макияж

Г) подиум

Д) презентация

А) революция

Б) кимоно

В) нота

Г) фойе

Д) беж

А) плейер

Б) ламбада

В) тинейджер

Г) спикер

Д) папарацци

Экзотизмами являются слова

А) сольдо

Б) сеньора

В) кишлак

Г) фазенда

Д) джаз

А) форс-мажорные обстоятельства

Б) кардинальное поведение

В) оценка рейтинга

Г) страна приняла тысячи иммигрантов

Д) третье поколение эмигрантов

На высоте уздой железной

Гипербола – это

А) образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п.

Б) образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого.

В) описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания.

Эвфемизм – это

А) оборот речи, особое сочетание слов, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания.

Б) благоречие, вежливое выражение (порой мнимо вежливое), смягчающее прямой смысл резкого, грубого или интимного высказывания.

В) употребление слов в значениях, им не принадлежащих. Часто выступает как разновидность гиперболической метафоры.

Оксюморон – это

А) фигура речи, состоящая в повторении звуков, слов и выражений в известной последовательности.

Б) фигура речи, состоящая в соединении двух антонимов или слов, противоречащих друг другу по смыслу.

В) фигура речи, состоящая в повторении слова или звукосочетания в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности поэтической речи.

Нормативный аспект культуры речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.277 с.)