Связь между наукой и религией 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь между наукой и религией



§8. Наука и религия - два рычага ума человеческого; первая открывает законы мира матерьяльного, а вторая - законы мира морального; но те и другие, имея один и тот же принцип - Бога, не могут находиться в противоречии; если они отрицают друг друга, то, безусловно, один из них ошибочен, так как Бог не может желать уничтожить своё собственное творение. Противоречие, которое находили между этими двумя родами идей, происходит от недостатка наблюдательности и от крайней односторонности тех и других; отсюда конфликт, производящий нетерпимость и недоверчивость.
Наступило время, когда поучения Христа должны получить своё применение; когда завеса, нарочно наброшенная на некоторые части поучений, должна быть приподнята; когда наука перестаёт быть исключительно матерьялистической и должна считаться с духовным элементом; когда религия перестаёт отвергать органические и непреложные законы природы; когда, следовательно, научные и религиозные силы, опираясь одна на другую и идя в согласии, окажут одна другой взаимную поддержку. Тогда религия, не встречая более опровержения со стороны науки, приобретёт несокрушимое могущество, потому что она будет в согласии с разумом и ей нельзя будет противопоставить неотразимую логику фактов.
Наука и религия не могли понять друг друга до сих пор потому, что каждая смотрела на вещи со своей исключительной точки зрения; наука и религия взаимно друг друга отталкивали. Нужно было нечто, чтобы наполнить пустоту, разделявшую их, нужна была соединительная черта, которая бы их сблизила; эта черта заключается в знании управляющих духовным миром законов и в понимании их отношения к миру телесному, законов столь же непреложных, как те, которые управляют движением звёзд и жизнью существ. Это отношение, раз установленное опытом, пролило новый свет: вера обратилась к разуму, разум не нашёл ничего нелогичного в вере, и матерьялизм побеждён. Но здесь, как и во всём, есть люди, остающиеся позади до тех пор, пока они насильно не будут вовлечены в общий поток, в котором они и погибнут, если пожелают сопротивляться вместо того, чтобы следовать его течению. Это целая нравственная революция, которая теперь совершается и занимает умы; после восемнадцативекового подготовления она приближается к своему выполнению и должна обозначить новую эру для человечества. Последствия указанной революции легко предвидеть: она принесёт в социальных отношениях неизбежные изменения, которым никто не в силах будет противостоять, так как они входят в предначертания Бога и проистекают из закона прогресса, который и есть закон Бога.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ:

Новая эра

§9. "Бог един, а Моисей - дух, посланный Богом для миссии, о которой должны были узнать не только народ еврейский, но и народы языческие. Еврейский народ был орудием, который Бог избрал для Своих откровений при посредстве Моисея и пророков; превратности этого народа должны были поразить всех и заставить упасть завесу, скрывавшую Божество от людей.
Заповеди Божии, данные через Моисея, содержат в себе начало христианской морали, смысл которой комментаторы "Библии" суживали, так как во всей своей чистоте она не была бы тогда ещё понята; но десять заповедей Божиих остались как маяк, который должен светить человечеству на предстоящем ему пути.
Мораль, преподанная Моисеем, была приспособлена к степени развития народов, которые она должна была преобразовать; но эти народы, полудикие в смысле совершенства их души, не могли бы понять, что можно поклоняться Богу иначе, как при посредстве жертв, и что нужно прощать врагов. Их ум, замечательный с точки зрения практической и даже наук и искусств, был очень отсталым в нравственном отношении и не мог бы быть покорён силой религии чисто духовной; им нужно было представление полуматерьяльное - такое, какое им давала религия иудейская. Так, жертвы говорили их чувствам, тогда как идея Бога говорила уму.
Христос был провозвестником самой чистой и возвышенной морали - морали евангельски-христианской, долженствующей обновить мир, сблизить людей и сделать их братьями; морали, которая должна заставить сердца проникнуться милосердием и любовью к ближнему и создать между людьми чувство сопричастности; морали, наконец, которая должна преобразить Землю и сделать её местопребыванием духов более высоких, чем те, которые теперь её населяют. Это закон прогресса, которому подчиняется природа и который приводится в исполнение, Спиритизм же есть рычаг, коим Бог пользуется для того, чтобы человечество подвигалось вперёд.
Наступило время, когда идеи нравственные должны развиться, чтобы совершился прогресс, служащий предначертаниям Бога; оне должны следовать тем же путём, что и идеи, предшествующие осуществлению свободы. Но не надо думать, что развитие идей произойдёт без борьбы; нет, для достижения своей зрелости оне нуждаются в потрясениях и столкновениях, чтобы привлечь внимание масс; раз внимание будет привлечено, то красота и святость этой морали поразят умы, и они станут приверженцами того учения, которое даст им ключ будущей жизни и откроет двери вечного счастья. Моисей открыл этот путь; Иисус продолжил дело; Спиритизм его докончит."

Дух израильтянина. Мюльгаузен, 1861г.

§10. "Однажды Бог в Своём безграничном милосердии дозволил человеку увидеть истину, пронизавшую мрак; это был день пришествия Христа. После живого света мрак опять водворился; мир после перемен мрака и истины опять заблудился. Тогда, подобно пророкам Ветхого Завета, духи начали говорить и предостерегать вас; мир поколеблен в своих основах; гром грянет; будьте тверды!
Спиритизм происхождения Божественного, так как он основывается на законах природы, и верьте, что всё Божественное имеет великую и полезную цель. Ваш мир заблуждался, науки, развившиеся в ущерб нравственности, направляя вас к матерьяльному благополучию, служили на пользу духа тьмы. Вы знаете, христиане, что сердце и любовь должны итти рука об руку с наукой. Увы! Царство Христа после восемнадцати веков, несмотря на кровь стольких мучеников, ещё не пришло! Христиане, вернитесь к Учителю, который хочет вас спасти. Всё легко тому, кто верит и любит: любовь наполняет его безграничной радостью. Да, дети мои, мир в заблуждении: добрые духи достаточно много говорят вам об этом; склонитесь перед дуновением, предвестником бури, чтобы не быть опрокинутыми, то есть приготовьтесь и не будьте подобны девам, которые были застигнуты врасплох приходом жениха.
Приготовляющаяся революция скорее моральная, чем матерьяльная; Великие Духи, Божии посланники, внушают веру для того, чтобы вы все, просвещённые и ревностные работники, заставили услышать ваш скромный голос; вы - песчинки, но без песчинок не было бы гор. Итак, пусть выражение "мы малы" не служит больше для вас оправданием. Каждому своя миссия, каждому своя работа. Разве муравей не строит здания своей республики, а незаметные мельчайшие животные не воздвигают целых материков? Новый крестовый поход начат; апостолы всеобщего умиротворения, но не войны, современные Св.Бернарды, подумайте и идите вперёд; закон миров - закон прогресса."

Фенелон. Пуатье, 1861г.

§11. "Бл.Августин - один из величайших популяризаторов Спиритизма; он является почти повсюду; причину этому мы находим в жизни этого великого христианского философа. Он принадлежит к числу тех могущественных Отцов Церкви, которым христианство обязано своими самыми прочными основами. Как и многие, Бл.Августин был исторгнут светом истины из язычества, скажем больше: из самого глубокого безбожия. Когда среди распутства он почувствовал в своей душе необыкновенное движение, напомнившее ему о нём самом, он понял, что счастье не в этих опьяняющих и скоропреходящих удовольствиях; когда наконец на своём дамасском пути он тоже услышал в себе священный возглас: "Савле, Савле, за что преследуешь Меня?" - он воскликнул: "Мой Бог, мой Бог, прости меня, я верю, я христианин!". И с тех пор он стал самой твёрдой опорой Евангельского учения. В замечательных признаниях, оставленных нам этим Высоким Духом, можно найти характерные и пророческие по тому, времени слова, произнесённые им после потери Св.Моники: "Я убеждён, что моя мать придёт навестить меня и дать мне советы, открывая то, что ждёт нас в будущей жизни." Какое поучение в этих словах и какое ясное предвидение будущего учения! Вот почему теперь, видя, что пришло время популяризации истины, которую он предчувствовал когда-то, он сделался ревностным распространителем её и появляется повсюду, чтобы отвечать всем вопрошающим его."

Эраст, ученик Св.Павла. Париж, 1863г.

Примечание: Является ли Бл.Августин отвергать то, что воздвиг? Конечно, нет; но так же, как и многие другие, он видит глазами духа то, чего не видел, как человек; его освобождённая душа видит новый свет; она понимает то, чего не понимала раньше; новые идеи открыли ей истинный смысл некоторых слов; на земле он судил о вещах сообразно с теми познаниями, которыми обладал. Но когда воссиял для него новый свет, он стал судить о них более здраво; таким образом он должен был разобраться в своём веровании относительно злых духов - инкубов и суккубов - и в проклятии, которому он предал теорию об антиподах. Теперь, когда христианство представилось ему во всей своей чистоте, он может в некоторых случаях судить иначе, чем при жизни, не переставая быть апостолом христианства; он может, не отрекаясь от своей веры, сделаться распространителем Спиритизма, потому что в нём он видит осуществление предсказанного. Провозглашая Спиритизм теперь, он восстанавливает более здравое и логическое толкование текстов "Евангелия". То же самое происходит с другими духами, находящимися в аналогичном положении.

1 В нашу эпоху равноправия полов здесь обязательно следовало бы добавить: "ни на мужа ближней своей". (Й.Р.)
2 В нашем изложении заповедей мы следуем французскому тексту Кардека, стараясь, по мере возможности, избежать ненужного и неудачного повтора и параллелизма в заповедях 6 и 9, в 7 и 10. По-церковнославянски же эти заповеди звучат так:

1. Азм есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли имени Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботный, ежи святити его; шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего. (Й.Р.)

Глава Вторая

ЦАРСТВО МОЁ НЕ ОТ МИРА СЕГО

Будущая жизнь - Царство Иисуса - Точка зрения - Царство земное

§12. Тогда Пилат опять вошёл в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь иудейский? - Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда.
Пилат сказал Ему: Итак, Ты Царь? Иисус отвечал: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. ("Еванг. от Иоанна", гл.XVIII, ст.33,36,37.)

Будущая жизнь

§13. Этими словами Иисус ясно изображает будущую жизнь, которую он представляет при всех обстоятельствах, как существование за пределами земного бытия и как предмет, который должен быть главной заботой человека на земле; все его правила относятся к этому великому принципу. Действительно, без будущей жизни большинство его наставлений о морали не имело бы никакого смысла; потому-то неверящие в будущую жизнь, полагая, что Иисус говорит только о жизни настоящей, не понимают этих наставлений или считают их бессодержательными.
Следовательно, догмат о будущей жизни можно считать сутью поучений Христа; вот почему он помещён в этом труде одним из первых, как догмат, которым должны руководствоваться все люди; он один может объяснить жизненные аномалии и согласоваться с Божественным правосудием.
§14. Евреи имели весьма неопределённые идеи относительно будущей жизни; они верили в ангелов, на которых они смотрели как на существ привилегированных, но они не знали, что люди могут со временем стать ангелами и разделить их блаженство. По их понятиям, исполнение законов Бога вознаграждалось земным благополучием, первенством их нации и победами над врагами; народные же бедствия и поражения служили наказаниями за их непослушание. Моисей не мог сказать больше невежественному пастушескому народу, на который можно было подействовать прежде всего земными средствами. Позднее Иисус пришёл им открыть, что есть другой мир, где Божественное правосудие следует Своему течению; этот мир, в котором добрые найдут свою награду, он обещал исполняющим заповеди Бога; этот мир и есть его Царство: там он во всей своей славе и туда он вернётся, покинув землю.
Иисус, приноравливая свои поучения к положению людей своей эпохи, не считал нужным дать им полный свет, который бы лишь ослепил их, не просветив, так как они его не поняли бы; он ограничился представлением будущей жизни в виде принципа, как закона природы, которого никто не может избежать. Все христиане твёрдо верят в будущую жизнь, но у многих эта идея смутна, неполна и по этому самому ложна в некоторых отношениях; для очень многих это не что иное, как верование без абсолютной убеждённости; отсюда сомнения и даже неверие.
Когда люди созрели, чтобы понять истину, Спиритизм явился дополнить поучение Христа в этом отношении, как и во многих других. При Спиритизме будущая жизнь уже не простой догмат веры - гипотеза; это - матерьяльная реальность, доказанная фактами, потому что являются свидетели-очевидцы, так описывающие её во всех фазах и перипетиях, что не только сомнение невозможно, но даже при самом обыкновенном развитии легко её себе представить в настоящем виде, как представляют страну, читая подробное её описание; это описание будущего существования столь обстоятельно, условия жизни счастливой и несчастной, для находящихся там, столь рациональны, что невольно говоришь себе: не может быть иначе, в этом именно заключается истинное правосудие Бога.

Царство Христа

§15.Царство Христа не от мира сего; это каждый понимает, но разве на земле он не имеет тоже царства? Титул царя не всегда присваивается власти временной; он даётся по единодушному согласию тому, гений которого в области каких-нибудь идей ставит его в первый ряд; тому, кто идёт впереди своего века и влияет на прогресс человечества. В этом смысле говорят: царь или король философов, артистов, поэтов, писателей и т.п. Царство это, происходящее от личной заслуги, сохраняемое потомством, не имеет ли преимущества в ином роде великого, чем то, которое носит диадему? Оно несокрушимо, тогда как то другое подвержено игре случайностей; оно всегда благославляемо последующими поколениями, тогда как другое часто бывает проклинаемо. Царствование земное кончается с жизнью, а царствование нравственное продолжает ещё господствовать и после смерти. В этом смысле не есть ли Христос царь более могущественный, чем многие властелины? Он, значит, имел основание говорить Пилату: "Я царь, но царство Моё не от мира сего."

Точка зрения

§16. Ясная и точная идея о будущей жизни даёт несокрушимую веру в грядущее, а эта вера имеет громадные последствия для нравственности людей, изменяя совершенно их точку зрения на земную жизнь. Для того, кто стоит на точке зрения бесконечной духовной жизни, телесное существование представляется только переходом, маленькой остановкой в неблагодарной стране. Превратности и треволнения жизни становятся только происшествиями, к которым он относится терпеливо, так как знает, что они непродолжительны и что после них наступит более счастливое состояние; смерть ему уже не страшна; это переход не к уничтожению, а к освобождению, открывающему перед изгнанником счастливое и мирное бытие. Он знает, что находится здесь временно, а не окончательно и поэтому относится к жизненным невзгодам более равнодушно, что и сообщает ему спокойствие ума, смягчающее горечь жизни.
При одном только сомнении относительно будущей жизни человек переносит все свои мысли на жизнь земную; неуверенный в будущем он всё отдаёт настоящему; не предвидя благ более драгоценных, чем те, что даёт земля, он подобен ребёнку, не видящему ничего, кроме своих игрушек, и на всё готовому, чтобы их добыть. Малейшая потеря имущества причиняет острое горе; разочарование, несбывшаяся надежда, неудовлетворённое самолюбие, несправедливость, жертвой которой он становится, задетая гордость или тщеславие всё это настолько мучительно, что превращает жизнь его в беспрерывное томление; таким образом, он добровольно подвергает себя подлинным пыткам, не прекращающимся ни на мгновение. С его точки зрения на земную жизнь всё кажется ему преувеличенным: бедствие, постигающее его, так же, как и благо, достающееся другим; всё получает в его глазах большое значение. То же происходит и с человеком, находящимся внутри города: всё представляется ему большим, но если он перенесётся на гору, то люди и вещи покажутся ему очень маленькими.
Так и тот, который смотрит на жизнь земную с точки зрения будущей жизни: человечество, подобно звёздам на небосводе, теряется для него в неизмеримом пространстве; он замечает тогда, что сильные и слабые смешаны, как муравьи под кучкой земли; что пролетарии и властелины стоят наравне, и он жалеет этих чудаков, столь старающихся добыть себе место, так мало их возвышающее и так недолго ими сохраняемое. Таким образом, значение, придаваемое земным благам, всегда находится в противоречии с верой в жизнь будущую.
§17. Но скажут: если бы все думали подобным образом, никто не занимался бы земными делами, и всё бы погибло. Нет, человек инстинктивно ищет своего удобства, и даже при уверенности, что останется не долго на одном месте, он всё же желает, чтобы ему было получше или, по крайней мере, как можно менее худо; нет такого человека, который, заметив терние на своей руке, не снял бы его, чтобы не уколоться. Итак, искание удобств заставляет человека улучшать всё, к чему он побуждается инстинктом прогресса и самосохранения, составляющим закон природы. Он работает по нужде, по долгу и по собственному желанию, исполняя предначертания Провидения, поместившего его на Земле с этой целью. Только верящий в будущее придаёт относительное значение настоящему и легко утешается при неудачах мыслью об ожидающей его судьбе.
Бог осуждает не земные радости, а только злоупотребление ими в ущерб заботам о душе; от таких именно злоупотреблений предостерегаются те, которые относят к себе слова Христа: "Царство Моё не от мира сего."
Тот, кто сливает себя в одно с будущей жизнью, подобен богачу, теряющему без волнения ничтожную сумму; тот же, кто сосредоточивает свои мысли на жизни земной подобен бедняку, утрачивающему всё имущество и отчаивающемуся.
§18. Спиритизм расширяет мысль и открывает ей новые горизонты; вместо узкого и мелочного взгляда, который сосредоточивает её на настоящей жизни, делая из мгновения, проводимого нами на Земле, единственную и слабую основу вечного будущего, Спиритизм показывает, что жизнь эта - только звено в гармоническом и грандиозном единстве творения Создателя; он показывает связь, соединяющую все бытия одного существа, связь между существами одного мира и существами всех миров; таким образом, он кладёт основание всеобщему братству, тогда как учение о создании души в момент рождения каждого тела, делает все существа чуждыми друг другу. Эта связь частей одного целого объясняет всё, что необъяснимо с узкой точки зрения. Именно эта цельность не могла быть понята людьми во времена Христа, а потому он предоставил познание её другому времени.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ:

Земное царство

§19. "Кто лучше меня может понять истину слов нашего Господа: "Царство Моё не от мира сего?" Гордость погубила меня на земле: кто лучше меня может понять ничтожество земных царств? Унесла ли я хоть что-нибудь из моего царства земного? Ничего, решительно ничего; и чтобы сделать урок более ужасным, царственность не сопровождала меня до могилы. Королевой была я между людьми; королевой думала я войти в Царство Небесное. Какое разочарование! какое унижение быть принятой не как властительница; я увидела выше себя, и много выше, людей, которых я считала ничтожными и которых презирала за то, что в них была неблагородная кровь! О! как хорошо я поняла ничтожество почестей и величия, которых так жадно ищут на земле!
Чтобы приготовить себе место в этом Царстве, нужны самоотвержение, смирение, милосердие во всей небесной полноте, доброжелательство ко всем; вас не спрашивают, кем вы были, какое положение занимали, но спрашивают, что доброго сделано вами, чьи слёзы осушены вами?
О, Иисус, Ты сказал, что Царство Твоё не от мира сего, так как надо страдать, чтобы достичь небес, а ступени трона не приближают вас к ним; самые тернистые тропинки жизни ведут туда; ищите же путь между тернием и шипами, а не между цветами.
Люди гонятся за земными благами, как будто они должны их сохранить навсегда, но здесь нет больше иллюзий; и очень скоро они замечают, что хватались за тень и пренебрегали единственными основательными и прочными благами, единственными, которые дали бы им небесное существование, единственными, которые помогли бы им открыть вход туда.
Имейте жалость к тем, которые не достигли Небесного Царства; помогайте им вашими молитвами, потому что молитва приближает человека к Высочайшему: это соединительная черта между небом и землёй; не забывайте этого."

Королева Франции. Гавр, 1863г.

Глава Третья





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.013 с.)