Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Испытания добровольные. Истинная власеница
Содержание книги
- Связь между наукой и религией
- В доме отца моего обителей много
- Воскресение и перевоплощение
- Родственные связи укрепляются перевоплощением и разрушаются однократностью существования
- Действительные причины страданий
- Хорошее и дурное перенесение страданий
- Утрата любимых. Преждевременная смерть
- Испытания добровольные. Истинная власеница
- Тайны, сокрытые от мудрых и разумных
- Истинная чистота. Неумытые руки
- Пустите детей приходить ко мне
- Не судите, да не судимы будете. Кто из вас без греха, первый брось на неё камень
- Люби ближнего своего как самого себя
- Если тебя ударит кто в правую щёку, обрати к нему и другую
- Пусть твоя левая рука не знает, что делает правая
- Милосердие матерьяльное и моральное
- Неблагодарность детей и семейные узы
- Необходимость любви к ближнему по мнению апостола павла
- Неравенство в распределении богатств
- Много званных, а мало избранных
- Вера - мать надежды и милосердия
- Будут лжехристы и лжепророки
- Лжепророки в состоянии скитальчества
- Кто не возненавидит отца своего и мать
- Не мир пришёл Я принести, а разделение
- Скрытая истина. Почему Иисус говорил притчами
- На бога надейся, а сам не плошай
- Не старайтесь приобретать золото
- Действие молитвы. Передача мысли
- О молитве за умерших и за страждущих духов
- Собрание спиритических молитв
- Молитвы на спиритических собраниях
- Ангелам-Хранителям и Духам-Покровителям.
- Благодарность за победу, одержанную над искушением
- Благодарность за благо, дарованное другому
- За страждущих духов, просящих молитв
- V. Молитвы за больных и одержимых
§89. "Вы спрашиваете, позволительно ли смягчать свои собственные испытания. Это имеет такой же смысл, как если б вы спросили: позволительно ли тонущему искать спасения? занозившему руку вынуть занозу? больному звать врача? Испытания имеют целью упражнять ум так же, как терпение и покорность; человек может быть рождён в тяжёлом и затруднительном положении главным образом для того, чтобы заставить его приискивать средства побеждать затруднения. Заслуга заключается в том, чтобы переносить без ропота последствия бед, которых нельзя избежать, быть настойчивым в борьбе, не отчаиваться, если нет успеха, а не в том, чтобы опустить руки: это будет леностью, а не добродетелью. Этот вопрос естественно вызывает другой. Так как Иисус сказал: "Блаженны страждущие", то будет ли заслуга в том, чтобы увеличивать испытания добровольными страданиями? На это я отвечу совершенно точно: да! большая заслуга, если страдания и лишения имеют целью благо ближнего, так как это жертва милосердия; и нет! если целью служит своя особа, так как это - фанатический эгоизм. Тут нужно видеть различие; для себя лично довольствуйтесь испытаниями, которые Бог вам посылает, и не прибавляйте себе тяжести уже достаточно большой подчас; принимайте испытания без ропота и с верой, - это всё, что Он от вас требует. Не ослабляйте своего тела бесполезными лишениями и бесцельными бичеваниями, так как вы нуждаетесь во всех своих силах, чтобы исполнить вашу миссию труда на земле. Добровольно истязать и мучить своё тело, это значит итти против закона Бога, дающего вам возможность поддерживать и укреплять его; ослаблять же его без надобности - это просто-напросто самоубийство. Потребляйте, но не злоупотребляйте - вот закон; наказание за злоупотребление даже лучшими вещами заключается в неизбежных последствиях. Другое дело относительно страданий, возлагаемых на себя для облегчения доли своего ближнего. Если терпите голод и холод, чтобы накормить и обогреть нуждающегося, если ваше тело от этого страдает, то это является жертвой, угодной Богу. Вы, которые оставляете ваши надушенные будуары, чтобы итти в заражённые мансарды с утешением; вы, которые грязните свои нежные руки, чтобы перевязывать раны; вы, которые лишаете себя сна, чтобы бодрствовать у изголовья больного, который для вас только брат в Боге; вы, наконец, которые тратите своё здоровье на добрые дела - вот вы-то и носите истинную благословенную власеницу, так как удовольствия жизни не иссушили вашего сердца; вы не уснули среди опьяняющей роскоши благосостояния, но стали ангелами-утешителями бедных и обездоленных. Вы же ушедшие от света, чтобы избежать его соблазнов и жить в одиночестве, какая польза от вас на земле? Где ваше мужество в испытаниях, если бежите от борьбы и отказываетесь от сражения? Если вы желаете власеницы, примените её к своей душе, а не к телу; мучьте свой дух, а не тело; бичуйте свою гордыню; получайте оскорбления, не жалуясь; убивайте своё самолюбие, будьте непоколебимы при боли от несправедливости и клеветы, которая острее, чем боль тела. Вот истинная власеница, раны от которой вам будут зачтены, так как оне служат свидетельством вашего мужества и вашего подчинения воле Божией."
Ангел-Хранитель. Париж, 1863г.
§90. Должно ли прекратить страдания ближнего, если это в нашей власти, или нужно предоставить их собственному течению из уважения к предначертаниям Бога? - "Мы говорили и повторяем вам, что вы находитесь на этой земле искупления, чтобы окончить ваши испытания, и что всё, что с вами случается, является следствием ваших предыдущих существований, процентами за долги, которые вы должны оплатить. Но эта мысль вызывает у некоторых замечания, которые нужно пресечь, так как они могли бы иметь последствия весьма печальные. Некоторые думают, что раз мы находимся на земле для искупления, то, значит, надо, чтобы испытания шли своим путём. Заходят даже так далеко, что считают не только не нужным их ослаблять, но, напротив, делать их ещё тяжелее, чтобы способствовать их плодотворности. Это большое заблуждение. Ваши испытания должны итти путём, предначертанным Богом, но знаете ли вы, каков этот путь? Знаете ли вы, до какой точки должны дойти испытания? Знаете ли, что ваш милосердный Отец не сказал уже одному из ваших братьев: "Дальше тебе итти не надо"? Знаете ли вы, что Провидение избрало вас не как орудие мучения, чтобы увеличить страдания виновного, но как бальзам утешения, который должен заживить раны, открытые Его правосудием? Не говорите же, если видите одного из братьев своих согнувшимся под силою удара: "Это Божеское правосудие, нужно, чтобы оно шло Своим чередом"; но скажите напротив: "Посмотрим, какое средство наш милосердный Отец дал мне, чтобы смягчить страдания брата моего; посмотрим, не смогут ли мои нравственные утешения, моя матерьяльная поддержка, мои советы помочь ему справиться с этим испытанием и не придадут ли ему больше сил, терпения и покорности; посмотрим, не дал ли мне Бог средства прекратить эти страдания; не дана ли мне самому, тоже как испытание или, быть может, как искупление, возможность остановить зло и заменить его добром?" Помогайте же всегда друг другу в ваших испытаниях и никогда не смотрите на себя, как на орудие мучения; эта мысль должна возмущать каждого великодушного человека, особенно же каждого спирита потому, что спирит лучше, чем другой, должен понимать безграничную доброту Бога. Спирит обязан считать, что вся жизнь его должна быть делом любви и преданности; что правосудие Господа будет итти своим путём независимо от его поступков. Он может, значит, без опасения употребить все свои усилия, чтобы смягчать горечь искупления, но только один Бог может приостановить или продолжить испытания виновного, смотря по тому, как Он находит нужным. Не будет ли большой гордыни со стороны человека посчитать себя вправе повернуть нож в ране? увеличить дозу яда страдающему под тем предлогом, что в этом его искупление? О! взирайте на себя, как на орудие прекращения страданий. Подведём итог сказанному: вы все находитесь на земле для искупления, и все вы без исключения должны употреблять свои силы на то, чтобы смягчать искупления ваших братьев согласно закону любви и милосердия."
Бернарден, дух-покровитель. Бордо, 1863г.
§91. Человек находится в агонии, во власти самых жестоких страданий; известно, что его положение безнадёжно; позволительно ли избавить его от нескольких минут мучений, ускорив его конец? - "Кто дал вам право судить о предначертаниях Бога? Не может Он разве подвести человека на край пропасти с тем, чтобы вернуть его вспять, чтобы заставить обратить внимание на себя и привести к другим мыслям? Сколь бы безнадёжен ни был умирающий, никто не может сказать, что пришёл его последний час. Разве наука никогда не ошибалась в своих предвидениях? Я знаю, бывают случаи, когда положение можно считать безнадёжным; но если нет никакой нужды на окончательное возвращение жизни и здоровья, то разве не бывает, что в последнюю минуту больной оживает и силы на некоторое время возвращаются к нему! И что же? Ведь этот час милости, ему дарованной, может иметь для него громадное значение; ведь вы не знаете, какие выводы мог сделать его дух в минуты агонии и скольких мучений он может избежать за одно мгновение раскаяния. Матерьялист, видящий только тело и вовсе не считающийся с душой, не может этого понять, но спирит, знающий, что происходит по ту сторону могилы, понимает значение последних мыслей. Смягчайте последние страдания насколько это в ваших силах, но остерегайтесь сокращать жизнь, хотя бы на одну минуту, потому что эта минута может избавить от многих слёз в будущем."
Св.Людовик. Париж, 1860г.
§92. Человек, разочаровавшийся в жизни, но не желающий налагать на себя руки, виновен ли, если ищет смерти на поле битвы с мыслью, что его смерть будет полезна? - "Лишает ли человек себя жизни сам или заставляет другого убить себя, целью его всё же является сокращение своей жизни, а, следовательно, в этом заключается если не фактическое самоубийство, то намерение. Мысль, что его смерть служит чему-нибудь - иллюзия; это только предлог, чтобы скрасить свой поступок и извинить его в своих собственных глазах; если он серьёзно желает служить своей родине, он будет стараться жить, защищая её, а не умереть, так как после смерти он ей больше не нужен. Истинная преданность заключается в том, чтобы не бояться смерти, когда нужно быть полезным, бравировать опасностью, жертвовать без сожаления жизнью, если это необходимо, но предвзятое намерение искать смерти, подвергая себя опасности даже с целью принести пользу, уничтожает всякую заслугу поступка."
Св.Людовик. Париж, 1860г.
§93. Человек подвергает себя неизбежной опасности, чтобы спасти жизнь одному из ближних, зная наперёд, что он погибнет. Может ли это рассматриваться, как самоубийство? - "Если только нет намерения искать смерти, то нет и самоубийства; это преданность и самопожертвование, если бы даже была уверенность в погибели. Но кто же может иметь эту уверенность? Кто может сказать, что Провидение не готовит неожиданного средства спасения в самую критическую минуту? Не может ли Оно спасти находящегося у самого жерла пушки? Часто Оно может пожелать довести испытание в покорности до последнего предела, и тогда неожиданное обстоятельство отвращает удар."
Св.Людовик. Париж, 1860г.
§94. Те, которые принимают страдания покорно, подчиняясь воле Бога и имея в виду своё будущее счастье, не работают ли только для самих себя и могут ли сделать свои страдания плодотворными для других? - "Эти страдания могут быть плодотворны для других матерьяльно и нравственно. Матерьяльно, если они способствуют благосостоянию других при помощи труда, лишений и жертв, налагаемых на себя; нравственно - примером, который они подают своим подчинением воле Бога. Этот пример могущества веры может помочь несчастным покориться, может избавить их от отчаяния и его печальных последствий в будущем."
Св.Людовик. Париж, 1860г.
1 Чем раньше приходит искупление, тем менее серьёзна ошибка. Наиболее же серьёзные промахи никогда не бывает возможным искупить в течение нынешней жизни, даже в старости. Поэтому Провидение откладывает уплату значительных долгов на последующие жизни. Таким образом, совершенно беззаботными в сегодняшней жизни оказываются либо многаждырождённые праведники (случай редкий и исключительный, ибо у таких праведников нет в подобной жизни никакой нужды), либо закоренелые злодеи (явление весьма банальное и заурядное), которых ждёт ужасное искупление. (Й.Р.)
Глава Шестая
ХРИСТОС-УТЕШИТЕЛЬ
Лёгкое бремя - Обещанный утешитель - Пришествие Духа Истины
Лёгкое бремя
§95. Приидите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко. ("Еванг. от Матф"., гл. XI, ст. 28, 29 и 30.) §96. Все страдания: нищета, разочарование, физические болезни, утрата любимых находят своё утешение в вере в будущее и в уповании на правосудие Бога, о которых Христос пришёл преподать людям. Человека, который ничего не ждёт после этой жизни или просто сомневается, скорби гнетут всей своей тяжестью, и никакая надежда не смягчает их горечи. Вот почему Христос сказал: "Приидите ко Мне, все обременённые, и Я успокою вас." Между тем Иисус ставит одно условие для получения помощи и счастья, которое он обещает скорбящим; это условие заключается в законе, данном им и вменяющем в обязанность любовь и милосердие. Его иго состоит в соблюдении закона, но иго это сладко и бремя легко.
Обещанный Утешитель
§97. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам. ("Еванг. от Иоанна", гл. XIV, ст. 15, 16, 17 и 26.) §98. Иисус обещает другого утешителя - Духа Истины, которого мир не знает ещё, так как он не созрел, чтобы его понять, но которого пришлёт Отец, чтобы научить всему и напомнить о том, что говорил Христос. Если Дух Истины должен притти позднее, чтобы научить всему, значит, Христос не сказал всего; если он напомнит о том, что говорил Христос, значит, что об этом забудут или плохо поймут. Спиритизм является в назначенное время исполнить обещанное Христом. Дух Истины присутствует при его основании. Спиритизм призывает людей к исполнению закона; он объясняет всё, делая понятным то, что Христос говорил иносказательно. Иисус сказал: "Имеющие уши слышать, да слышат". Спиритизм открывает глаза и уши, так как он говорит не притчами и без аллегорий; он приподымает завесу перед некоторыми тайнами; он, наконец, приносит высшее утешение обездоленным на земле и всем страдающим, показывая справедливую причину и полезную цель всех страданий. Христос сказал: "Блаженны скорбящие, ибо они будут утешены"; но как же находить себя счастливым при страдании, если не знаешь, почему страдаешь? Спиритизм указывает причину этому в прежних существованиях и в назначении Земли, где человек искупает своё прошлое; он указывает цель, объясняя, что страдания подобны кризису, после которого наступает выздоровление, и что они служат очищением, гарантирующим счастье в будущих существованиях. Человек понимает, что он заслужил страдание и находит его справедливым; он знает, что это страдание способствует его совершенствованию и относится к нему без ропота, как рабочий относится к труду, вознаграждающему его. Спиритизм даёт несокрушимую веру в будущее, и сомнение теряет власть над душой; он заставляет смотреть на всё с высоты, и значение земных превратностей теряется на обширном и великолепном горизонте, открывающемся перед человеком; перспектива счастья, ожидающего его, придаёт ему терпение, покорность и мужество итти до конца пути. Таким образом, Спиритизм реализует то, что Иисус сказал об обещанном Утешителе, даёт познание вещей, которое объясняет человеку, откуда он пришёл, куда идёт и почему он на Земле; напоминает об истинных принципах законов Бога и приносит утешение при помощи веры и надежды.
НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ:
Пришествие Духа Истины
§99. "Я пришёл к вам, ваш Спаситель и ваш Судия, пришёл, как и прежде среди заблудших сынов Израиля, дабы принесть истину и рассеять мрак. Внемлите же. Спиритизм, как некогда слово Моё, должен напомнить матерьялистам, что над ними царствует непреложная истина: Бог всеблагой, Бог великий, дарующий жизнь и повелевающий стихиями. Я явил Божественное учение; подобно жнецу, Я собрал колосья добра, разбросанные в человечестве, и сказал: Приидите ко Мне, страждущие! Но люди неблагодарные совратились с пути прямого и широкого, ведущего в Царствие Отца, и заблудились на тернистых стезях безбожия. Но Отец не хочет истребить рода человеческого. Он желает спасти вас, но не через пророков уже и не через апостолов. Он желает, дабы все вы, живые и мёртвые, т.е. мёртвые телом только, ибо смерти нет, сами помогали друг другу и дабы голоса тех, коих нет уже с вами, раздавались, паки и паки взывая к вам: Молитесь и веруйте, ибо смерть есть воскресение, а жизнь - избранное испытание. Во время его добродетели, возделываемые вами, должны расти и шириться подобно кедру. Верьте голосам, вам отвечающим: се суть души людей, вызываемых вами. Я редко сообщаюсь Сам; но други Мои, свидетели жизни и смерти Моей, они - божественные исполнители повелений Отца Моего. Люди слабые, верующие лишь заблужденьям ничтожного ума своего, не гасите светильника, коий милосердие Божие влагает в руки ваши, дабы осветить путь вам и возвратить вас, дети заблудшие, в лоно Отца вашего. Истинно говорю вам, верьте в разнообразье и множества духов, вас окружающих. Я сочувствую и сострадаю бедствиям вашим, безмерной слабости вашей, и вспомоществующая рука Моя всегда протянута несчастным, кои в виду Неба падают в бездну заблуждений. Веруйте, любите, понимайте открываемые вам истины, не смешивайте плевел с добрыми зёрнами, систем - с истинами. Спириты, любите друг друга, - вот первая заповедь; просвещайтесь - вот вторая. Все истины заключаются в христианстве. Заблуждения, укоренившиеся в нём, идут от людей. И вот из-за пределов гроба, казавшегося вам небытием, вы слышите голоса, взывающие к вам: Брат, ничто не погибнет: Иисус Христос победил зло. Будьте же и вы победителями безбожия и нечестия." 1 §100. "Я пришёл научить и утешить бедных и обездоленных; Я пришёл сказать им, чтобы они возвысились в своей покорности до уровня своих испытаний; пусть они плачут, потому что страдание благословенно в небесах, но пусть они надеются, потому что ангелы-утешители утрут их слёзы. Работники, трудитесь в поте лица; начинайте завтра вчерашний тяжёлый труд; работа рук ваших даёт земной хлеб вашему телу, но ваши души не забыты; Я, Божественный садовник, культивирую их в тиши ваших мыслей; когда час отдыха пробьёт, когда нить жизни выскользнет из рук ваших, а глаза закроются для восприятия света, вы почувствуете, что поднимается и произрастает в вас Мой драгоценный посев. Ничто не потеряно в Царстве Отца нашего, и ваш пот, ваши беды образуют сокровища, которые сделают вас богатыми в высших мирах, где свет заменяет мрак и где наиболее обнажённый из вас всех, может быть, будет и самым яркосияющим. Истинно говорю вам, несущие своё бремя и помогающие своим братьям - Мои возлюбленные; просвещайте себя драгоценным Учением, рассеивающим заблуждение возмущений и поучающим вас Божественной цели человеческих испытаний. Как ветер сносит пыль, пусть так же голос духов рассеивает зависть к богатым мира, которые часто бывают очень несчастны, ибо их испытания более опасны, чем ваши. Я с вами, и Мой апостол вас поучает. Пейте из живого источника любви и приготовляйтесь, вы, пленники жизни, вознестись со временем свободными и радостными в лоно Того, Кто создал вас слабыми, чтобы сделать способными к совершенствованию, и Кто желает, чтобы вы сами были причиной своего бессмертия."
Дух Истины. Париж, 1861г.
§101. "Я - великий врачеватель душ, и Я приношу вам средство для их исцеления; слабые, страдающие и увечные - Мои дети возлюбленные, и Я прихожу спасти вас. Придите же ко Мне, вы все, страдающие и обременённые, и вы получите облегчение и утешение; не ищите в другом месте силы и утешения, ибо мир не властен их дать. Бог шлёт вашим сердцам высочайший призыв через посредство Спиритизма; слушайте его. Пусть безбожие, ложь, заблуждение, недоверие будут с корнем вырваны из душ ваших; это чудовища, пьющие самую чистую кровь и причиняющие раны почти всегда смертельные. А будучи кроткими и покорными Создателю, вы исполните Божественный закон. Любите и молитесь; будьте послушны Духам Господа; призывайте их из глубины сердца; тогда Он пришлёт вам своего возлюбленного Сына, чтобы Он наставил вас и сказал вам следующие слова: "Вот Я! Я пришёл к вам, потому что вы Меня звали."
Дух Истины. Бордо, 1861г.
§102. "Бог утешает кротких и даёт силы скорбящим, просящим Его об этом. Его могущество покрывает Землю, и повсюду рядом со слезой Он дал бальзам утешения. Преданность и самоотвержение составляют молитву и заключают в себе глубокое поучение; мудрость человеческая заключается в этих двух словах. Если бы все страдающие могли понять эту истину, вместо того чтобы возмущаться болями и нравственными страданиями, которые составляют ваш удел на Земле! Возьмите же за девиз эти два слова: преданность и самоотвержение, и вы будете сильны, так как они содержат в себе все обязанности, налагаемые на вас милосердием и кротостью. Чувство исполненного долга даст вам душевное спокойствие и смирение. Сердце бьётся ровнее, душа успокаивается и тело не испытывает упадка, так как оно тем больше страдает, чем глубже затронут дух."
Дух Истины. Гавр, 1863г.
1 Это же сообщение приводится и в "Книге Медиумов", где Аллан Кардек снабжает его следующим комментарием: "Это сообщение получено через одного из лучших медиумов Парижского Общества спиритических исследований и подписано именем, которое мы из уважения к нему решаемся печатать не иначе как с величайшей осторожностью - так велика была бы милость его тождества; и потому ещё, что часто злоупотребляли им в сообщениях явно подложных: это имя Иисуса Назаретянина. Мы нимало не сомневаемся, что он может проявляться. Но если Духи, истинно Высшие, проявляются только при обстоятельствах исключительных, то рассудок запрещает нам думать, чтобы Дух, чистый по преимуществу, отвечал на вызов первого обратившегося к нему. Во всяком случае, было бы святотатством приписывать ему язык, недостойный его. Вследствие этих рассуждений мы всегда избегали публиковать такие сообщения и полагаем, что надо весьма осмотрительно печатать сообщения этого рода, которые кажутся тождественными одному самолюбию только и которых наименьшее неудобство состоит в том, что они могут служить оружием для противников Спиритизма. Как мы сказали уже, чем возвышеннее дух, тем с большим недоверием должно принимать его имя. Надо иметь слишком много гордости, чтобы надеяться обладать преимуществом относительно его сообщений и считать себя достойным говорить с ним как с равным себе. В вышеприведённом сообщении мы удостоверяем только одно: это неоспоримую возвышенность языка и мыслей, предоставляя каждому судить о том, подтверждает ли оно действительность имени, которым может быть подписано." (Примеч. Й.Р.)
Глава Седьмая
БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ
Кого надо подразумевать под "нищими духом" - Возвышающийся будет унижен - Тайны, сокрытые от мудрых и разумных - Гордыня и смирение - Миссия разумного человека на Земле.
Кого надо подразумевать под "нищими духом"
§103. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. ("Еванг. от Матф.", гл. V, ст.3.) §104. Безверие потешалось над положением: блаженны нищие духом, как и над многим другим, потому что не понимало. Под нищими духом Иисус подразумевал не людей, лишённых разума, а смиренных: он говорит, что Царство Небесное предназначено для последних, а не для гордых. Люди науки бывают иногда такого высокого мнения о себе и о своём превосходстве, что взирают на Божественное, как на недостойное их внимания; их понятия, сосредоточенные на себе самих, не могут возвыситься до Бога. Эта склонность считать себя выше всего весьма часто заставляет их отрицать то, что, будучи выше их, могло бы их унизить, и заставляет их отрицать даже само Божество; если же они соглашаются Его признать, то оспаривают один из прекраснейших Его атрибутов: действие Провидения во всех вещах мира; они уверены, что их одних достаточно, чтобы управлять всем. Принимая свой разум за мерило всеобщего Разума и считая себя способными всё понять, они не могут верить в возможность того, чего не понимают; их мнение для них безапелляционно. Если они отказываются признать невидимый мир и могущество сверхчеловеческое, то это не значит, что оно выше их понимания, а лишь показывает возмущение их гордыни при мысли, что есть нечто, выше чего они не могут себя поставить и что заставляет их сойти с пьедестала. Вот почему у них находятся только улыбки презрения по отношению всего, что не принадлежит к миру видимому и осязаемому; они приписывают себе слишком много ума и знания, чтобы верить вещам годным, по их мнению, для людей простых и считают слабоумными, т.е. нищими духом или умом, тех, кто относится к этому серьёзно. Между тем, что бы они ни говорили, им придётся, как и другим, войти в этот невидимый мир, который они поднимают на смех; там именно глаза их откроются, и они познают свои заблуждения. Но справедливый Бог не может одинаково отнестись к тому, который не признавал Его могущества, и к тому, который смиренно подчинялся Его законам, и дать им одинаковое место. Говоря, что Царство Небесное принадлежит смиренным, Иисус подразумевает, что никто не может быть туда допущен, не будучи кроток сердцем и смирен духом; что несведущий, но обладающий такими качествами, будет предпочтён учёному, верящему в себя больше, чем в Бога. Во всех обстоятельствах Он ставит смирение в ряд добродетелей, приближающих к Богу, а гордыню в ряд пороков, удаляющих от Него, и всё это по той причине, что покорность есть проявление подчинения Богу, тогда как гордыня - это возмущение против Него. Лучше, стало быть, для будущего счастья человека быть нищим духом в мирском смысле, и богатым нравственными качествами.
Возвышающийся будет унижен
§105. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: "Кто больше в Царстве Небесном?". Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном, и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает." ("Еванг. от Матф.", гл. XVIII, ст. 1-5.) §106. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: "Чего ты хочешь?". Она говорит Ему: "Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём." Иисус сказал в ответ: "Не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?". Они говорят Ему: "Можем." И говорит им: "Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим." Услышавшие сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: "Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих." ("Еванг. от Матф.", гл. XX, ст. 20-28.) §107. Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним; замечая же, как званные выбирали первые места, сказал им притчу: "Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почётнее тебя, и звавший тебя и его подошед не сказал бы тебе: "уступи ему место", и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, пришед садись на последнее место, чтобы звавший тебя подошед сказал: "друг! пересядь выше"; тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится." ("Еванг. от Луки", гл.XIV, ст. 1 и 7-11.) §108. Эти правила служат следствием принципа смирения, которое Иисус не переставал ставить как необходимое условие для награды, обещанной избранным Господа, и которое он формулировал следующими словами: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное." Он берёт дитя, как пример простоты сердца и говорит: тот будет большим в Царстве Небесном, кто умалится, как это дитя; это значит: кто не будет иметь претензии на превосходство и непогрешимость. Та же основная мысль находится в другом положении: "Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой", и также: "Возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится." Спиритизм санкционирует теорию примером, показывая нам в мире духов величие тех, которые были малыми на земле, и ничтожество тех, которые были тут великими и могущественными. Первые, умирая, унесли с собой то, что одно составляет истинное величие на небесах и не пропадает: добродетели; тогда как другие должны были оставить всё составлявшее их величие на земле: богатство, титулы, славу, происхождение; не имея ничего больше, они являются в другой мир лишёнными всего, подобно потерпевшим крушение и потерявшим всё, не исключая одежды; они сохранили только гордыню, ставящую их в положение ещё более унизительное, так как они видят над собой сияющими славой тех, кого они попирали ногами на земле. Спиритизм нам показывает другое применение этого принципа в последовательности воплощений, во время которых наиболее возвысившиеся в одном воплощении оказываются до последних степеней унижены в следующем, если прежде их поглощали гордость и тщеславие. Не ищите же первого места на земле и не становитесь выше других, если вы не желаете быть принуждёнными спуститься; наоборот, ищите место наиболее скромное и простое, так как Бог сумеет предоставить вам на небесах более высокое, если вы его заслужите.
|