Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Много званных, а мало избранных
Содержание книги
- Связь между наукой и религией
- В доме отца моего обителей много
- Воскресение и перевоплощение
- Родственные связи укрепляются перевоплощением и разрушаются однократностью существования
- Действительные причины страданий
- Хорошее и дурное перенесение страданий
- Утрата любимых. Преждевременная смерть
- Испытания добровольные. Истинная власеница
- Тайны, сокрытые от мудрых и разумных
- Истинная чистота. Неумытые руки
- Пустите детей приходить ко мне
- Не судите, да не судимы будете. Кто из вас без греха, первый брось на неё камень
- Люби ближнего своего как самого себя
- Если тебя ударит кто в правую щёку, обрати к нему и другую
- Пусть твоя левая рука не знает, что делает правая
- Милосердие матерьяльное и моральное
- Неблагодарность детей и семейные узы
- Необходимость любви к ближнему по мнению апостола павла
- Неравенство в распределении богатств
- Много званных, а мало избранных
- Вера - мать надежды и милосердия
- Будут лжехристы и лжепророки
- Лжепророки в состоянии скитальчества
- Кто не возненавидит отца своего и мать
- Не мир пришёл Я принести, а разделение
- Скрытая истина. Почему Иисус говорил притчами
- На бога надейся, а сам не плошай
- Не старайтесь приобретать золото
- Действие молитвы. Передача мысли
- О молитве за умерших и за страждущих духов
- Собрание спиритических молитв
- Молитвы на спиритических собраниях
- Ангелам-Хранителям и Духам-Покровителям.
- Благодарность за победу, одержанную над искушением
- Благодарность за благо, дарованное другому
- За страждущих духов, просящих молитв
- V. Молитвы за больных и одержимых
Притча о брачном пире - Тесные врата - Говорящие: Господи, Господи! не войдут все в Царство Небесное - От получившего много, много спросится - Дано будет тому, кто имеет - Христианин узнаётся по его делам
Притча о брачном пире
§262. Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: "Царство Небесное подобно человеку-царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сём, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных." ("Еванг. от Матф.", гл. XXII, ст. 1-14.) §263. Неверующий смеётся над этой притчей, кажущейся ему ребячески наивной, так как он не понимает возможности создания стольких затруднений для того, чтобы не присутствовать на пире, а тем более не может понять, зачем приглашённые доводили сопротивление до убийства посланных хозяином. "Притчи, - говорят они, - представляют, конечно, аллегорию, но всё же нужно, чтобы оне не выходили из границ возможного." То же самое можно сказать о всякой аллегории и о самых гениальных баснях; если не отбросить внешней стороны, то нельзя отыскать внутреннего смысла. Иисус брал примеры из самых обыденных случаев жизни и применял их к нравам и характеру народа, с которым говорил. Большинство притч имело целью заставить проникнуть в массы идею духовной жизни; смысл притч часто кажется непонятным потому, что на них смотрят не с такой точки зрения. В этой притче Иисус сравнивает Царство Небесное, где всё составляет радость и счастье, с пиром. Говоря о первых приглашённых, Он намекает на иудеев, которых Бог призвал первыми к познанию Своего закона. Посланные хозяином - это пророки, приходившие убеждать народ следовать по пути истинного счастья, но их мало слушали, предостережения их презирались, некоторые были даже убиты, подобно посланным в притче. Приглашённые, отказавшиеся под предлогом занятий в поле и по торговле, изображают людей света, поглощённых земными делами и остающихся равнодушными к вопросам небесным. Евреи верили, что их нация должна возвыситься над всеми другими. Действительно, разве Бог не обещал через Авраама, что их потомство покроет всю землю? Но, как всегда, принимая форму за сущность, они верили в своё действительное и матерьяльное господство. Перед пришествием Христа все народы, за исключением иудеев, были идолопоклонниками и многобожниками. Некоторые личности, превышавшие толпу, понимали идею единого Божества, но эта идея оставалась личной и нигде не принималась как основная истина; были только некоторые посвящённые, сохранявшие свои знания под покровом тайны, непроницаемым для масс. Иудеи были первыми, публично признавшими единобожие; им Бог передал Свой закон сначала через Моисея, затем через Иисуса; из этого малого очага произошёл свет, долженствовавший распространиться по всему миру, восторжествовать над язычеством и дать Аврааму духовное потомство, "столь же многочисленное, как звёзды на небосводе". Но иудеи, не признавая идолопоклонства, всё же пренебрегли нравственным законом, а привязались к соблюдению внешних форм. Зло было в полном разгаре; порабощённая нация была раздираема партиями, разделяема сектами; неверие проникло в само святилище. Тогда-то появился Христос, посланный, чтобы напомнить об исполнении закона и открыть новые горизонты будущей жизни. Приглашённые первыми на великий пир всеобщей веры, евреи отвергли предложение Небесного Мессии и погубили Его. Так они лишились плода, которым могли бы воспользоваться. Было бы всё-таки несправедливо обвинять весь народ за такое положение вещей; ответственность падает, главным образом, на фарисеев и саддукеев, погубивших нацию гордостью и неверием. Их именно подразумевает Иисус под приглашёнными, отказавшимися притти на брачный пир. Затем он прибавляет: "пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир". Под этим он подразумевает, что слова его будут проповедоваться между всеми другими языческими народами и идолопоклонниками и что принявшие их займут место первых приглашённых на пир. Но недостаточно быть приглашённым, недостаточно называться христианином и сесть за стол, чтобы принять участие в небесном пире; нужно, прежде всего и под непременным условием, быть одетым в брачную одежду, т.е. иметь чистоту сердца и исполнять закон согласно духу. Итак, весь закон заключается в следующих словах: вне милосердия нет спасения. Но между всеми, слушающими слово Божие, как мало есть таких, которые запоминают его и пользуются им! Как мало достойных войти в Царство Небесное! Вот почему Иисус говорит: много званных, а мало избранных.
Тесные врата
§264. Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. ("Еванг. от Матф.", гл. VII, ст. 13 и 14.) §265. Некто сказал Ему: "Господи! Неужели мало спасающихся?". Он же сказал им: "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда Хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам. Но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера, и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними." ("Еванг. от Луки", гл. XIII, ст. 23-30.) §266. Врата погибели широки, потому что дурные страсти многочисленны, а путь, ведущий к гибели, посещаем очень многими. Врата же спасения тесны, так как человек, желающий пройти через них, должен употребить большие усилия над самим собой, чтобы победить свои дурные наклонности, а очень немногие решаются на это; это служит дополнением к положению: много званных, а мало избранных. Таково действительное положение земного человечества, так как Земля есть мир искупления и зло преобладает на ней; когда она изменится, путь к добру будет всего больше посещаться. Слова эти должны пониматься в относительном смысле, а не в абсолютном. Если таково должно быть нормальное состояние человечества, то это значило бы, что Бог добровольно обрёк на гибель огромное большинство Своих созданий: предположение это не допустимо, раз признано, что Бог - олицетворение справедливости и доброты. Если бы всё человечество было сосредоточено только на Земле и если бы душа не имела других существований, то благодаря каким проступкам оно могло заслужить такую печальную участь в своём настоящем и будущем? Почему столько преград помещено на его пути? К чему эти тесные врата, через которые могут пройти лишь немногие, если судьба души определена навсегда после смерти? При вере в однократность существования приходится быть в беспрестанном противоречии с самим собой и с правосудием Бога. С признанием предшествующего существования души и множественности миров горизонт расширяется, все самые тёмные места веры освещаются, настоящее и будущее согласуется с прошедшим и становится понятна вся глубина, вся истина и вся мудрость учения Христа.
Говорящие: Господи! Господи!
§267. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие." ("Еванг. от Матф.", гл. VII, ст. 21-23.) §268. Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. ("Еванг. от Матф.", гл. VII, ст. 24-27; "Еванг. от Луки", гл. VI, ст. 46-49.) §269. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном. ("Еванг. от Матф.", гл. V, ст. 19.) §270. Все признающие Иисуса говорят: Господи! Господи! Но к чему называть его Учителем или Господом, если не следовать его правилам? Разве можно считать христианами оказывающих ему поклонение внешними проявлениями набожности и в то же время сообразующихся с гордостью, эгоизмом, корыстолюбием и со всеми своими страстями? Разве люди, проводящие дни в молитве и не становящиеся от этого ни лучше, ни милосерднее, ни снисходительнее к своим ближним, могут называться его учениками? Нет, так как у них так же, как у фарисеев, молитва на устах, а не в сердце. Соблюдая обряды, они могут иметь значение в глазах людей, но не Бога. Напрасно будут они взывать к Иисусу: "Господи, мы пророчествовали, т.е. поучали от твоего имени: мы ели и пили с тобой." Он им ответит: "Я никогда не знал вас, отойдите от меня творящие беззаконие, опровергающие поступками слова свои, осуждающие ближнего, грабящие вдов и творящие прелюбодеяния, отойдите от меня, вы, сердца которых изливают ненависть и злобу, вы, проливающие кровь братьев ваших во имя моё, заставляющие проливать слёзы вместо того, чтобы осушать их. Для вас будет плач и скрежет зубов, так как Царство Божие предназначено для тех, кто кроток, смирен и милостив. Не надейтесь склонить правосудие Божие своим многословием и коленопреклонениями; единственный путь, открытый вам для достижения милости у Него, заключается в искренном соблюдении закона любви и милосердия." Слова Иисуса вечны, так как они истинны. Они служат не только обеспечением Царства Небесного, но залогом мира, спокойствия и стойкости в делах земной жизни; вот почему все те человеческие учреждения - политические, социальные и религиозные, - которые будут опираться на эти слова, станут прочны, как дом, построенный на камне; люди сохранят их, так как найдут в них своё счастье; но те учреждения, которые будут нарушать эти слова, уподобятся домам, построенным на песке: вихрь революции и поток прогресса унесут их.
|