ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория конкурентоспособности наций М. Портера



 

От чего зависит конкурентоспособность страны? Какие факторы лежат в ее осно­ве? Что, собственно говоря, такое конкурентоспособность национальной эконо­мики? Почему одни страны добились значительных успехов в своем развитии, а другие — нет? Почему определенные компании, представляющие достаточно небольшую группу стран, стабильно лидируют на мировом рынке? Многих эко­номистов прошлого и настоящего волновали и продолжают волновать данные вопросы. Довольно просто определить конкурентоспособность одной отдельно взятой компании, принимая во внимание получаемую ею прибыль, уровень тех­нологий, лидерство на рынке и т. п. Но как определить конкурентоспособность целой страны? Какие макроэкономические показатели при этом следует рассмат­ривать? Стабильный курс национальной валюты, положительное сальдо платеж­ного баланса, обеспеченность природными ресурсами?

Современное развитие целого ряда ведущих стран мира задает немало загадок. Япония и страны ЕС в свое время получили преимущества из-за снижения курса национальных валют по отношению к американскому доллару. Экономика США не имеет себе равных в мире по потенциалу, несмотря на дефицит платежного

баланса. История послевоенного развития таких стран, как Германия, Италия, Япония и Южная Корея, — это история успеха государств, большинство из кото­рых потерпели поражение во Второй мировой войне и изначально были обделе­ны природными ресурсами. Так что же такое конкурентные преимущества и от­куда они возникают?

Ответ на многочисленные приведенные выше вопросы дает теория известного американского экономиста Майкла Портера из Гарвардской школы бизнеса. Рабо­тая в созданной президентом Рональдом Рейганом Комиссии по конкурентоспо­собности американской промышленности, М. Портер задался целью определить термин «конкурентоспособность» применительно к государству. В результате его исследований в свет вышла знаменитая книга «Конкурентные преимущества на­ций»10, в которой детально рассмотрены проблемы современной международной конкуренции.

Новизна подхода Портера заключалась в том, что он предложил рассматривать конкурентоспособность стран через призму конкурентоспособности компаний, представляющих данные страны на мировом рынке. По Портеру, конкурентоспо­собность одного отдельно взятого государства связана с производительностью нации, т.е. с эффективным использованием всех имеющихся ресурсов (сырья, рабочей силы, капитала). Рассматривать степень благосостояния государства следует с микроэкономического уровня — уровня ОДНОЙ отдельно взятой фирмы, поскольку в конечном счете ВВП и национальный доход страны создаются ком­паниями-производителями. Портер отмечал, что даже в самых благополучных странах не все отрасли промышленности и не все компании могут одновременно процветать. Успехи развития национальной экономики зависят от деятельности определенного ядра компаний, ведущих международную активность. Причем данные фирмы, как правило, в каждой стране представляют довольно небольшой спектр отраслей промышленности.

Поскольку, по Портеру, изначально конкурентоспособны не страны, а нацио­нальные компании данных стран, то для успеха в конкурентной борьбе фирмы должны обладать одним из двух преимуществ: иметь низкие издержки производ­ства либо дифференцировать качество продукта в расчете на высокий уровень цен. Конкуренция на мировом рынке заставляет компании постоянно равняться друг на друга, сравнивая свою деятельность с успехами конкурентов. Междуна­родная специализация страны при этом связана с темп сферами экономики, в ко­торых ее национальные производители наиболее конкурентоспособны.

Международная торговля по сути дела перераспределяет продукцию наиболее конкурентоспособных отраслей различных стран, при этом экспортируются такие товары и услуги, в производстве которых имеют преимущества отечественные компании, а импортируется то, в чем оказались более эффективными иностран­ные конкуренты. Портер заявляет, что ни одна страна мира не может быть конку­рентоспособной абсолютно по всем позициям, поскольку сказывается ограничен­ность ее ресурсов. Важной задачей становится использование имеющихся у страны ресурсов наиболее рациональным способом. При этом даже в странах с са­мым высоким уровнем развития обязательно найдутся такие отрасли экономики, национальные производители которых неконкурентоспособны. Важной задачей становится специализация страны на наиболее эффективных и конкурентоспо-

собных сегментах экономики, а менее производительные отрасли национального хозяйства при этом могут быть либо перемещены за рубеж, либо от них стоит во­обще отказаться. Все это будет способствовать здоровому процессу национально­го экономического процветания.

Конкурентоспособность отечественной промышленности, сферы услуг, сельско­го хозяйства означает также то, что они развиваются по законам свободного рынка. Любая политика протекционизма, государственные субсидии местным компаниям и ограничение доступа на внутренний рынок зарубежных конкурентов, причиняет непоправимый ущерб конкурентоспособности отечественных производителей.

Далее Портер предлагает свою широко известную модель «конкурентного ром­ба», отражающего систему детерминант национального конкурентного преиму­щества (рис. 6.3). Ответом на вопрос, почему государства добиваются успехов в той или иной области, служат четыре свойства страны, имеющие общий характер и формирующих среду, в которой конкурируют местные компании. Среда может способствовать созданию конкурентных преимуществ, а может и препятствовать их появлению. Четырьмя свойствами — иначе, детерминантами модели — явля­ются:

1. Факторные условия.

2. Условия внутреннего спроса.

3. Наличие смежных и обслуживающих отраслей.

4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Четыре свойства все вместе, а также каждое из них в отдельности создают сре­ду, в которой функционируют фирмы данной страны. Рассмотрим каждый из де­терминантов-свойств подробнее.

 

 
 

 


Рис. 6.3. Система детерминант национального конкурентного преимущества — «конкурентный ромб- М. Портера

Факторные условия представляют собой конкретные факторы производства (труд, капитал, земля, инфраструктура и т. п.), необходимые для успешной кон­куренции в данной отрасли. К числу таких условий относятся:

• человеческие ресурсы: количество, квалификация, стоимость рабочей силы, наличие ученых и специалистов высшей категории, продолжительность ра­бочей недели, трудовая этика и система управления персоналом;

• физические, или природные, ресурсы: земля, вода, полезные ископаемые, лес­ные богатства, энергетические ресурсы, климатические условия, размер и географическое местоположение страны, ее внешнее окружение;

• научно-информационный потенциал: весь накопленный страной ресурс зна­ний, в том числе относительно производства, распределения и потребления товаров и услуг (научные, технические и рыночные знания);

• капитал: денежные ресурсы страны, количество и стоимость капитала, кото­рый может быть направлен на инвестиции, уровень сбережений и структура национальных рынков капитала;

• инфраструктура: тип, качество имеющейся инфраструктуры, плата за ее использование (транспорт, связь, финансовые учреждения, жилой фонд, уч­реждения культуры).

Основные для конкурентоспособности страны факторы, как правило, не насле­дуются ею автоматически от предшествующих поколений, а создаются в процессе трудовой деятельности. В этой связи факторы подразделяются на основные, кото­рые достаются даром от природы (природные и климатические ресурсы, геогра­фическое положение страны и неквалифицированное население), и развитые, которые, что называются, зарабатываются потом и кровью (современная инфра­структура, высококвалифицированный персонал, банки научно-технической ин­формации и т. п.). Только развитые факторы дают стране конкурентные преиму­щества, которые достаточно трудно скопировать странам-конкурентам. Здесь заключается ответ на вопрос о том, почему Россия при ее несметных природных богатствах, неплохом образовательном уровне и высоком (по крайней мере в неда­лёком прошлом) научно-техническом потенциале неконкурентоспособна на ми­ровом рынке. Все дело в том, что у нашей страны в большей степени имеются в наличии основные факторы, а обеспеченность развитыми факторами (инфра­структура, капитал) заметно отстает от уровня ведущих государств планеты.

Кроме вышеназванного деления факторные условия подразделяются также на общие, которые могут применяться во всех сферах деятельности (например, ав­томобильные и железнодорожные дороги, университеты, коммерческие банки и публичные библиотеки), и специализированные, применяемые только в конк­ретных видах деятельности (гоночные трассы для «Формулы-1», высокоскорост­ные железнодорожные магистрали, технологические институты, ипотечные бан­ки и медицинские библиотеки). Если страна располагает специализированными факторами, то это дает ей солидную и долговременную основу для конкурентных преимуществ.

Нужно отметить, что в наукоемких отраслях национальной экономики основ­ные факторы не дают никаких преимуществ. Такие факторы без труда можно по­лучить и в любой другой стране мира. Труднее всего продублировать специализированные факторы, они труднодоступны для иностранных конкурентов, требуют значительных инвестиций. Интересно, что недостаток отдельных основных фак­торов стимулирует технологическое развитие страны, порождает бережливость и рациональность хозяйствования.

Таким образом, изначальная слабость обделенного природными ресурсами и населением государства превращается в его силу в конкурентной борьбе, побуж­дает компании к инновациям и совершенству. Нехватка природных ресурсов ини­циирует изобретательство ученых, оптимальное использование ограниченного набора имеющихся естественных богатств. И наоборот, если в стране имеется из­быток основных факторов, если они достаются за просто так, без всякого труда местного населения, то очень часто это приводит к разбазариванию ресурсов.

Основной вывод, который можно сделать применительно к факторным усло­виям, заключается в том, что устойчивые конкурентные преимущества дает стра­не наличие одновременно и развитых и специализированных факторов. Прочие факторы могут создать стране иллюзию в ее мнимой конкурентоспособности, ко­торая довольно быстро может быть перехвачена странами-конкурентами, распо­лагающими аналогичным набором основных и общих факторов. Таким образом, надо с особой осторожностью относиться к факторам, достающимся даром, и усердно трудиться над искусственным созиданием факторов, дающих устойчи­вые конкурентные преимущества.

Условия внутреннего спроса. Наибольшее значение имеет не объем внутрен­него спроса, а его качество. Национальный рынок может быть относительно не­большим, а спрос на нем — огромным благодаря высокому уровню доходов насе­ления, умело проведенной рекламной политике и т. п. Напротив, возможен и такой вариант, что при узости национального спроса существует огромный ры­нок для производимой продукции как внутри страны, так и за рубежом. Суще­ственно также соответствие внутреннего спроса тенденции спроса на мировом рынке. В качестве примеров можно привести такие страны, как Китай или Рос­сия, внутренний рынок которых довольно значителен, но существующий на этом рынке спрос в большинстве своем неплатежеспособен. Напротив, узость внутрен­него рынка с высоким платежеспособным спросом в Швейцарии заставляет ком­пании Nestle и ABB работать преимущественно на зарубежных рынках сбыта.

В конкурентной борьбе выигрывают такие страны, в которых развитию опре­деленного сегмента рынка уделялось повышенное внимание в соответствии с осо­быми внутренними условиями спроса, в то время как в других странах спрос был невысок. К примеру лидерство европейской самолетостроительной компании Airbus Industry, представляющей Францию, Германию, Испанию и ряд других стран Европейского союза в производстве среднемагистральных самолетов боль­шой вместимости (типа Airbus серий 300 и 320), объясняется игнорированием данного сегмента рынка американской корпорацией Boeing. Дело в том, что пас­сажиропотоки и характер их обслуживания в США и Западной Европе отлича­ются. В Европе популярностью пользуются маршруты относительно небольшой протяженности между крупными городами и столицами разных стран, обслужи­ваемые при этом небольшим числом авиаперевозчиков. Напротив, в США анало­гичные маршруты обслуживают многочисленные конкурирующие авиакомпании на самолетах меньшей вместимости (типа Boeing 727 и Boeing 737).

Немаловажно качество самих потребителей, их привередливость. Дело в том, что требовательные и хорошо информированные потребители заставляют отечествен­ных производителей постоянно совершенствоваться, вводить новые технологии, изобретать качественно новые продукты. При этом важно, чтобы внутренний спрос соответствовал тенденциям на мировом рынке. В таком случае, если товар неплохо продается внутри страны, его можно предлагать повсюду, и наоборот: товар, никому не нужный внутри страны, невозможно вывести на мировой рынок. Искушенные и квалифицированные потребители, таким образом, способствуют появлению высо­коклассных национальных компаний, которые «усилиями» своих потребителей выводятся в число мировых лидеров. Первенство японских производителей аудио-и видеотехники на мировом рынке как раз и объясняется требовательностью япон­ских покупателей к качеству и внешнему виду продукции.

Итак, среди условий внутреннего спроса наибольшее значение имеют:

• структура спроса (сегментация рынка и природа покупательских потребно­стей, объем рынка, наличие платежеспособного спроса, информация о по­требностях, уровень образованности потребителей, концентрация населе­ния, государственные закупки, национальные стандарты качества);

• объем и характер роста внутреннего спроса;

• механизмы, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке переда­ются на рынки зарубежных стран.

Наличие смежных и обслуживающих отраслей. Здесь принимается во внима­ние конкурентоспособность родственных и поддерживающих отраслей, посколь­ку развитие одной отдельно взятой отрасли фактически способствует процвета­нию смежных отраслей. Так, производство компьютеров в США породило спрос на периферийные устройства и программное обеспечение. Компания IBM при этом породила таких гигантов мировой компьютерной индустрии, как Microsoft, Netscape, Intel. Взаимное сотрудничество компаний-смежников позволяет реали-зовывать совместные проекты развития, способствует возникновению альянсов. Внедряются новые методы производства и управления, снижаются трапзакцион-ные издержки, усиливается обмен информацией между специалистами различ­ных отраслей.

Согласно Портеру, конкурентоспособными становятся не только отдельные от­расли, но и целые «пучки» отраслей, кластеры, в которых компании интегрирова­ны по вертикали либо горизонтали. Например, в Швеции развиты все сферы дея­тельности, связанные с металлообработкой: производство высококачественной стали, подшипников, различных инструментов, производственного и электробыто­вого оборудования, автомобилей. Такие гиганты шведской индустрии металлооб­работки, как SKF, Sandvik, ABB, Saab, Scania, Volvo, Electrolux, известны во всем мире.

Большое значение в развитии кластеров отводится средствам массовой ин­формации, коммерческой рекламе. Это способствует повышению узнаваемости производителей и их продукции в потребительской среде, налаживанию производ­ственных связей между представителями смежных сфер деятельности, конкурен­тоспособности товаров и услуг.

Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция. Известно, что цели, стратегии и способы организации компаний в разных странах отличаются друг от друга. От национальных особенностей зависят способ управления фир­мой, стиль руководства, виды конкуренции. Ни одна система при этом не является универсальной, она должна соответствовать источникам конкурентных преиму­ществ компаний. Например, в Германии наиболее конкурентоспособны крупные компании в отраслях с высоким уровнем технологий. Напротив, в Италии лиди­рует малый и средний бизнес, преимущественно семейные предприятия.

Стратегия важна потому, что если ее нет либо она не верна, то компанию, а вместе с тем и всю страну не может ожидать успех в развитии. В таком случае компания не сама диктует условия внешней среде, а лишь плывет по течению в бурном потоке не всегда благоприятных для нее событий. Цели, ориентация на решение проблемы, мотивация, коммуникации внутри организации и с внешним миром, отношение к предпринимательству, риску и богатству, трудоспособность и квалификация пер­сонала — все имеет существенное значение для разработки стратегии.

Значение имеет состав инвесторов и всех держателей интересов компании (stakeholders), от их политики во многом зависят разработка и реализация страте­гии развития фирмы. Важно то, в каких сферах деятельности страна видит своих героев, что является отраслями национальной гордости и престижа страны. К при­меру, в США особо престижным делом считается занятие в таких областях, как медицина, юриспруденция, аудит и финансовые услуги, компьютерная индустрия, микробиология, космос, образование. Соответственно США могут гордиться ус­пехами данных отраслей. В России, напротив, «престижно» иметь отношения со всесильными государственными организациями, соответственно «гордостью» страны эпохи «укрепления вертикали власти» становятся коррупционные, неэф­фективные и непроизводственные по своей сути «силовики», готовые подавить любой частный бизнес, не удовлетворяющий их амбициям.

Главным катализатором всей экономической системы служит внутриотрасле­вая конкуренция. Если в стране есть несколько национальных производителей одного типа товаров или услуг, то это является огромным стимулом развития на­циональной экономики. Конкурируя друг с другом, такие компании повышают качество продукции, снижают издержки, способствуют научно-техническому про­грессу. Постоянно сравнивая себя с конкурентами, фирмы стремятся идти в ногу друг с другом, одновременно двигая вперед прогресс в данной сфере бизнеса. К примеру, в Японии насчитывается почти десяток производителей автомобилей, двадцать пять компаний, выпускающих аудио- и видеотехнику, пятнадцать произ­водителей фото- и киноаппаратуры, шестнадцать производителей компьютеров. Говоря о конкуренции, стоит обратить внимание на опасность создания ассоциа­ций, различных объединений производителей одной сферы деятельности. Карте­ли способствуют монополии, ограничению конкуренции, в конечном счете обора­чиваются против самих же производителей.

Тесное окружение конкурентов способствует ускорению процесса обмена ин­формацией. Успех одной из компаний воодушевляет и стимулирует к поиску ана­логичных и даже лучших решений других. Здесь действует принцип Голливуда: в благоприятной среде процветающих, но конкурирующих друг с другом за право считаться «звездой» соседей устанавливается особая атмосфера, способствующая и появлению шедевров, и росту доходов актеров и кинопродюсеров, и наполне­нию налоговыми поступлениями государственного бюджета, и вхождению в узкий круг избранных новых «звезд». Подобным образом развивается и знаменитая Силиконовая долина в Калифорнии, где среди целого кластера отраслей высоких технологий новые идеи просто сами витают в воздухе.

Кроме детерминант в «конкурентном ромбе» есть две переменные, которые могут либо усилить, либо ослабить четыре свойства стран. Национальные компа­нии практически не в состоянии контролировать эти неременные, которые явля­ются элементами внешней среды бизнеса. К таким переменным относятся слу­чайные события и действия правительства.

Случай. К случайным относятся события, которые имеют мало общего с усло­виями развития данной страны. Ни компании, ни национальные правительства не могут влиять на такие события. В свою очередь, события меняют расстановку сил в национальном хозяйстве, влияют на позиции конкурирующих фирм. Кроме явно отрицательных событий возможны и события благоприятные, которые ком­паниям и правительству важно вовремя обратить в свою пользу.

К случайным событиям относятся:

• изобретения (причем совершенно непрогнозируемые);

• крупные технологические сдвиги (например, возникновение Интернета);

• резкие изменения цен на ресурсы;

• значительные потрясения на мировых валютных и финансовых рынках;

• неожиданный подъем спроса на мировом или местном рынке;

• политические решения зарубежных правительств;

• войны, эпидемии, стихийные бедствия.

Политика государства. Действия правительства также способны усилить или ослабить конкурентные преимущества страны. При этом необходимо делать ана­лиз влияния политики правительства на каждую из детерминант. Если государ­ственная политика проводится без ее должной оценки с точки зрения влияния на систему детерминантов, то она в равной степени может подорвать конкурентные преимущества страны или усилить их. Государство не может и не должно созда­вать конкурентоспособные отрасли — это прерогатива частных компаний. Вместе с тем государство может быть катализатором развития бизнеса, проводя разумную макроэкономическую политику. Государству следует побуждать компании к кон­куренции между собой, а прямое вмешательство в дела бизнеса с целью повыше­ния конкурентоспособности отечественных производителей следует ограничить.

Государство может способствовать развитию бизнеса косвенными методами ре­гулирования: проводить разумную налоговую политику, стимулировать НИОКР, следить за уровнем национальных стандартов качества. Государству желательно проводить антимонопольную политику, развивать общественную инфраструкту­ру, инвестируя в образование, здравоохранение, культуру и транспорт, при необ­ходимости прибегая к государственным закупкам.|

Проблема во взаимоотношениях государства и частного бизнеса, по Портеру, заключается в том, что задачи государственной политики и задачи бизнеса имеют разную ориентацию во времени. Государственная политика в большей степени должна удовлетворять надежды избирателей, которые не любят долго ждать. По­литики избираются на достаточно короткий срок и стремятся в течение него в мак­симальной степени понравиться избирателям, нередко прибегая к популизму. Таким образом, время политиков достаточно коротко, о долгосрочной стратегии здесь говорить довольно трудно. Соответственно решения правительства в боль­шей степени имеют краткосрочный характер, чем решения предпринимателей.

Компании, напротив, озабочены тем, чтобы подготовить себе хорошую почву для безбедного существования в будущем. Их стратегия направлена на долго­срочную перспективу, поскольку для создания конкурентного преимущества в отрасли нужны долгие годы упорной работы. Краткосрочные решения правитель­ства, а также краткосрочные пожелания акционеров только раздражают бизнес, приводят к ошибкам в сфере управления национальной экономикой. Впрочем, наиболее крупные компании могут иметь в правительстве свое лобби, что не все­гда однозначно плохо.

«Конкурентный ромб» М. Портера является комплексной системой, его детер­минанты постоянно воздействуют друг на друга. Преимущества в одном свойстве страны создают или усиливают преимущества других свойств. Конкурентными преимуществами считаются преимущества, которые имеются во всех частях ром­ба. Конкурентные преимущества на основе только одной-двух детерминант воз­можны только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где не применяются сложные технологии и навыки. Такие преимуще­ства невозможно долго удержать, они являются ускользающими, перетекают из одной страны в другую. К примеру, российские запасы сырья уже не делают нашу страну долгосрочно конкурентоспособной в сырьевом сегменте мирового рынка: новые месторождения открываются и в Африке, и в Латинской Америке, и в Ав­стралии, а современные технологии позволяют обходиться синтетическими за­менителями многих полезных ископаемых.

Для того чтобы получить и удержать конкурентные преимущества в передо­вых отраслях экономики, необходимо иметь преимущества во всех составляющих «ромба». Преимущества по каждому детерминанту в отдельности не есть посыл­ка для конкурентоспособности данной отрасли, поскольку конкурентам из зару­бежных стран значительно проще ликвидировать или скопировать такое преиму­щество. И только комплекс свойств страны определяет ее глобальное лидерство как конкурентоспособной державы мирового класса. Национальные конкурент­ные преимущества возникают только тогда, когда уникальным является весь «ромб», его в таком случае невозможно продублировать другим странам.

Портер считает, что в стране может идти либо процесс роста конкурентоспособ­ности, либо процесс упадка. Упадок характерен потерей конкурентоспособности в одной из важных отраслей национального хозяйства, за чем следует подрыв всего кластера. Напротив, если поэтапно развивать наиболее перспективные отрасли экономики, то их, а вслед за тем и всю страну, ожидает успех на мировой арене.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите особенности регулирования рынка труда в США.

2. Каково влияние аутсорсинга на развитие экономики США в начале XXI в.?

3. В чем заключаются особенности экономико-географического положения США в мировом хозяйстве? По каким позициям США лидируют в мировой экономике?

4. Каким образом природно-климатическое и географическое положение США, особенности развития общества, культуры, науки, бизнеса оказали влияние на становление и развитие системы американского менеджмента?

5. Какова роль государства в современной американской экономике? Как стро­ятся взаимоотношения бизнеса и государства?

6. Назовите четыре стадии эволюции американского менеджмента.

7. Дайте характеристику научного менеджмента и его идеологов.

8. Дайте характеристику концепции человеческих ресурсов.

9. Каковы новые направления развития американской теории менеджмента в период 70-х, 80-х и 90-х гг. XX столетия?

10. Опишите организацию системы образоватия по бизмесу и менеджменту в США.

11. Каким образом Соединенным Штатам удалось справиться с Великой де­прессией 1929-1933 гг.? Назовите основные составляющие «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта и поясните, почему он оказался столь успешным?

12. Перечислите три основных этапа действия в США ксйнсианской доктрины регулирования совокупного спроса в послевоенный период. Чем примечате­лен каждый из этих этапов? Какое значение это имело для развития бизнеса?

13. Охарактеризуйте основные особенности «рейганомики» (1980-е гг.) и «клин-тономики» (1990-е гг.) в США. Каким образом экономическая политика пре­зидентов Р. Рейгана и Б. Клинтона способствовала повышению конкуренто­способности и эффективности американской экономики?

14. Что такое «новая экономика» и каким образом глобализация бизнеса и рево­люция информационных технологий способствовали улучшению ситуации в экономике США на рубеже XX и XXI вв.?

15. Чем отличается американская модель менеджмента? Какова ее роль в под­держании конкурентоспособности американской экономики?

16. Какие характерные черты американской модели развития экономики и аме­риканского менеджмента, по вашему мнению, могли бы быть полезными в России? Что из американского опыта управления для нашей страны непри­емлемо и почему?

17. В чем заключается сущность подхода М. Портера к определению конкурен­тоспособности государства?

18. Проанализируйте «конкурентный ромб» М. Портера. Каковы его детерми­нанты и переменные? Каким образом они взаимодействуют?

19. Наличие каких условий в национальной экономике ведет к устойчивым кон­курентным преимуществам? Какие конкурентные преимущества являются ускользающими и почему?

20. Каковы, на ваш взгляд, недостатки модели конкурентоспособности стран М. Портера?

21. В чем конкурентоспособна и в чем могла бы быть конкурентоспособна рос­сийская экономика? Каковы устойчивые и каковы ускользающие конкурент­ные преимущества Российской Федерации?

Литература

1. IBM Wins India Telecoms Outsourcing Deal // www.ft.com, 26.03.2004.

2. ICT Outsourcing Opportunities // E-commerce and Development Report 2003. New York; Geneva, 2003.

3. Le debat sur la delocalization d'emplois fait rage aux Etats-Unis // www.letemps.ch, 31.03.2004.

4. Locke R. R. The Collapse of the American management Mystque — New York, NY Oxford University Press. 1996. P. 29

5. Архангельский А. Ю. США: условия для бизнеса. — М., 1991.

6. БоддиД., Пэйтон Р. Основы менеджмента. — СПб.: Питер, 1999.

7. Градобитова Л. Д. Теория международных конкурентных преимуществ го­сударств М. Портера. — М.: 1996.

8. Зименков Р. И. США в мировой экономике: состояние и перспективы. — М., 1998.

9. Классики менеджмента. — СПб.: Питер, 2001.

10. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 1999.

11. Малькольм Уорнер. Классика менеджмента: Энциклопедия. — СПб.: Питер, 2001.

12. Погорлецкий А. И. Экономика зарубежных стран. — СПб.: Питер, 2000 (вто­рое издание — СПб.: Питер, 2001).

13. Погорлецкий А. И., Шеров-Игнатьев В. Г., Пыцырева А. Ю. Мировая эконо­мика. - СПб.: 2003.

14. Портер М. Международная конкуренция. — М., 1993.

15. Дафт Р. Л.. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2000.

16. Супян В. Б. Экономика США. — СПб.: Питер, 2003.

17. Уткин А. Единственная сверхдержава. — М., 2003.

Примечания

1 В 1990-е гг. в стране — основном мировом загрязнителе экологическая обстановка была значительно улучшена. Частично это произошло за счет переноса экологически грязных производств за рубеж, в развивающиеся страны, но следует признать и роль общественной пропаганды гармонии с окружающей средой, а также ужесточения при­родоохранного законодательства (о том, каково будет финансовое и уголовное наказа­ние компании-нарушителя и ее руководства, можно предполагать хотя бы по такому примеру, что каждый, кто выбрасывает в неположенном месте мусор, подвергается штрафу в $500-1000). Теперь уже сами компании являются инициаторами внедрения новых экологически чистых технологий, запретов курения на рабочем месте.

2 Подробнее данная ситуация в компании Chrysler описана в книге бывшего президен­та фирмы Ли Якокки «Карьера менеджера».

3 Данная инициатива стала одной из ключевых в предвыборной программе Дж. Буша-мл., поскольку считается, что в период 2001-2003 гг. до 500 тыс. рабочих мест было «де-локализовано» (перенесено американскими компаниями за рубеж в страны с низки­ми трудовыми издержками), включая 90 тыс. рабочих мест, созданных только за 2003 г. американскими ТНК в сфере информационного аутсорсинга.

К примеру, на территории КНР — третьей страны в мире но расходам на НИОКР ($60 млрд. в 2001 г.) — действуют аутсорсинговые подразделения корпораций Intel. IBM, Procter & Gamble, DSM и др., что способствует снижению трудовых издержек при разработке новых информационных продуктов как минимум на 40%. Вместе с тем зарубежные подразделения американских ТНК с точки зрения статистики явля­ются национальными компаниями принимающих стран, что и выводит КНР на ве­дущие позиции в мире информационных технологий. Кроме того, именно в Китае, а не на территории США создаются соответствующие рабочие места. Gilbreth and Carey, 1949, с. 237 Дафт Р. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2000.

Открытая система — взаимодействующая с внешней средой. Закрытая система — этого не требует. Энтропия — универсальное свойство всех систем, отражающее их тенденцию к постепенному «истощению» и смерти. Синергизм — означает, что сис­тема как единое целое ласт больший выход, чем каждый ее элемент в отдельности. Вступительная статья д. э. наук, проф. Л. И. Евенко к учебнику: Мескон М., Альберт М. и Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Изд-во «ДЕЛО», 1997. Там же.

Porter М. The Competitive Advantage of Nations. — New York, 1990 (в русском переводе — Портер М. Международная конкуренция. М., 1993).

 

 

Глава 7 Менеджмент в Европе





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.035 с.)