Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность объектов различного уровня: понятие, методы оценки.

Поиск

Вопросы, связанные с оценкой места страны в мировой системе, ее конкурентоспособности, рассматривались практически на всех этапах развития экономической науки. Исторически первые попытки выявить мотивы вступления во внешнеэкономические отношения и значение их для развития экономики страны были предприняты меркантилистами. Они считали, что во внешнеэкономические отношения вступают государства с целью увеличить богатство страны, которое заключается во владении ценностями, прежде всего в виде золота и других драгоценных металлов. Достичь этой цели возможно путем превышения экспорта над импортом. Тем самым предполагалось государственное вмешательство в сферу международного обмена, заключавшееся в активном поощрении вывоза товаров и ограничении ввоза путем установления высоких таможенных пошлин на иностранные товары или полного запрета на импорт некоторых из них. Такая торговая политика получила название протекционизм (защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции). Центральным положением позднего меркантилизма (сер. XVI — сер. XVIII вв.) была система активного торгового баланса. Богатство отождествлялось с избытком отечественных товаров, которые на внешнем рынке должны были превратиться в деньги. Такой подход оправдан тем, что в этот период мирового экономического развития система внешнеторговых и внешнеэкономических отношений в целом была слабо развита. На внешних рынках действовали, как правило, крупные монопольные структуры, выступавшие от лица государства.

В конце XVIII — начале XIX века, в период бурного развития промышленного производства и появления большого количества частных крупных, средних и мелких предприятий, возникло новое направление в развитии экономической мысли — направление, которое позже будет названо классическим. Родоначальники классической теории утверждали, что богатство создается в процессе производства. При этом государство должно заниматься регулированием экономики, но только в качестве ограничителя неэффективного производства. Оно обязано обеспечить свободу торговли во внешнеэкономической сфере, чтобы, используя сравнительные преимущества и устранив тарифы и другие барьеры на пути торговли между странами, обеспечить получение максимального эффекта от международного разделения труда. Классическая теория изучала мотивацию субъектов рынка на микроуровне, считая, что богатство государства определяется эффективностью деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, которая, в свою очередь, зависит от степени их самостоятельности и свободы принятия решений.

Несмотря на принципиальные различия, обе теории рассматривали конкурентоспособность относительно конкретных стран, оценивая выгоды от внешней торговли преимущественно на макроуровне.

Впервые международная конкурентоспособность на уровне предприятий и отраслей была рассмотрена М. Портером. Он утверждает, что основной единицей конкуренции является отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой. Задачей государства является такое воздействие на основные факторы конкурентного преимущества, которое способствовало бы усилению конкуренции, а, следовательно, подталкивало бы фирмы к совершенствованию своих конкурентных стратегий, повышению конкурентоспособности и выходу на внешние рынки. Успешное функционирование фирм на внешних рынках обеспечивает и конкурентоспособность страны в этих отраслях, формирует ее специализацию в международных масштабах.

Международными организациями, проводящими оценку уровня конкурентоспособности стран, учитываются все существующие теоретические подходы в области международной торговли. Поэтому в качестве критериев используются как показатели, характеризующие страну в целом (кредитно-финансовая система, внутренний экономический потенциал, государственное регулирование), так и показатели, характеризующие деятельность отдельных отраслей (организационная структура, система управления, научно-технический потенциал).

Конкурентоспособность национальной экономики зависит от уровня экономического развития страны. Под уровнем экономического развития понимается степень развития производительных сил страны и мера потребления ее населением материальных благ и социальных услуг. Изучая экономическое состояние различных стран, М. Портер сделал следующие выводы:

1) экономическое процветание зависит от эффективности использования национальных ресурсов;

2) уровень и темп роста эффективности определяется набором отраслей и сегментов, в которых национальные фирмы могут успешно конкурировать и уровнем конкурентоспособности, достигнутым в них на определенном отрезке времени;

3) экономика развивается благодаря укреплению ее позиций на мировом рынке посредством достижения более высоких уровней конкурентоспособности в существующих отраслях и развитию новых, высокоэффективных отраслей и сегментов, способных добиваться успеха в конкурентной борьбе;

4) одним из условий успеха является международная торговля, так как экспорт продукции высокоэффективных отраслей позволяет импортировать продукцию, производство которой в стране малоэффективно. Наличие благоприятных возможностей для развития торговли — одно из основополагающих условий экономического роста;

5) важную роль играют прямые иностранные инвестиции, позволяющие перенести за границу менее эффективные отрасли или облегчить проникновение высокопроизводительных отраслей на рынки других стран;

6) развитие всемирной конкуренции приводит к возрастанию значения конкурентоспособного сектора экономики для процветания страны.

М. Портер определяет уровень экономического развития страны в зависимости от стадии конкуренции, которая, в свою очередь, отличается специфическими источниками достижения конкурентоспособности на мировом рынке, а также видами и степенью развития успешно функционирующих отраслей и кластеров.

По этому признаку можно выделить четыре основные стадии конкурентоспособности и экономического роста национальной экономики:

1. Конкуренция на основе факторов производства. Практически все национальные отрасли, действующие на мировом рынке, достигают конкурентного преимущества только за счет основных факторов производства (природных ресурсов, благоприятных условий для сельскохозяйственного производства, избыточной или дешевой рабочей силы). Внутренняя конкуренция ведется почти исключительно ценовыми методами. Экономика страны весьма чувствительна к экономическим кризисам и изменению валютных курсов. Для страны характерна протекционистская и импортозамещающая политика (многие развивающиеся страны, Россия, Беларусь).

2. Конкуренция на основе инвестиций. Конкурентное преимущество основано на готовности и способности национальных фирм к активному инвестированию. Приобретается и совершенствуется иностранное оборудование и технологии, совершенствуется инфраструктура, развиваются прямые контакты с внешним миром. Усиливается внутренняя конкуренция, возрастает роль образования и квалификации персонала. Фирмы легко идут на риск. Экономика страны по-прежнему неустойчива. Важное условие эффективного экономического развития на этой стадии — правильная экономическая политика государства, направленная на укрепление конкурентных преимуществ страны (Корея, Бразилия, Тайвань).

3. Конкуренция на основе нововведений. Характеризуется наличием всех составляющих национального ромба конкурентных преимуществ, при этом происходит их взаимное усиление. Растет круг сегментов на мировом рынке, где успешно конкурируют национальные фирмы. Фирмы разрабатывают глобальные стратегии, начинается перенос производств за границу, наблюдается рост заграничных прямых иностранных инвестиций. Конкуренция ведется преимущественно неценовыми методами. Укрепляются позиции национальных фирм в сфере услуг. Экономика малочувствительна к кризисам, в том числе и за счет антикризисных стратегий ТНК. Государственное регулирование в основном косвенное (Япония, Германия, Швеция).

4. Конкуренция на основе богатства. Обычно эта стадия развития сопровождается спадом производства. Движущая сила экономики — уже достигнутое изобилие. Ослабление соперничества между фирмами, страх перед риском, падение уровня образования, снижение объемов инвестиций — все это приводит к ухудшению конкурентных позиций предприятий как на внутренних, так и на внешних рынках. Расчет число слияний и приобретений фирм, происходит возврат к ценовой конкуренции. Снижается количество нововведений в отраслях, могут распадаться кластеры (Великобритания, США).

Страны могут проходить последовательно все четыре стадии, а могут пропускать какие-то из них, возвращаться с четвертой стадии на любую их предыдущих.

М. Портер выделяет основные факторы, влияющие на конкурентоспособность страны на мировых рынках, и описывает механизм их воздействия на позиции страны в тех или иных отраслях. В соответствии с его теорией, существует четыре основополагающих фактора: параметры факторов, параметры спроса, родственные и поддерживающие отрасли, структура и соперничество фирм.

Эти детерминанты, каждый в отдельности и все вместе как система, создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы данной среды. Страна добивается успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда в этих странах развивается наиболее динамично. Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях и их сегментах, где компоненты национального «ромба» взаимно усиливаются.

Параметры факторов. Каждая страна в той или иной степени обладает факторами производства, необходимыми для деятельности фирм в любой отрасли. В отношении факторов следует изучать следующие характеристики:

1) наличие тех или иных факторов. Все факторы принято делить на:

- людские ресурсы, которые характеризуются количеством, квалификацией и стоимостью рабочей силы;

- физические ресурсы, которые определяются количеством, качеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнергии. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение;

- ресурс знаний, т.е. совокупность научной, технической и коммерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских организациях, литературе и. т.п.;

- денежные ресурсы, характеризующиеся количеством и стоимостью капитала;

- инфраструктура, включающая транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, систему здравоохранения и т.п.

2) иерархию факторов. Все факторы подразделяются на основные (природные ресурсы) и развитые (высококвалифицированная рабочая сила), общие (применяются во многих отраслях) и специализированные (необходимые для развития отдельной отрасли). Наиболее долговременную основу для формирования конкурентного преимущества дают развитые и специализированные факторы.

3) создание факторов. Факторы возникают естественным образом или создаются искусственно. Все факторы, способствующие достижению конкурентных преимуществ более высокого уровня, являются искусственными. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых им наилучшим образом удается создавать и совершенствовать необходимые факторы.

Параметры спроса. Спрос характеризуется структурой, объемом и характером роста, степенью интернационализации. Благоприятные условия для фирмы складываются, если:

1) спрос в стране базирования возникает раньше, чем в других странах, и при этом покупатели весьма требовательны;

2) внутренний рынок велик, но быстро насыщается, однако есть спрос на товар за рубежом;

3) есть внутренние покупатели, способствующие развитию спроса за рубежом (туристы), а также, если есть возможность влиять на запросы зарубежных потребителей (иностранные студенты).

Родственные и поддерживающие отрасли. Родственными называются такие отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодополняющими продуктами, например, компьютеры и программное обеспечение. При наличии в стране родственных отраслей промышленности, способных конкурировать на мировом рынке, открывается доступ ук обмену информацией и техническому взаимодействию. Географическая близость и культурное родство обусловливают более эффективный взаимообмен, чем с иностранными фирмами. Поддерживающие отрасли — это те из них, которые являются поставщиками деталей, и комплектующих. При наличии конкурентоспособных отраслей-поставщиков возможен эффективный и быстрый доступ к дорогостоящим ресурсам; координация поставщиков на внутреннем рынке; оказание содействия процессу нововведений.

Стратегия, структура и соперничество фирм. Фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и цели. Национальные особенности влияют на управление фирмами и форму конкуренции между ними. В Италии многие фирмы, успешно работающие на внешнем рынке, являются малыми семейными предприятиями. В Германии чаще встречаются крупные компании с иерархической структурой управления. Таким образом, национальные особенности в значительной степени влияют на позиции фирм при ориентации на глобальную конкуренцию. Сильное соперничество на внутреннем рынке имеет особое значение для достижения конкурентоспособности на внешнем рынке, потому что:

1) сильная внутренняя конкуренция дает толчок к совершенствованию;

2) внутренняя конкуренция «выталкивает» национальные фирмы на внешний рынок;

3) интенсивная внутренняя конкуренция подготавливает фирмы к международной конкуренции.

Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияние на все четыре детерминанта конкурентного преимущества:

- на параметры факторов — через субсидии, политику в отношении рынка капитала и др.;

- на параметры спроса — путем установления различных стандартов и осуществления государственных закупок;

- на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщиков — посредством контроля над средствами рекламы или регулирования развития инфраструктуры;

- на стратегию фирм, их структуру и соперничество — через свою налоговую политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и деятельности рынка ценных бумаг.

Правительство не может создавать конкурентоспособность отрасли, это могут делать только сами компании. Влияние правительства только тогда способствует успеху, если его действия совпадают с направлениями развития основных детерминант. Роль правительства скорее косвенная, чем прямая.

Проведение политики, направленной на статические, краткосрочные преимущества в стоимости, вредящей обновлению и динамическому развитию, представляет собой наиболее часто встречающуюся и самую серьезную ошибку экономической политики правительства.

Существуют некоторые простые, основополагающие принципы, которым должны следовать правительства для оказания позитивного воздействия на конкурентоспособность страны: необходимо поощрять изменения, способствовать внутренней конкуренции и стимулировать инновации. Основные задачи правительства заключаются в следующем:

- создание условий для развития специализированных факторов производства (например, поощрение специализированных программ обучения, финансирование научных разработок);

- проведение политики невмешательства в развитие рынка факторов производства и валютного рынка;

- формирование жестких стандартов в области безопасности товаров и охраны окружающей среды;

- проведение сильной внутренней антимонопольной политики;

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- постепенный отказ от прямого регулирования торговых отношений.

Случай — это событие, которое имеет мало общего с условиями развития в стране и на которое часто не могут влиять ни фирмы, ни национальные правительства. По мнению М. Портера, к ним относятся:

- изобретательство;

- крупные технологические достижения (биотехнология, микроэлектроника);

- резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной кризис);

- значительные изменения на мировых финансовых рынках или изменения обменных курсов;

- резкое повышение мирового или местного спроса;

- политические решения зарубежных правительств;

- войны.

Случайные события важны потому, что они влияют на позиции конкурирующих фирм. В результате этих событий могут быть сведены на нет преимущества старых конкурентов и создан потенциал для новых фирм, которые достигли достаточного уровня конкурентоспособности в новых условиях. Так, например, производство одежды в Сингапуре стало развиваться после того, как западные страны ввели квоты на импорт данной продукции из Гонконга и Японии.

В то время как случай может способствовать изменению уровня конкурентоспособности в отрасли, национальные особенности влияют на то, каким образом страна сумеет этот случай использовать (например, послевоенные успехи проигравших во второй мировой войне стран — Германии, Японии и Италии).

Основной структурной единицей, субъектом бизнес деятельности является фирма. Фирма – это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Она представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц. Деятельность фирмы сознательно координируется для достижения общих целей. В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правилами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Фирма – сложное экономическое явление. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:

Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу.

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности.

Бихевиористская теория фирмы исходит из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрирует внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений.

Все фирмы имеют следующие характеристики:

Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.

Зависимость от внешней среды. Фирма зависит от внешнего мира по отношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие ”внешняя среда” включает в себя экономические условия, поставщиков, законодательство, систему общественных ценностей, технику, технологию и т.д.

Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Горизонтальное - разделение всей работы на составляющие компоненты. Осуществляется в больших фирмах путем образования подразделений, выполняющих специфические, конкретные задания.

Вертикальное - отделяет работу по координированию действий от самих действий.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления: низший - менеджеры, имеющие в своем подчинении работников-исполнителей; средний - руководители деятельностью подразделений, филиалов, руководителей вспомогательных и обслуживающих производств; высший - администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство фирмой.

Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей для достижения целей, выполнения задач, координируется путем вертикального разделения труда. Деятельность по координированию деятельности других людей составляет сущность управления.

Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна.

Функции фирмы: концентрация и использование ресурсов, организация производства, сбытовая деятельность, получение прибыли и несение риска, накопление опыта.

Совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товаpы и/или услуги, производимые данной фирмой, называется ее фундаментальной рыночной нишей.

Теория исходит из того, что рыночную нишу имеет каждая фирма. Фундаментальные ниши обычно широки и при отсутствии конкурентов фирма может занимать всю фундаментальную нишу.

При появлении конкурентов ситуация резко меняется.

Большие размеры фундаментальных ниш превращают в конкурентов даже производителей достаточно несхожих товаров. То есть конкурируют все продукты, которые в принципе могут быть использованы для одних и тех же целей. В результате фирма теряет часть фундаментальной ниши, но за ней остаются ее отдельные рыночные сегменты, т.н. реализованная ниша. Реализованной нишей называется часть фундаментальной ниши фирмы, которую ей удается удержать в борьбе с конкурирующими предприятиями.

Фирма - это реально существующее, но преходящее и “смертное” образование, которое функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут “сжиматься” и “растягиваться” в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).

При внимательном рассмотрении поведения “долгоживущей” фирмы можно заметить, что процессы, в ней протекающие, развиваются циклически.

Жизненный цикл фирмы состоит из следующих фаз: 1) возникновение, 2) становление, 3) развитие и 4) умирание (или переход в новое качество).

Существует теория жизненных циклов предприятий, согласно которой выделяется три стадии этого цикла:

Первая стадия: Характеризуется активной экспансией, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков.

Вторая стадия: Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план.

Третья стадия: Происходит снижение объемов продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Нерешение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.

Даже самые успешные фирмы, “живущие” долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их “жизни”. Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).

Факторы, влияющие на средний срок жизни экономической организации (фирмы). Первый, уже отмеченный нами, - размер фирмы. Далее - отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и проч.) и многие другие.

Необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка” или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.

Возможности развития в организационном плане предоставляются самые разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество “этажей” управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

Стадия отмирания организации не является необратимой. Это связано в первую очередь с тем, что в данной фазе имеется организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное качество, но не сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса.

Речь идет о реструктуризации компаний, оказавшихся в кризисном состоянии. В результате сильных и направленных действий фирмы могут пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических субъектов, но достигается это большой ценой (уменьшение размеров бизнеса компаний, болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и суверенитета и проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере, в качестве самостоятельного участника рынка.

Конкурентоспособность является характеристикой относительной, динамичной, зависит от конъюнктуры рынка и поэтому анализ должен проводится постоянно и комплексно с привлечением как можно больше числа показателей.

Для оценки конкурентоспособности используют следующие методы:

1) Экспертный метод определения показателей, который основан на учете мнений группы специалистов-экспертов. Оценку конкурентоспособности хозяйствующего субъекта производит экспертная комиссия, в состав которой могут входить экономисты, товароведы, работники отдела сбыта. Этот метод в настоящее время находит широкое применение в практике оценки уровня конкурентоспособности, поскольку может применяться в условиях ограниченного доступа к информации. Одной из разновидностей экспертного метода является оценка конкурентоспособности с помощью Контрольного листа для анализа силы и слабости хозяйствующего субъекта в конкурентной борьбе, преложенного Американской ассоциацией управления. При оценке учитываются группы показателей, характеризующие финансовое положение хозяйствующего субъекта, его производственную деятельность, организацию и управление, состав рабочей силы, технологический потенциал субъекта хозяйствования, его деятельность в сфере маркетинга. Согласно методике, эти показатели необходимо оценивать либо в баллах, либо словесной характеристикой типа “низкий-высокий”, “хорошо-плохо” для своего хозяйствующего субъекта и для хозяйствующих субъектов-конкурентов. С помощью такого анализа можно детально оценить конкурентоспособность своего хозяйствующего субъекта, а также сопоставить между собой различные производственные подразделения внутри хозяйствующего субъекта по уровню их конкурентоспособности, оценить их слабые и сильные стороны в этой области. Недостаток экспертного метода заключается в его очень высокой субъективности.

2) метод оценки инвестиционной привлекательности. Его можно применять в рамках оценки конкурентоспособности субъекта хозяйствования, так как с точки зрения инвестора наиболее привлекательным для инвестиций будет конкурентоспособный хозяйствующий субъект. Для проведения анализа инвестиционной привлекательности нет необходимости собирать сведения о конкурентах. Оценка осуществляется с помощью системы показателей, для каждого из которых определено оптимальное или нормативное значение. Фактические значения рассчитываются за несколько периодов и затем сравниваются с нормативами. При этом учитывается не только абсолютное значение показателя, но и его динамика. Если есть необходимость рассчитать обобщающий показатель конкурентоспособности, можно перейти к балльной оценке. Для этого необходимо решить, по какой системе будут выставляться баллы, и разработать шкалу оценок для каждого показателя.

3) рейтинговый анализ. Он проводится путем сравнения основных показателей хозяйственной деятельности нескольких субъектов хозяйствования с последующим определением места конкретного хозяйствующего субъекта среди анализируемых. В этом случае для оценки отбираются 3-5 показателей. Например, темпы роста производства (товарооборота); рентабельность; уровень затрат производства (издержек обращения); темпы роста реальной зарплаты; рыночная доля субъекта хозяйствования; темпы роста внешнеторгового оборота; соотношение экспорта и импорта. По каждому показателю определяется место хозяйствующего субъекта; затем рассчитывается общее итоговое, т. е. рейтинговое место. Недостатки данного метода связаны с низкой степенью его объективности (для оценки отбирается малое число показателей, которые не могут полностью характеризовать реальное положение дел на предприятии); а также с тем, что отобранные для оценки показатели не анализируются в динамике.

Для оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов могут также использоваться такие матричные методы, как SPACE, SWOT, матрица МакКинси и др.

Конкурентоспособность продукции - это мера ее привлекательности для потребителя. Привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований. Состав предъявляемых требований, их приоритетность зависит как от вида продукции, так и типа ее потребителя.

Конкурентоспособность как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога. Конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений во времени рыночной конъюнктуры. Проблема конкурентоспособности относится лишь к нестационарному недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии. Конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар. Имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от предыстории, т.е. доли рынка в предыдущий период.

Полностью конкурентоспособной может быть признана только такая продукция, которая обладает различными по своей природе показателями, не уступающими (по крайней мере) соответствующим показателям проданного товара в условиях конкретного рынка. Основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка методами современного маркетинга, что позволит не просто определить некоторый абстрактный "базовый образец", но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка. При приобретении товара потребитель останавливает свой выбор на том образце среди аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. Каждая потребность, независимо от того, относится ли она к сфере производства, или к сфере личного пользования, характеризуется совокупностью параметров, описывающих область ее существования и содержание необходимого полезного эффекта. Для того, чтобы рассматриваемый вид продукции был пригоден для удовлетворения данной потребности и представлял интерес для покупателя, он также должен обладать комплексом соответствующих параметров. Можно считать идеальным случай, когда совокупности параметров товара и параметров потребностей совпадают. Поэтому для изготовления конкурентоспособной продукции продуцент должен стремиться максимально точно прогнозировать потребности потенциального покупателя. Для покупателя товара исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей. При этом в случае наукоемкой продукции покупатель обычно несет затраты как при приобретении товара, так и при его эксплуатации. Общую сумму затрат при анализе конкурентоспособности называют "ценой потребления".

В литературе можно встретить трактовку конкурентоспособности как синонима качества продукции, что является некорректным.

Во-первых, конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие показатели, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не должны, т.е. показатели продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интерес для потребителя. Таким образом, в наиболее общем случае можно утверждать, что потребителя не интересуют условия проектирования, производства и транспортировки товара до поступления его на рынок, а непосредственную ценность представляют лишь потребительские свойства, каким бы путем они ни были достигнуты. Например, если при тех же всех прочих характеристиках изготовителю удалось снизить материалоемкость и трудоемкость производства датчика, то качество данного изделия безусловно возрастет, но привлекательность с точки зрения потребителя не изменится, если не снизятся цена изделия вследствие уменьшения производственных издержек и масса в связи с уменьшением расхода материалов.

Во-вторых, необходимым элементом определения уровня качества продукции является сравнение с базой, выбор которой бывает достаточно проблематичным. Если же говорить о конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным запросами и предпочтениями покупателя, а затем сравнить полученные показатели.

В- третьих, с позиции качества можно сравнивать лишь однородные объекты с точки зрения не только назначения и области применения, но и основных конструктивных и технологических особенностей. С позиций же конкурентоспособности, где за базу берется удовлетворение конкретной потребности, возможно сопоставление и неоднородных образцов, различающихся по элементной базе, принципу функционирования, технологии изготовления, но представляющих различные способы удовлетворения одной и той же потребности. Например, при сравнении датчиков для роботов не имеет значения физический эффект, заложенный в принцип действия устройства, его схема и конструкция, а интересны лишь технические характеристики, цена и т.д.

В- четв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.015 с.)